Тема №2 Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
Костанайский филиал
Кафедра права
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры права
Протокол № ____ от «____» ________ 2014 г.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Правоохранительные органы»
Костанай 2014 г.
Краткий конспект лекций по дисциплине «Правоохранительные органы» составлен:
Чермениновым А.Г., доцентом кафедры права ___________
Краткий конспект лекций по дисциплине «Правоохранительные органы» обсужден на заседании методической комиссии кафедры права
Протокол № ___ от «____» _________ 2014 г.
Председатель метод. комиссии __________________ О.В. Гарась
Тема №1 Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
Цель:рассмотреть понятие и значение, признаки и задачи правоохранительной деятельности, изучить предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы», назвать и охарактеризовать основные нормативные акты о правоохранительных органах.
Ключевые слова: законность, правопорядок, ответственность, Закон, иные (подзаконные) нормативные правовые акты.
Вопросы:
1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи.
2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».
3. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
1. Российская Федерация, как это закреплено в Конституции, — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), а государство признает, соблюдает и защищает как высшую ценность человека, его права и свободы (ст. 2).
Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.
Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и соответствия им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.
Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.
Президент Российской Федерации как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации).
Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора Российской Федерации (п. «ж» и «з» ч. 1 ст. 102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п. «д» и «е» ст. 103).
Правительство Российской Федерации наряду с выполнением основной функции - руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114).
Министерства, государственные комитеты, службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, пункты 3 и 5.2 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 27 августа 2004 г.», обязывает министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией Российской Федерации, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2003 г., отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной полиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.
Особо отметим участие граждан и их общественных объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч 2 ст. 45) Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Изложенное выше применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в ред. от 2 ноября 2004 г. создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.
При федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах могут быть образованы общественные советы согласно Указу Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Согласно пункту 1 этого Указа в соответствии с частью 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» общественные советы могут быть образованы руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предложению совета Общественной палаты РФ.
Предложение совета Общественной палаты РФ об образовании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению. Общественный совет образуется в двухмесячный срок со дня направления совету Общественной палаты РФ уведомления руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти о согласии образовать общественный совет.
Однако из Указа не ясно, что может происходить в случае отказа руководителя федерального органа исполнительной власти создать при возглавляемом им органе такой общественный совет, несет ли в этом случае руководитель какую-либо ответственность или должен определенным образом мотивировать свой отказ. Также непонятны в этой ситуации дальнейшие действия совета Общественной палаты, к предложению которого исполнительная власть не прислушается.
Более того, Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании общественного совета. В нем определяются компетенция и порядок деятельности общественного совета, а также порядок его формирования. Получается, что, к примеру, созданный общественный совет при МВД России может обладать одной компетенцией, установленной в разработанном в недрах МВД России положении о нем, а компетенция и порядок деятельности, например, общественного совета при Минюсте России будут несколько иными. Этот вопрос только предстоит решить.
Членами общественного совета не могут быть лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты РФ. Члены общественного совета исполняют свои обязанности на общественных началах. Организационно-техническое обеспечение деятельности общественных советов, а также обеспечение участия в их работе членов Общественной палаты Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, при которых образованы общественные советы.
Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше участники выполняют меры по охране правопорядка. Однако существенным является то обстоятельство, что эта часть их функций не у всех определяет основное содержание их деятельности, ограничена в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.
Для того чтобы из приведенного перечня выделить круг органов, основная деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т.е. таких, которые принято относить к правоохранительным органам, следует определить критерии, имманентно присущие правоохранительной деятельности. В соответствии со сложившимся пониманием существенные признаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим.
Для такого рода деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом; за проступки, не влекущие уголовное наказание, — меры административного взыскания; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств — соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством, и т.д.
Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения. Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур. Процедуры относятся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.
Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.
Таким образом, правоохранительная деятельность — это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Из приведенного определения следуют два общих положения.
Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частная охранная деятельность); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, органы федеральной службы безопасности), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).
Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается неукоснительное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся:
принцип законности, в силу которого Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст. 15 Конституции РФ);
приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 и гл. II Конституции РФ); равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан он обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц дополнительно включает государственные гарантии единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
2. Исторически сложилось, что в начальный период советской истории вопросы деятельности правоохранительных органов изучались в рамках учебной дисциплины «Судоустройство». Такой подход был обусловлен не только исторической преемственностью юридического образования в России, но и системой законодательства, действовавшего в то время. В соответствии с Положением о судоустройстве в РСФСР, утвержденным ВЦИК РСФСР 19 ноября 1926 г., в этом акте регламентировались не только организация и деятельность судов, но и прокуратуры, органов юстиции, следствия и адвокатуры.
Последующие изменения, связанные с выделением следственною аппарата из подведомственности судов, выделением функции прокурорского надзора из сферы юстиции, передачей пенитенциарной системы в ведение органов внутренних дел и рядом других преобразований, привели к тому, что курс получил название «Суд и прокуратура в СССР», а с 1988 г. «Правоохранительные органы СССР». После известных событий 1991 г. учебная дисциплина получила сегодняшнее ее название «Правоохранительные органы Российской Федерации» с включением в ее программу изучения деятельности более широкого круга органов правоохраны.
В настоящее время в рамках курса «Правоохранительные органы» изучаются теоретические проблемы, связанные с понятием «правоохранительная деятельность» и признаками, ее характеризующими, принципами ее осуществления. Изучается круг органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, и наиболее существенные направления их деятельности по укреплению законности и правопорядка, а также роль и место этих органов и организаций в системе государства, их правоохранные функции взаимодействие между собой и с иными органами государства.
Таким образом, предмет дисциплины «Правоохранительные органы» можно определить как отрасль знания об основах организации и наиболее существенных направлениях деятельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, их месте в государственно-правовых институтах, взаимодействии между собой и с иными органами государства.
Курс «Правоохранительные органы» по своему характеру является вводным, позволяющим создать основу для освоения других предметов юриспруденции. Его значение для подготовки юристов в том, что он позволяет ознакомиться с устройством, организацией, характером деятельности судов, прокуратуры, полиции и других правоохранительных органов и тем самым в дальнейшем лучше понять и освоить знания по применению уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права.
Особенности изучаемого курса предопределены его тесной связью и взаимозависимостью с теми сведениями, которые содержатся в других разделах смежных юридических дисциплин.
Прежде всего это относится к конституционному праву, которое служит основой, закрепляющей на базе общественного и государственного устройства страны роль и место правоохранительных органов, их взаимоотношения между собой и участие в правоохране Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также общественных организаций. Основные принципы организации таких правоохранительных органов, как суд и прокуратура, закреплены непосредственно в нормах Конституции страны. Важное значение для деятельности всех правоохранительных органов и организаций имеют конституционные положения о правах человека и гражданина.
Прослеживается тесная связь изучаемого курса с учебной дисциплиной «Административное право». Очевидно, что успешная деятельность правоохранительных органов, тем более тех, которые входят в систему исполнительных органов власти (МВД, Минюст, ФСБ России и др.), невозможна без познания закономерностей организации и функционирования властных структур, механизмов и процедур государственного управления.
Кроме того, применение мер административного принуждения и административной ответственности невозможно без познания правил, содержание которых изучается в курсе «Административное право». Заметим, что эта учебная дисциплина имеет прямое отношение и к деятельности судов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.
Очевидна связь с учебной дисциплиной «Уголовный процесс», детально регламентирующей порядок возбуждения и расследования уголовных преступлений и взаимоотношения участников досудебной стадии процесса. Там же изучается процедура судопроизводства во всех судебных инстанциях, права и обязанности прокурора и адвоката.
Немало общих вопросов связано с курсом «Гражданский процесс». Прежде всего, это относится к обеспечению правоохранительной деятельности суда по рассмотрению гражданских 25 и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы были нарушены. Затрагивается и деятельность нотариуса, чьи решения при определенных обстоятельствах подлежат судебному контролю.
Курс «Правоохранительные органы» содержит исходные сведения об истории суда, прокуратуры, других органов правоохраны, исторически складывавшихся принципов их формирования, организации и деятельности. Такой материал имеет важное значение для более глубокого освоения учебных дисциплин по истории и теории государства и права. Полученные начальные знания о правоохранительных органах служат хорошим источником для дальнейшего продолжения изучения ряда учебных дисциплин: прокурорский надзор, адвокатура, нотариат, которые в настоящее время вводятся в программы многих юридических учебных заведений.
Систему курса «Правоохранительные органы», т.е. совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, можно в структурном плане условно разделить на две части. Общая часть посвящена изучению понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, органов и организаций, осуществляющих правоохрану, их места в государстве, взаимоотношений между собой и с иными органами государства. Сюда же можно отнести и законодательные основы правоохранительной деятельности. Круг этих вопросов рассматривается в вводной части курса, а также дополнительно при изложении деятельности конкретных правоохранительных органов и организаций.
Особенная часть включает изучение судебной деятельности, в том числе таких вопросов, как понятие правосудия и его демократические основы, статус судей, организация судебной системы Российской Федерации (суды общей юрисдикции, арбитражные (экономические) суды и мировые судьи), а также роль и место Конституционного Суда Российской Федерации. Изучается также деятельность прокуратуры, органов юстиции и иных государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности, органов раскрытия и расследования преступлений, организация правового обеспечения и правовой помощи и функционирование негосударственных организаций обеспечения правоохраны.
3. Под законодательными источниками курса понимается Конституция Российской Федерации и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности, правоохранительных организаций или, говоря иначе, формы выражения их прав, издаваемые компетентными органами государства.
По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты. Для содержания настоящего курса характерной особенностью является множественность различных по форме и содержанию законодательных актов, что обусловлено широким кругом общественных отношений, связанных с укреплением законности и поддержанием правопорядка и значительным числом государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц и граждан, включенных в эту сферу деятельности. К этому следует добавить динамичность правовой базы, регулирующей функцию правоохраны, связанную с реформированием судебной системы, прокурорского надзора и многочисленными изменениями полномочий и структуры действующих правоохранительных органов.
Для лучшего понимания и более углубленного изучения законодательных источников следует прибегнуть к их классификации. Известно, что существуют различные подходы к группированию отдельных норм и актов в целом. Для изучения курса «Правоохранительные органы» наиболее приемлемой представляется классификация законодательных актов по двум основаниям: их юридической силе и содержанию применительно к деятельности правоохранительных органов.
Объединив эти два подхода, мы можем рассмотреть правовую базу организации и деятельности правоохранительных органов с учетом юридической силы законодательных актов и одновременно охарактеризовать те направления деятельности (функции) правоохраны, которые соответствующие акты регулируют. Предварительно примем во внимание, что все законодательные акты, как уже отмечалось, принято делить на два больших блока: законы и подзаконные акты.
Законы, в свою очередь, можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.
Конституция Российской Федерации определяет правовые основы всех других законодательных актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Законы и другие нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции.
Конституция Российской Федерации как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и других высших судов (гл. 7 Конституции).
Непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов имеют конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина: равенство всех перед судом и законом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др. (гл. 2 Конституции), а также об обязанности государства обеспечивать права и свободы граждан (ст. 2 Конституции).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) в конституционно-правовых актах субъектов Российской Федерации (конституциях республик и уставах других субъектов Федерации) реализуются некоторые вопросы предметов совместного ведения, относящихся к правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, а также кадры судей и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата. Субъекты Российской Федерации полномочны законодательно дополнять и развивать основы законодательства о нотариате и некоторые вопросы организации адвокатуры.
Федеральные конституционные законы, т.е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция Российской Федерации, имеют более высокую юридическую силу по отношению к федеральным законам. К деятельности правоохранительных органов имеют непосредственное отношение принятые к настоящему времени федеральные конституционные законы о судебной системе Российской Федерации, о военных судах в Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации и о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. К деятельности правоохранительных органов имеют отношение также Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации, раскрывающий механизм принятия правительственных решений по обеспечению правопорядка, и Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека, в котором решаются важные вопросы координации правоохранительной деятельности в стране.
Федеральные и иные законы составляют значительную группу актов, принятых в порядке текущей законодательной деятельности Парламента Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации. Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов: прокуратуры, полиции, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов, нотариата и адвокатуры. Приняты законы об оперативно-розыскной деятельности и о частной детективной и охранной деятельности. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.
Законодательное установление порядка образования и деятельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, гарантирует их самостоятельность и государственную ответственность за выполнение возложенных на них полномочий.
Законодательные акты субъектов Российской Федерации регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.
К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами. Международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, входят в состав национального законодательства и имеют преимущественное применение перед внутренними законодательными актами, и в случае их противоречия применяются первые. В этой связи важное значение для деятельности правоохранительных органов имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт «О гражданских и политических правах», принятый в 1966 г., и ряд Других, а также договоры о правовой помощи по гражданским, Семейным и уголовным делам, заключенные Российской Федерацией со многими иностранными государствами.
Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности Главы государства и Правительства Российской Федерации и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указами Президента регламентируется значительный круг вопросов, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов, в том числе утверждены Положения о Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ряд других. Президентом утверждены положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; об организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел и о полиции общественной безопасности.
Указы Президента имеют отношение и к деятельности судебных органов, в соответствии с Конституцией Президент назначает всех судей федеральных судов, кроме судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Распоряжениями Президента решаются вопросы назначения на должность руководителей некоторых правоохранительных органов.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации издаются во исполнение законов и указов Президента Российской Федерации. В актах Правительства РФ решаются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуры федеральных органов исполнительной власти, их финансирования и участия в различных межведомственных правительственных комиссиях по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.
Ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов, — еще одна группа правовых актов, регулирующая правоохранительную деятельность. Эти документы в основном регламентируют деятельность подконтрольных им подразделений и служб, а также меры по взаимодействию с другими органами правоохраны, решают вопросы подбора и расстановки кадров.
Особое место, связанное с формированием правоприменительной практики, занимают постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В них на базе обобщения судебной практики содержатся разъяснения по применению законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Некоторые постановления пленумов высших судов содержат вопросы, имеющие отношение к организации работы судов.
Важнейшее правило, связанное с применением законодательства, заключается в том, что все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальными источниками опубликования законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета».
Ведомственные акты, имеющие общеобязательное или межведомственное значение, публикуются в «Российской газете» и в издаваемом Министерством юстиции РФ «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»; разъяснения высших судебных инстанций — в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные правовые акты — в «Бюллетене международных договоров», издаваемом Администрацией Президента Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте признаки правоохранительной деятельности.
2. Назовите основные направления правоохранительной деятельно-I т.
3. Перечислите правоохранительные органы и организации и их место в системе государственно-правовых институтов.
4. Определите предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы».
5. Что понимается под законодательными источниками курса «Правоохранительные органы»?
6. Назовите группы правовых актов по их юридической значимости.
7. Какое значение имеет Конституция Российской Федерации для организации и деятельности правоохранительных органов?
8. Дайте общую характеристику федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих правоохранительную деятельность.
9. Каково значение международно-правовых норм для деятельности
правоохранительных органов?
10. Перечислите источники официального опубликования законов и других нормативных правовых актов.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Дмитриев Ю.Д. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник/ Ю.Д. Дмитриев.- 4-е изд., перераб.и доп.- М.: Эксмо, 2009.- 447 c.
2. Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник/ Ю. А. Дмитриев.- 999.- М.: Омега-Л, 2008.- 380 c.
3. Правоохранительные органы[Текст]: учебник/под ред.А. В. Ендольцевой, О. А. Галустьяна.- М.: Закон и право, 2010.- 447 c.
Дополнительная рекомендуемая литература:
1. Ларин А.Ю., Кузьмин Д.И. Правоохранительные органы [Электронный ресурс]/ А.Ю. Ларин, Д.И. Кузьмин.- М.: Книжный мир, 2009.
2. Хабриева, Т.Я. Концепции развития российского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. -736 с.
3. Чернявский А. Г.,Кузнецов С.М., Эриашвили Н. Д. Правоохранительные органы[Текст]: учебник/ А. Г. Чернявский, С.М. Кузнецов, Н. Д. Эриашвили; под ред. Б.н, Габричидзе.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.- 511 c.
Тема №2 Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
Цель лекции:осветить понятие и основные признаки судебной власти, охарактеризовать судебную систему Российской Федерации, проанализировать судебные инстанции и дать понятие судебному звену
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|