Раздел I. История эстетики
ЭСТЕТИКА
Программа курса и учебные материалы
Минск 2011
Разработал
Х. С. Гафаров, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств
Рецензенты
Я. С. Яскевич,доктор философских наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета;
В. Р. Языкович, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Белорусского государственного аграрного технического университета
Рекомендовано к изданиюпрезидиумом учебно-методического совета Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол № 8 от 08. 05. 2007 г.)
ВСТУПЛЕНИЕ
Цель дисциплины “Эстетика” заключается в том, чтобы раскрыть специфику прекрасного в природе и искусстве и охарактеризовать особенности восприятия прекрасного. В сферу эстетических исследований входит также вопрос объективности критериев восприятия прекрасного. Эстетика исследует условия возникновения искусства, его структурные и формальные признаки, а также его воздействие, восприятие и оформление в эстетических суждениях о ценностях и вкусе со стороны наблюдателя. Она занимается как взаимодействием формы и содержания произведения искусства, так и связью произведения искусства и социально-исторического контекста.
Основная задача преподавания данной дисциплины заключается в том, чтобы сделать феномен искусства доступным для восприятия с помощью точных понятий и адекватных категорий. Поскольку эстетика охватывает сумму всех теорий искусства,она выступает как философская критика искусствоведения, основание для самопонимания художника.
Кроме того, задачей преподавания эстетики является такое преподнесение материала по теории и истории предмета, которое создает максимально благоприятные условия для воспитания студентов, прежде всего, субъектами культуры. Преподавание эстетики в этой аудитории не должно сводиться к трансляции заранее предписанных знаний и продуцированию изначально заданной горизонтали мышления.
Курс “Эстетики”, читаемый для студентов, должен способствовать решению самими студентами вопроса о том, существуют ли объективные критерии восприятия прекрасного, или же они должны быть оформлены только субъективно, исходя из опыта соответствующего созерцающего индивида; призван помочь оформлению студентами собственных эстетических суждений о ценностях и вкусе; может содействовать каждому студенту в формировании оснований для идентификации самого себя как художника.
В результате изучения курса “Эстетика” студент должен знать:
– ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли;
– основные проблемы и категории эстетической теории;
– ведущих представителей эстетического знания;
– прикладные аспекты эстетического знания.
уметь характеризовать:
– специфические черты эстетического предмета;
– особенности художественного творчества и эстетического восприятия;
– социокультурную обусловленность эстетических принципов.
уметь анализировать:
– современное состояние эстетического знания в Беларуси и за рубежом;
– связь произведения искусства и социально-исторического контекста;
– место и роль эстетических установок в жизни человека;
– собственные эстетические предпочтения.
приобрести навыки и качества:
– понимания и различия эстетических направлений, норм и установок;
– умения воспринимать и осмысливать эстетические нормы иных культур;
– полемики и диалога по поводу эстетических предпочтений и оценок.
В структуре курса лекции выступают в качестве информационно-аналитических, проблемных оснований, создающих возможности свободной интерпретации материала по истории и теории эстетического знания в самостоятельной работе студентов.
Освоение основных стратегий, предлагаемых эстетической мыслью, невозможно без чтения и интерпретации оригинальных текстов. Первым шагом на этом пути является изучение работ наиболее значимых авторов. Именно поэтому семинарские занятия по эстетике организованы в режиме текстовых семинаров. Для изучения предлагаются фрагменты наиболее репрезентативных текстов, которые студенты должны проработать в соответствии с поставленными вопросами, в чем им призвана помочь учебная и дополнительная литература, списками которой снабжены все темы.
Перечень дисциплин, необходимых для изучения “Эстетики”: “Философия”, “Культурология”, “Религиоведение”, “Социология”.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для студентов дневной формы обучения)
Названия разделов и тем
| Количество часов
| лекции
| семинарские занятия
| самост.
работа
| Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики
|
|
|
| Раздел I. История эстетики
| Тема 2. Имплицитная эстетика классического Востока
|
|
|
| Тема 3. Эстетика античности
|
|
|
| Тема 4. Эстетика в средние века
|
|
|
| Тема 5. Эстетика Возрождения
|
|
|
| Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просвещения
|
|
|
| Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма
|
|
|
| Тема 8. Эстетические концепции XIX века
|
|
|
| Тема 9. Эстетика ХХ в.
|
|
|
| Раздел II. Основные проблемы эстетической теории
| Тема 10. Структура эстетического акта
|
|
|
| Тема 11. Структура эстетического предмета
|
|
|
| Тема 12. Эстетические категории
|
|
|
| Тема 13. Теория художественного творчества
|
|
|
| Тема 14. Теория художественного произведения
|
|
|
| Тема 15. Художник и общество
|
|
|
| Всего ...
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для студентов заочной формы обучения)
Названия разделов и тем
| Количество часов
| лекции
| семинарские занятия
| Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики
|
|
| Раздел I. История эстетики
|
|
| Тема 2. Имплицитная эстетика классического Востока
|
|
| Тема 3. Эстетика античности
|
|
| Тема 4. Эстетика в средние века
|
|
| Тема 5. Эстетика Возрождения
|
|
| Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просвещения
|
|
| Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма
|
|
| Тема 8. Эстетические концепции XIX века
|
|
| Тема 9. Эстетика ХХ в.
|
|
| Раздел II. Основные проблемы
эстетической теории
|
|
| Тема 10. Структура эстетического акта
|
|
| Тема 11. Структура эстетического предмета
|
|
| Тема 12. Эстетические категории
|
|
| Тема 13. Теория художественного творчества
|
|
| Тема 14. Теория художественного произведения
|
|
| Тема 15. Художник и общество
|
|
| Всего ...
|
|
| СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики
Парадокс становления эстетики. Принцип антропной пластичности. Вопрос о сущности прекрасного.
Имплицитный и эксплицитный способы исторического бытия эстетики. Оформление самостоятельного статуса эстетики. Баумгартен: эстетика как учение о чувственном постижении мира.
Эстетика как философская дисциплина.
Специфика эстетического отношения человека к миру. Эстетическое отношение и познавательное отношение. Эстетическое отношение и нравственное отношение. “Соблазн эстетизма”.
Задачи философской эстетики. Онтология искусства. Экспликация понимаемости искусства. Эстетика как критика.
Раздел I. История эстетики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|