Организационные аспекты логистического менеджмента
Тема 11 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ
Под организационной структурой логистической системы понимается качественно определенный, относительно устойчивый порядок функциональных связей между ее звеньями. В процессе развития теории управления производством и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделились следующие основные организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), линейно-штабная.
Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются программно-целевыми формами управления в виде различных матричных структур: управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии, интегральное управление и т.д. Исследование генезиса организационных структур систем управления показывает, что для синтеза эффективной организационной структуры логистической системы необходимы следующие условия1:
1) выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента (ключевых логистических функций);
2) обособление звеньев логистической системы по функциям управления, необходимым для реализации глобальной цели логистической системы;
3) наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции, согласования) между выделенными звеньями логистической системы.
При формировании организационной структуры функциональная структура логистической системы всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса логистического менеджмента.
Особенностью логистической системы является то, что почти каждое ее звено является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья могут представлять собой функционально обособленные логистические подсистемы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели логистической системы должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне менеджмента фирмы, который может быть реализован, например, в виде отдела логистики, интегрального менеджера и т.п.
Генезис организационного обеспечения фирменного логистического менеджмента за рубежом, как и сама эволюция логистики, имеет несколько характерных этапов. Существует три основных этапа (фазы) эволюции организационных структур логистической системы: фрагментаризация, функциональное агрегирование и процессная интеграция. Каждому из этих этапов присущи свои характерные особенности формирования и развития организационных структур, реализующих функции фирменного логистического менеджмента.
На этапе фрагментаризации в связи с выделением отдельных логистических функций в производстве, транспортировке, управлении запасами и т.п., а также с учетом и контролем связанных с ними затрат произошло закрепление некоторых логистических функций за соответствующими подразделениями организационных структур зарубежных фирм. При этом традиционные организационные структуры управления в фирмах стали постепенно трансформироваться в структуры с функционально-агрегированными логистическими функциями для управления процедурами заказов, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, производственными процедурами. В основном агрегирование шло по линиям «снабжение—производство» и «дистрибьюция (физическое распределение)». Этому способствовало и наличие конфликтов по управлению материальными и сервисными потоками в традиционных организационных сферах фирменного менеджмента: финансах, производстве и маркетинге (рис. 11.1)1.
Профессор Д. Бауэрсокс выделяет три фазы организационных изменений логистической системы, происшедших на этапах фрагментаризации и функционального агрегирования.
Первая фаза относится к концу 1950-х—началу 1960-х годов, когда в западных (прежде всего американских) фирмах начали выделяться и постоянно агрегироваться такие функции, как материальный менеджмент и физическое распределение.
Вторая стадия развития организационных логистических структур охватывает период конца 1960-х—начала 1970-х годов и связана прежде всего с агрегированием функций в ключевой логистической функции — физическом распределении. Кроме того, на формирование организационно-функциональных структур логистических систем повлияли концепции общих затрат и повышение роли качества продукции и сервиса. Логистический менеджмент начал позиционироваться как важный стратегический элемент.
Третья фаза совершенствования организационных структур микрологистических систем относится к периоду с середины 1970-х годов до начала 1980-х годов (началу «логистического ренессанса»). Эта фаза характеризуется окончательным закреплением всех выделенных логистических функций за персоналом фирменного логистического менеджмента в соответствии с иерархией и видом (линейная, функциональная, штабная) организационных структур управления. При этом четко разграничивались полномочия и ответственность каждого структурного подразделения.
На формирование организационной структуры логистических систем сильно повлияло интенсивное развитие и внедрение в практику логистического менеджмента информационно-компьютерных технологий.
Информационные технологии позволили осуществлять автоматизированное логистическое планирование, контроль и мониторинг, более полно интегрировать логистические функции. Типовая организационно-функциональная структура логистической системы фирмы, соответствующая третьей фазе, приведена на рис. 11.21.
На этапе функционального агрегирования организационные структуры фирменных логистических систем реализовывались в трех основных видах: линейном штабном и линейно-штабном.
Развитие процессной функциональной и информационной интеграции в логистике привело к повышению роли координирующих и интегрирующих функций, которые в организационных структурах логистических систем стали выполнять специально создаваемые отделы логистики и так называемые интегральные логистические менеджеры, входящие в персонал топ-менеджмента фирмы. Интегральные менеджеры согласовывали логистическую стратегию фирмы с маркетинговой, отвечали за разработку и выполнение стратегического логистического плана фирмы. Одной из важнейших задач интегрального менеджера стало согласование интересов и локальных целей функционирования логистических посредников в логистических системах, устранение возникающих конфликтов для наиболее эффективной реализации глобальной цели управления материальными, информационными и финансовыми потоками.
Типичными функциями интегральных логистических менеджеров крупных западных фирм (на уровне вице-президентов компаний) являются1:
• установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
• согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии фирмы;
• разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;
• согласование интересов поставщиков материальных ресурсов, торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в логистической системе фирмы; устранение возникающих конфликтов;
• формулирование целей и ограничений по управлению запасами в логистической фирменной сети (при управлении закупками, производством, распределением);
• определение уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами (информационную систему, складское хозяйство);
• разработка стратегического логистического плана и согласование его с производственным расписанием;
• установление политики управления персоналом логистического менеджмента, программ обучения и повышения квалификации персонала;
• пересмотр стратегии управления запасами, складирования в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной продуктовых стратегиях фирмы;
• определение направлений оптимизации и снижения тотальных логистических издержек.
В настоящее время в большинстве зарубежных компаний сформировался определенный персонал высшего, среднего и низшего звеньев менеджмента, за которым были закреплены соответствующие функции (табл. 11.1). В графе 4 приведен процент компаний США, использующих соответствующие должности.
Таблица 11.1
Состав и функции логистического менеджмента западных фирм1
Уровень менеджмента
|
Должность
|
Типовые функции (должности)
| % компаний США, использующих соответствующие должности
|
|
|
|
| Высший
| Вице-президент
| Распределение (физическое распределение)
Маркетинг (продажи)
Производство (операционный менеджмент)
Транспортировка
Материальный менеджмент (управление закупками)
Логистика
Смешанные функции
|
| Директор
| Физическое распределение (операции в распределении)
Транспортировка
Материальный менеджмент
Маркетинг (продажи)
Операционный менеджмент
Логистика
Смешанные функции
|
| Средний
| Менеджер
| Физическое распределение
Менеджер по транспортировке
Менеджер по потребительскому сервису
Материальный менеджмент
Логистическое планирование
Операционный менеджмент
Планирование запасов
Логистика
Маркетинг
Складирование
Смешанные функции
|
| Супервайзер
| Супервайзер по складированию
Супервайзер по распределению
Супервайзер по транспортировке
Смешанные функции
|
| Низший
| Аналитик
| Аналитик по операциям распределения
Аналитик по логистическому планированию
Транспортный аналитик
Смешанные функции
|
|
Логистический анализ
Под анализом в широком смысле обычно понимается разложение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей. С позиций логистики необходимо проводить экономический и финансовый анализ-аудит, позволяющие оценить принимаемые логистическими менеджерами предприятий решения, сказывающиеся в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателей.
На уровне предприятия можно выделить следующие основные задачи стратегического, тактического и оперативного логистического анализа1:
• анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
• анализ соответствия логистического стратегического плана маркетинговому и производственному;
• анализ качества продукции и логистического сервиса;
• анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
• анализ эффективности выполнения отдельных логистических функций и работы звеньев логистических систем;
• анализ эффективности использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, живого труда;
• анализ производительности (продуктивности);
• анализ уровня технологической и технической базы логистического менеджмента;
• анализ эффективности логистической информационной системы и применяемых информационно-компьютерных технологий;
• финансовый анализ-аудит;
• анализ составляющих логистических издержек;
• анализ влияния логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
• выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению;
• анализ поставщиков, потребителей, посредников с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;
• анализ уровня координации, интеграции и взаимодействия;
• анализ звеньев логистических систем и логистических посредников и т.д.
Даже простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования предприятия на рынке.
В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.
Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает в себя совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней экономической среды.
Логистический анализ, проводимый на предприятии, может быть классифицирован по ряду признаков:
• по целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) плана; определение базисных логистических показателей; оценку результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовку информации для принятия управленческих решений и т.п.;
• по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико-экономический, функционально-стоимостной, проблемно-ориентированный и другие виды анализа;
• по содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны функционирования логистических систем) и локальный (затрагивающий отдельные элементы, процессы, звенья) анализ;
• по уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в целом, отдельное звено, подразделение, технологический участок, рабочее место и т.п.;
• по субъектам проведения логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;
• по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;
• по характеру принимаемых решений анализ может быть предварительным, оперативным, текущим, итоговым, перспективным.
При проведении логистического анализа на предприятиях можно применять различные методы и приемы, часть которых представлена на рис. 11.3. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики.
Среди наиболее распространенных в западном логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать:
• методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно-регрессионные модели, спектральный анализ и др.);
• функционально-стоимостной анализ;
• методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;
• различные эконометрические методы и модели;
• методы экспертных оценок.
Важную роль в процессах логистического анализа и контроля играют процедуры измерения результатов решений, принимаемых логистическим менеджментом.
Измерение результатов (количественная мера степени выполнения логистических операций и функций) является необходимым условием эффективности управления, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента.
Процедуры измерения результатов зависят от целей логистического менеджмента и вида логистической системы. Для большинства логистических систем рассматриваются следующие показатели:
• удовлетворение потребителей;
• использование инвестиций;
• оперативные логистические издержки;
• качество;
• время циклов;
• производительность.
Детализация параметров указанных показателей приведена
в табл. 11.21.
Таблица11.2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|