ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Экзистенциально-гуманистические принципы направлены на обеспечение фундаментальных прав человека с учетом состояния его здоровья — это уважение автономии, человеческого достоинства, признание уязвимости и уважение целостности пациента.
Экзистенциально-гуманистические принципы биоэтики тесно взаимосвязаны — предполагают, отсылают и дополняют друг друга. В этом заключается их существенная особенность.
Принцип уважения автономии пациента.Третью формулу категорического императива И. Канта называют формулой автономии: воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась так же как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Следовательно, автономия предполагает, что человек является источником закона.
Только автономная личность может делать свободный выбор, только при его наличии можно говорить об ответственности. Действие можно считать автономным, если тот, кто его осуществляет, действует: а) преднамеренно; б) с пониманием; в) без внешних условий, которые повлияли бы на ход и результат действия. При этих условиях и действия пациента автономны.
Принцип уважения автономии пациента утверждает право человека на невмешательство в его планы и поступки, но это не означает, что окружающие никогда не вправе препятствовать автономным действиям, что может быть отражено в законодательстве.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, необходимое предварительное условие медицинского вмешательства — дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах,
Глава 2
о связанном с ними риске, возможных вариантах, его последствиях, а также о предполагаемых результатах такого вмешательства.
Вместе с тем в ч. 9 ст. 20 определены основания, при которых допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя.
В рамках принципа уважения автономии пациента следует рассматривать ст. 6 и 7 ВД.
В ст. 6 «Согласие» ВД определено: «1. Любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба.
2. Научные исследования следует проводить только с предварительного, свободного, явно выраженного и информированного согласия соответствующего лица. Информация должна быть адекватной, предоставляться в понятной форме и включать указание способов отзыва согласия. Согласие может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба. Исключения из этого принципа следует делать только в соответствии с этическими и правовыми нормами, принятыми государствами, согласно принципам и положениям, изложенным в настоящей Декларации, в частности в статье 27, и международным нормам в области прав человека.
3. В соответствующих случаях при проведении исследования над группой лиц или общиной может заключаться дополнительное соглашение с юридическими представителями этой группы или общины. Ни при каких обстоятельствах информированное согласие отдельного лица не должно подменяться коллективным общинным соглашением или согласием руководителя общины или другого представителя власти».
В ст. 7 «Лица, не обладающие правоспособностью давать согласие» ВД установлено:
«В соответствии с внутренним законодательством особая защита должна обеспечиваться лицам, не обладающим правоспособностью давать согласие:
а) разрешение на проведение исследований и медицинскую практику следует получать исходя из наилучших интересов соответству-
Принципы биоэтики 45
ющего лица и в соответствии с внутренним законодательством. Вместе с тем необходимо, чтобы соответствующее лицо в максимально возможной степени участвовало в процессе принятия решений относительно согласия, а также отзыва согласия; Ь) исследования следует проводить только в целях получения прямой выгоды для здоровья заинтересованного лица при наличии соответствующего разрешения и соблюдении предусмотренных законом условий защиты и при отсутствии альтернативы проведения исследований сопоставимой эффективности с участием лиц, обладающих правоспособностью давать согласие. Исследования, потенциально не приносящие прямой выгоды для здоровья, следует проводить только в порядке исключения, при максимальных ограничениях, подвергая соответствующее лицо только минимальному риску и создавая для него минимальное бремя, и только в том случае, если такие исследования, как ожидается, принесут пользу здоровью других лиц той же категории, при соблюдении условий, предусмотренных законодательством, и в соответствии с нормами защиты прав человека отдельного лица. Следует уважать отказ таких лиц от участия в исследованиях».
Принцип уважения человеческого достоинства.И. Кант ставил «достоинство бесконечно выше всякой цены, которую совершенно нельзя сравнивать с ней, не посягая как бы на его святость», и считал, что автономия есть «основание достоинства человека и всякого разумного естества».
В аспекте реализации принципа уважения человеческого достоинства необходимо рассматривать ст. 3, 9, 11 ВД.
В ст. 3 «Человеческое достоинство и права человека» ВД установлено:
«1. Должно обеспечиваться полное уважение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод.
2. Интересы и благосостояние отдельного человека должны главенствовать над интересами собственно науки или общества».
В ст. 9 «Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность» ВД указано: «Следует соблюдать неприкосновенность частной жизни соответствующих лиц и конфиденциальность касающейся их лично информации. В максимально возможной степени такую информацию не следует использовать или разглашать, кроме как для целей, для которых она была собрана или в отношении которых давалось согласие, в соот-
Глава 2
ветствии с международным правом, в частности, международными нормами в области прав человека».
В ст. 11 «Недопущение дискриминации и стигматизации» ВД определено: «Никакое отдельное лицо или группа не должны подвергаться дискриминации или стигматизации на каких бы то ни было основаниях в нарушение принципа уважения человеческого достоинства, прав человека и основных свобод».
Принцип признания уязвимости человека и уважения целостности личности.Уязвимость может пониматься в разных смыслах. Так, ООН рассматривает степень уязвимости человека в зависимости от изменений окружающей среды как критерий принятия решений в интересах устойчивого развития.
Эмоциональная уязвимость человека может быть обусловлена детским возрастом, трудной жизненной ситуацией, определенными «стигматизирующими» заболеваниями (СПИДом, психическими болезнями).
Часто говорят об уязвимости отдельных человеческих групп и популяций — скажем, бедных граждан, живущих за чертой бедности, или малограмотных.
Уязвимость может выступать как характеристика любого живого существа, каждой отдельной жизни, которая является конечной и хрупкой. Последнее качество — хрупкость жизни была осознана А. Швейцером еще в начале прошлого века и выражена с пронзительным этическим акцентом. На основе этой мотивации он развивал концепцию этики благоговения перед жизнью: «Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
Думается, что принцип признания уязвимости необходимо рассматривать в единстве с принципом уважения целостности личности, поскольку данные принципы, в частности, важны в аспекте уважения неприкосновенности личности.
В ст. 8 «Признание уязвимости человека и уважение целостности личности» ВД отмечено: «В процессе применения и развития научных знаний, медицинской практики и связанных с ними технологий следует учитывать уязвимость человека. Следует обеспечивать защиту особо уязвимых лиц и групп и уважать их личную неприкосновенность».
Принципы биоэтики 47
О.В. Летов подчеркивает, что согласно принципу биоэтики уважения целостности субъекта, каждое человеческое существо уникально как личность, человеческая жизнь обладает особой ценностью, и ее течение никем не может быть нарушено. Целостность личности тесно связана с достоинством человека. Если некто нарушает достоинство личности, тем самым он нарушает ее целостность. Целостность личности также коррелирует с идентичностью субъекта, и нарушение идентичности ведет к нарушению целостности. Целостность — это связанность жизни, ее полнота, которые не могут быть нарушены. Под целостностью также понимают сферу опыта, творчества и самоопределения личности. Целостность связана со свободой субъекта.
В биоэтических отношениях принцип уважения целостности человека актуализируется при исследовании генома, обсуждении проблемы клонирования, трансплантации органов. Целостность затрагивает как телесную, так и психическую целостность индивида; ее значимость в ряду биоэтических принципов определяется тем, что медицинские вмешательства с целью восстановить здоровье человека зачастую связаны с нарушением целостности человека.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Функциональные принципы -- это основные положения, закрепляющие нравственные основы вмешательства в процессы жизнедеятельности, характеризующие совокупность динамических связей субъекта и объекта вмешательства, поддерживающие устойчивость в системе «специалист—пациент».
В качестве функциональных принципов биоэтики целесообразно использовать экологические принципы, предложенные Ф. Капра (2003).
Принцип взаимозависимости.Устойчивое человеческое сообщество осознает все множество взаимоотношений между своими членами. Заботиться о сообществе — значит заботиться об этих взаимоотношениях.
Безусловно, каждое конкретное взаимодействие врача и пациента имеет свою специфику, формируя большое количество биоэтических прецедентов.
В контексте принципа взаимозависимости следует рассматривать ст. 16, 17 ВД.
В ст. 16 «Защита будущих поколений» ВД указано: «Следует уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетические характеристики».
Глава 2
В ст. 17 «Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия» ВД установлено: «Следует уделять должное внимание взаимосвязи между человеком и другими формами жизни, важности надлежащего доступа к биологическим и генетическим ресурсам и их использования, уважению традиционных знаний и роли человека в защите окружающей среды, биосферы и биоразнообразия».
Принцип обратной связи.Этот принцип реализуется в теории функциональной системы П.К. Анохина в акцепторе результатов действия, которые позволяют не только прогнозировать признаки необходимого здесь и сейчас результата, но и сличать их с параметрами реального результата, информация о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации.
С одной стороны, системе присуща отрицательная обратная связь: некоторое воздействие на нее вызывает противодействие, восстанавливающее первоначальное состояние всей системы или ее части. С другой стороны, если обратная связь положительная, то приложенные воздействия поддерживаются и система стремится удалиться от своего первоначального состояния.
Советы врача в процессе общения с пациентом, одобряющие его стремление к ведению здорового образа жизни, можно считать положительной обратной связью. Советы врача будут носить характер отрицательной обратной связи, если он негативно оценивает действие пациента, который, например, не желает расставаться со своей вредной привычкой — курением.
Очевидно, что утрата обратной связи в процессе взаимодействия врача и пациента не позволяет рассчитывать на высокую эффективность медицинского вмешательства в целом. Петли обратной связи в системе «специалист—пациент» служат теми магистралями, по которым обращается и перерабатывается поток информации по конкретному клиническому случаю.
Принцип партнерства.Партнерство — способность людей объединяться, устанавливать связи, жить друг в друге и сотрудничать. В человеческих сообществах партнерство означает демократизацию и расширение прав личности. Ф. Капра, комбинируя принцип партнерства с динамикой изменений и развития, метафорически использует термин «совместная эволюция» применительно и к человеческим сообществам. По мере развития партнерства каждый член сообщества начинает лучше понимать ближних. В условиях честного, доверительного партнерства оба партнера обучаются и изменяются — они совместно эволюционируют.
Принципы биоэтики 49
Если говорить об общественных отношениях в сфере здравоохранения, то биоэтика может служить ярким примером необходимости реализации партнерских отношений, привлекая всех заинтересованных лиц к обсуждению биоэтических проблем в широком социальном контексте.
Взаимоотношения врача и пациента, которые отличаются большим количеством рациональных и эмоциональных оттенков, в стратегическом плане должны развиваться в сторону партнерства, что открывает путь к лучшему взаимопониманию в процессе терапевтического сотрудничества.
Принцип гибкости.Данный принцип позволяет врачу и пациенту адекватно приспособиться к изменяющимся условиям в характере течения заболевания, в определении объема медицинского вмешательства. Принцип гибкости предполагает соответствующую стратегию разрешения конфликтов. В каждом конкретном взаимодействии врача и пациента могут возникать противоречия и конфликты, которые трудно разрешить в пользу той или другой стороны. Эти конфликты разрешаются динамическим уравновешиванием гораздо эффективнее, чем жесткими решениями.
Реализацию принципа гибкости можно продемонстрировать на примере различных стратегий общения врача и пациента. Казалось бы, с нравственной точки зрения, безусловно, оправданы оптимистическая и реалистическая стратегии, а пессимизм может вызвать только осуждение. На самом деле не все так однозначно. Дело в том, что каждая из названных стратегий может иметь разную основу: рациональную или иррациональную.
В подавляющем большинстве случаев оправданным моральным выбором врача должна являться стратегия рационального оптимизма, вселяющая надежду на благоприятный прогноз заболевания. И лишь при объективно неблагоприятном исходе заболевания или при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать морально оправданным рациональный пессимизм врача, который проявляет при этом по отношению к пациенту сострадание.
Принцип многообразия.Многообразие -- это множество различных подходов к одной проблеме. Принцип многообразия в системе «специалист—пациент» предполагает построение взаимодействия элементов системы в ходе медицинского вмешательства с учетом анатомо-физиологических, психологических, социальных и иных особенностей каждого пациента.
Глава 2
Положения ст. 12 ВД, посвященные уважению культурного разнообразия и плюрализма, а также ст. 17 ВД о защите биоразнообразия необходимо рассматривать в аспекте реализации принципа многообразия. Так, в ст. 12 ВД установлено: «Следует уделять должное внимание важному значению культурного разнообразия и плюрализма. Вместе с тем эти соображения не должны использоваться в качестве предлога для ущемления человеческого достоинства, прав человека и основных свобод, а также в ущерб принципам, изложенным в настоящей Декларации, и не должны ограничивать сферу применения этих принципов».
Литература Основная литература
Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопатина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с.
Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 224 с.
Хрусталев Ю.М. Биоэтика. — М.: Медицина, 2011. — 408 с.
Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. —446 с.
Дополнительная литература
Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова; сост. В.А. Макаров. — М.: Медицина, 1998. -400с.
Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. — Т. 4. — 830 с.
Биоэтика: принципы, правила, проблемы / отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. — М., 1998.-472с.
Введение в биоэтику: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 381 с.
Гусейнов А.А. Справедливость // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — С. 458.
Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. - 352 с.
Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Мысль, 1965. (Философ, наследие). - Т. 4. - Ч. I. - 544 с.; Ч. 2. - 478 с.
Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем: пер. с англ. / под ред. В.Г. Трилиса. — Киев-М.: София, 2003. — 336 с.
Корженьянц Ю. Парацельс // Мир огненный. — 1994. — № 5. — С. 86-87.
Принципы биоэтики 51
Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: учебное пособие: пер. с англ. / под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. — М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 400 с.
Летав О.В. Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики // Вопросы философии. — 2008. — № 7. — С. 106-114.
Основы биоэтики: учебное пособие / под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Денисова. — Минск: Высшая школа, 2009. — 350 с.
Разин А.В. Этика: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 4-е изд., перераб. и доп. — 416 с.
РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995. — 535 с.
Федоров Н.Ф. Собрание сочинений. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.
Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении: пер. с др.-гр. А.О. Маковельского // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955.-С. 53-178.
Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. 1. От эпических теокос-могоний до возникновения атомистики. — М.: Наука, 1989. — 576 с.
Фромм Э. Иметь или быть?: пер. с англ. /общ. ред. и поел. В.И. Добрень-кова. — 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. / сост. и поел. А.А. Гусейнова / под общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. — М.: Прогресс, 1992.-576с.
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / общ. ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. — М.: Республика, 1992. — 448 с.
Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)». -3-е изд., испр. и доп. — М., 2004. — 528 с.
Beauchamp Т., Childress J. Principles of Biomedical Ethics. — N.Y.: Oxford University Press, 1989. — 454 p.
Beauchamp Т., Walters L. Contemporary Bioethics. — Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1989.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|