Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 4 глава
дически запрещенного и предписанного) поведения субъектов
права.
25. Основные теории правопонимания
Современные теории права не содержат единого понима-
ния сущности права, что обусловливается такими факторами,
как сложность права, многообразие его проявлений в обществе,
влияние на процессы познания сущности права правовой идео-
логии и классовой борьбы, наличие различных исходных фило-
софских и методологических оснований.
Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли
являются трактовки права, данные представителями естествен-
ной, психологической, исторической,позитивистской,социо-
логической теорий права, философией права и марксизмом.
Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Мон-
тескье и др.), в обществе существует два права: естественное и
благоприобретенное. Естественное право принадлежит челове-
ку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную сво-
боду, частную собственность, право быть счастливым.
Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягатель-
ство на них других лиц, в том числе и государства, является пра-
вонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные
права устанавливаются государством в форме законов и иных
нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат есте-
ственные права человека. Закон признается правовым постоль-
ку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует ес-
тественные права человека. Несправедливый закон не создает
право —таков основополагающий принцип данной теории.
Два вида права признают и представители психологической
теории права, основоположником которой является россий-
ский правовед Л. И. Петражицкий. Согласно этой теории, пра-
во представляет психическую деятельность человека, его право-
вые, ≪императивно-атрибутивные≫ эмоции, чувства, оценки, пе-
реживания. Человек чувствует свою волю связанной притязани-
ями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной
обязанности. Именно такие психологические переживания оп-
ределяют конкретные акты поведения человека и выступают его
действительным, реальным правом.
В обществе существует также официальное право, установ-
ленное государством в виде законов и иных нормативно-право-
вых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека,
на процессы формирования его воли. Тем не менее они не всегда
доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. После-
дний может принимать во внимание иные социальные нормы и
действовать вопреки установлениям официального права. По-
этому действующее в обществе право значительно шире уста-
новленных государством нормативных предписаний и включа-
ет в себя всю совокупность психических переживаний человека,
и не только его.
В позитивистской теории правом признаются только пра-
вила должного поведения, устанавливаемые законом и иными
нормативно-правовыми актами, принимаемыми гоударствен-
ными органами. ≪Закон есть закон≫, его нужно исполнять в лю-
бом случае, независимо от психологических переживаний чело-
века и его естественных прав.
Требование законности, т. е. неукоснительного исполнения
действующих нормативно-правовых актов, относится ко всем
без исключения государственным органам, должностным ли-
цам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотноше-
ний. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных
нормативно-правовых актов, применяются меры государствен-
ного принуждения.
Представители этой теории весьма негативно относятся ко
всем попыткам искать право вне официально установленных
государством нормативно-правовых предписаний.
В отличие от позитивистов представители исторической
школы (Савиньи, Пухта и др.) понимали право как продукт на-
родного духа, сознания народа, который живет и проявляется
во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык,
представляет собой неотъемлемый компонент народа или на-
ции и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал
Савиньи, наблюдаются та же независимость от случайности и
свободного выбора со стороны отдельных лиц, т. е. то же проис-
хождение из деятельности общего народного духа, действующего в
отдельных лицах. Толко здесь все это более наглядно и бесспорно,
чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного рас-
крытия народного духа в историческом прцессе. Народный дух
определяет особенности народного правосознания, а оно выли-
вается в нормы права. Наиболее полным и последовательным
источником развития народного духа являются народные обы-
чаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них
народное правосознание выражается постольку, поскольку пра-
вильно воспринимается и последовательно проводится законо-
дателем.
Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении
и закреплении в законах народного духа.
Предствители социологической школы права также полага-
ют, что право не следует искать в законах или психологических
переживаниях личности. Право, по их мнению, —это реальная
жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпри-
нимательской деятельности, во взаимоотношениях работников
и предпринимателей, иныхлиц и социальных групп. При этом
поиск ≪живого≫ права ведется в двух направлениях.
Одни авторы считают, что в обществе существует множество
правовых систем, поскольку государство не в состоянии преду-
смотреть все необходимые для общества и его компонентов нор-
мы права. Каждая коллективная общность людей, будь то
спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация,
может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои
обычаи и традиции, профсоюзы —профсоюзное право, причем
негосударственные правовые системы могут создавать сильную
конкуренцию праву, установленному государством.
Представители другого направления ≪живое≫ право видят в
свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных
дел. Разумное и точное решение юридических казусов представ-
ляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их
абстрактной справедливостью.
Изменения в системе общественных отношений судья осо-
знает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен
выходить за рамки закона, который не соответствует ≪живому≫
праву, действующим в обществе отношениям. По мнению сто-
ронников этого направления, судья сперва выносит решение,
руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает к
принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
Принципиально иную трактовку права, его сущности дают
основоположники марксизма. Рассматривая общество как орга-
нически целостное образование, действующее и развивающее-
ся по объективным, независимым от воли людей законам,
К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различа-
ли право и закон.
Право они понимали как меру свободы членов общества.
Каждый класс в силу особого положения в системе экономичес-
ких отношений общества имеет свою меру свободы, свое право.
Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе
общеобязательных норм, в законе. Такой способностью облада-
ет лишь класс, который экономически и политически господ-
ствует в обществе. С помощью закона этот класс закрепляет соб-
ственные интересы и потребности и пытается их выдать за все-
общее право, за всеобщую меру свободы.
Все ранее существовавшие государства закрепляли и прово-
дили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев,
феодалов, помещиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были
способны по объективным и субъективным причинам взять го-
сударственную власть в свои руки и реализовать свое право в
форме законов. Только пролетариат может осознать свои клас-
совые интересы, объединиться в борьбе за экономические и по-
литические права и взять государственную власть в сво.и руки.
Лишь при этом условии он обеспечит полное и последователь-
ное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского
права в форме законов. Пролетарское право одновременно бу-
дет правом всех трудящихся масс в обществе, т. е. более демок-
ратичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское
право.
Однако пролетарское право по-прежнему не будет всеобщим.
Провозглашенное им равенство в экономической сфере реаль-
но будет осуществлено на более высоком этапе развития обще-
ства, обладающего производительными силами, способными в
полной мере удовлетворить потребности всех своих членов. Но
в таком обществе не будет классов. Соответственно, отпадает
потребность и в государстве, и в присущем ему способе закреп-
ления общеобязательных правил в форме закона или иных нор-
мативно-правовых актов.
26. Принципы права: понятие и виды
Принципы права представляют собой исходные положения
и ведующие начала процесса формирования, развития и функ-
ционирования права. Они пронизывают собой всю правовую
жизнь общества и характеризуют не только сущность, но и со-
держание права, а также весь процесс его применения.
Имея общеобязательный характер, принципы права способ-
ствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия раз-
личных отраслей и институтов права, норм права и правовых
отношений, субъективного и объективного права.
Принципы права объективно обусловлены экономическими
и социально-политическим строем общества, существующим в
той или иной стране, социально-классовой природой государ-
ства и права, характером политического и государственного ре-
жима.
Принципы права присущи любой правовой системе. Как
правило, они прямо закрепляются в законодательных актах (ста-
тьях, преамбулах и т. д.), или заполняют собой содержание пра-
вовых норм.
К разряду специально-юридических принципов относят
следующие основные начала современных правовых систем или
их исходные положения:
1) принцип общеобязательности норм права для всего на-
селения страны и приоритета этих норм перед иными
социальными нормами;
2) принцип подразделения правовой системы государства
на публичное и частное право, на относительно самосто-
ятельные отрасли и институты права;
3) принцип непротиворечивости норм, составляющих дей-
ствующую систему права, и приоритет закона перед ины-
ми нормативно-правовыми актами;
4) принцип соответствия между объективным и субъектив-
ным правом, между нормами права и правовыми отно-
шениями, между правом и его осуществлением;
5) принцип социальной свободы, выраженный в системе
субъективных прав субъектов общественных отношений,
равенство перед законом и судом, равноправие;
6) принцип законности и юридической гарантированнос-
ти прав и свобод личности, зафиксированных в законе,
связанность нормами законодательства деятельности
всех должностных лиц государственных органов;
7) принцип справедливости, выраженный в равном юриди-
ческом масштабе поведения и в строгой соразмерности
юридической ответственности допущенному правонару-
шению;
8) принцип юридической ответственности только за винов-
ное противоправное поведение и признание каждого не
виновным до тех пор, пока вина его не будет установлена
в судебном порядке; презумпция невиновности;
9) принцип недопустимости обратной силы законов, уста-
навливающих новую или более тяжелую юридическую
ответственность; гуманность наказания, способствующе-
го исправлению осужденного.
Наряду с общими принципами в юридической литературе
выделяются также межотраслевые и отраслевые принципы права.
Межотраслевые принципы охватывают собой две или более
отраслей права, являющихся преимущественно смежными (уго-
ловно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На
межотраслевые принципы полностью налагаются и общие пра-
вовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в
группе отраслей они приобретают свою специфику.
Отраслевые принципы права распространяются лишь на
отдельные отрасли права —конституционное, гражданское, уго-
ловное и т. д. Соответственно на их основе создаются и реализу-
ются лишь нормы, составляющие исключительно данную от-
расль права.
27. Функции права: понятие и классификация
Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть ре-
гулятором —определять, упорядочивать и охранять существую-
щие общественные отношения и порядки.
Выделяют следующие функции права как регулятора:
1) воспроизводство данной социальной системы;
2) утверждение в жизни общества нормативных начат;
3) регулятивное правовое воздействие на общественные от-
ношения.
Воспроизводство системы как функция права обусловлено
утвердившейся в современной науке теорией систем, когда и все
общество, и его подразделения научно интерпретируются как
сложные социальные системы. В частности, с представлениями
о том, что социальные системы отличаются (или должны отли-
чаться) устойчивостью, непрерывностью существования и дей-
ствия во времени и, стало быть, с вытекащей отсюда необходи-
мостью наличия в социальных системах, в том числе и в обще-
стве в целом, особых механизмов, призванных реализовывать и
поддерживать устойчивость и непрерывность функционирова-
ния в заданных параметрах общества.
В связи с этим объективное право (в силу его органической
связи с законом) наряду с другими институтами человеческой
культуры правомерно рассматривать как своего рода механизм.
Такие свойства права, как его всеобщая нормативность, спо-
собность строго фиксировать по содержанию возможное и дол-
жное поведение людей, наиболее мощно, силой государствен-
ного принуждения обеспечивать его —все это как бы специаль-
но приспособлено для того, чтобы сложившиеся в обществе
отношения надежно сохранялись такими, ≪как они есть≫, и что-
бы они в стабильном и устойчивом виде непрерывно функцио-
нировали во времени.
Утверждение в жизни общества нормативных начал вызва-
ется объективной потребностью, поскольку любое человечес-
кое сообщество нуждается не просто в известной организован-
ности и упорядоченности существующих в нем отношений, но
и в том, чтобы эти организованность и упорядоченность соот-
ветствовали законам природы и одновременно —законам су-
ществования и функционирования человеческого сообщества,
разумно формируемых начал целесообразности. А все это вклю-
чает необходимость известного ритма, цикличности, повторяе-
мости, а главное, что эти ритм, цикличность, повторяемость
вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в человечес-
ком бытии.
Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в со-
ответствии с указанной объективной потребностью внести в
общественную жизнь оптимальную нормативность в том ее зна-
чении, которое сообразуется с нормальным существованием и
развитием сообщества людей.
В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал
в жизни общества и само право предстает в виде нормативной
регулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержа-
ние и построенной на единых правовых принципах и общих
положениях.
Регулятивное воздействие права наряду с миссией по ≪вос-
производству≫ данной социальной системы и утверждением в
жизни начал нормативности ограничено определенными на-
правлениями. Главные из них вытекают из решающего предна-
значения права —быть общеобязательным критерием право-
мерного поведения и в этом отношении —оптимальной фор-
мой для определения и сохранения границ свободы людей.
Решение указанной задачи предполагает развитие и эффек-
тивное функционирование всех отраслей объективного права,
как тех, которые преимущественно направлены на точное и стро-
гое фиксирование через систему прав и обязанностей границ
поведения (конституционное право, гражданское право, ряд ин-
ститутов административного и трудового права), так и тех, кото-
рые обеспечивают ≪сохранение границ≫ в свободном поведении
людей. А значит —охрану и защиту правопорядка, в том числе с
помощью мер гражданской, административной, уголовной от-
ветственности, а также процедур и порядка применения юри-
дических санкций.
28. Типы права: различные подходы
Типология права —это его специфическая классификация,
производимая в основном с позиции следующих вопросов.
В рамках первого (формационного) главным критерием вы-
ступают социально-экономические признаки (общественно-
экономическая формация). Именно базис (тип производствен-
ных отношений) является, по мнению представителей данного
подхода, решающим фактором общественного развития, кото-
рый детерминирует и соответствующий тип надстроечных эле-
ментов —государства и права.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют
рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистичес-
кий типы права.
Достоинство такого состоит в том, что продуктивна сама идея
делить право на основе социально-экономических факторов, ко-
торые действительно весьма существенно влияют на общество.
Слабая сторона состоит в том, что формационный подход
не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую,
культурно-национальную и специально-юридическую специфи-
ку права.
В рамках другого подхода типологизация права осуществля-
ется на основе конкретно-географических, национально-исто-
рических, религиозных, специально-юридических и иных при-
знаков. В соответствии с названными критериями выделяют:
1) национальные правовые системы (конкретно-историчес-
кая совокупность права —юридической практики и гос-
подствующей правовой идеологии отдельного государ-
ства);
2) правовые семьи (совокупность правовых систем, выделен-
ная на основе общности источников, структуры права и
исторического пути его формирования); различают сле-
дующие правовые семьи: общего права, романо-германс-
кая, славянская, мусульманская, индусская и др.
Положительный фактор данной типологии заключается в
том, что выделены национально-исторические, конкретно-гео-
графические и технико-юридические признаки, которые весь-
ма определенно характеризуют право.
Слабая сторона—приверженцы недооценивают роль соци-
ально-экономических факторов в природе права.
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
29. Правовая система общества: понятие
и структура
Познание сущности и социальной природы права обуслов-
ливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, кото-
рые лежат в основе действующих национальных систем права.
Понятие ≪национальная правовая система≫ является одним
из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без
исключения, совокупность правовых явлений и процессов, дей-
ствующих в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране действует свое право —своя национальная
(национально-государственная) система позитивного права,
имеющая свою специфику и индивидуальные особенности.
Вместе с тем эти различные национальные системы права
можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов),
каждая из которых включает в себя несколько ≪родственных≫
(близких по своему генезису и правовым характеристикам) на-
циональных систем права.
Известный французский юрист Р. Давид, специалист в об-
ласти сравнительного изучения права, подобные группы одно-
родных национальных систем позитивного права обозначил как
≪правовые семьи≫, ≪семьи систем права≫. Это наименование
широко используется и в отечественной литературе.
В своей классификации различных национальных систем
позитивного права (и их объединении в соответствующие ≪пра-
вовые семьи≫, ≪семьи систем права≫) Р. Давид исходит из двух
критериев, рассматриваемых и учитываемых в совокупности:
1) юридико-технического критерия (источники права, структу-
ра действующего права, юридическая терминология, правовые
принципы, концепции, конструкции, методы и практика рабо-
ты юристов и т. д.) и 2) идеологического критерия (философ-
ские, политические и экономические принципы, мировоззре-
ние и общественные идеалы, на которые опирается соответству-
ющее национальное право).
Такой подход позволяет понимать под национальной пра-
вовой системой исторически сложившуюся совокупность норм
права отдельной страны, а также используемые в этой стране
механизмы правотворчества, правореализации и государствен-
ного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функ-
ционирование и совершенствование действующих норм права.
С учетом приведенных критериев была предложена следую-
щая классификация ≪правовых семей современного мира≫:
1) романо-германская правовая семья; 2) семья общего права;
3) семья социалистических систем права; 4) религиозные сис-
темы (мусульманское право).
30. Романо-германская правовая семья
Различные национальные системы права включают сходные
отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержа-
нию правовые институты, объединяющие группу однородных
норм права.
Романо-германская (континентальная) правовая семья вклю-
чает в себя национальные системы права стран континентальной
Европы: Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских
стран, а также ряд неевропейских стран, сформировавшиеся в
русле основных идей и конструкций романо-германской право-
вой системы.
Формам национального права, входящим в романо-герман-
скую правовую семью, присущи единые исторические корни и
основополагающие общие правовые принципы, что предопре-
делило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общ-
ности. Входящие в эту правовую семью системы национального
права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и
публичное.
Особенностью системы романо-германской правовой семьи
является одинаковое понимание природы, смысла и значения
нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регу-
лирующего однородную совокупность общественных отношений.
Такое понимание природы и характера нормы права лежит
и в основе романо-германской концепции нормативно-право-
вого акта, нормативно-правовой деятельности государства и со-
ответствующей кодификации действующего права.
Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные
акты —это определенным образом систематизированные (в той
или иной степени) комплексы абстрактно-общих правовых
норм.
Действующее право стран романо-германской семьи отли-
чается большой четкостью, определенностью, простотой, обо-
зримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и
изменять в нужном направлении.
Романо-германское право —это писаное право, состоящее в
основном из письменно оформленных нормативно-правовых
актов (законов и подзаконных актов).
Основной источник права во всех национальных системах
права романо-германской правовой семьи —закон. Законы при-
нимаются высшим представительным органом или путем
референдума.
Высшей юридической силой в системе нормативных актов
здесь обладает писаная конституция (основной закон государ-
ства), которая является правовой основой для всех остальных
(конституционных и обычных) законов и подзаконных актов.
Контроль за конституционностью обычных законов и подза-
конных актов осуществляют специальные конституционные
суды.
Традиционно важную роль в системе источников права в
романо-германской правовой семье играют кодексы —кодифи-
цированные нормативно-правовые акты отраслевого характера.
Хотя они обладают юридической силой обычного закона, одна-
ко по существу занимают центральное место и играют ведущую
роль в соответствующей отрасли законодательства.
Значительную роль в качестве источника права Б романо-
германской правовой семье играют нормативно-правовые акты,
принимаемые различными органами исполнительной власти
(декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты
и г. д.). Как правило, такие нормативные акты принимаются ≪во
исполнение закона≫ и носят подзаконный характер. При этом
осуществляется судебный контроль для обеспечения соответ-
ствия подобных подзаконных актов закону.
Обычай играет в системе источников романо-германского
права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходи-
мых случаях действующее законодательство.
Суд в странах романо-германской правовой семьи действует
на основе и в рамках закона, поэтому он не наделен правотвор-
ческими полномочиями, не имеет права создавать новые нор-
мы права. Однако суд обладает большой свободой в толковании
при меняемых нормативно-правовых актов, благодаря чему су-
дебная практика оказывает значительное влияние на прово-
применительный процесс и развитие действующего права.
В ряде стран романо-германской правовой семьи общие
принципы права (идеи и ценности надпозитивного права и
т. д.) имеют силу норм действующего права, а при коллизиях с
последними —обладают приоритетом. Подобная роль обще-
правовых принципов опирается не только на традиции романо-
германского права, но и на закрепленные в ряде современных
конституций континентальных стран естественно-правовые
принципы и нормы о прирожденных и неотчуждаемых правах
человека, правовых ценностях и т. д.
По существу, речь идет о том, что конституционно признан-
ное и закрепленное естественное право (в виде принципов есте-
ственного права, естественных прав и свобод человека и т. д.)
действует как приоритетный источник позитивного права.
31. Семья англосаксонского общего права
Эта правовая семья включает в себя национальные системы
права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии,
Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда азиатских
и африканских стран —бывших английских колоний.
По своему происхождению данная правовая семья восходит
к английскому праву.
Общее право сложилось в виде совокупности судебных ре-
шений-прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее
право —это совокупность казусных правил, лежащих в основе
конкретных судебных решений, которые имеют значение пре-
цедента, обязательного для других судов при разрешении ана-
логичных дел.
В процессе формирования общего права королевские суды
использовали некоторые положения местных правовых обыча-
ев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям но-
вой судебной процедуры и процессуальной формы.
Римское право и основанное на нем (первоначально также и
в Англии) университетское юридическое образование не оказа-
ли сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания об-
щего права.
Нормы (правила) прецедентного права обладают такими
достоинствами, как конкретность и гибкость, но они казуис-
тичны, лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм
романо-германского права. Это препятствует кодификации пре-
цедентного права по образцу романо-германских кодексов.
С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстан-
ций действует ≪правило прецедента≫, согласно которому: 1) ре-
шения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составля-
ют обязательные прецеденты для всех других английских судов
(но не для нее самой); 2) решения Апелляционного суда состав-
ляют обязательные прецеденты для него самого и для всех ни-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|