Тема №8 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование
Цель лекции: охарактеризовать органы, осуществляющие ОРД, раскрыть понятие предварительного расследования, раскрыть особенности деятельности органов дознания.
Ключевые слова:оперативно-розыскное мероприятие, следователь, прокурор, дознаватель.
Вопросы:
1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
2. Понятие предварительного расследования.
3. Органы дознания.
1. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями, уполномоченными на то государственными органами, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
— осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
— добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» в редакции от 28 августа 2004 г., другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с упомянутым Федеральным законом оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3).
Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны (ст. 14):
-принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
-исполнять поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
-выполнять на основе и в порядке, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
-соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее проводить, имеют право (ст. 15):
-изымать предметы, материалы и сообщения, а также прерывать услуги связи в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
-устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
-использовать по договору или устному согласию служебные помещения, имущество предприятий, учреждений и организаций, а также имущество частных лиц;
-использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
-создавать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных законом.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается (ст. 5):
-проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
-принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характерих деятельности;
-разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации представляется оперативным подразделениям (ст. 13): органов внутренних дел Российской Федерации; органов Федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; органов по контролю за оборотом наркотиков; таможенных органов Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний. Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются (подробнее см. ст. 7):
-поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
-ставшие известными сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, к тому причастных, если вопрос о возбуждении дела еще не решен;
-сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших или об обнаружении неопознанного трупа;
-запросы других правоохранительных органов, в том числе и иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений в случаях допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности; обеспечения собственной безопасности и при выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6):
1) опрос;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13) контролируемая поставка;
14) оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ст. 8).
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий.
Материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, который выносит соответствующее постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.
Срок действия постановления судьи не должен превышать шесть месяцев и может быть продлен на основе вновь представленных материалов. Отказ судьи в выдаче соответствующего разрешения может быть обжалован в вышестоящий суд.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Также только с разрешения соответствующего руководителя может быть проведено оперативное внедрение лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента с разрешения соответствующего руководителя допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления.
Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в колониях, тюрьмах и следственных изоляторах и оказывают содействие другим правоохранительным структурам при проведении оперативно-розыскных мероприятии.
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно розыскную деятельность, может иметь место с их согласия и с сохранением по их желанию конфиденциальности. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Привлечение граждан к содействию в проведении оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе (за плату) возможно только при их согласии. Контракт может быть заключен с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям.
Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 20). Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие руководители подразделений, проводящих оперативно-розыскные мероприятия (ст. 22).
Надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры (ст. 21). По требованию прокурора ему представляются учетные дела и другие оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения соответствующих мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
2. Как уже упоминалось, расследование преступлений является важнейшей частью уголовного судопроизводства. Наиболее сложная и ответственная форма расследования преступлений — предварительное следствие, осуществляемое следователями. Следователь — должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также имеющее иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.
В этих целях следователь рассматривает заявления о совершенных преступлениях, возбуждает с согласия прокурора уголовные дела, устанавливает наличие события преступления, собирает доказательства виновности лиц, его совершивших, и выясняет другие обстоятельства, необходимые для правильного решения вопроса об ответственности обвиняемых.
Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальный кодекс РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядок предъявления обвинения, производства обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и других.
Предварительное следствие по уголовным делам проводится
следователями (ч. 2 ст. 151 УПК РФ):
— прокуратуры;
— органов внутренних дел;
— Федеральной службы безопасности;
— органов по контролю за оборотом наркотиков.
Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях.
Кроме того, следователи прокуратуры расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами представительных органов субъектов РФ, депутатами выборных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, Председателем Счетной палаты РФ, его заместителями и аудиторами Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека в РФ и др. Следователям поручается проведение расследования о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.
Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях, как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство, о незаконном обороте наркотиков, о нарушениях правил противопожарной безопасности, транспортных правил, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и других.
Следователи Федеральной службы безопасности расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной тайны и ряд других.
Следователи органов по контролю за оборотом наркотиков расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (совершенные организованной группой в крупном размере с тяжкими последствиями).
Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судебного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. В соответствии с законом такие процессуальные действия следователя, как-то: применение меры пресечения в виде ареста; продление срока содержания под стражей; производство обыска и выемки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; отстранение обвиняемого от должности; помещение обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения экспертизы, и некоторые другие — могут проводиться только после получения решения суда.
Получение следователем согласия прокурора требуется на возбуждение уголовного дела, продление срока следствия, прекращение или приостановление уголовного дела, на возбуждение ходатайства перед судом об аресте, о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебных решений.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела, а также об отводе следователя, следователь вправе предъявить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие поручения обязательны для исполнения.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В организационном плане деятельность следователей направляется соответствующими следственными подразделениями:
— в прокуратуре — Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и следственными управлениями (отделами) прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур;
— в органах внутренних дел — Следственным комитетом МВД Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственными отделами (отделениями) районных, городских органов внутренних дел;
— в органах Федеральной службы безопасности — Следственным управлением ФСБ Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках;
— в органах наркоконтроля России — Следственным управлением Федеральной службы наркоконтроля и следственными управлениями (отделами) наркоконтроля в субъектах РФ.
В целом полномочия руководителей следственных подразделений сводятся к следующему. Они вправе:
— осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству следствия;
— проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве следственных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследовании лично.
Указания руководителя следственного подразделения обязательны для исполнения, кроме тех случаев, когда следователь, не исполняя, может обжаловать их прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, кроме тех случаев, когда они касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации, объема обвинения и избрании меры пресечения. В этих случаях следователь вправе предоставить дело прокурору с письменными возражениями на указания руководителя следственного подразделения.
Предварительное следствие в соответствии с законом должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Этот срок может быть продлен прокурором субъекта Федерации и приравненными к нему прокурорами до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока следствия возможно только в исключительных случаях с разрешения Генерального прокурора РФ или его заместителей. Жалобы на действия и решения следователя разрешаются прокурором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений следователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения, или об оставлении жалобы без удовлетворения.
Надзор за предварительным следствием осуществляет прокуратура. Полномочия надзирающего прокурора включают право:
-требовать от следователя любые дела и документы, поступившие в ходе следствия, и давать обязательные к исполнению письменные указания о расследовании преступлений;
-отменять незаконные и необоснованные постановления (о возбуждении уголовного дела, описи, обыске, о привлечении в качестве обвиняемого, о прекращении или приостановлении расследования и другие) следователя;
-лично производить отдельные следственные действия или расследование дела в полном объеме;
-изымать дело у одного следователя и передавать другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
-отстранять следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия, если при расследовании им допущено нарушение закона.
Оценивая в целом организацию работы по раскрытию и расследованию преступлений, подчеркнем особую ее значимость в условиях сложной криминогенной ситуации в стране. Рост преступности, особенно ее наиболее опасных и организованных форм, ставит в повестку дня необходимость совершенствования деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, защите прав и свобод граждан.
Одна из важнейших задач повышения эффективности правосудия — обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», вступивший в силу с 1 января 2005 г., установил систему таких мер и определил основания и порядок их применения.
Государственная защита включает меры безопасности и личной охраны упомянутых лиц и их родственников, а также меры социальной защиты и возмещения ущерба имущества этих лиц.
Проведение таких мер возлагается на руководителей правоохранительных органов, в чью сферу деятельности относится расследование соответствующих уголовных дел. Введена ответственность за исполнение требований закона. Финансирование и материально-техническое обеспечение проводимых мер осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В ряду этих задач и повышение эффективности работы следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности. В этой связи обсуждается проблема создания единой Федеральной службы расследования.
Подготовленный в Администрации Президента РФ законопроект исходит из двух взаимосвязанных положений. Во-первых, повысить роль, ответственность и возможность предварительного следствия путем централизации и объединения всех следователей в едином федеральном органе государственной власти. Во-вторых, укрепить авторитет и самостоятельность следователей, исключить административный контроль и вмешательство в их деятельность со стороны руководителей соответствующих федеральных органов власти, сохранив судебный контроль и прокурорский надзор, установленный действующим законодательством.
Законопроект, сохранив конституционно-правовые основы деятельности предварительного следствия, существенно изменил организацию и контроль за расследованием преступлений.
Согласно законопроекту систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют: Федеральная служба расследования РФ, следственные управления в субъектах РФ, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, а также научные и образовательные учреждения.
Распределены территориальная и субъектная подследственность. На федеральном уровне расследуются наиболее сложные уголовные дела и дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; на региональном уровне — сложные уголовные дела и дела о преступлениях, совершенных на территории нескольких районов. Специализированные следственные управления расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на транспорте, особо важных и режимных объектах.
Установлено, что Федеральную службу расследований возглавляет директор, назначаемый Президентом РФ. Регламентированы: статус следователя, полномочия руководителей следственных подразделений, порядок прохождения службы, материальное и социальное обеспечение работников.
Окончательное проведение всех организационных мероприятий должно быть осуществлено в течение года после принятия и вступления закона в силу.
3. Дознание как составная часть уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования и осуществляется на основе общих принципов и в целях решения задач, ему присущих.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к органами дознания относятся (ст. 40 УПК РФ):
-органы внутренних дел РФ и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
-органы Государственной противопожарной службы; органы федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний;
-командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений.
Кроме того, возбуждение дознания и проведение неотложных следственных действий возлагается также на:
-капитанов судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этих судах;
-руководителей геологических партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
-глав дипломатических и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств и учреждений.
Окончательное решение о направлении дальнейшего расследования в упомянутых случаях принимается прокурором, в распоряжении которого незамедлительно направляются соответствующие материалы.
Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.
Основным органом дознания является милиция. Оба ее подразделения — криминальная милиция и милиция общественной безопасности — осуществляют функции дознания, а начальники соответствующих подразделений выступают в роли руководителей органов дознания.
В связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности полиции в районных, городских отделах внутренних дел, в линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели — сотрудники, которым на постоянной основе поручается ведение дознания. В вышестоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.
Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дознания по конкретным делам.
В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается ведение дознания.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или же по делам, по которым производство предварительного расследования производится в форме дознания.
Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело прокурору.
После направления уголовных дел прокурору орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае направления прокурору дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
Деятельность органов дознания по делам, по которым производится дознание. Орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.
Дознание заканчивается составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении дела. Обвинительный акт со всеми материалами направляется прокурору. В случае вынесения постановления о прекращении дела копия постановления направляется прокурору.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному числу уголовных дел. В том числе:
-дознаватели органов внутренних дел ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан; чести и достоинства личности; семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка; безопасности движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства;
-дознаватели органов Федеральной службы наркоконтроля ведут дела о незаконном приобретении, изготовлении, переработке, хранении или перевозке наркотических веществ; незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организации и содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и другие;
-дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности ведут дознание по делам, связанным с незаконным пересечением и изменением Государственной границы, нарушением законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации и другие;
-дознаватели органов службы судебных приставов ведут дознание по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов);
-дознаватели таможенных органов производят дознание по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;
-дознаватели органов противопожарной службы — по уголовным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого имущества в результате неосторожного обращения с огнем.
Действия (бездействие) и решения дознавателя (органа дознания) могут быть обжалованы в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:
- требует от органов дознания для проверки любое дело, находящееся в их производстве;
- дает письменные указания о порядке и способах проведения дознания;
- отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание;
- изымает от органа дознания и передает следователю любое дело;
- отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено нарушение закона при расследовании дела.
Письменные указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте общую характеристику выявления и раскрытия преступлений как правоохранительной функции.
2. Определите понятие «оперативно-розыскная деятельность» и ее правовые основы.
3. Перечислите органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и назовите основные способы проведения оперативно-розыскных мероприятий.
4. Назовите основные формы предварительного расследования и виды дознания.
5. Перечислите органы, наделенные правом вести дознание.
6. Укажите основные обязанности дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно, и по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
7. Назовите основные полномочия следователя.
8. Перечислите органы, осуществляющие предварительное следствие.
9. Какова роль следственных подразделений правоохранительных органов?
10. Назовите основные полномочия прокурора но надзору за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и следствием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|