Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация.
Русская философия— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философииявляются:
- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
- специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
- большая роль проблем морали и нравственности;
- конкретность;
- широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философиисоставляли:
- проблема человека;
- космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
- проблемы морали и нравственности;
- проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
- проблема власти;
- проблема государства;
- проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
- проблема идеального общества;
- проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
-период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (9-13вв.);
- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России) – 13-17вв.;
- философия 18 в.;
- философия 19 в.;
- русская и советская философия 20 в.
Особенности развития философской мысли в России 19в: П.Я. Чаадаев, социально-философские идеи западничества и славянофильства.
Говорить о рождении философии в России более или менее определённо можно, начиная с XIX века, хотя перед этим шёл бурный процесс предпосылок такого зарождения – появление русских мыслителей, занимающихся исследованиями вопросов, связанных с человеком и его ролью в окружающем мире (например, Ломоносов, Радищев и др.).
Первые философские идеи (в той форме, в которой они выражались в Западной Европе) были изложены П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в произведении «Проблема специфики и особенностей российского пути развития». Его взгляды были в основном идеалистичны и носили религиозно-мистический характер. Он делил мир на физический (природный) и духовный (человеческий). Для первого характерны определенные Творцом (Богом) протяженность вещей и их «вержение» (вращение) относительно друг друга.Второй жехарактеризуетсямышлением, волей, нравственными законами, также данными людям Богом.
В общем, говоря о русской философии 19 в., можно выделить два основных направлениях – славянофилы и западники.
Основная идея славянофилов, к которым относились И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860) и др. – тотальность, т.е. подчинение личности обществу. Она опирается на:
1) обоснование необходимости для России особого (славянского) пути развития, где стержнем для объединения нации выступает православие (т.н. вселенский собор);
2) идеализирование общинного уклада жизни российской деревни;
3) возвеличивание покорности народа по отношению к власти.
Основная идея западников – философия индивидуальности, которая основывается на следующем:
1) ориентация развития России на западный тип цивилизации;
2) критика православия и отрицание религиозности как характерной черты российского человека;
3) способствование проникновению и распространению идей западноевропейской философии в Россию (так, например, именно благодаря Герцену россияне познакомились с философией Гегеля).
Рассматривая это направление, следует выделить две тенденции развития взглядов:
а) позиции материализма, атеизма, революционной демократии – В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877) и др.;
б) позиция идеализма, буржуазного либерализма – К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (1811-1869) и др.
Философско-этические учения Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Характерной чертой русской философии является то, что представителями философской мысли зачастую являлись писатели (например, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский и др.), искавшие в своих художественных и публицистических произведениях ответы на глубочайшие вопросы человеческого бытия: «Что есть человек? Для чего он живёт? Каковы должны быть отношения личности с обществом? Что такое зло и добро?».
Ф.М. Достоевский(1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути,по которому может идти человек: путь человекобожества; путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой(1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство.В центре философских взглядов Л. Н Толстого (1828-1910) стоят вопросы о смысле жизни, психологии души, формирования и развития личности, соотношения религиозной и светской морали и др. В его произведениях («Исповедь», «Царство Божие внутри нас», «В чём моя вера») ставятся важнейшие вопросы человеческого бытия: Зачем человек живёт? Есть ли смысл в его жизни? Если есть, то в чем он?
Проблема жизни и смерти переплетается у него с вопросами нравственного самосовершенствования. В человеке, по его мнению, заложено стремлению к совершенству по двум путям – религиозному и светскому. Он может пойти по любому из них, но главное при этом – не жить «растительной» жизнью.
Этим были обусловлены и его социально-политические взгляды, частности, идея ненасилия. Из нее вытекают и отрицание политической борьбы, и отрицание власти, ибо любая власть есть насилие одних над другими и означает несвободу личности. Тем самым он не признавал и государственное устройство общества, желал упразднения власти государства над личностью, отрицал такие достижения цивилизации, как частную собственность, технику и т.д. Крестьянская община, считал мыслитель, - вот основа общества, построенного на добре.
Нельзя искоренять зло злом, нельзя бороться против насилия насилием. Всякое насилие безнравственно. Однако, по мнению Толстого, ненасилие не значит покорность и смирение. Ненасилие — это сопротивление насилию через неучастие в нём. Толстой разработал программу неучастия в насилии (несоблюдение людьми законов и постановлений, направленных на насилие), но в России она осталась невостребованной. Сам он называл эту свою программу религиозным анархосоциализмом.
Однако позднее, Махатма Ганди, считавший себя учеником Л.Н. Толстого, положил эту программу в основу успешной борьбы по достижению независимости Индии от британского владычества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|