Эмоциональные и волевые процессы, психические 10 глава
— итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения;
— инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования.
В качестве методов проверки используются:
— устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися;
— текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения;
Глава двенадцатая
Комментарии
Оценка — это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования.
Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в формах:
— эмоционального отношения;
— оценочного суждения (словесного поощрения или порицания);
— отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая фиксируется в документах.
Педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний:
— «отлично»— если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы; при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов — уверенно и быстро);
— «хорошо»— когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме; при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно;
— «удовлетворительно»— если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно; при выполнении практических работ — если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операций с дальнейшей их переделкой и т. д.);
— «неудовлетворительно»— когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме; при выполнении практических работ — если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Ф. Вольтер
Комментарии
Методическая система обучения — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.
Характерные черты современной методической системы обучения:
— научно обоснованное планирование процесса обучения;
— единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников;
— высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;
— максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;
— сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;
— насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
— комплексный подход к изучению различных предметов.
Цели обученияопределяются преподавателями по каждому учебному предмету и учебному занятию.
Содержание обученияопределяется программами обучения по каждому учебному предмету и корректируется учителями в зависимости от целей учебных занятий.
Планирование учебного процесса— сложная совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий школьников по предметам, времени'и месту проведения.
Контроль, анализ и корректировка учебного процесса— деятельность представителей органов образования и учителей по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий.
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развить, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервег
fggtea двенадцпггЩ^
Комментарии
Принципы организации учебного процесса — это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельностью учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.
Они являются результатом правильности соблюдения принципов обучения, эффективности применения методов и форм обучения.
Принцип самоорганизацииопределяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников.
Принцип развитияпредполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от начальных организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками.
Принцип самодеятельностиориентирует учителя и учеников на проявление инициативы и творчества как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии.
Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя.
А. Дистервег
Принцип ролевого участиятребует от учителя и учеников выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктуют им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство.
Принцип ответственноститребует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.
Принцип коллективизмапредполагает, что преподаватели и ученики функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффективный орга-
низм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолевать любые трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей.
Принцип психологического обеспеченияозначает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений.
Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.
Тлаёа тринадцатая Сущность, содержание и структура воспитания
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в социально-общественные отношения, в быт, производственную деятельность, творческую и духовную жизнь; становление их развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.
Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения молодых людей к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате, дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших.
Воспитание — категория вечная и необходимая. Появляется оно вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Воспитание необходимо потому, что оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.
На каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам воспитание носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и реализацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.
Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.
Глава тринадцатая
Комментарии
Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Воспитание в локальном значении— это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.
Воспитание в узком смысле— целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Воспитание в широком смысле— целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека.
Формирование отношений личности к миру и к самой себепредполагает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе.
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности— это воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать трудности, встречающие на его пути.
Воспитание социально-компетентной личности— воспитание человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе.
Приобщение человека к культуре— это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие творческой индивидуальности.
Воспитание гражданской личности— формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как патриота своего народа и своей страны, превращение в борца с социальной несправедливостью и неравенством.
Воспитание автономно развитой личностипредполагает формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.
Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении— это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.
Ва тринадцатая
Комментарии
Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности в области задач, принципов, форм и методов.
Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания.
Функции воспитания: побуждения к самовоспитанию, профилактическая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение конкретных задач; перевоспитания.
Содержание воспитания — совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.
Воздействие воспитателя— совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.
Личность воспитанника— объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя.
Отношение воспитанника к воздействию воспитателя— это его реакции на воспитательные воздействия.
Качества, формируемыеу личности,— знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспитания.
Мотивы— побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания.
Поведение— особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.
Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела.
Л.Н. Толстой
Инадцатая
Комментарии
Конфессиональное (религиозное) воспитание— воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, бого-послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.
Авторитарное— воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.
Демократическое— воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.
Идейно-политическое воспитание— формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.
Нравственное воспитание— формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.
Эстетическое воспитание— целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Экономическое воспитание— организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.
Гражданское воспитание— формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Интернациональное воспитание— целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.
Патриотическое воспитание— процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.
Правовое воспитание— деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.
Экологическое воспитание— формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружа-
Комментарии
Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного использования достижений других наук, которые позволяют повышать эффективность самого воспитания.
Философия и социологиякак науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества позволяют учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.
Политология,раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в ходе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.
Этнологияпозволяет правильно учитывать в воспитании национальные особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт и традиции воспитания.
Физиология человекапомогает правильно понять и использовать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека в интересах воспитания, показать их роль, значение в его процессе.
Экономические науки,изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.
Исторические наукипоказывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также особенности воспитания в различных исторических условиях.
Психологиядает возможность учитывать в процессе воспитания психологические закономерности и принципы воздействия на сознание человека.
Глава тринадцатая
Комментарии
Влияние в воспитании — форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.
При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, § его внутренний мир. 1
К.С. Станиславский I
Индивидуально-специфическое влияниевоспитателя (учителя) заключается в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность и т. д.).
Функционально-ролевое влияниевоспитателя (учителя) — форма осуществления его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задаваемыми его ролью способами возможного поведения, в результате чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.
Направленное воздействие— это воздействие учителя, ориентированное на определенных детей или конкретные их личностные качества, поступки.
Ненаправленное воздействие— воздействие, не нацеленное на определенный объект.
Прямое воздействие— непосредственное проявление педагогом своей позиции и связанных с ней требований к ученику.
Косвенное воздействие— воздействие, направленное непосредственно не на объект влияния, а на окружающую его среду.
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
В. Г. Белинский
Щ^в¥трипаВцатпаЩ
Комментарии
Убеждение — это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в процессе воспитания.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.
Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они сами стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов - своему жизненному опыту и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.
Внушение — механизм воздействия воспитателя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания.
Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается (чем, в частности, внушение отличается от убеждения). В процессе восприятия внушения деятельность мышления ослабляется и работает только на восприятие и запоминание.
Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно, поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных дрказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.
Заражение — общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного с ним контакта.
Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия воспитателя на школьников определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.
Подражание — способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий, поведения и т. д.
Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.
Глава тринадцатая
Комментарии
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов воспитательной работы; своевременное внесение коррективов в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного ученика.
Принцип воспитания в группе и через коллектив требует: определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим; обеспечивать единство и сплоченность актива класса; поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций; умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.
Воспитание в процессе деятельностиориентирует на: поощрение разумной инициативы и активности учеников; чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом; требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников.
Сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о нихпредполагает: принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы общества и деятельности; добиваться осознания ими необходимости выполнения требований общества; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки; проявлять уважение к каждому из них, заботу об удовлетворении их запросов.
Опора на положительное в личности и группе ориентирует на: изучение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволят им проявить себя' с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует: наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания; достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем школьникам; совместных усилий общественности в воспитании; использования учителями достижений науки; согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.
Глава тринадцатая
Комментарии
Методы воспитания — научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.
Разнообразные методы воспитания могут влиять на все стороны жизни детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них.
Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни, и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиться позитивного результата в воспитании, нужны методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и привычное поведение детей путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей их жизни.
Методы эффективны, если педагог учитывает содействие самих детей его усилиям, если воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению духовных ценностей.
Действенность методов и приемов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентации, потребностей, интересов, чувств.
Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков. Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|