СООТНОШЕНИЕ БИОЭТИКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ПРАВА
Большое теоретическое и практическое значение имеет установление соотношения биоэтики с профессиональной этикой (аксиологией, деонтологией) и правом.
Термин «биоэтика» предложил американскийонколог Ван Ренсселер Поттер. В 1970 г. он опубликовал статью «Биоэтика: наука выживания», в 1971 г. вышла в свет его книга «Биоэтика: мост в будущее». Поттер, вводя понятие «биоэтика», говорил о «новой дисциплине, соединяющей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей». Он подчеркивал: «Я выбрал корень Ыо для символизации
14 ___________________________________________________Глава 1
биологического знания, науки о живых системах и ethics для символизации познания системы человеческих ценностей». Поттер считал, что разделение между этическими ценностями как части человеческой культуры в широком смысле и биологическими фактами лежит в основе научно-технического процесса, который угрожает человечеству и самому существованию жизни на земле. В связи с этим он назвал биоэтику наукой выживания. «Инстинкт» выживания не был самодостаточным, и потому потребовалась новая наука — биоэтика. По мнению Поттера, биоэтика должна не только сосредоточивать внимание на человеке, но и распространять свой метод и на биосферу как целое, т.е. на всякое научное вмешательство человека в жизнь как таковую. Данную концепцию автор обозначил термином «глобальная биоэтика».
Биоэтика -- междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицинских, биологических наук и использованием в здравоохранении высоких технологий (Тищенко П.Д., 200 ))•
Биоэтика (биомедицинская этика) тесно связана с медицинской этикой, но не идентична ей. В то время как медицинская этика сосредоточивается главным образом на вопросах, возникающих в медицинской практике, биоэтика — очень широкое понятие, охватывающее проблемы норм поведения, возникающие в связи с развитием биологических наук в целом.
Медицинскую этику следует рассматривать как относительно автономный комплекс внутри биоэтики, состоящий из двух взаимосвязанных частей:
• медицинской аксиологии (учения о профессиональных ценностях);
• медицинской деонтологии (учения о должном поведении при осуществлении профессиональной деятельности).
Аксиология, или теория ценностей, философское учение о природе ценностей, исследует, в частности, базовые ценности медицинской этики: сочувствие, компетентность, самостоятельность наряду с фундаментальными правами человека (Уильям Дж. Р., 2006).
Деонтология акцентирует внимание на профессиональных обязанностях и предполагает осознание и добросовестное исполнение их специалистом.
Разграничение биоэтики и права оказалось достаточно сложной задачей.
Биоэтика в современном здравоохранении 15
В предисловии к Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (далее — Декларация), принятой путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, генеральный директор ЮНЕСКО в 1999—2009 гг. К. Мацуура подчеркнул, что, закрепляя биоэтику в международных нормах в области прав человека и обеспечивая уважение человеческой жизни, Декларация тем самым признает взаимосвязь между этикой и правами человека конкретно в сфере биоэтики.
Этот синтез морали и права прослеживается в Декларации.
«Статья 3. Человеческое достоинство и права человека.
1. Должно обеспечиваться полное уважение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод.
2. Интересы и благосостояние отдельного человека должны главенствовать над интересами собственно науки или общества».
В биоэтике в настоящее время используется большое количество документов международных правительственных организаций, которые являются источниками международного права. Вместе с тем представляется неправильным рассматривать биоэтику в качестве юридической дисциплины. Наряду с биологией, медициной и философией юриспруденция является лишь одним из корней в сложной корневой системе биоэтики.
С учетом сказанного главную научную проблему, цель и основные практические задачи биоэтики необходимо формулировать в широком социальном контексте.
Главная научная проблема биоэтики — преодоление путем широкого общественного диалога разрыва между высшими нравственными ценностями, идеапами должного поведения лиц, вовлеченных в ситуации, связанные с вмешательством в процессы жизнедеятельности, и реальной практикой их забвения, деформации и пренебрежения.
В Документе Эриче (1994) сформулированы цели биоэтики в редакции «Энциклопедии биоэтики» от 1978 г, (пит, по; Сгречча Э., Тамбоне В., 2001): «Цели биоэтики состоят в рациональном анализе нравственных проблем, связанных с биомедициной, и их связей со сферами права и гуманитарных наук. Они предполагают выработку этических ориентиров, основанных на ценности человеческой личности и прав человека при уважении всех религиозных исповеданий, опирающуюся на рациональную основу и научно адекватную методологию. Эти этические ориентиры имеют и практическую направленность, которая может наложить свою печать не только на поведение тех или иных личностей,
Глава 1
но и на сопутствующее ему право и на нынешние и будущие кодексы профессиональной этики».
Здесь, безусловно, необходимо обратиться к ст. 2 Декларации.
«Настоящая Декларация преследует следующие цели:
a) обеспечение универсального комплекса принципов и процедур, которыми могут руководствоваться государства при выработке своих законодательных норм, политики или других инструментов в области биоэтики;
b) установление ориентиров для действий отдельных лиц, групп, общин, учреждений и корпораций как государственных, так и частных;
c) поощрение уважения человеческого достоинства и защиты прав человека путем обеспечения уважения человеческой жизни и основных свобод в соответствии с международными нормами в области прав человека;
d) признание важного значения свободы научных исследований и благ, приносимых научно-техническим прогрессом, с указанием при этом на необходимость того, чтобы такие исследования и прогресс не выходили за рамки этических принципов, изложенных в настоящей Декларации при уважении человеческого достоинства, прав человека и основных свобод;
e) содействие многодисциплинарному и плюралистическому диалогу по биоэтическим проблемам между всеми заинтересованными сторонами и в рамках общества в целом;
f) поощрение обеспечения справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям, максимально широкому распространению знаний о таких достижениях и быстрому обмену этими знаниями, а также совместного использования благ с удалением особого внимания потребностям развивающихся стран;
g) обеспечение защиты и реализации интересов нынешних и будущих поколений;
h) уделение особого внимания значимости биоразнообразия и необходимости того, чтобы все человечество заботилось о его сохранении».
Из приведенного текста можно получить представления и о целях биоэтики.
Основными практическими задачами биоэтикиявляются: • всестороннее изучение моральных и нравственных аспектов ситуаций, представляющих возможную или действительную опасность
Биоэтика в современном здравоохранении 17
для жизни и здоровья отдельного человека, группы людей или будущему человечеству в целом, а также для животного при проведении научного эксперимента;
• разработка этических стандартов деятельности, связанной с угрозой причинения вреда жизни и здоровью, на основе категорий общего, особенного, единичного;
• изучение и совершенствование общественно-процессуальной практики рассмотрения и разрешения прецедентов, имеющих биоэтическое содержание.
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫХ, ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Вторая половина XX в. и начало XXI в. свидетельствуют о большом внимании международных и российских правительственных и неправительственных организаций к формулированию принципов медицинской этики и биоэтики.
Особое значение в связи с этим имеют документы ООН.
Так, в Принципах медицинской этики (а именно в принципе 2), сформулированных в Резолюции 37/194 от 18 декабря 1982 г., принятой на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, читаем: «Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их».
В ст. 2 Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека (далее — Декларация), принятой 11 ноября 1997 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), установлено:
«а) Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик.
Ь) Такое достоинство непреложно означает, что личность человека гне-**ожет--сводиться к ег,о генетическим характеристикам, и требует унижении его уникальности и нстжторимости».
Глава 1
Особое место занимает уже упоминавшаяся Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005), в которой сформулированы 15 принципов биоэтики.
Следующей авторитетной специализированной организацией ООН, в документах которой могут устанавливаться принципы биоэтики, является ВОЗ.
В таком важном документе ВОЗ, как Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятая Европейским консультативным совещанием ВОЗ по правам пациента (Амстердам, март 1994г.), в разделе «Права пациентов» в п. 1 «Права человека и человеческие ценности в здравоохранении» данной Декларации определено:
«Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны. Осуществление нижеперечисленных прав должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав.
1.1. Каждый человек имеет право на уважение собственной личности.
1.2. Каждый человек имеет право на самоопределение.
1.3. Каждый человек имеет право на сохранение своей физической и психической целостности, а также на безопасность своей личности.
J .4. Каждый человек имеет право на уважение его тайн.
1.5. Каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения.
1.6. Каждый человек имеет право на защиту собственного здоровья в той мере, в которой это позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней и должен иметь возможность достичь наивысшего для себя уровня здоровья».
Одним из основополагающих документов, в котором изложены принципы европейской биоэтики, стала принятая Советом Европы Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины — «Конвенция о правах человека и биомедицине» (ETS N 164) (Овьедо, 4 апреля 1997 г.).
Так, согласно ст. 1, стороны настоящей Конвенции: государства — члены Совета Европы, прочие государства и Европейское сообщество — защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенно-
Биоэтика в современном здравоохранении 19
сти личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.
Большим авторитетом у международной общественности пользуются нормы медицинской этики, сформулированные ВМА.
В 1963 г. ВМА приняты «Двенадцать принципов предосташтения медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения». Внимания заслуживает следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и этическая обязанность врача — оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений»,
В преамбуле Лиссабонской декларации о правах пациента, принятой ВМА (Лиссабон, сентябрь-октябрь 1981 г.), сказано, что врач, без сомнения, должен действовать в интересах больного сообразно своей совести, однако необходимы также соответствующие гарантии автономии пациента и справедливого отношения к нему.
В п. 3 Лиссабонской декларации определено:
«а) Пациент имеет право на самоопределение и на принятие независимых решений относительно своего здоровья. Врач обязан сообщить пациенту о последствиях его решения.
б) Умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процедуру или терапию, а также отказываться от них. Пациент имеет право на получение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возможных результатах любого теста или лечения, а также о последствиях своего отказа.
в) Пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо исследовании или медицинской практике».
В п. 10 Лиссабонской декларации указано:
«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и право пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения.
б) Пациент имеет право на облегчение своих страданий с использованием существующих знаний в области медицины.
Глава 1
в) Пациент имеет право на гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни».
В Международном кодексе медицинской этики, принятом 3-й Генеральной Ассамблеей ВМА (Лондон, октябрь 1949 г.), названы общие обязанности врачей. Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты. Врач не должен позволять по соображениям личной выгоды ограничивать свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи вне зависимости от собственной профессиональной специализации.
На основаниип. 3 Хельсинкской декларации ВМА «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека», принятой 18-й Генеральной Ассамблеей ВМА (Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.), долг врача состоит в укреплении и охране здоровья пациентов, включая участников медицинских исследований. Знания и совесть врача должны быть полностью подчинены выполнению этого долга.
В силу п. 9 Хельсинкской декларации медицинские исследования следует проводить в соответствии с этическими нормами, обеспечивающими уважение каждого человека, защиту его прав и охрану здоровья. Некоторые категории (лица, не способные самостоятельно дать согласие на участие в исследовании или отказаться от него, а также лица, подверженные принуждению или недолжному влиянию) участников исследований особенно уязвимы и нуждаются в специальной защите.
В аспекте реализации биоэтических принципов важно обратить внимание на отдельные статьи Конституции РФ.
Согласно ст. 2, человек, его права и свободы выступают высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
В ст. 21 Конституции РФ указано:
«1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Биоэтика в современном здравоохранении 21
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения к нему со стороны медицинских и иных работников медицинской организации.
Существенное значение имеет Этический кодекс российского врача, утвержденный на 4-й конференции Ассоциации врачей России (Москва, ноябрь 1994 г.). В указанном аспекте в нем заслуживают внимание ст. 3 и 21.
«Статья 3. Primum поп посеге.
Недопустимо причинение вреда пациенту, нанесение ему физического, нравственного или материального ущерба ни намеренно, ни по небрежности. Врач не вправе безучастно относиться и к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.
Врач обязан сопоставить потенциальную пользу с возможными осложнениями от вмешательства, особенно если обследование или лечение сопряжены с болью, применением мер принуждения и другими тягостными для пациента факторами. Лекарство не должно быть горше болезни!
Статья 21. Ответственность за нарушение профессиональной этики определяется уставами территориальных и профильных ассоциаций врачей.
Первый судья врача — собственная совесть, второй — медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.
Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положение действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону»,
Глава 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|