ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Авторский коллектив — сотрудники кафедры медицинского права и биоэтики
Самарского государственного медицинского университета:
В.В. Сергеев — д-р мед. наук, проф., зав, кафедрой, юрист, магистр философии;
В.Н. Наследнов — канд. мед. наук, доц.;
И.А. Шмелёв — канд. мед. наук, доц., юрист, магистр философии;
Е.Р. Ильина — канд. юрид. наук, доц.;
В.А. Купряхин — канд. мед. наук, доц., юрист, магистр философии;
А.В. Антимонов — канд. мед. наук. ст. преп., юрист:
Н.Н. Аськов — ассист., врач, юрист.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений............................................7
Глава I. Биоэтика в современном здравоохранении..................9
1.1. Формирование биоэтического сознания спениалистов
в сфере здравоохранения..................................9
1.2. Этические основы современного законодательства
в сфере охраны здоровья.................................11
1.3. Соотношение биоэтики, профессиональной этики и права ... 13
1.4. Основные этические документы международных, отечестве иных правительственных и неправительственных организаций............................................ 17
1.5. Основные этические теории и биоэтика....................22
1.6. Законы биоэтики........................................26
Литература.................................................30
Вопросы для самоконтроля...................................33
Тестовые задания...........................................33
Глава 2. Принципы биоэтики....................................34
2.1. Система принципов биоэтики............................34
2.2. Мотиванионные принципы...............................36
2.3. Целеполагающие принципы..............................41
2.4. Экзистенциально-гуманистические принципы..............43
2.5. Функциональные принципы..............................47
Литература.................................................50
Вопросы для самоконтроля...................................52
Тестовые задания...........................................52
Глава 3. Правила биоэтики......................................53
3.1. Правила биоэтики в структуре этического анализа...........53
3.2. Правило правдивости....................................54
3.3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.....57
3.4. Правило конфиденциальности............................58
3.5. Правило информированного согласия.....................61
3.6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства..........................................63
Л итература.................................................64
Вопросы для самоконтроля...................................66
Тестовые задания . .................................66
Оглавление
Глава 4. Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики........................................67
4.1. Основные модели биоэтики..............................67
4.2. Этическая основа правового статуса пациента и работников здравоохранения........................................72
4.3. Традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом)..........77
4.4. Новые сферы профессиональной этики (защита будущих поколений, окружающей среды,
биосферы и биоразнообразия)............................87
Л итература.................................................95
Вопросы для самоконтроля...................................98
Тестовые задания...........................................98
Глава 5. Биоэтические проблемы применения инновационных технологий..................................................100
5.1. Проблемы применения инновационных технологий........100
5.2. Нравственное и рациональное обоснование биомедицинских исследований..........................109
5.3. Клинические исследования лекарственных препаратов.....114
5.4. Минимизация страданий лабораторных животных.........118
5.5. Комитеты по биоэтике..................................120
5.6. Биоэтическая аргументация при рассмотрении спорных вопросов и разрешении конфликтов......................125
Литература................................................128
Вопросы для самоконтроля..................................131
Тестовые задания..........................................131
Глава 6. Биоэтические проблемы реализации репродуктивных
прав человека................................................133
6.1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека......133
6.2. Различные подходы к применению вспомогательных репродуктивных технологий.............................135
6.3. Биоэтические проблемы контрацепции и стерилизации.....137
6.4. Биоэтические проблемы искусственного прерывания беременности..........................................139
6.5. Биоэтические аспекты сексологии........................147
Литература................................................151
Вопросы для самоконтроля..................................153
Тестовые задания..........................................153
Оглавление 5
Глава 7. Биоэтические проблемы психиатрии.....................155
7.1. Специфика биоэтических проблем в психиатрии...........155
7.2. Уважение человеческого достоинства и защита прав лиц
с психическими расстройствами.........................158
7.3. Патернализм и антипатернализм в психиатрии. Антипсихиатрия.......................................161
7.4. Принцип уважения автономии личности в психиатрии.....167
7.5. Биоэтическое правило пропорциональности...............170
7.6. Определение понятия «злоупотребление психиатрией»..... 173
Литература................................................ 176
Вопросы для самоконтроля.................................. 178
Тестовые задания.......................................... 179
Глава 8. Биоэтические проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями...............................................180
8.1. Инфекционные болезни как источник социальной опасности.............................................180
8.2. Биоэтические аспекты профилактики инфекционных заболеваний...........................................183
8.3. Основные биоэтические проблемы, связанные
с ВИЧ/СПИДом.......................................185
8.4. Спидофобия. Тестирование и скрининг...................191
8.5. Спид как ятрогения. Профессиональный риск медицинских работников................................193
Литература................................................195
Вопросы для самоконтроля..................................196
Тестовые задания..........................................196
Глава 9. Трансплантация, умирание и смерть: биоэтические
проблемы....................................................198
9.1. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей человека. Правило пропорциональности
в трансплантологии.....................................198
9.2. Эксперимент в трансплантологии........................201
9.3. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Биоэтические проблемы некомпетентных доноров................................203
9.4. Недопустимость продажи органов и тканей человека.......212
9.5. Современная медицина и проблемы смерти.
Определение момента смерти человека....................216
Оглавление
9.6. Биоэтические проблемы эвтаназии.......................222
Литература................................................226
Вопросы для самоконтроля..................................228
Тестовые задания..........................................228
Эталоны ответов на тестовые задания..........................230
Предметный указатель........................................231
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВМА — Всемирная медицинская ассоциация
ВМС — внутриматочные средства
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения
ВПА — Всемирная психиатрическая ассоциация
ВРТ — вспомогательные репродуктивные технологии
ИОВ — иррациональный оптимизм врача
ИОП — иррациональный оптимизм пациента
ИПВ — иррациональный пессимизм врача
ИПП — иррациональный пессимизм пациента
МБИ — мед и ко-биологические исследования
МПК — медико-правовая клиника
ООН — Организация Объединенных Наций
РОВ — рациональный оптимизм врача
РОП — рациональный оптимизм пациента
РПВ — рациональный пессимизм врача
РПП — рациональный пессимизм пациента
СМ — суррогатное материнство
СММНО — Совет международных медицинских научных организаций
ХВС — хроническое вегетативное состояние
Глава 1
БИОЭТИКА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
На современном этапе развития здравоохранения одной из фундаментальных проблем следует признать формирование биоэтического сознания специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в этой важной сфере.
Биоэтическое сознание— это область сознания, обобщенно и целенаправленно отражающая действительность в форме биоэтических знаний, оценочных отношений к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, моральных установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение разумного и нравственного человека в ситуациях морального выбора, связанного с его вмешательством в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или реальную опасность.
Биоэтическое сознание выполняет следующие функции:
• познавательную;
• оценочную;
• регулятивную.
Познавательная функциясвязана с накоплением биоэтических знаний в результате интеллектуальной (мыслительной) деятельности и оперирует в связи с этим такими понятиями, как «биоэтическое образование», «биоэтическая подготовка».
Реализация оценочной функциитребует определенного эмоционального отношения личности к практике применения законов, принципов и правил биоэтики, к разным сторонам и явлениям жизни.
Регулятивная функцияосуществляется на основе моральных установок и ценностных ориентации, определяющих поведение человека в биоэтически значимых ситуациях.
10 Глава 1
Важные факторы формирования биоэтического сознания — это:
• разум;
• добрая воля;
• высшее благо.
Разум как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности, воплощает способность человека к верным, объективным, взвешенным суждениям о мире. Неразумные (иррациональные) мыслительные процессы протекают, как кажется, независимо от разума, но все же отчасти зависят от него. Они протекают независимо на вегетативном уровне. Они зависят от разума в своих эмоциональных, аффективных проявлениях — во всем том, что сопряжено с удовольствиями и страданиями (Гусейнов АЛ., Апресян Р.Г., 2004).
Разумность поведения совпадает с его целесообразностью. Это значит, что человек предвидит возможный ход и исход событий и заранее, идеально, в виде цели формулирует тот результат, который ему предстоит достичь.
Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. Понятие доброй воли в качестве специфического признака морали обосновал И. Кант (1724—1804). Он видел в доброй воле единственное безусловное благо. Только добрая воля имеет самоценное значение; она потому и называется доброй, что никогда не может стать злой, обернуться против самой себя. Все прочие блага, будь то телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние (богатство, почет и т.п.), душевные (самообладание, решительность и т.п.), умственные (память, остроумие и т.п.), как они ни важны для человека, тем не менее сами по себе, без доброй воли могут быть использованы для порочных целей. Только добрая воля обладает абсолютной ценностью.
Под доброй волей И. Кант понимал чистую волю — чистую от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия, вообще каких-либо эмпирических мотивов. Отсутствие себялюбивых мотивов становится в ней самостоятельным мотивом. Показателем доброй воли можно считать способность к поступкам, которые не только не сулят индивиду какой-либо выгоды, но даже сопряжены для него с очевидными потерями. Добрая воля есть бескорыстная воля. Ее нельзя обменять ни на что другое. Она не имеет цены в том смысле, что является бесценной.
В «Основах метафизики нравственности» И. Кант констатирует: «Так как разум недостаточно приспособлен для того, чтобы уверенно вести волю в отношении ее предметов и удовлетворения всех наших потребностей (которые он сам отчасти приумножает), а к этой пели гораз-
Биоэтика в современном здравоохранении 11
до вернее привел бы врожденный природный инстинкт, и все же нам дан разум как практическая способность, т.е. как такая, которая должна иметь влияние на волю, —то истинное назначение его должно состоять в том, чтобы породить не волю как средство для какой-нибудь другой цели, а добрую волю самое по себе. Для этого непременно нужен был разум, если только природа всегда поступала целесообразно при распределении своих даров. Эта воля не может быть, следовательно, единственным и всем благом, но она должна быть высшим благом и условием для всего прочего, даже для всякого желания счастья».
Разумность человека обнаруживается не только в способности к целесообразной деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в перспективе последней (высшей, совершенной) цели. Разумная рассудительность поведения изначально и органично нацелена на высшее благо.
Разумное поведение становится морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, которая считается безусловной (абсолютной) и признается в качестве высшего блага. Высшее благо — безусловно (абсолютно), оно придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. С позиций биоэтического сознания высшим благом признается жизнь.
Таким образом, разум, добрая воля и высшее благо суть важные критерии нравственного измерения специалиста в сфере здравоохранения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|