ЭТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОВОГО СТАТУСА ПАЦИЕНТА И РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Рассмотрение этической основы правового статуса пациента и работников здравоохранения заслуживает внимания для осознания взаимообусловленности, взаимодополнения и взаимосвязи моральных и правовых норм, направленных на урегулирование отношений по поводу оказания медицинской (лекарственной, психологической, социальной) помощи.
Правовой статус пациента и работников здравоохранения состоит из следующих элементов:
• правосубъектности, включающей право- и дееспособность, а также деликтоспособности (способности нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения);
• основных правовых принципов;
• основных прав и обязанностей;
• юридических гарантий основных прав и обязанностей.
Особого внимания заслуживает вопрос о правосубъектности, в частности деликтоспособности. При этом в биоэтическом контексте необходимо остановиться на соотношении моральной и юридической ответстве н ности.
Необходимость различать моральную и юридическую ответственность возникает в том случае, когда данные виды ответственности анализируются по источнику установления ответственности, по основанию ответственности, по форме выражения мер ответственности, по субъекту применения мер ответственности, по кругу лиц, к которым могут применяться меры ответственности, по психическому отношению лица к своему деянию и его последствиям.
Источником установления моральной ответственности выступает общество, а юридической — государство.
Основание моральной ответственности — моральный проступок, а юридической — правонарушение.
Форма выражения мер ответственности.Меры моральной ответственности, в частности, при осуществлении медицинской деятельности, устанавливаются в этических кодексах, меры юридической ответственности — в законодательных актах.
Субъект применения мер ответственности.Моральные нормы охраняются (контролируются) и меры моральной ответственности применяются институтами гражданского общества. Так, в Кодексе врачебной этики
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 73
установлено, что контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии). Меры юридической ответственности применяют уполномоченные на то законом органы и должностные лица.
Круг лиц, к которым могут применяться меры ответственности.Моральные нормы обязательны только для тех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, которые состоят членами, например, профессиональных медицинских ассоциаций. Врач, который не состоит в профессиональной медицинской ассоциации, может добровольно принять на себя личную ответственность за соблюдение норм этических кодексов.
Кодекс врачебной этики, согласно его уставу, действует на всей территории РФ и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения (филиалы), а также в профессиональные объединения, официально его признавшие. Врач, не входящий в профессиональные ассоциации, объединения, может лично принять данный Кодекс и руководствоваться им в своей профессиональной деятельности.
Меры юридической ответственности общеобязательны, т.е. применяются к неопределенному кругу лиц.
Психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.Субъективно психическое отношение морально ответственного лица оборачивается осознанием соответствия или несоответствия поступков человека и его последствий моральным нормам. При юридической ответственности психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям определяется установленной законом формой вины и рассматривается как субъективная сторона правонарушения.
На примере рассмотрения вопроса о деликтоспособности врача видно, насколько тесно в нем переплетены этические и правовые аспекты, что, впрочем, характерно и для других элементов правового статуса пациента и медицинского (фармацевтического) работника.
Правовые принципы статусов пациента и работников здравоохранения необходимо определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, согласно которой основными принципами охраны здоровья выступают:
• соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
• приоритет охраны здоровья детей;
Глава 4
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
• ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
• доступность и качество медицинской помощи;
• недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
• приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
• соблюдение врачебной тайны.
В аспекте рассмотрения этической основы правового статуса пациента и работников здравоохранения заслуживает внимания раскрытие принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи. Следует обратить внимание на содержание ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ:
«Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации».
Очевидно, что установление приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи не противоречит этической и юридической основе соответствующих общественных отношений. Вместе с тем важно, чтобы этот приоритет достигался повышением этических и юридических гарантий реализации правового статуса пациента, а не понижением социального статуса врача.
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 75
В связи с этим заслуживает внимания рассуждение Б. Лауна (2010) о том, что в США существует проблема негативного отношения к врачам, и она никогда не стояла так остро, как сейчас. Несмотря на то что медики все чаще оказываются в состоянии вылечить, продлить жизнь, американцы относятся к медицинской профессии с подозрением, недоверием, даже враждебностью. Кто смущенно, кто удивленно, кто с обидой и раздражением — так или иначе врачи признают наличие кризиса в системе здравоохранения.
В работе «Пациент, излечись сам» («Patient, Heal Thyself») P. Витч (2009) с позиции постмодернистской философии излагает свои мысли об отношениях пациента и врача на современном этапе развития медицины (автор использует термин «новая медицина»).
В частности, Р. Витч говорит, что в новой медицине роль пациента радикально трансформируется в доминирующую, именно пациент будет единолично принимать решения, оставляя врачу второстепенную роль. Автор считает, что в обозримом будущем в постмодернистском мире люди не смогут достигнуть согласия, как правильно определить верования и ценности. Это означает, что будет столько же «медицин», сколько систем верований и ценностей. Каждого врача будут рассматривать как практикующего медицину в соответствии с одной из таких систем верований и убеждений, а каждый пациент — делать свой медицинский выбор на основе одной из таких систем. Это значит, что постмодернистский мир вынужден будет опираться на пару «врач—пациент», основанную на совместимой системе верований о том, какими должны быть результаты и цели медицины. Эта новая медицина базируется на логичной необходимости оценивания выбора каждого сделанного шага, выбранного для излечения партнерами, т.е. пациентом и врачом, причем в первую очередь врачом.
Сфера прав пациента, без сомнения, будет расширяться и дальше. Этот, безусловно, позитивный процесс таит в себе и негативные тенденции, которые могут проявиться, если права пациента не будут надлежащим образом сбалансированы его обязанностями.
В связи с этим заслуживает положительной оценки включение в текст Федерального закона РФ № 323-ФЗ ст. 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья»:
«1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окру-
Глава 4
жающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях».
Интересно обратить внимание на описание древнегреческим историком Геродотом (484—425 до н.э.) одного из обычаев вавилонян: «Есть у вавилонян еще и другой, весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок (у них ведь нет врачей). Прохожие дают больному советы [о его болезни] (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг».
Напрашивается аналогия с процессами, происходящими в современном информационном обществе. В глобальном пространстве Интернета пациенты выносят на широкое обсуждение вопросы, связанные с состоянием их здоровья, получая при этом большое количество советов. Эту активность пациентов в ходе обсуждения проблем, связанных с состоянием их здоровья, широко использует нарративная медицина. В работах А.У. Франка (Frank A.W., 1997, 2010) проводится мысль о том, что люди рассказывают, чтобы понять свои страдания, когда они превращают их в истории о болезни, они находят исцеление. Один из основоположников нарративной практики М. Уайт (2010) считает, что терапия имеет дело в первую очередь с переформулированием, новым развитием личных историй (нарративов) и реконструкцией, преобразованием идентичности.
Сказанное позволяет констатировать тот факт, что традиционные сферы профессиональной этики (отношения с пациентами, коллегами, обществом) в настоящее время не утратили своей актуальности.
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 77
ТРАДИЦИОННЫЕ СФЕРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
(отношения с пациентами, коллегами, обществом)
Два основных вида профессиональной деятельности в здравоохранении — медицинская и фармацевтическая — характеризуются высокой степенью ответственности специалистов, так как:
• в медицине и фармацевтике имеется риск причинения вреда жизни и здоровью пациента (потребителю лекарственных средств);
• деятельность строится на основе специальных знаний, недоступных большинству населения;
• в медицине и фармации необходимы жесткие правила профессионального поведения.
Традиционные сферы профессиональной этики специалистов в сфере здравоохранения охватывают их отношения с пациентами, коллегами и обществом.
Система «специалист—пациент».В Декларации о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМА в октябре 1986 г., определено: «Врачи должны обладать профессиональной независимостью, чтобы представлять и защищать интересы своих пациентов от любых действий, которые приводят к ограничению или отказу в помощи больным и пострадавшим». В ст. 1.1 Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта) сформулированы следующие важные положения: «Фармацевтический работник должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса. Специальное фармацевтическое образование дает фармацевтическому работнику право отвечать за рациональное использование лекарственных средств, проявляя исключительную бдительность при отпуске лекарственных средств для престарелых и детей. Фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных препаратов». В ст. 1.2 данного Кодекса указано: «Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, эрудицию и помнить, что "лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды — подобно огню и мечу"».
Глава 4
Единая типология отношений между врачом и пациентом до настоящего времени отсутствует, и вряд ли подобная типология когда-нибудь примет завершенный характер, поскольку эти отношения имеют большое количество составляющих их элементов и связей. Любая из типологий скорее всего будет носить лишь рамочный характер. За рамками всегда останется что-то большее, чем предложенная схема. Вместе с тем это не исключает важности анализа и синтеза различных сторон отношений в системе «врач—пациент».
Особого внимания заслуживают стратегия, глубина и форма отношений врача и пациента.
Стратегия— это искусство планирования руководства своими действиями, основанное на долгосрочном прогнозе. Можно выделить следующие стратегии врача и пациента: оптимистическую, реалистическую, пессимистическую.
Казалось бы, с нравственной точки зрения, безусловно, оправданы оптимистическая и реалистическая стратегии, а пессимизм может вызвать только осуждение. На самом деле не все так однозначно, потому что каждая из названных стратегий может иметь или рациональную, или иррациональную основу. В итоге могут использоваться следующие стратегии:
• оптимистическая (рациональный оптимизм, иррациональный оптимизм);
• реалистическая (рациональный реализм, иррациональный реализм);
• пессимистическая (рациональный пессимизм, иррациональный пессимизм).
Особого внимания заслуживают диаметрально противоположные стратегии (оптимистическая и пессимистическая).
Рациональный оптимизм врача (РОВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, о возможностях современной медицинской науки и практики в успешном лечении диагностированного заболевания, на объективно благоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный оптимизм врача (ИОВ) наблюдается в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная о возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения определенного за-
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 79
болевания, предвидя объективно неблагоприятный его исход, внушает пациенту полную уверенность в своих профессиональных способностях и убеждает его в благоприятном итоге лечения, демонстрируя тем самым завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Рациональный пессимизм врача (РПВ) основан на глубоких знаниях о закономерностях течения конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективно неблагоприятном прогнозе течения заболевания у пациента, на адекватной самооценке врача, на уверенности в правильности своих действий, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный пессимизм врача (ИПВ) наблюдается в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная о возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, предвидя объективно неблагоприятный итог лечения, подрывает тем самым веру пациента в свои профессиональные способности и убеждает его в неблагоприятном исходе заболевания, демонстрируя тем самым заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Рациональный оптимизм пациента (РОП) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, о достижениях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного у него заболевания, на объективно удовлетворительном состоянии, на уверенности в правильности действий врача, на адекватной самооценке, на высокой степени самоконтроля за состоянием своего организма и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный оптимизм пациента (ИОП) наблюдается в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная о возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно ухудшение своего состояния, полностью уверен в своих силах и в благоприятном исходе заболевания, демонстрируя тем самым завышенную самооценку, низкую степень самоконтроля за состоянием своего организма и безответственность за свой моральный выбор.
Глава 4
Рациональный пессимизм пациента (РПГТ) основан на обыденных (бытовых) знаниях о течении конкретного патологического процесса, об ограниченных возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения диагностированного заболевания, на объективном ухудшении состояния, на адекватной самооценке, на неуверенности в правильности действий врача, на высокой степени самоконтроля и на личной ответственности за свой моральный выбор.
Иррациональный пессимизм пациента (ИПП) наблюдается в тех случаях, когда он, не обладая знаниями о закономерностях течения конкретного патологического процесса, не зная о возможностях современной медицинской науки и практики в области лечения определенного заболевания, отмечая объективно улучшение состояния, совсем не уверен в действиях врача, демонстрируя тем самым заниженную самооценку, низкую степень самоконтроля и безответственность за свой моральный выбор.
Очевидно, что лучшее сочетание стратегий РОВ соответствует РОП, а самым худшим — ИПВ/ИПП. Очевидно, что в преобладающем большинстве случаев оправданным моральным выбором врача должна стать стратегия РОП, вселяющая надежду на благоприятный исход лечения. И лишь при объективно неблагоприятном итоге заболевания и при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать морально оправданным рациональный пессимизм врача, который должен относиться к пациенту с милосердием, сочувствием и состраданием.
Одна из профессиональных деформаций медицинских работников — утрата индивидуального и целостного подхода к пациенту. Нередко специалисты склонны объяснять это недостатком времени, которое может быть использовано для общения с пациентом, тем более для глубинного. Безусловно, временная характеристика общения врача и пациента имеет существенное значение. Вместе с тем следует признать и недостаточную коммуникативную компетентность врачей, их неумение общаться с пациентом на разных уровнях в тех или иных обстоятельствах.
Отдельного рассмотрения заслуживают формы отношения врача и пациента. С биоэтической точки зрения можно выделить следующие формы отношений врача и пациента: тактичную, деликатную, грубую.
Тактичная формапредполагает, что врач чутко реагирует на любые изменения в общении с пациентом и точно выбирает уместные стратегии и тактику разговора в конкретных обстоятельствах, сохраняя при этом свое достоинство и не умаляя достоинства пациента.
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики
Деликатная формаподразумевает особую душевную чуткость врача к пациенту, когда он учитывает индивидуальные особенности пациента, относится к нему с повышенным вниманием, тонко, мягко и вежливо обсуждает состояние его здоровья и отвечает на его вопросы. Деликатную форму общения врача и пациента следует признать самой предпочтительной, а в тех случаях, когда прогноз заболевания неблагоприятный, — необходимой. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона РФ № 323-ФЗ информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Грубая формаобщения врача и пациента прежде всего свидетельствует о недостаточной общей и коммуникативной культуре одного или обоих собеседников, дерзко нарушающих общепринятые и профессиональные правила поведения. Очевидно, что грубость несовместима с принципами и нормами биоэтики.
Б. Лаун (2010) считает, что падение уважения к врачебной профессии усиливается и тем фактом, что студентам-медикам вменяется в обязанность высокомерное отношение к больным. Становясь врачами, они действуют по упрощенной модели, в которой люди представлены как биохимический лабораторный комплекс. Следует подчеркнуть, что подобная моральная позиция подрывает не только статус пациента, но и врача.
К. Дернер (2006) в книге «Хороший врач» отмечает: «Моя этическая позиция, в которой мое моральное Я заменено Другим, может быть определена как забота, а также как ответственность за Другого. Такая забота и о себе, и о Другом оберегает меня от опасности морально раствориться в беспомощности. Мое назначение как врача — разрешить конкретную ситуацию в пользу Другого».
Система «специалист—коллеги».Многосторонний, многоуровневый, многоэтапный характер современного лечебно-диагностического процесса определяет актуальность адекватного построения связей и отношений в системе «специалист—коллеги», особенно в аспекте гармоничного сочетания профессиональной автономии и коллегиальности.
Глава 4
В Мадридской декларации ВМА сказано: «Главная цель профессиональной автономии - - обеспечение свободы профессиональных решений врача при оказании медицинской помощи в соответствии с Декларацией о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМАв октябре 1986 г.». В п. 2 указанной Декларации установлено: «Профессиональная свобода врача предполагает свободу от постороннего вмешательства в лечебный процесс. Всегда и везде следует охранять и защищать независимость профессиональных медицинских и этических решений врача при лечении и обслуживании пациента».
В Декларации о независимости и профессиональной свободе врача, принятой ВМАв октябре 1986 г., определено: «Врачи должны обладать профессиональной независимостью, чтобы представлять и защищать интересы своих пациентов от любых действий, которые приводят к ограничению или отказу в помощи больным и пострадавшим».
В Международном кодексе медицинской этики ВМА (Женева, 1949) установлены следующие нормы общения и взаимодействия врача с коллегами и пациентами:
• врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане;
• врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну;
• врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;
• врач не должен переманивать пациентов у своих коллег;
• врач должен соблюдать принципы Женевской декларации, утвержденной ВМА.
В Женевской декларации ВМА определено: «...мои коллеги станут моими братьями и сестрами».
В Кодексе врачебной этики, одобренном II (XV11I) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г., в разделе III «Коллегиальность врачей», установлено:
«1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.
3. Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискре-
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 83
дитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в неоскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение Этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.
4. В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.
5. Врачи — руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.
6. Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации».
Система «специалист—общество».В контексте рассмотрения профессиональной этики особого внимания заслуживают вопросы взаимоотношения медицинских и фармацевтических работников со следующими институтами гражданского общества:
• союзами и ассоциациями пациентов;
• профессиональными медицинскими (фармацевтическими) ассоциациями;
• саморегулируемыми организациями.
Социальные институты пациентов можно разграничить по главной цели их деятельности. Если акцент деятельности смещен в сторону взаимодействия с врачами, то объединения создаются в виде групп поддержки пациентов с конкретными заболеваниями. В случае смещения акцента в сторону судебной защиты прав пациентов создаются организации, подобные союзам потребителей.
В последнее время заметно стремление к интеграции указанных социальных институтов в союзы и ассоциации пациентов, которые актуализируют свободу выбора пациентом врача, лечебно-профилактического учреждения, медицинского вмешательства и его ответственность за состояние своего здоровья.
Глава 4
Правовой статус общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья определен в настоящее время в ст. 28 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, в которой указано:
«1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока».
На I Всероссийском конгрессе пациентов 28 мая 2010 г. в Москве была принята Декларация о правах пациентов в России (далее — Декларация).
Часть II Декларации названа «Права граждан на активность».
В п. 2.2 Декларации определено:
«Граждане и организации, защищающие права и интересы пациентов, имеют право на действия по защите прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, в частности:
а) право на свободное передвижение людей и информации в системе здравоохранения, в той мере, в которой это допускает уважение частной жизни;
б) право контролировать на практике соблюдение прав граждан в здравоохранении посредством контрольных и ревизионных мероприятий;
в) право на действия по предупреждению нарушений прав или недостаточной защиты прав;
г) право на прямое вмешательство при нарушениях прав или недостаточной защите прав;
д) право на передачу информации и предложений и вытекающую отсюда обязанность органов управления системы здравоохранения рассматривать и отвечать на них;
е) право на открытый диалог с органами управления государственным и частным здравоохранением;
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 85
ж) право на деятельность в области информирования пациентов».
В п. 2.3 Декларации сформулировано право на участие в формировании политики в области охраны здоровья:
«Граждане имеют право на участие в формировании, преобразовании и оценке государственных политических мероприятий, касающихся защиты прав на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со следующими принципами:
а) принцип двустороннего взаимодействия между гражданами, их объединениями и органами государственного и муниципального управления при составлении перспективных планов путем участия в составе наблюдательных (попечительских) советов при медицинских организациях;
б) принцип обязательности общественных слушаний и консультаций на этапах планирования и принятия решений с обязанностью органов власти прислушиваться к предложениям общественных организаций и иных заинтересованных лиц, которые вправе выражать свое мнение по поводу готовящихся решений. Органы власти обязаны объяснять свои решения, отклоняющиеся от выраженного мнения участниками обсуждений;
в) принцип партнерских отношений, который означает, что все участники обсуждения политики действуют с полной ответственностью и равноправно;
г) принцип совместной оценки, который означает, что мнения, высказываемые общественными организациями, рассматриваются как необходимая часть инструмента оценки государственных политических мероприятий».
В Кодексе врачебной этики, в разделе I, названном «Врач и общество», в п. 1 указано: «Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции».
В п. 17 Кодекса врачебной этики определено: «Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения».
Глава 4
Важным институтом гражданского общества, в деятельности которых специалисты в сфере здравоохранения должны принять активное участие, призваны стать саморегулируемые организации.
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - - Федеральный закон № 315-ФЗ) указано: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».
В ст. 4 Федерального закона № 315-ФЗ установлено:
«1. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
2. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.
3. Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
4. Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
5. Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой органи-
I
Модели биоэтики. Традиционные и новые сферы профессиональной этики 87
зации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
6. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
7. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|