Понятие торгового оборота.
Основными объектами коммерческого права являются товары. Товары выступают объектом гражданских прав. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
Государственный стандарт «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта России № 242-ст от 11.08.1999 г., определяет, что товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с указанным стандартом товары подразделяются на две группы по их назначению:
1) товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
2) товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.
Различают три вида оборотоспособности товаров:
1) товары полностью оборотоспособные;
2) товары с ограниченной оборотоспособностью;
3) товары, изъятые из оборота.
Полностью оборотоспособные товары могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому любым способом.
Товары, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в торговом обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом. Такие товары являются ограниченными в торговом обороте объектами. Оборотоспособность ограниченных в обороте товаров можно классифицировать на:
1) ограниченные в торговом обороте товары по предмету – оружие, ядовитые вещества, драгоценные металлы;
2) ограниченные в торговом обороте по субъекту – по продаже лекарственных средств (право продажи имеют только лица, получившие в установленном порядке лицензию, и лица, имеющие фармацевтическое образование), спиртные и табачные изделия;
3) ограниченные в торговом обороте по месту торговли.
Перечень товаров, которые не могут находиться в торговом обороте, определен Указом Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» № 179 от 22.02.1992 г. Данный указ был принят в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности (см. вкладку 5).
Что касается торгового оборота, то он характеризуется принципиальным отличием от имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин «товар» вообще не свойствен и лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК РФ), то для коммерческого права он является одним из основополагающих (см. вкладку 6).
Определение понятия «товар» содержится в ряде законов. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.05.2006 г. определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. (ч. 1) в ст. 38 дает следующее определение товара — это любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Для того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать следующими характеристиками: иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают возмездные правовые отношения.
Правовое регулирование защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.
Для деятельности публичных органов, с которыми предприниматель находится во взаимоотношениях, характерно разрешительное начало правового регулирования («запрещено все, кроме прямо дозволенного»). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет – воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно в рамках закона осуществлять свои права.
Регулируется ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ о защите прав ю/л и и/п при осуществлении госуд. контроля (надзора) и муниц. контроля.
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении госуд. контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информации об организации и осуществлении контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|