Стратегическое управление логистикой
Интерес к изучению стратегического поведения, позволяющего любой системе выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возрос в последние десятилетия. Все компании в условиях жестокой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только сосредотачиваться на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сегодняшний день диктует необходимость такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию логистической системы к быстро меняющейся окружающей среде.
Стратегическое управление логистикой — высокопрофессиональная управленческая деятельность со своей логистической структурной специализацией, направленная на выживание логистической системы предприятия в неопределенной внешней среде, обязательно включающая стратегическое планирование как строго заданный процесс и строго определенную подсистему.
Можно выделить три стадии процесса логистического стратегического управления:
• логистическое стратегическое планирование (разработка стратегии, стратегического анализа и выбора);
• стратегическая организация или настройка организационной системы в соответствии с выбранной логистической стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии);
• стратегический контроль и регулирование функционирования логистической системы (оценка стратегии, мониторинг и оценка исполнения).
На стадии стратегического планирования определяются стратегии логистической системы предприятия путем установления его миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. На сегодняшний день стратегическое планирование является необходимым элементом эффективного развития любого предприятия. Разработка логистической стратегии занимает центральное место на предприятии наряду с корпоративной маркетинговой и производственной стратегиями и установлением миссии.
Разработка логистической стратегии осуществляется в четыре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приоритетов, выполнение.
На этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии предприятия на рынке. Должна быть тщательно проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены предполагаемые тенденции ее изменения на период 5—15 лет. Более детально оценивается интерфейс логистической стратегии с маркетинговой и производственной.
В частности, по отношению к внешней окружающей логистической среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и местном уровнях), динамика макроэкономических показателей (уровня инфляции, ВВП, курса валют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демографические тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях, тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство и т.п.
Подобным образом оценивается и внутренняя микроэкономическая среда предприятия.
На втором этапе разработки логистической стратегии подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и отдельных структурных подразделений в частности, определяются базовые требования к компонентам логистической стратегии.
Третий этап заключается в установлении приоритетов и выбора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация необходимых ресурсов для выполнения стратегии и источников их получения.
Наконец, заключительный этап состоит в разработке непосредственно стратегического логистического плана с определением агрегированных показателей как в целом для логистической системы, так и для отдельных уровней менеджмента.
Основными направлениями разработки логистических стратегий предприятия являются следующиевиды стратегии*:
• стратегия дифференциации — стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя.
(Стратегии улучшения потребительского сервиса основаны на допущении, что улучшение качества продукции и сервиса приводит к повышению прибыли фирмы от повышения рынка сбыта и увеличения объема продаж. Кроме того, подобные стратегии укрепляют положение фирмы на рынке и повышают имидж фирмы. Однако в этих стратегиях важное место принадлежит проблеме оптимизации качества сервиса, так как предоставление потребителям сверхвысокого уровня сервиса приводит к дополнительным затратам.);
• стратегия лидерства по затратам — стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок. Стратегия уменьшения затрат направлена на сокращение операционных составляющих издержек, связанных в основном с движением материального потока (транспортировкой) и запасами продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора среди возможных вариантов системы «складирование—транспортировка» путем лучшего размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов транспортировки и маршрутов и т.п. Уровень сервиса обычно ограничивается, пока не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация прибыли является приоритетной задачей;
• стратегия фокусирования — концентрация на удовлетворении потребностей клиентов одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии — удовлетворять потребности клиентов выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Данная стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;
• стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.
Виды диверсификации:
• горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например, техника сбыта фирменной продукции); расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;
• вертикальная — предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения. Вертикальная диверсификация является формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых структур;
• латеральная — включение в производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.
На стадии стратегической организации выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной логистической стратегией. Здесь же проводятся необходимые организационные изменения на предприятии, вырабатываются политики каждого из ее структурных логистических подразделений. Стратегия совершенствования организационной структуры предопределяет оптимальное количество звеньев организационно-функциональной структуры логистической системы, приоритетные логистические функции и стратегические взаимоотношения между логистическими посредниками в системе.
На стадии логистического контроля выполняется упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
Контроллинг — совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.
Модель стратегического управления логистикой представлена на рис. 11.4. В этой модели выделено наличие концепции корпоративной логистической стратегии, которая, будучи одним из источников логистического стратегического управления, объединяет стратегии функциональных областей логистики, интегрированную бизнес-логистику и корпоративную логистическую стратегию предприятия.
В связи с этим также необходимо отметить, что при разработке удачной стратегии возникает синергия, то есть стратегический системный эффект. Истоки общей синергии организации — в эффективности использования всех ее различных ресурсов, а особенность стратегической синергии — в эффекте от использования именно стратегического фактора. Таким образом, специфическая ключевая цель стратегического логистического управления — это достижение максимальной синергии по стратегическому фактору.
Наконец, одной из главных составляющих логистической стратегии является логистическая информационная система, связывающая информационными и телекоммуникационными каналами основные логистические функции и сферы бизнеса. Логистическая информационная система обеспечивает интерфейс с внешней средой через маркетинговую стратегию, а с внутренней микросредой фирмы — через производственную стратегию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|