Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ





Экзистенциально-гуманистические принципы направлены на обеспе­чение фундаментальных прав человека с учетом состояния его здоро­вья — это уважение автономии, человеческого достоинства, признание уязвимости и уважение целостности пациента.

Экзистенциально-гуманистические принципы биоэтики тесно взаи­мосвязаны — предполагают, отсылают и дополняют друг друга. В этом заключается их существенная особенность.

Принцип уважения автономии пациента.Третью формулу категори­ческого императива И. Канта называют формулой автономии: воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, что­бы она рассматривалась так же как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Следовательно, автономия предполагает, что человек является источником закона.

Только автономная личность может делать свободный выбор, только при его наличии можно говорить об ответственности. Действие можно считать автономным, если тот, кто его осуществляет, действует: а) пред­намеренно; б) с пониманием; в) без внешних условий, которые по­влияли бы на ход и результат действия. При этих условиях и действия пациента автономны.



Принцип уважения автономии пациента утверждает право челове­ка на невмешательство в его планы и поступки, но это не означает, что окружающие никогда не вправе препятствовать автономным действи­ям, что может быть отражено в законодательстве.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, необхо­димое предварительное условие медицинского вмешательства — дача информированного добровольного согласия гражданина или его за­конного представителя на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах,

Глава 2

о связанном с ними риске, возможных вариантах, его последствиях, а также о предполагаемых результатах такого вмешательства.

Вместе с тем в ч. 9 ст. 20 определены основания, при которых допу­скается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя.

В рамках принципа уважения автономии пациента следует рассма­тривать ст. 6 и 7 ВД.



В ст. 6 «Согласие» ВД определено: «1. Любое медицинское вмеша­тельство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе над­лежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим ли­цом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба.

2. Научные исследования следует проводить только с предваритель­ного, свободного, явно выраженного и информированного согласия соответствующего лица. Информация должна быть адекватной, предо­ставляться в понятной форме и включать указание способов отзыва со­гласия. Согласие может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба. Исключения из этого принципа следует делать только в соответствии с этическими и правовыми нормами, принятыми государствами, соглас­но принципам и положениям, изложенным в настоящей Декларации, в частности в статье 27, и международным нормам в области прав чело­века.

3. В соответствующих случаях при проведении исследования над группой лиц или общиной может заключаться дополнительное согла­шение с юридическими представителями этой группы или общины. Ни при каких обстоятельствах информированное согласие отдельного лица не должно подменяться коллективным общинным соглашением или со­гласием руководителя общины или другого представителя власти».



В ст. 7 «Лица, не обладающие правоспособностью давать согласие» ВД установлено:

«В соответствии с внутренним законодательством особая защита должна обеспечиваться лицам, не обладающим правоспособностью да­вать согласие:

а) разрешение на проведение исследований и медицинскую практи­ку следует получать исходя из наилучших интересов соответству-

Принципы биоэтики 45

ющего лица и в соответствии с внутренним законодательством. Вместе с тем необходимо, чтобы соответствующее лицо в мак­симально возможной степени участвовало в процессе принятия решений относительно согласия, а также отзыва согласия; Ь) исследования следует проводить только в целях получения пря­мой выгоды для здоровья заинтересованного лица при наличии соответствующего разрешения и соблюдении предусмотренных законом условий защиты и при отсутствии альтернативы про­ведения исследований сопоставимой эффективности с участием лиц, обладающих правоспособностью давать согласие. Исследо­вания, потенциально не приносящие прямой выгоды для здо­ровья, следует проводить только в порядке исключения, при максимальных ограничениях, подвергая соответствующее лицо только минимальному риску и создавая для него минималь­ное бремя, и только в том случае, если такие исследования, как ожидается, принесут пользу здоровью других лиц той же кате­гории, при соблюдении условий, предусмотренных законода­тельством, и в соответствии с нормами защиты прав человека отдельного лица. Следует уважать отказ таких лиц от участия в исследованиях».

Принцип уважения человеческого достоинства.И. Кант ставил «до­стоинство бесконечно выше всякой цены, которую совершенно нель­зя сравнивать с ней, не посягая как бы на его святость», и считал, что автономия есть «основание достоинства человека и всякого разумного естества».

В аспекте реализации принципа уважения человеческого достоин­ства необходимо рассматривать ст. 3, 9, 11 ВД.

В ст. 3 «Человеческое достоинство и права человека» ВД установ­лено:

«1. Должно обеспечиваться полное уважение человеческого достоин­ства, прав человека и основных свобод.

2. Интересы и благосостояние отдельного человека должны главен­ствовать над интересами собственно науки или общества».

В ст. 9 «Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность» ВД указано: «Следует соблюдать неприкосновенность частной жизни соответствующих лиц и конфиденциальность касающейся их лично ин­формации. В максимально возможной степени такую информацию не следует использовать или разглашать, кроме как для целей, для которых она была собрана или в отношении которых давалось согласие, в соот-

Глава 2

ветствии с международным правом, в частности, международными нор­мами в области прав человека».

В ст. 11 «Недопущение дискриминации и стигматизации» ВД опре­делено: «Никакое отдельное лицо или группа не должны подвергаться дискриминации или стигматизации на каких бы то ни было основаниях в нарушение принципа уважения человеческого достоинства, прав че­ловека и основных свобод».

Принцип признания уязвимости человека и уважения целостности лич­ности.Уязвимость может пониматься в разных смыслах. Так, ООН рас­сматривает степень уязвимости человека в зависимости от изменений окружающей среды как критерий принятия решений в интересах устой­чивого развития.

Эмоциональная уязвимость человека может быть обусловлена детским возрастом, трудной жизненной ситуацией, определенными «стигматизирующими» заболеваниями (СПИДом, психическими бо­лезнями).

Часто говорят об уязвимости отдельных человеческих групп и по­пуляций — скажем, бедных граждан, живущих за чертой бедности, или малограмотных.

Уязвимость может выступать как характеристика любого живого су­щества, каждой отдельной жизни, которая является конечной и хрупкой. Последнее качество — хрупкость жизни была осознана А. Швейцером еще в начале прошлого века и выражена с пронзительным этическим акцентом. На основе этой мотивации он развивал концепцию этики благоговения перед жизнью: «Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. До­бро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Думается, что принцип признания уязвимости необходимо рас­сматривать в единстве с принципом уважения целостности личности, поскольку данные принципы, в частности, важны в аспекте уважения неприкосновенности личности.

В ст. 8 «Признание уязвимости человека и уважение целостности личности» ВД отмечено: «В процессе применения и развития научных знаний, медицинской практики и связанных с ними технологий следу­ет учитывать уязвимость человека. Следует обеспечивать защиту особо уязвимых лиц и групп и уважать их личную неприкосновенность».

Принципы биоэтики 47

О.В. Летов подчеркивает, что согласно принципу биоэтики уважения целостности субъекта, каждое человеческое существо уникально как личность, человеческая жизнь обладает особой ценностью, и ее течение никем не может быть нарушено. Целостность личности тесно связана с достоинством человека. Если некто нарушает достоинство личности, тем самым он нарушает ее целостность. Целостность личности также коррелирует с идентичностью субъекта, и нарушение идентичности ве­дет к нарушению целостности. Целостность — это связанность жизни, ее полнота, которые не могут быть нарушены. Под целостностью также понимают сферу опыта, творчества и самоопределения личности. Це­лостность связана со свободой субъекта.

В биоэтических отношениях принцип уважения целостности чело­века актуализируется при исследовании генома, обсуждении проблемы клонирования, трансплантации органов. Целостность затрагивает как телесную, так и психическую целостность индивида; ее значимость в ряду биоэтических принципов определяется тем, что медицинские вме­шательства с целью восстановить здоровье человека зачастую связаны с нарушением целостности человека.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Функциональные принципы -- это основные положения, закре­пляющие нравственные основы вмешательства в процессы жизне­деятельности, характеризующие совокупность динамических связей субъекта и объекта вмешательства, поддерживающие устойчивость в системе «специалист—пациент».

В качестве функциональных принципов биоэтики целесообразно ис­пользовать экологические принципы, предложенные Ф. Капра (2003).

Принцип взаимозависимости.Устойчивое человеческое сообщество осознает все множество взаимоотношений между своими членами. За­ботиться о сообществе — значит заботиться об этих взаимоотношениях.

Безусловно, каждое конкретное взаимодействие врача и пациента имеет свою специфику, формируя большое количество биоэтических прецедентов.

В контексте принципа взаимозависимости следует рассматривать ст. 16, 17 ВД.

В ст. 16 «Защита будущих поколений» ВД указано: «Следует уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетические характеристики».

Глава 2

В ст. 17 «Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообра­зия» ВД установлено: «Следует уделять должное внимание взаимосвязи между человеком и другими формами жизни, важности надлежащего доступа к биологическим и генетическим ресурсам и их использования, уважению традиционных знаний и роли человека в защите окружающей среды, биосферы и биоразнообразия».

Принцип обратной связи.Этот принцип реализуется в теории функ­циональной системы П.К. Анохина в акцепторе результатов действия, которые позволяют не только прогнозировать признаки необходимого здесь и сейчас результата, но и сличать их с параметрами реального ре­зультата, информация о которых приходит к акцептору результатов дей­ствия благодаря обратной афферентации.

С одной стороны, системе присуща отрицательная обратная связь: некоторое воздействие на нее вызывает противодействие, восстанавли­вающее первоначальное состояние всей системы или ее части. С другой стороны, если обратная связь положительная, то приложенные воздей­ствия поддерживаются и система стремится удалиться от своего перво­начального состояния.

Советы врача в процессе общения с пациентом, одобряющие его стремление к ведению здорового образа жизни, можно считать поло­жительной обратной связью. Советы врача будут носить характер от­рицательной обратной связи, если он негативно оценивает действие пациента, который, например, не желает расставаться со своей вредной привычкой — курением.

Очевидно, что утрата обратной связи в процессе взаимодействия вра­ча и пациента не позволяет рассчитывать на высокую эффективность медицинского вмешательства в целом. Петли обратной связи в системе «специалист—пациент» служат теми магистралями, по которым обраща­ется и перерабатывается поток информации по конкретному клиниче­скому случаю.

Принцип партнерства.Партнерство — способность людей объединять­ся, устанавливать связи, жить друг в друге и сотрудничать. В человеческих сообществах партнерство означает демократизацию и расширение прав личности. Ф. Капра, комбинируя принцип партнерства с динамикой изменений и развития, метафорически использует термин «совместная эволюция» применительно и к человеческим сообществам. По мере раз­вития партнерства каждый член сообщества начинает лучше понимать ближних. В условиях честного, доверительного партнерства оба партне­ра обучаются и изменяются — они совместно эволюционируют.

Принципы биоэтики 49

Если говорить об общественных отношениях в сфере здравоохране­ния, то биоэтика может служить ярким примером необходимости реали­зации партнерских отношений, привлекая всех заинтересованных лиц к обсуждению биоэтических проблем в широком социальном контексте.

Взаимоотношения врача и пациента, которые отличаются большим количеством рациональных и эмоциональных оттенков, в стратегиче­ском плане должны развиваться в сторону партнерства, что открывает путь к лучшему взаимопониманию в процессе терапевтического сотруд­ничества.

Принцип гибкости.Данный принцип позволяет врачу и пациенту адекватно приспособиться к изменяющимся условиям в характере те­чения заболевания, в определении объема медицинского вмешатель­ства. Принцип гибкости предполагает соответствующую стратегию разрешения конфликтов. В каждом конкретном взаимодействии врача и пациента могут возникать противоречия и конфликты, которые труд­но разрешить в пользу той или другой стороны. Эти конфликты разре­шаются динамическим уравновешиванием гораздо эффективнее, чем жесткими решениями.

Реализацию принципа гибкости можно продемонстрировать на при­мере различных стратегий общения врача и пациента. Казалось бы, с нравственной точки зрения, безусловно, оправданы оптимистическая и реалистическая стратегии, а пессимизм может вызвать только осуж­дение. На самом деле не все так однозначно. Дело в том, что каждая из названных стратегий может иметь разную основу: рациональную или иррациональную.

В подавляющем большинстве случаев оправданным моральным вы­бором врача должна являться стратегия рационального оптимизма, все­ляющая надежду на благоприятный прогноз заболевания. И лишь при объективно неблагоприятном исходе заболевания или при отсутствии каких-либо возможностей его предотвращения можно считать мораль­но оправданным рациональный пессимизм врача, который проявляет при этом по отношению к пациенту сострадание.

Принцип многообразия.Многообразие -- это множество различ­ных подходов к одной проблеме. Принцип многообразия в системе «специалист—пациент» предполагает построение взаимодействия эле­ментов системы в ходе медицинского вмешательства с учетом анатомо-физиологических, психологических, социальных и иных особенностей каждого пациента.

Глава 2

Положения ст. 12 ВД, посвященные уважению культурного раз­нообразия и плюрализма, а также ст. 17 ВД о защите биоразнообразия необходимо рассматривать в аспекте реализации принципа многообра­зия. Так, в ст. 12 ВД установлено: «Следует уделять должное внимание важному значению культурного разнообразия и плюрализма. Вместе с тем эти соображения не должны использоваться в качестве предлога для ущемления человеческого достоинства, прав человека и основных сво­бод, а также в ущерб принципам, изложенным в настоящей Декларации, и не должны ограничивать сферу применения этих принципов».

Литература Основная литература

Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопа­тина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 272 с.

Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 224 с.

Хрусталев Ю.М. Биоэтика. — М.: Медицина, 2011. — 408 с.

Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. —446 с.

Дополнительная литература

Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова; сост. В.А. Макаров. — М.: Медицина, 1998. -400с.

Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. — Т. 4. — 830 с.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы / отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. — М., 1998.-472с.

Введение в биоэтику: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игна­тьев, Р.В. Коротких и др. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 381 с.

Гусейнов А.А. Справедливость // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — С. 458.

Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Ло­гос, 2003. - 352 с.

Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Мысль, 1965. (Философ, на­следие). - Т. 4. - Ч. I. - 544 с.; Ч. 2. - 478 с.

Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем: пер. с англ. / под ред. В.Г. Трилиса. — Киев-М.: София, 2003. — 336 с.

Корженьянц Ю. Парацельс // Мир огненный. — 1994. — № 5. — С. 86-87.

Принципы биоэтики 51

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: учебное посо­бие: пер. с англ. / под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. — М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 400 с.

Летав О.В. Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики // Вопросы философии. — 2008. — № 7. — С. 106-114.

Основы биоэтики: учебное пособие / под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Дени­сова. — Минск: Высшая школа, 2009. — 350 с.

Разин А.В. Этика: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 4-е изд., перераб. и доп. — 416 с.

РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995. — 535 с.

Федоров Н.Ф. Собрание сочинений. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.

Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении: пер. с др.-гр. А.О. Маковельского // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М.: Гос. изд-во политической литера­туры, 1955.-С. 53-178.

Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. 1. От эпических теокос-могоний до возникновения атомистики. — М.: Наука, 1989. — 576 с.

Фромм Э. Иметь или быть?: пер. с англ. /общ. ред. и поел. В.И. Добрень-кова. — 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. / сост. и поел. А.А. Гусейнова / под общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. — М.: Про­гресс, 1992.-576с.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / общ. ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. — М.: Республика, 1992. — 448 с.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика (биоэтика)». -3-е изд., испр. и доп. — М., 2004. — 528 с.

Beauchamp Т., Childress J. Principles of Biomedical Ethics. — N.Y.: Oxford University Press, 1989. — 454 p.

Beauchamp Т., Walters L. Contemporary Bioethics. — Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1989.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.