|
Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 7 глава
Можно согласиться с тем, что «культура - есть выражение человеческого отношения к природе, выражение человечности -универсальности этого отношения. И мера этой человечности, обнаруженная в отношении к природе, есть мера культуры, ее имманентный критерий...»[9].
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус, особенности истории, духовный климат эпохи. От того, какова ценность природы в культуре, зависит характер природопреоб-разующей деятельности общества.
Так, в древневосточных моделях миропонимания человек с момента рождения и до самой смерти был включен в общее поле социальных предписаний и норм, следование которым является важнейшим условием его бытия. Поэтому идеалом для людей выступает в первую очередь вживание в сложившуюся среду и обращение активности на собственный мир, а не на внешние обстоятельства. В известном смысле для человека той эпохи и культуры символический мир духа был более реальным, чем мир повседневного бытия. Гармония Человека и Космоса достигается поэтому путем растворения личности в космическом целом при минимальном проявлении человеческой активности.
В принципиально иных условиях формировался социальный и космический мир древних греков. Греческая культура, приняв светский характер, заменила восточный авторитет традиции авторитетом закона, религиозный авторитет - авторитетом человеческого разума (логос). Предметом формировавшейся древнегреческой философии стала природа в самом широком смысле этого слова, и первые философы стремились к чисто рациональному объяснению природных явлений. Люди, божественное, мир образуют единый однородный универсум: они части одной и той же природы, в которой везде действуют одни и те же силы. При этом человек в состоянии дать ответ о возникновении этой природы, ее разнообразии и организации. Вместо мифического образа иерархического устройства мира, где верх и низ обозначали различные космические уровни божественных сил, выстраивается геометрическая структура космоса.
Иначе всматривается в природу средневековый человек, он живет в едином мире и мир для него - творенье божье. Место человека - Земля, и она - центр мира. Сам он выступает одновременно в двух ипостасях: естественной и божественной. В этот период формируется как новый по сравнению с античностью взгляд на мир, так и новая позиция по отношению к нему. В раннем средневековье чувство гармонии еще удерживает человека в пределах Космоса, но позднее человек устремляется за его пределы, к Богу, чтоб от него снова обратиться к миру и формировать его. Поэтому в средневековой культуре абсолютом является не Космос, а Бог, который выше всякого Космоса, ибо является его творцом. Природа определялась как источник ресурсов, а человек имел право использовать ее так, как ему угодно.
Если в античный период развития натурфилософская концепция природы выступает реальным действующим объектом, то в средневековом мировоззрении она представляется символом божества и средством для удовлетворения нужд человека.
Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, меняется само отношение человека к природе -здесь не статическая гармония человека и природы, а динамическая, где человек пытается подчинить природу. Новый интерес к природе вызвал интерес к природоведению, а географические путешествия расширили знания человека о растительном и животном мире.
После эпохи Возрождения природа становится объектом научного познания и потому рассматривается как поприще человеческой деятельности, результатом которой должно стать выявление фундаментальных основ природы, покорение и укрощение ее стихии. Считалось, что инертные силы природы должны быть подчинены абсолютному господству разума. Достаточно четко эти взгляды выразил Ф. Бэкон: «Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять ее, пока должным образом ее не поймет и не узнает»[10]. В последующем данное положение получило широкое признание и стало основополагающим принципом в научной и практической деятельности людей.
Н.Н.Моисеев отмечает, что те 12-15 тысяч лет, которые прошли после начала неолитической революции, были эпохой покорения Природы. Теперь человечество постепенно осознает, что эта эпоха кончилась. Человек с остальной природой начинает играть на равных, подходит не только к рубежу тысячелетий, но и к той грани, которая отделяет нынешнюю эпоху преимущественно техногенной цивилизации от совершенно нового периода своей истории[11].
В соответствии с концепцией устойчивого развития на смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую - экологическую культуру.
Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. Это требует необходимости постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию. Экологическая культура через познание сущности, глубины, важности и масштабности взаимодействия человека и природы играет существенную роль в переориентации науки на решение экологических проблем, в становлении нового экологического мышления. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основную ось экологической культуры. Как уже отмечалось, именно культура способствует переработке и отбору необходимой информации, духовных и материальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями. Благодаря экологической культуре осуществляется передача опыта экологической деятельности и появляется возможность использовать накопленные экологические знания. Культура, в арсенале которой находятся огромные богатства, накопленные человечеством в виде знаний материальных и духовных ценностей, а также социальный опыт предшествующих и настоящих поколений позволяет выявить наиболее приемлемые пути и подходы к решению того или иного экологического вопроса.
Ценности экологической культуры призваны способствовать развитию мировоззренческих установок, формированию творческой человеческой личности. Это связано с такой характеристикой экологической культуры, как сопряженность в ней личного и общественного. Тем самым культура во все большей мере превращается из средства обособления в средство единения общества и природы. Общим признаком новой культуры становится взаимопроникновение социального и природного начал, подчиненное задаче их взаимного сохранения.
Экологическая культура имеет во многом качественно иные ценности, нравственные принципы, мировоззренческие установки, гуманистические идеалы. В то же время экологическая культура определяет меру развития человеческой свободы по отношению к природной необходимости посредством познания экологических законов и перестройки всей человеческой деятельности на их основе. При этом совместимость человеческой деятельности с законами развития природной целостности способствует раскрытию универсальных сущностных характеристик человеческого мира, развитию человека как уникального существа.
В системе ценностей экологической культуры предпочтение отдается не традиционным для общества потребительским ценностям, а природным факторам, составляющим условия жизни и развития людей. В конечном счете это тоже потребительские ценности, поскольку здоровье и жизнь людей теперь зависят от поддержания ими природных условий своего бытия, но ценности уже иного, более высокого порядка, которые в силу своей всеобщности являются основами бескорыстно-этического восприятия мира. Однако низкий уровень развития, стремление к скорейшему получению непосредственного потребительского эффекта, вызванного нищетой материальной и духовной, привычный образ мысли и господствующие стереотипы побуждают людей зачастую жертвовать общечеловеческими интересами ради экономических выгод, весьма сомнительных в случае их экологической необеспеченности.
Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристски. Это значит, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной среды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребностью, порожденной новой ролью человека на планете.
Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия.
Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.
Положения экологической этики уже сейчас позволяют предположить следующие требования: отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Однако эти и другие положения экологической этики, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности - политику, экономику, технику, науку и т.д. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.
Важнейшим направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития является экологизация экономики. При этом важен не только постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных решений, но и понимание того, что развитие экономики должно осуществляться в масштабах и темпах, которые позволили бы удовлетворять разумные потребности человека при обеспечении воспроизводства возобновимых и экономии невозобновимых природных ресурсов. Это требует взаимосвязанных изменений в структуре производства и потребления, осуществления ряда мер, важнейшими из которых являются:
• формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования;
• создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу;
• формирование структуры общественного производства, ориентированной на увеличение доли продукции конечного потребления;
• создание замкнутых производственных циклов;
• экологизация системы нормативов, деятельности в области
стандартизации;
• упорядочение системы учета производства продукции в целях более полного отражения в ней стоимости природных ресурсов;
• формирование гармоничной региональной структуры экономики[12].
На ближайший период важнейшим направлением преобразования производства с целью переориентации на модель устойчивого развития следует считать проведение его структурной перестройки. На смену ресурсо- и энергоемких производств должны прийти наукоемкие, энерго- и ресурсосберегающие.
Переход к рынку, развитие предпринимательства должны сопровождаться развертыванием экологической оценки культуры в целом. Преодоление традиционных экономических стереотипов и техницистской направленности должно произойти не тогда, когда природа будет необратимо опустошена, а раньше.
Для управления социоприродными процессами возникла правовая экология. Экологическая функция права является новой, ранее неизвестной правовой функцией. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими, культурно-воспитательными и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом.
Цель экологических функций права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.
Трудности перехода к экологическому обществу в большей части связаны с тем, что массовый переход на экофильное поведение и стратегию любой деятельности сопряжен с кардинальными трансформациями в самих человеческих потребностях. Начиная с неолита, когда появились гарантированные излишки продовольствия, а затем и другие сверхзапасы, под влиянием успехов производящей экономики начали формироваться сверхпотребности (мнимые, избыточные), неестественные с точки зрения человека-собирателя, который ограничивался естественными - основными жизненными потребностями. Умножение сверхпотребностей, формирование новых потребностей под влиянием научно-технического прогресса наносят непоправимый ущерб природе. Появление сверхпотребностей, или избыточных потребностей, удовлетворение которых в той или иной степени облегчало жизнь людей, трактовалось до недавнего времени как показатель прогресса. Рост материальных потребностей, на который до сих пор ориентируется экономическое развитие, однако, имеет свой экологический предел.
Достижение высокого качества жизни, стремление к идеалу здоровой окружающей и социальной среды должно стать основой для развертывания экологической деятельности как главного «социального» механизма выживания человечества.
В содержание экодеятельности необходимо включить не все взаимодействия человека (общества) и природы, а только те, которые направлены на позитивные эффекты, на решение экологических проблем. Такое понимание объединяет все виды и формы экологизации социальной деятельности.
Экологическая деятельность направлена на сохранение динамичного равновесия между обществом и природой, на его восстановление. Объективной основой экологической деятельности является потребность общества во взаимодействии с благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития природной средой. Экологическая деятельность выступает как проявление экологической культуры.
На современном этапе вектор экологической ориентации определяется совершенствованием системы правового управления охраной окружающей среды; созданием экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование природных богатств; коренным улучшением экологического образования и воспитания населения. Необходимо расширение и активизация экологической, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности населения. Степень их активности в проведении в жизнь экологической политики, мера практической реализации конкретных установок этой политики входят в число важнейших критериев действенности экологической культуры. Особенности решаемых проблем, их масштабность и сложность требуют развития инициативы, творческой активности людей в экологической сфере.
Итак, экологическая культура должна стать способом соединения человека с природой на основе ее познания и понимания. Роль экологической культуры выражается, во-первых, в гармонизации отношений человека с природой; во-вторых, в стимулировании экологизации науки, техники, экономики; в-третьих, экологизации всех сторон социализации индивида (образования, воспитания и т.д.). Сейчас очевидно, что устойчивое развитие возможно только в условиях экологической культуры, а экологическая культура может быть воспроизведена только путем устойчивого развития. Поэтому понятия «экологическая культура» и «устойчивое развитие» являются однопорядковыми и отражают различные аспекты одного и того же процесса гармонизации социоприродных отношений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие факторы человеческой жизнедеятельности охватывает понятие культуры?
2. Каковы особенности развития культуры в условиях глобализации общественной жизни?
3. Как исторически менялось отношение к природе?
4. Каковы ценности экологической культуры?
Почему культурой устойчивого развития можно считать экологическую культуру?
Лекция 9. ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИЙ
Творения интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и теплом.
А. Эйнштейн
Рассуждая о противоречивом характере культурно-исторического процесса, мы неизбежно выходим на проблемы человека, личности, понимающей свою ответственность за будущее природы и общества. Человек мало изменился за последние две тысячи лет. Создание утонченной науки и могущественной техники никак не повлияли на нравственные качества людей. Люди так же просто прибегают к насилию, как это делали в древние времена и средневековье, но при этом еще используют современную технику и находят оправдание своим действиям[13]. Вывод очевиден: нужно изменить культуру человека, перейти к экологической культуре. Фундаментальное значение в этой связи приобретает вопрос: можно ли повлиять на ориентацию и содержание культуры? Управляем ли вообще культурный процесс?
Становление и развитие культуры, как известно, имеет объективные и субъективные предпосылки. Основу целенаправленных культурных трансформаций могут составить изменения субъективных, предпосылок, формирование соответствующего сознания. Любая человеческая деятельность осуществляется сознательно на основе определенных убеждений, знаний и опыта. Сознание складывается из совокупности разнообразных знаний о мире, человеке, обществе, о способах удовлетворения социальных и индивидуальных потребностей, о других природных и социальных явлениях.
Сознание относится к числу фундаментальных понятий философии и науки. От особенностей его понимания складываются совершенно различные представления не только о природе человека, но и эволюционном процессе в целом. Согласно современным воззрениям, сознание — это свойство человеческого мозга, проявление высшего уровня психической активности человека, способность воспроизведения действительности в форме чувственных и мыслительных образов. Через сознание проходят, формируя психику человека, все представления о себе самом, об окружающей среде. Благодаря сознанию произошло выделение человека из мира природы. Если древние мифологии склонялись к одушевлению всего космоса, то, начиная с эпохи Возрождения, философы стали подчеркивать безусловное превосходство человека над природой, ссылаясь на наличие «духовной жизни», особой «духовной сферы» бытия.
Очень тесно связано с феноменом сознания понимание. Человек осваивает окружающий мир, используя знание и понимание -два состояния психической жизни индивида, взаимосвязанные, но не совпадающие друг с другом.
Из знаний в убеждения переходят те элементы, которые затрагивают интересы человека. Для преодоления равнодушного отношения к определенным процессам решающее значение имеет не только наличие знаний, но и заинтересованность субъекта во вмешательстве в данный процесс. Она возникает лишь при определенном совпадении знаний с собственным опытом людей. Только знания о процессах, которые затрагивают некоторые важные стороны жизни человека, приобретают существенную эмоциональную окраску, превращаются в его убеждения, реализуемые на практике.
Сознание - целостность, движущаяся в рамках своих противоположностей - общественного и индивидуального сознания. Общественное сознание в зависимости от его распространения в обществе делится на специализированное и массовое. Специализированным является, например, научное знание. Система представлений, которые созданы специализированной духовной деятельностью, образует область идеологии и науки, профессионального искусства и религиозных учений, где содержание общественного сознания выражено в наиболее развитой форме.
Обыденное сознание формируется в процессе накопления людьми практического опыта. Это сознание «здравого смысла». Вместе с возрастанием роли науки в процессе общественной жизни возрастает и роль обыденного сознания. Оно проникает в философию, искусство, религию через язык, аргументацию.
Роль обыденного сознания в общественной жизни определяется конкретными историческими условиями, в которых это сознание функционирует. Это та сторона духовной жизни людей, которая порождается повседневным опытом, обычаями и традициями. Поэтому, помимо здравого смысла, этому уровню общественного сознания присущи определенный консерватизм и инертность.
Теоретическое сознание - это идеи, теории, вырабатываемые в процессе научной деятельности. Теоретическое создание помогает в производстве новых знаний, методов их создания и оценки. Будучи продуктом общества, теоретическое сознание откликается на запросы жизни, предлагая свои решения назревших проблем. В нем вскрываются сущность, причины явлений и внутреннее единство изучаемых объектов.
Общественное мнение, как элемент массового сознания, содержит в себе многие теоретические, научные положения, хотя и без соответствующего систематического и концептуального оформления. Как социально-психологический феномен массового сознания, оно соединяет в себе кроме рациональных также эмоциональные моменты, соотношение которых зависит от степени остроты общезначимого интереса к субъекту суждений.
Экологизация индивидуального сознания подразумевает изменения в мышлении, потребностях, поведении отдельного человека. Экологизаация общественного сознания предполагает экологизацию общественных потребностей, общественного поведения, его форм и уровней.
Благодаря тенденции экологизации сознания формируется целостное экологическое сознание. Экологическое сознание - сложное духовное явление, представляющее собой видоизменение общественного и индивидуального сознания. Само понятие «экологическое сознание» в настоящее время еще не получило однозначного толкования. Можно сказать, что экологическое сознание - это понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от состояния природной среды и необходимости гармонизации этих отношений.
В экологическом сознании появляются принципиально новые компоненты, связанные со стремлением к устойчивому развитию общества и природы. Если ранее наука отражала внеценностную сущность познаваемых природных объектов, то сейчас экологическое сознание все более выражает ценность объектов в восприятии мира и выявляет их значение для сохранения природных систем. Развитие экологического сознания сопряжено с преобразованием фундаментальных структур познания и органически связано с новым типом рациональности, основанном на взаимообусловленности субъекта и объекта, включающем в содержание знания, методы, концепции в виде определенных приоритетов развития[14].
Процесс экологизации сознания связан с информатизацией современного общества. Качественно новая информационная среда создает предпосылку разностороннего понимания действительности. Рождается новый уровень миропонимания. При этом необходимо учитывать, что сам по себе процесс информатизации не дает гарантий, что коммуникационные каналы заполнятся экологической информацией.
Сознание формируется непрерывно: в результате воспитания, образования, многообразных коммуникативных процессов. Определяющую роль выполняет образовательная деятельность, методично формируя индивидуальное и, в конечном счете, общественное сознание. Цели, методы, содержание социализации индивида, отражая реальные институциональные особенности общества, ее конкретные запросы, могут определятi также специфику будущей культуры, ее духовные устремления. Это связано с тем, что образование, как и сознание, «не только отражает мир, но и творит его». С одной стороны, образование всегда в той или иной степени соответствует реалиям времени, отражает уровень и структуру общественного сознания и воспроизводит ее. С другой, - образование ориентировано на будущее и призвано создавать интеллектуальные предпосылки для социального развития, проявления новых граней сущностных сил человека
В свете концепции устойчивого развития идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологи ческой необходимости - таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества личности общество призвано задавать через образовательные системы.
Овладение культурой составляет содержание процесса социализации индивида. Культура не наследуется биологически. Специфическим человеческим механизмом трансляции социального опыта, воплощенного в культуре и ее ценностях, является образование. Образование можно считать базовым процессом в культуре, ибо оно связано с формированием образа человека, личности. Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям, превращение природного человека в культурного.
Социализация - это формирование в человеке языка, знаний, традиций, усвоение системы ценностей социокультурной среды[15]. Отсюда ясно, насколько важен в процессе социализации выбор осваиваемой информации, культурных образцов для формирования того типа личности, который необходим обществу. Особое значение приобретают два уровня обобщения культурных образцов. Первый - нормы, разделяемые всем обществом, которые определяют культуру данного общества. Второй - нормы перспективного характера. Овладение этими двумя уровнями культурных норм обязательно в процессе социализации для любого индивида. Социализация должна, в конечном счете, быть направлена на формирование творческой личности, которая, овладев образцами культуры, приобретает способность к активному влиянию на социокультурную среду.
Сегодня поэтому целесообразно говорить о необходимости опережающей модели образования, которая может описываться в категориях долженствования. Она сопряжена с системообразующими для нее представлениями об устойчивом обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации.
Целью современного образования становится как знакомство с «основами» той или иной науки, так и формирование высокой духовности. Принцип «знание ради знания» недостаточен в данной модели образования. Конечно, образованность необязательно ведет к духовности. Но разностороннее образование служит той базой, на которой может действительно развиться утонченная человеческая культура. Стержневым ее моментом является культура взаимоотношений между людьми, между обществом и природой, гуманизм в самом широком смысле слова.
Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, образование должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой. Для этого, очевидно, нужны новые, всесторонне образованные люди, с другими стереотипами мышления и поведения.
Можно сказать, что одной из важнейших целей образования становится формирование необходимого комплекса знаний по проблемам развития человека, его взаимоотношений с социальной и природной средой. Это должно помочь индивиду познать общество на разных этапах его истории, осмыслить условия своего собственного существования и существования человечества. Без преувеличения можно сказать, что решение задач гармонизации социально-экономического и экологического развития окажет существенное влияние на видоизменение человеческой деятельности, ее содержание в самых различных областях. Речь идет о наметившейся экологической революции в жизнедеятельности людей, тотальной экологизации образа их жизни. Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализации подрастающего поколения, -изменения ориентации и содержания образовательных систем как в национальных, так и в глобальных масштабах с позиций устойчивого развития.
Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, их всесторонняя экологизация. Особую значимость приобретает целенаправленное образование в области окружающей среды (экологическое образование). Оно становится фундаментом, предпосылкой экологизации всей системы образования.
В целом можно считать, что основным механизмом экологизации сознания, формирования экологической ответственности призвана стать система экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего, высшего образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, пропаганды и популяризации научных знаний.
Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972 г.) приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. К началу 1975 г. Программа была разработана ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|