Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 7 глава
отрасли.
Принято выделять следующие основные методы правового
регулирования:
—императивный —способ (метод) властного воздействия
на участников общественных отношений, основанный на
запретах, обязанностях, наказаниях;
—диспозитивный —метод равноправия сторон, основанный
на дозволениях, т. е. предоставление права на опреде-
ленное поведение, у субъектов отношений есть возмож-
ность относительно самостоятельно выбирать вариант
. поведения;
—поощрительный —метод вознаграждения за определен-
ное поведение, он стимулирует социально полезное, ак-
тивное поведение;
—рекомендательный —метод совета по осуществлению кон-
кретного желательного для общества поведения.
Способы правового регулирования определяются характе-
ром предписаний, зафиксированных в нормах права, управомо-
чивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение пре-
доставляет возможность альтернативного поведения, обязыва-
ние побуждает к активному поведению, а запрет предполагает
воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, пре-
дусмотренную законом.
43. Отрасль права. Краткая характеристика
основных отраслей права в России
Древнеримские юристы различали право частное и публич-
ное. В современной юридической литературе к публичному пра-
ву относят конституционное (государственное), административ-
ное, финансовое, земельное, уголовное и ряд других. Публич-
ное право регулирует отношения государства с гражданами и
другими субъектами права.
Систему частного права составляют гражданское, семейное,
трудовое право. В сфере частного права господствуют личные
интересы граждан и частных объединений.
Такое деление права является необходимой предпосылкой
для установления предела вторжения государственных интере-
сов в сферу частного права.
Наряду с частным и публичным правом в системе права вы-
деляют материальные и процессуальные отрасли права.
Материальные отрасли —конституционное, административ-
ное, уголовное, трудовое, семейное и другие —регулируют пра-
ва и обязанности субъектов.
Процессуальные отрасли —уголовно-процессуальное, граж-
данско-процессуальное —устанавливают порядок рассмотре-
ния уголовных и гражданских дел.
Связь материальных и процессуальных отраслей права явля-
ется взаимной и двусторонней: материальные отрасли определя-
ют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основа-
ния возникновения процессуальных отношений; процессуаль-
ные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных
ситуаций, возникающих при реализации норм материальных
отраслей права.
В системе права Российской Федерации специализация ма-
териальных и процессуальных отраслей имеет всеобщий харак-
тер. Нормы уголовного права применяются в форме уголовного
процесса, гражданский процесс тесно связан с другими матери-
альными отраслями. Конкретные связи между гражданским
процессуальным правом и отдельными материальными отрас-
лями различны и зависят от того, какая часть норм может при-
меняться в форме гражданского процесса. В гражданском тру-
довом, семейном праве гражданский процесс преобладает над
иными формами разрешения конфликтов. Государственное, ад-
министративное и финансовое право, напротив, допускает ис-
пользование гражданского процесса в ограниченных пределах.
Дать характеристику отраслей права —это значит рассмот-
реть конкретный предмет и доминирующий метод правового
регулирования.
Система права Российской Федерации состоит из следую-
щих отраслей.
1. Конституционное (государственное) право —отрасль
права, нормы которого закрепляют основы государствен-
ного и общественного строя, порядок формрования ор-
ганов государственной власти и управления, основные
права, свободы и обязанности граждан.
2. Административное право —отрасль права, которое регу-
лирует отношения, складывающиеся в процессе государ-
ственного управления.
3. Финансовое право представляет собой совокупность
норм, регулирующих отношения по накоплению и рас-
пределению государственных финансов.
4. Земельное право объединяет нормы, которые регулиру-
ют отношения, складывающиеся по поводу владения,
пользования, распоряжения землей.
5. Гражданское право объединяет нормы, которые регули-
руют имущественные и некоторые личные неимуществен-
ные отношения.
6. Трудовое право представляет собой систему норм, кото-
рые регулируют трудовые отношения рабочих и служа-
щих с предприятиями, организациями.
7. Семейное право —это система норм, регулирующих
брачно-семейные отношения, связанные со вступлени-
ем в брак, его прекращением, алиментированием и усы-
новлением.
8. Уголовное право —это отрасль права, которое регулирует
общественные отношения, возникающие в связи с совер-
шением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом.
9. Уголовно-исполнительное право —это пенитенциарная
отрасль права, нормы которого регулируют условия и по-
рядок отбывания наказаний.
10. Уголовно-процессуальное право составляют нормы, ре-
гулирующие порядок производства по уголовным делам.
11. Гражданско-процессуальное право устанавливает поря-
док судебного разбирательства и других процессуальных
действий по гражданским делам.
Обособленное место в системе права занимает международ-
ное право —частное и публичное. Эта отрасль не входит в систе-
му внутригосударственного права, так как устанавливается не
отдельным государством, а соглашениям разных государств и
регулирует их взаимоотношения.
Различные отрасли права находятся на разных ступенях раз-
вития: объем общественных отношений у одних увеличивается,
у других сужается. Постепенно формируются предприниматель-
ское, банковское, жилищное, конституционно-процессуальное
право и др.
44. Институт права: понятие и виды
Институт права выступает составной частью отрасли права и
представляет собой обособившуюся в рамках одной или нескольких
отраслей права упорядоченную совокупность правовых норм, регу-
лирующих конкретный вид (группу) общественных отношений.
В отличие от отрасли права, которая регламентирует род об-
щественных отношений, правовой институт упорядочивает со-
ответствующий их вид или отдельные стороны и особенности этих
общественных отношений. Институт права обеспечивает более
эффективный поиск тех правовых норм, которые относятся не-
посредственно к предмету регулирования. В качестве примера
можно назвать институт гражданства в государственном праве,
институт договора купли-продажи в гражданском праве, инсти-
тут ответственности должностных лиц в администратвном праве,
институт ответственности за преступления против личности в
уголовном праве и т. д. Все они тесно взаимосвязаны и взаимо-
действуют между собой как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Для правового института характерны определенные свой-
ства, в силу которых институт права выполняет присущие толь-
ко ему функции и эффективно взаимодействует с другими эле-
ментами системы права. Это:
—единство содержания правового института, выражающе-
ся в общих положениях, правовых принципах, в совокуп-
ности специальных правовых понятий, а также в право-
вом режиме регулирования. Другими словами, речь идет
о юридическом единстве правовых норм;
—внутренняя обособленность юридических норм, регла-
ментирующих относительно самостоятельный однород-
ный вид общественных отношений или их отдельные сто-
роны, особенности (например, отношения, связанные с
заключением трудового договора, установлением и вып-
латой заработной платы в сфере трудовых отношений);
—обособление образующих правовой институт норм в гла-
вах, разделах, частях и других структурных звеньях нор-
мативно-правовых актов;
—полнота регулирования определенной группы обще-
ственных отношений, которая обеспечивается всей со-
вокупностью дефинитивных, управомочивающих, обязы-
вающих, запрещающих и других видов норм права, вхо-
дящих в правовой институт.
Выделяют несколько видов правовых институтов. Во-пер-
вых, по отрасли права: гражданские, уголовные, финансовые,
административные, семейные и др. Во-вторых, по сфере рас-
пространения: отраслевые, состоящие из норм одной конкрет-
ной отрасли права (институт залога —предмет регулирования
гражданского права, институт заключения брака —семейного
права); межотраслевые (смешанные), объединяющие нормы
различных отраслей права (институт собственности является
предметом регулирования конституционного, гражданского, се-
мейного и других отраслей права). В-третьих, по характеру со-
держащихся предписаний они делятся на охранительные, охва-
тывающие правовые нормы, направленные на обеспечение за-
конности, правопорядка, прав и свобод граждан (институт
привлечения к уголовной ответственности в уголовном праве);
функциональные, включающие нормы права, которые регламен-
тируют порядок решения отдельных вопросов правового харак-
тера (институт искового производства в Гражданско-процессу-
альном кодексе РФ); общие институты, состоящие из юриди-
ческих норм, закрепляющих общие положения (например,
раздел 1 Трудового кодекса РФ ≪Общие положения≫). В-четвер-
том, в зависимости от структуры (элементного состава) право-
вого института выделяют: простой институт права, не содержа-
щий никакихдругих структурных подразделений (институт пре-
кращения брака в семейном праве); сложный (комплексный)
институт, охватывающий значительный по объему круг право-
вых норм, состоящий из более мелких самостоятельных элемен-
тов, образований (субинститутов).
Субинститут права —составная часть определенного право-
вого института, представляющая собой совокупность юриди-
ческих норм, регулирующих конкретную разновидность обще-
ственных отношений. Например, в семейном праве правовой
институт алиментных обязательств подразделяется на следую-
щие субинституты: алиментные обязательства родителей и де-
тей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, али-
ментные обязательства других членов семьи.
45. Частное и публичное право
В системе права в соответствии с целью и социальным на-
значением правовых норм выделяют два крупных блока —част-
ное и публичное право.
Частное право включает нормы, регламентирующие отно-
шения и защищающие частные интересы граждан и негосудар-
ственных объединений. К частному праву относятся отрасли
гражданского права, трудовое, предпринимательское, авторское,
жилищное, семейное право. Сердцевиной частного права вы-
ступает гражданское право. В правовой системе России идет про-
цесс формирования таких отраслей частного права, как медицин-
ское, образовательное право, право наследуемого пожизненного
владения, интеллектуальной собственности и другие. Особенно-
стью частного права, как видим, является его направленность на
человека, утверждение и реализацию его конституционных прав.
Публичное право составляют нормы, регулирующие отно-
шения государства, его органов с гражданами и другими субъек-
тами права и обеспечивающие общественно значимые (публич-
ные) интересы. В системе публичного права выделяют следую-
щие отрасли: конституционное право, административное,
финансовое, военное, уголовное право, гражданское процессу-
альное право, уголовно-процессуальное право и т. д. Публичное
право выражает государственные, межгосударственные и обще-
ственные отношения.
В современной юридической литературе рассматриваются
следующие критерии различения публичного и частного права:
1) интерес. Публичное право ориентируется на удовлетво-
рение общественных, государственных интересов. Част-
ное —на удовлетворение личных, частных и корпоратив-
ных интересов.
2) предмет правового регулирования. Для публичного права
таковым выступает устройство и функционирование госу-
дарства и его институтов; основные институты гражданс-
кого общества; основы правовой системы, правотворче-
ства и правоприменения; принципы, нормы и институты
межгосударственных и международных организаций. Ча-
стное право регулирует имущественно-стоимостные от-
ношения и личные неимущественные отношения, кото-
рые возникают по поводу духовных благ и связаны с лич-
ностью их участников.
3) метод правового регулирования. В публичном праве госу-
дарственные органы могут предписывать субъектам пра-
ва определенные варианты поведения, требовать их ис-
полнения, неукоснительного соблюдения действующе-
го законодательства, применять меры государственного
принуждения к нарушителям. Граждане могут обжало-
вать принимаемые государственными органами решения.
Но, если они вступили в законную силу, то гражданин
обязан выполнить эти решения (метод субординации).
В частном праве действует метод координации. Все от-
ношения строятся на принципах равноправия субъектов
права. Они возникают, изменяются и прекращаются по
их волеизъявлению. В частном праве личность выступа-
ет равноправным партнером государства.
4) субъективный состав. Публичное право регулирует отноше-
ния частных лиц с государством, а также между государ-
ственными органами. Нормы частного права регулируют
отношения между собой частных лиц (физических и юри-
дических), не обладающих властными полномочиями.
Как видим, публичное право —это область власти и подчи-
нения, частное право —область свободы и частной инициати-
вы. Однако частное право не может существовать без публично-
го, так как оно опирается на публичное право, охраняется и за-
щищается им.
Следовательно, между частным и публичным правом суще-
ствует тесная взаимосвязь. Разграничение же их в системе права
в определенной степени условно и является необходимой пред-
посылкой для установления границ сферы частного права, ко-
торые обеспечивают защиту прав и интересов граждан и их объ-
единений от вмешательства государственных интересов.
46. Материальное и процессуальное право
На каждом этапе развития общества государство устанавли-
вает правовые нормы, которые регулируют общественные отно-
шения в соответствии с задачами и функциями самого государ-
ства. Одновременно государство определяет и формы осуществ-
ления правовых норм, что необходимо для регулирования
деятельности различных субъектов, применяющих и исполня-
ющих эти нормы. В результате возникают процессуальные пра-
вовые нормы, которые имеют субъективный характер, служат
формой реализации и проявления норм материального права.
Материальное и процессуальное право соотносятся как со-
держание и форма.
Нормы материального права прямо влияют на определен-
ную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляя
исходные права и обязанности субъектов права в данной сфере,
обеспечивают регулятивные и охранительные функции права.
К отраслям материального права относятся конституцион-
ное, гражданское, административное, трудовое, финансовое,
уголовное, экологическое, земельное и семейное право.
Нормы материального права (и соответствующие отрасли)
закрепляют правовое положение лиц и имущества, отношения
собственности и другие неимущественные отношения, опреде-
ляют структуру, компетенцию и порядок деятельности различно-
го рода государственных органов, учреждений, устанавливают ос-
нования и пределы ответственности за правонарушения и т. д.
Материальное право имеет свои, присущие ему процессу-
альные формы. Оно устанавливает условия и основания возник-
новения процессуального права. Процессуальные нормы (ин-
статуты, подотрасли, отрасли) регулируют общественные отно-
шения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей
права, определяют права и обязанности субъектов процессуаль-
но-правовых отношений, закрепляют порядок и процедуры при-
менения норм материального права.
В группу отраслей процессуального права входят граждан-
ское процессуальное право, уголовное процессуальное право,
исправительно-трудовое право. Идет процесс становления та-
ких отраслей процессуального права, как административно-про-
цессуальное и конституционно-процессуальное.
Так, гражданско-процессуальное право содержит нормы,
определяющие порядок рассмотрения судами гражданских, тру-
довых и семейных споров, регламентирующие ход судебного
разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного
решения, закрепляющие правовое положение участников граж-
данского процесса.
Уголовно-процессуальное право составляют нормы, которые
регулируют деятельность органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры, суда по расследованию и рассмотре-
нию уголовных дел, их взаимоотношения с гражданами и между
собой в ходе следствия и судебного разбирательства. Уголовно-
процессуальное право определяет цели и задачи уголовного су-
допроизводства, права и обязанности участников уголовного
процесса.
Исправительно-трудовое право —это совокупность норм,
определяющих порядок и условия отбывания наказания и из-
менения мер исправительно-трудового воздействия к лицам,
осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке и исправи-
тельным работам. Исправительно-трудовое право включает так-
же нормы, которые устанавливают порядокдеятельности учреж-
дений и органов, исполняющих приговоры к этим видам нака-
зания; регулируют вопросы, связанные с формами участия
общественности в исправлении и перевоспитании осужденных
и т. д.
Процессуальные отрасли отражают формы и методы осуще-
ствления материальных норм, содержащихся в непроцессуаль-
ных отраслях, устанавливают порядок рассмотрения уголовных
и гражданских дел, разрешения конфликтных ситуаций. Необ-
ходимым условием эффективного действия всего права и реали-
зации его регулятивной функции являются тесная связь и соче-
тание материального и процессуального права.
47. Соотношение системы права
и системы законодательства
Система права и система законодательства выступают как
два основополагающих момента права. Они соотносятся между
собой как содержание и форма. Содержание находит свое выра-
жение в форме, которая выступает способом существования и
выражения содержания.
Система права —это внутренняя структура права, состоя-
щая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая
характеру регулируемых им общественных отношений. Разви-
тие и совершенствование общественных процессов сопровож-
дается преобразованием и обновлением структуры сложившей-
ся системы права.
Система законодательства —это внешняя форма права. Она
имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференци-
рованной системе нормативно-правовых актов, их структурных
подразделений и основана на принципах субординации и ско-
ординированности ее структурных компонентов.
Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны
между собой, не существуют друг без друга.
Так, система права служит основой систематизации норма-
тивных актов и требует, чтобы источники права классифициро-
вались по отраслевому критерию. Потому отраслевая структура
действующего законодательства в целом соответствует отрасле-
вой структуре права (например, уголовное право и соответству-
ющее уголовное законодательство).
Но, так как законодательство непосредственно связано с со-
циальной практикой, оно более эффективно, чем система права,
реагирует на изменения в жизни общества. В результате право-
творческий процесс выходит за рамки отраслей системы права, а
значит, структура законодательства кроме отраслей законодатель-
ства, совпадающих с отраслями системы права, включает отрас-
ли, которые не совпадают с определенными отраслями права и
имеют комплексный характер (например: законодательство об
охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяй-
стве; нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы
с преступностью, проблемы информатизации и пр.).
Следует отметить, что некоторые отрасли права еще не име-
ют в системе законодательства строго определенной отрасли
законодательства. Речь идет, в частности, об аграрном праве.
Нормы аграрного права находятся и в Конституции РФ, провоз-
гласившей право частной собственности на землю, и в актах,
регулирующих государственную поддержку фермеров (бюджет-
но-финансовое законодательство), и в типовых договорах на арен-
ду земельных участков (гражданское законодательство) и т. п.
Система права и система законодательства обладают отно-
сительной самостоятельностью, что обусловлено существующи-
ми между ними различиями.
Во-первых, первичным элементом системы права является
норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Пер-
вичный элемент системы законодательства —статья норматив-
но-правового акта, которая может и не содержать все три струк-
турных элемента правовой нормы.
Bo-вторых, система права является содержанием, а система
законодательства —формой права.
В-третьих, система права носит объективный характер и
зависит от реально существующих общественных отношений. В
формировании системы законодательства большая роль отво-
дится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность
законодательства обусловлена потребностями правовой практи-
ки, необходимостью учитывать в правотворческой деятельности
особенности отдельных подразделений права, своеобразие их
соотношения друг с другом.
В-четвертых, система права имеет первичный характер, а
система законодательства —производный. Это значит, что сис-
тема права выступает объективной основой для различных форм
правоустановительной деятельности и систематизации резуль-
татов этой деятельности, а также базой для упорядочения зако-
нодательства.
В-пятых, система права имеет только горизонтальное (от-
раслевое) строение. Система законодательства строится в соот-
ветствии с юридической силой нормативно-правовых актов,
компетенций издающего их органа (вертикальное строение).
Так, в РФ в соответствии с ее национально-государственным ус-
тройством ведется федеральное и законодательство субъектов
Федерации.
В то же время на каждом из указанных уровней выделяют
два субординационных среза законодательства: акты высших
органов законодательной власти и акты высших органов госу-
дарственного управления.
В-шестых, система права и система законодательства раз-
личаются по объему содержащегося в них материала. Так, зако-
нодательство включает в свое содержание кроме формулировок
норм положения, которые нельзя отнести к праву. Это различ-
ные программные положения, указания на цели издания актов,
преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.
Однако законодательство не охватывает всего разнообразия
нормативности. Дело в том, что помимо законодательства пра-
во оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных до-
говорах, и в юридических прецедентах.
В-седьмых, система права отличается большой структурной
стабильностью. В ней не может быть комплексных структурных
образований, так как каждая отрасль права объединяет такие пра-
вовые нормы, которые регулируют качественно определенный вид
общественных отношений. В системе законодательства встре-
чаются различные комплексные структуры. Это объясняется
тем, что у нормативно-правового акта нет единого предмета и
метода правового регулирования, отсюда возникает потребность
урегулировать одним или несколькими нормативно-правовы-
ми актами не один вид общественных отношений, а целую со-
вокупность разнородных отношений, действующих в опреде-
ленной сфере: транспортном обслуживании, оборонной деятель-
ности государства.
В-восьмых, система права формируется для всестороннего
регулирования общественных отношений. Система законода-
тельства складывается для наиболее эффективного использова-
ния правовых норм в социальном управлении.
ГЛАВА 6. НОРМЫ ПРАВА
48. Социальные и технические нормы.
Их особенности и взаимодействие
В различных сферах жизни общества действуют самые раз-
нообразные правила, которые призваны обеспечить согласован-
ное взаимодействие людей, социальных групп, их организаций
с целью удовлетворения насущных потребностей, упорядочить
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|