Философия положительного всеединства В. Соловьева.
Первым русским профессиональным философом мирового масштаба был В.С. Соловьев(1853-1900), сын крупнейшего российского историка 19 века С.М. Соловьева. Свои основные идеи он выразил в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал», а также в работах: «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Оправдание добра», «Русская идея» и др.
Центральная идея В. Соловьева — положительное всеединство, под которым он понимал единство Истины, Добра, Красоты. Это триединство воплощено в идее Христа и положено в основу истории человечества, его стремления к божественному совершенству, т.е. Богочеловечеству.
Взгляды Соловьёва заключаются в следующем: 1) Есть единое первоначало всего сущего; 2) Это начало имеет духовный характер; 3) Эта духовность не человеческая, но сверхчеловеческая; 4) Реальный мир — это лишь воплощение Свех-Сущего (Бога), он не может быть совершенным, но при этом всегда к этому стремится; 5) Человечество выступает посредником между Богом и природой, его призвание в том, чтобы быть освободителем природы, что осуществляется путём преобразования её сознательного до её одухотворения. Отсюда цель мировой истории и заключается в достижении единства Бога и внебожественного мира.
Идея всеединого Сущего отражается в его социально-политических и этических взглядах. Бытийные ценности для него не важны. Он считает идеалом для общества так называемую «свободную теократию» (власть Бога)или «вселенскую Церковь» (единство основных христианских религий: католицизма, православия и протестантизма).
Историософия Соловьёва заключается в движении общества к Богочеловечеству. Он критикует толстовскую идею ненасилия, т.к. насилие, по его мнению, необходимо для достижения добра. Без зла нельзя знать добра, а значит, считает он, общество должно пройти путь временной победы сатаны (т.е. побывать под гнётом зла).
Философ близок по взглядам славянофилам, хотя и не во всем, как видим, с ними согласен. Говоря о своей «Русской идее», он объясняет, что отличает Россию от Европы. Европейскую цивилизацию Россия приняла только внешне по второстепенным вопросам, но никак не душой. Россия это христианская нация и нет такой другой, она уникальна. Единство человеческого рода — это наиважнейшая религиозная истина. Русская идея состоит, по Соловьеву, в том, чтобы через признание социальной троицы (Истины, Добра, Красоты) и трёх основных религий, разделивших ее между собой (Католицизм, Православие, Протестантизм) восстановить на земле ее единый образ.
Экзистенциальный персонализм Н. Бердяева. Особенности философской мысли в 20 столетии.
В определенной мере последователем Л. Толстого и В. Соловьёва был выдающийся русский философ 20 века Н.А. Бердяев (1874-1948). Его официальносчитают предвестником экзистенциализма. Свои идеи он отразил в сочинениях: «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Судьба России».
Центральная идеяБердяева состоит в том, что основная противоположность заключается не между субъектом и объектом, а между духовным и природным. При этом Дух — это единство рационального и иррационального (т.е. Бог). Будучи таковым Дух осуществляет своё творчество в условиях полной свободы.
Духовное существование личности связано с Божественной Духовностью, т.е. человека нельзя свести только к разумности. Существует три вида свободы:
1) первичная ,иррациональная (абсолютный произвол);
2) рациональная (исполнение морального долга);
Высшая (любовь Бога).
Большое место в творчестве философа занимает проблема личности. Личность важнее, чем общественные институты (государство, классы, церковь) и общество в целом, поэтому правом и долгом личности является защита ею своей свободы от общества и объединений, т.к. в объединениях есть свойство (демоническая сила) толпы. Подлинная совесть может проявиться только в личности, поэтому всё обществе должно быть подчинено верховенству индивидуальности. В революционных событиях 1917 года он видит, прежде всего, подавление личности.
Бердяев стремится отделить личность от масс.Мораль нации, пишет он, – национализм, который не хочет знать человечества, и есть противопоставление морали личности, персоны. Отсюда персонализм Н.А. Бердяева.
Основными направлениями русской философии конца 19 — 20 вв. были:
- философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
- естественно-научная философия;
- советская философия;
- философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:
- сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
"Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов 19 в. — 10-х годов 20 в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направлениятого периода были C.H. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.
C.H. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения С.Н. Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. С.Н. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский. Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям. Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
Космизм— направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад.Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце.Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.
Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философиибыли:
- материалистическое;
- социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.
Начиная с 20-х гг. 20 в. и вплоть до начала 90-х гг. 20 в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
1 этап: 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
2 этап: 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
3 этап: 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг.,можно отнести следующие:
- проблема ценностей;
- проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
- проблема гносеологии;
- проблема сознания;
- проблема идеальности;
- проблема культуры;
- проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
- Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
- А. Богданов (теория систем — "тектология");
- А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
- A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
- Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
- М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
- В. Асмус (широкий круг исследований);
- Ю. Лотман (общество, философия, история).
Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
- языческий;
- приобщения к христианству;
- полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 4-е изд. М.: Проспект. 2010.
2. Горелов А.А. Основы философии. 7-изд. М.: Академия. 2008.
3. Кошкарян М. Из истории философии. Античная философия: курс лекций. М.: Издательство гуманитарной литературы. 2009.
4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. 6-е изд. М.: ИД Юрайт. 2013.
5. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов. М.: Дашков и К., Академцентр. 2010.
6. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие. М.: ВЛАДОС. 2008.
7. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. научн. ред. и сост. Грицанов А.А. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор.2001.
Термины и понятия к усвоению:
волюнтаризм, герменевтика, «диалектический материализм», западничество, иррационализм, космизм, марксизм, материалестическое понимание истории, «надстройка», неопозитивизм, общественно-экономическая формация, отчуждение, прибавочная стоимость, персонализм, позитивизм, постпозитивизм, «пограничная ситуация», «положительное всеединство», производительные силы, производственные отношения, религиозный анархосоциализм, способ производства, славянофильство, принцип «фальсификации», феноменология, «философская система космических монад», эмпириокритицизм, экзистенциализм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|