Тема 2. Имплицитная эстетика классического Востока
Имплицитная эстетика классического Востока и ее связь с развитием искусства как особого вида деятельности. Экфрасис и трактаты по мастерству.
Специфика индийских художественных практик: изначальная связь с устным словом. Шастры и начало эстетической рефлексии. Учение о настроениях (rasa). Категории сходства и пропорции.
Специфика китайских художественных практик: тесная связь с иероглифическим письмом. Даосская доктрина художественного творчества "ветер и поток": деятельность художника как спонтанная и произвольная. Адекватное отражение "созвучия энергий" как основная цель художественного творчества.
Тема 3. Эстетика античности
Основные эстетические концепции античности.
Эстетика Платона: искусство как чувственное явление прекрасного. Прекрасное как абстрактное начало, указывающее путь к моральному и духовному совершенствованию.
Эстетические взгляды Аристотеля: искусство как изображение способа явления вещи. Произведение искусства как подражание универсальному целому. Воздействие искусства как очищение и побуждение к прекрасным (и тем самым благим) поступкам. Теория поэтического творчества. Искусство и наслаждение.
Эстетический аспект философии Плотина. Эстетический опыт как мистический.
Семинарские занятия (для студентов дневной формы обучения)
Основные проблемы античной эстетики (текстовый семинар по фрагментам работ
Платона и Аристотеля)
1. Платоновское учение о прекрасном.
2. Платоновское учение о мере.
3. Платоновское учение о катарсисе.
4. Платон о подражании и живописи.
5. Аристотель о подражании.
6. Аристотелевское учение о катарсисе.
7. Аристотель о мере.
8. Аристотелевское учение окалокагатии.
Литература
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.]. – Т. I. – М., 1962. – С. 92–129.
Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 32–103.
Тема 4. Эстетика в средние века
Имплицитный характер средневековой эстетики:разрешение круга эстетических проблем в рамках христианской философии. Решение эстетических проблем античности новыми средствами.
Средневековая эстетика пропорциональности. Августин: красота как "пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски". Перенесение доктрины Августина в сферу практики.
Средневековые эстетические концепции света. Идея Бога как света. Свет как метафора духовных реальностей. Роберт Гроссетесте: свет как величайшая из пропорциональностей.
Средневековая эстетика формы. Фома Аквинский: форма и гармония как характерные признаки красоты. Слияние света с энергией формы. Лучезарность как признак красоты.
Эстетическое переживание в средние века (текстовый семинар по фрагментам работ
Августина и Фомы Аквинского)
1. Эволюция эстетических представлений Августина.
2. Августин о прекрасном и соответственном.
3. Августин о красоте и единстве.
4. Августин о красоте геометрических фигур.
5. Красота прямой линии.
6. Красота и число.
7. Понятие ratio у Августина.
8. Красота и соответствие.
9. Контрасты в природе и в искусстве.
10. Благо и красота у Фомы Аквинского.
11. Признаки прекрасного.
12. Понятие прекрасного.
13. Понятие совершенного.
14. Фома о художественной идее.
Литература
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.]. – Т. I. – М., 1962. – С. 258–277, 288–291.
Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 137–179.
Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. – СПб.: Алетейя, 2003.
Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / У. Эко. – СПб.: Азбука–классика, 2004.
Тема 5. Эстетика Возрождения
Роль магико-герметической традиции в культуре Ренессанса. Трансформация эстетических метафор в эпоху Возрождения. Метафора "зеркала". Метафора "завесы".
Трансформация понятия "искусства" и возвышение художника в эпоху Возрождения. Поэзия, живопись и скульптура как "свободные профессии". Художник как философ и критик.
Изменение отношения к природе в эпоху Ренессанса. Природа как "скрытая сущность". Математизация понятия пропорции. Категория перспективы.
Красота. Понятие гармонии и композиции. Идея проекта и проективности. Понятие удовольствия. Понятие подражания. Поэзия как подражание.
Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просвещения
Рационально-проективный характер эстетических воззрений XVII–XVIII вв. Противостояние идей новой механической науки и магико-герметической традиции. Полемика между сторонниками гармонического проекта Ренессанса и идей универсальной рациональности.
Эстетика классицизма. Декарт: требование строгой систематизации и ориентация на выработку канонов и правил. Теория литературы и искусства: развитие декартовской эстетики и реализация идеала гармоничности. Ориентация на классические образцы. Трактат "Поэтическое искусство" Никола Буало.
Эстетика Просвещения. Принцип универсальной регламентации. Проблема воспитания и самовоспитания человека. Идея воспитательного значения искусства.
Эстетика нового времени (текстовый семинар по фрагментам работ
Баумгартена и Канта)
1. Объект эстетики в философских размышлениях Баумгартена.
2. Определение предметного поля эстетики.
3. Отличительные черты совершенной эстетики.
4. Понятие эстетической дисциплины.
5. Метафора подражания природе.
6. Эстетическая истина и истина эстетикологическая.
7. Поэтическая фантазия и поэтический вымысел.
8. Иммануил Кант: вкус и гений. Красота в природе, красота в искусстве.
9. Прекрасное и идеал красоты.
10. Бескорыстность эстетического наслаждения.
11. Эстетическое удовольствие как игра познавательных способностей. Искусство и познание.
12. Внутренняя и внешняя целесообразность в искусстве.
13. Возвышенное.
Литература
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.] – Т. 2. – М., 1964. – С. 449–465; Т. 3. – М., 1964. – С. 58–82.
Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 307– 389.
Гулыга, А. Эстетика Канта / А. Гулыга // Критика способности суждения / И. Кант. – М., 1994.
Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма
Эстетические идеи немецкого рационализма. А. Г. Баумгартен: введение понятия "эстетика" (1735), выделение эстетики в отдельную философскую науку. И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер: специфика различных народов и культур, историческая изменчивость явлений искусства.
Эстетические теории немецкого классического идеализма. Эстетика Иммануила Канта. Понятие способности суждения. Способность суждениякак опосредование феноменов природы и свободы, рассудка и разума, способности познания и желания, чувства удовольствия и неудовольствия. Рефлектирующая способность суждения как способность субсумации. "Эстетическая" способность суждения и "телеологическая" способность суждения. Понятия прекрасного и возвышенного. Прекрасное как предмет незаинтересованного любования. Классификация искусств: механические, эстетические, изящные.
Эстетические взгляды Фихте. Понимание искусства. Проблема гениальности. Влияние Фихте на эстетику романтизма.
Эстетика Гегеля. Искусство как явление абсолютного в форме созерцания. Срединное положение искусства. Гегель о видах искусства и принципах классификации: символическая, классическая и романтическаяформы искусства.
Эстетика романтизма. Иенские романтики. Август Вильгельм Шлегель, Фридрих Шлегель: понятие бесконечного, понятие иронии, понятие гения. "Магический идеализм" Новалиса: принципиальная "фрагментарность" мышления. Фридрих Шиллер: понятие прекрасной души. "Игровой инстинкт" как опосредование материального инстинкта и инстинкта формы. Идея эстетического воспитания.
Систематизация романтических идей в эстетике Фридриха Шеллинга. Понятие прекрасного в творчестве Шеллинга. Классификация искусств по Шеллингу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|