Ванию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовое воспитание —это многоцелевая деятельность,
предполагающая наличие стратегических, долговременных, и
тактических, ближайших, общих и частных целей. Они могут
конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта
воспитательного воздействия, используемых форм и средств
этой деятельности. Достижение целей правового воспитания
возможно на основе следующих принципов: научность, плано-
вость, системность, последовательность, дифференцирован-
ность, обеспечение комплексного подхода, создание благопри-
ятных условий для реализации правосознания на практике.
Правовоспитание, как сложный процесс, включает следую-
щие составные части:
1) субъекты воспитания, т. е. органы государства, государ-
ственные служащие, политики, преподаватели, журна-
листы и др.;
2) объекты воспитания —граждане, трудовые коллективы,
социальные общности людей и т. д.;
3) содержание воспитания, которое выражается в приобще-
нии людей к политико-правовым ценностям, идеям,
принципам, информации, опыту и т. д.;
4) формы правового воспитания —это конкретные спосо-
бы организации воспитательного процесса. К ним отно-
сятся: правовое обучение, правовая пропаганда, юриди-
ческая практика, самовоспитание.
Рассмотрим подробнее данные формы правовоспитания.
Правовое обучение предполагает передачу, накопление и ус-
воение правовых знаний, принципов и норм в школе, средних
специальных и высших заведениях, и не только юридических.
Правовая пропаганда осуществляется через радио, телеви-
дение и другие средства массовой информации. Она включает
беседы на юридические темы; ≪круглые столы≫ специалистов в
области права; дискуссии по актуальным юридическим пробле-
мам с привлечением сотрудников судов, правоохранительных
органов, адвокатов, ученых-правоведов; тематические передачи
≪Человек и закон≫; комментирование нового законодательства
специалистами и др.
Существуют и другие формы правовоспитательной работы,
которые могут успешно использоваться в пропаганде юриди-
ческих знаний. Это всевозможные лектории по правовой тема-
тике, декады правовых знаний, научно-практические конферен-
ции и т. д.
Значительная роль в правовом воспитании отводится юри-
дической практике, которая способствует передаче правовой
информации, знаний посредством участия граждан в правопри-
менительном процессе.
Самовоспитание выступает как наиболее эффективная фор-
ма правового воспитания. Самовоспитание заключается в фор-
мировании у себя глубокого уважения к праву, потребности стро-
го следовать правовым предписаниям путем самообучения, са-
мостоятельного анализа правовой действительности и личной
практики;
5) методы правового воспитания —это приемы, способы
разъяснения политико-правовых идей, принципов в це-
лях воздействия на сознание и поведение личности в
интересах общества.
К ним относятся: убеждение, поощрение, угроза принужде-
ния, предусмотренная законодательством, и другие приемы пе-
дагогического, эмоционального воздействия на воспитуемых.
Для воспитания юристов-профессионалов эффективны прак-
тические упражнения, игры, решение конкретных проблемных
ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний.
Правовое воспитание нельзя сводить преимущественно к
просветительской, информационной деятельности. Главное — направить воспитательное воздействие на формирование осо-
знания прав и свобод человека и гражданина, уважительного
отношения к Конституции и иным законам, уважения к суду,
другим демократическим институтам, отношения к праву как
общечеловеческой ценности и потребности в постоянном рас-
ширении и углублении правовых знаний.
ГЛАВА 10. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
76. Правомерное поведение: понятие и виды
Правомерное поведение - это такое поведение, которое не
противоречит нормам права, это осознанная форма деятельно-
сти субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юриди-
ческих норм.
Такое поведение является одной из разновидностей социаль-
ного поведения. Оно способствует укреплению законности и пра-
вопорядка. Правопорядок является результатом правомерного по-
ведения. В правовом государстве и гражданском обществе долж-
ны быть созданы условия, при которых большинство граждан
совершали бы только правомерные поступки, и нормы права да-
вали бы возможность людям посредством правомерного поведе-
ния удовлетворять свои потребности и защищать интересы.
Главная особенность правомерного поведения —строгое
следование содержащимся в нормах права требованиям и веле-
ниям.
Правомерное поведение можно подразделить на виды по
разным основаниям. С точки зрения активности оно может быть
активным или пассивным (воздержание от действия). Право-
мерное поведение может быть общественно необходимым и об-
щественно полезным. Таким считается поведение, связанное с
осуществлением вытекающих из содержания норм права субъек-
тивных прав и юридических обязанностей. Все другие обще-
ственно полезные и общественно необходимые деяния, кото-
рые не регулируются нормами права, не могут рассматриваться
в качестве правомерных. Общественно полезное и общественно
необходимое правомерное поведение играет положительную
роль в функционировании общества и для личности, так как
именно благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются за-
конные интересы.
Субъективная сторона правомерного поведения (мотивы,
цели поведения) различна. Мотивы отражают как направлен-
ность (нарушаются нормы права или нет), так и характер, сте-
пень активности, самостоятельность и интенсивность поведе-
ния в ходе реализации норм права. Субъективная сторона сви-
детельствует об уровне правовой культуры личности, степени
ответственности лица, о его отношении к социальным и право-
вым ценностям.
Общество и государство заинтересованы в таком поведении,
они поддерживают его организационными мерами, поощряют
и стимулируют, а деяния субъектов, препятствующие соверше-
нию правомерных действий, пресекаются государством.
Социальная значимость различных вариантов правомерно-
го поведения различна, различно и их юридическое закрепление.
Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы,
это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблю-
дение правил дорожного движения и т. д. Такое поведение за-
крепляется в императивных правовых нормах в виде обязаннос-
тей. Выполнение их обеспечивается угрозой государственного
принуждения. Другие варианты правомерного поведения явля-
ются желательными для общества (участие в выборах, вступле-
ние в брак и т. д.). Данное поведение закрепляется как право,
характер реализации которого зависит от воли и интересов са-
мого управомоченного.
Возможно правомерное социально допустимое поведение — развод, частые смены места работы, забастовка. Государство и
общество не заинтересованы в таких действиях, однако они пра-
вомерны, дозволены законом, и возможность их совершения
обеспечивается самим государством.
Социально вредное, нежелательное для общества поведение
нормативно закрепляется в виде запретов.
Следует отметить, что в зависимости от принадлежности норм
права к его различным отраслям, на основе которых совершаются
правомерные деяния, последние подразделяются на гражданс-
ко-правовые, административно-правовые, трудовые и т. д.
По формам реализации правовых предписаний правомер-
ное поведение можно разделить на исполнение, соблюдение,
использование и применение норм права.
Многие правомерные действия совершаются, чтобы удов-
летворять личный интерес. Например: сделки и договоры зак-
лючаются именно с этой целью.
И наконец, следует еше отметить, что сознательное, целе-
направленное правомерное поведение совершается в силу поло-
жительной оценки права, его одобрения, признания как необхо-
димого регулятора общественных отношений. Правомерное по-
ведение опирается на признание духовных ценностей, права и
правовую интуицию, которые позволяют отличить допустимое
поведение от недопустимого, исключением являются действия
недееспособных и невменяемых лиц. Общественно опасное по-
ведение таких лиц не может рассматриваться как неправомер-
ное: поведение невменяемых лиц является аномальным, а дей-
ствия недееспособных —юридически ничтожными.
Таким образом, можно дать следующее определение право-
мерного поведения —это массовое социально полезное осознан-
ное поведение людей и организаций, соответствующее правовым
нормам и гарантируемое государством.
77. Понятие, признаки и виды правонарушений
В общем виде правонарушение —это антиобщественное дея-
ние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и ко-
торое наказывается в соответствии с законом.
Противоправное поведение (правонарушение) нарушает
предписания правовых норм и наносит вред обществу в целом,
оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отно-
шений.
Так, например, Уголовным кодексом РФ предусмотрены
преступления, которые посягают на основы государственного
строя, на личность, ее политические, экономические и соци-
альные права, общественный порядок и иные социальные бла-
га. Есть правонарушения, которые не являются столь обществен-
но опасными, но в совокупности они могут представлять суще-
ственную опасность.
В нашей стране в современных условиях наблюдается
всплеск правонарушений, особенно преступлений в различных
сферах общественной жизни, что создает угрозу государству и
обществу, жизни, здоровью и имуществу граждан. Поэтому очень
важно для борьбы с правонарушениями определить их природу
и особенности, причины совершения, а затем наметить пути их
сокращения.
Правонарушением является виновное, противоправное по-
ведение лица, посягающего на интересы общества, личности и
влекущее применение к лицу, его совершившему, мер обществен-
ного воздействия или государственного принуждения. Право-
нарушитель, совершая правонарушения, посягает на обществен-
ные отношения, охраняемые правом, наносит вред обществу
(выше об этом говорилось), и его действия признаются обще-
ственно опасными.
Правонарушение характеризуют четыре основных признака:
—общественная опасность;
—противоправность;
—виновность;
—наказуемость.
Рассмотрим эти признаки правонарушения более подробно.
Общественная опасность —это признак правонарушения,
который заключается в причинении вреда законным интересам
личности, общества и государства. Общественная опасность ха-
рактеризуется двумя показателями:
—характером общественной опасности (качественный при-
знак);
- степенью общественной опасности (количественный
признак).
По степени общественной опасности правонарушения мож-
но подразделить на две группы:
1) преступления (уголовные правонарушения);
2) противоправные проступки (административные проступ-
ки, дисциплинарные проступки, гражданские правона-
рушения —деликты).
Преступления отличаются от проступков тем, что они обла-
дают высокой степенью общественной опасности, которая оп-
ределяется ценностью объекта посягательства, размером при-
чиненного ущерба, степенью вины правонарушителя. Таким
образом, преступление —запрещенное уголовным законом об-
щественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо
охраняемые государством: общественный строй, личность, соб-
ственность, общественный порядок и др.
Преступлениями являются те деяния, которые прямо пре-
дусмотрены Уголовным кодексом РФ и совершены дееспособ-
ными, вменяемыми лицами, т. е. теми, кто достиг установлен-
ного законом возраста (14—6 лет) и способен отдавать отчет в
своих действиях, руководить своими поступками.
Правонарушение характеризуется проявлением воли чело-
века, могущего действовать разумно, поэтому не считаются пре-
ступлениями правонарушения, совершенные малолетними и
психически больными людьми.
Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголов-
ным кодексом РФ, относятся к другому виду правонарушений — противоправным проступкам.
Проступки (противоправные проступки) —это правонаруше-
ния, характеризующиеся меньшей степенью общественной опас-
ности.
В зависимости от характера наносимого вреда, объекта пра-
вонарушений и особенностей соответствующих им санкций
противоправные проступки подразделяются на административ-
ные, дисциплинарные и гражданские правонарушения.
Административные проступки —правонарушения, посягаю-
щие на установленный законом общественный порядок (нару-
шение правил дорожного движения, противопожарной безопас-
ности, санитарной гигиены и т. д.).
Дисциплинарные проступки —это противоправные наруше-
ния трудовой, служебной или учебной дисциплины.
Гражданские проступки (деликты) —правонарушения, совер-
шаемые в сфере имущественных и таких неимущественных от-
ношений, которые представляют для человека духовную цен-
ность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение взя-
тых обязательств, причинение тем или иным субъектом того
или иного имущественного вреда.
Противоправность —нормативный признак правонарушения,
который закрепляет запрещенность общественно опасных дея-
ний, т. е. правонарушениями признаются общественно опасные
деяния, прямо предусмотренные нормами права.
Различают несколько видов противоправности (как юриди-
ческое выражение общественной опасности):
—дисциплинарная;
—административная;
—гражданско-правовая;
—уголовная.
Обстоятельствами, исключающими противоправность дея-
ния, являются:
—необходимая оборона —соразмерная защита от проти-
воправных посягательств путем причинения вреда пося-
гающему;
—крайняя необходимость —действие по устранению опас-
ности путем причинения вреда третьим лицам;
—задержание лица, совершившего правонарушение путем
причинения соразмерного вреда в случае сопротивления.
Виновность —это субъективный признак правонарушения,
который выражает внутреннее отношение лица к общественно
опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо не-
осторожности. Согласно этому признаку правонарушением при-
знается противоправное деяние, совершенное виновно, т. е. осо-
знанно (деяния, совершенные недееспособными и невменяе-
мыми лицами, не являются преступлениями, эти лица не спо-
собны действовать виновно). Если лицо не предвидело наступ-
ления общественно опасных последствий (не должно было или
не могло), имеет место казус или случай без вины.
Наказуемость —это признак правонарушения, который вы-
ражает его отрицательную государственную оценку как деяния
опасного, противоправного, виновного.
Правонарушение —это деяние, за которое предусмотрена
юридическая ответственность в виде уголовного наказания, взыс-
кания дисциплинарного, административного или имуществен-
ного характера.
78. Юридический состав правонарушения
Существует ряд мнений относительно юридической ответ-
ственности. Например, Н. Д. Дурманов, Н. И. Загородников
считают, что таким основанием является правонарушение, по
мнению других (Б. С. Злобин), основанием ответственности яв-
ляется вина. Принципиальной разницы между этими взгляда-
ми нет. Сторонники виновной ответственности подчеркивают
значимость характера и степени вины для индивидуализации
ответственности. Другая сторона больше внимания уделяет пра-
вонарушению как факту, с которым санкции юридических норм
связывают возникновение ответственности. Третьи, считающие
основанием юридической ответственности состав правонаруше-
ния, удачно сочетают достоинства разных подходов, так как учи-
тывают влияние объективных и субъективных факторов на юри-
дическую ответственность.
Под юридическим составом правонарушений следует понимать
комплекс взаимосвязанных компонентов (объективных и субъек-
тивных), необходимых для возложения юридической ответственно-
сти. В юридический состав правонарушений входят:
—субъект —достигшее определенного возраста деликто-
способное, вменяемое лицо или, в предусмотренных за-
коном случаях, организация, совершившие данное дея-
ние. Возраст уголовной ответственности, по общему пра-
вилу, наступаете 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет; гражданско-правовая ответственность преду-
смотрена с 15 лет; административная —с 16 лет;
—объект —общественные отношения, находящиеся под
охраной права, которым причиняется ущерб;
—субъективная сторона —характеризующая психическое
отношение лица (вину) к совершенному правонаруше-
нию.
Элементами субъективной стороны правонарушения яв-
ляются:
а) вина —основной элемент. Рассматривают две формы
вины: умысел (означает, что лицо, совершившее пра-
вонарушение, сознавало противоправный характер
своего деяния, предвидело и желало наступления его
последствий и сознательно допускало их), который в
свою очередь может быть прямым и косвенным; и не-
осторожность (субъект правонарушения либо пред-
видит наступление противоправных последствий сво-
его деяния и вследствие легкомыслия надеялся их
предотвратить, либо не предвидел их). В зависимос-
ти от такого отношения к последствиям правонару-
шения неосторожность разделяется на самонадеян-
ность и небрежность;
б) цель —это представление субъекта о результате пра-
вонарушения;
в) мотив —внутреннее побуждение, которым руковод-
ствовался правонарушитель при совершении право-
нарушения;
—объективная сторона —это совокупность внешних при-
знаков, характеризующих данное правонарушение:
а) противоправное деяние (действие или бездействие);
б) вред, причиненный общественным отношениям;
в) причинная связь между противоправным деянием и
наступившими последствиями.
Следует еще упомянуть о таком понятии, как вменяемость,
которая представляет собой способность действовать осознанно.
Иногда эта способность утрачена в силу психического заболева-
ния или слабоумия. В таких случаях суд на основании судебно-
психиатрической экспертизы лицо, совершившее общественно
опасное деяние, признается невменяемым. Невменяемость ис-
ключает юридическую ответственность.
79. Понятие, признаки и основания
юридической ответственности
Юридическая ответственность —это одна из форм, или раз-
новидностей, обшесоциальной ответственности, которая при-
меняется лишь к тем, кто совершил правонарушение,т. е. нару-
шил норму права, преступил закон.
Под юридической ответственностью принято понимать пре-
дусмотренную правовыми нормами обязанность субъекта права
претерпевать неблагоприятные для него последствия правона-
рушения, или, иными словами, —юридическая ответственность
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|