|
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины (модуля): формирование у студентов знаний о закономерностях дифференциации, динамики, эволюции ландшафтной оболочки; знакомство с научными основами оптимизации взаимодействия человека с природой, принципов и методов культурных ландшафтов.
Задачи:
1. Обозначить цель, задачи изучаемой дисциплины, методы ее освоения, понятийный аппарат, а также представить краткую историческую справку о формировании представлений по данной дисциплине в системе знаний Наук о Земле.
2. Расширить представления о Географической оболочке (ГО), ее границах, свойствах, вариантах ГО, этапах развития.
3. Сформировать знания о природных компонентах как основе ландшафтного анализа.
4. Изучить иерархию природных систем, структуру природных комплексов (ПК), основные подходы к их выделению, а также природные комплексы разного уровня.
5. Сформировать представления о генезисе, эволюции и динамике ПК, возрасте ландшафтов, палеогеографии современных ландшафтов, видах динамики ландшафтов.
6. Сформировать знания о природных, природно-антропогенных и антропогенных ландшафтах, их классификациях, особенностях развития, экологическом потенциале ландшафта, антропогенной и техногенной трансформации.
7. Сформировать представления об оптимизации ландшафтов, культурном ландшафте.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина (модуль) относится к циклу профессиональных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части учебного цикла.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Землеведение:
Знания: учения о Географической оболочке, понятия о зональности, географических закономерностях распределения тепла, влаги, циркуляции воздушных масс, тепловых и климатических поясов, природных зон.
Умения: применять знания о географической зональности в Географической оболочке на практике, устанавливать причинно-следственные связи между формированием географической зональности и причинами ее возникновения.
Навыки: работы с картами тепловых, климатических поясов и природных зон, применения знаний о закономерностях формирования зональности явлений и процессов при выделении природных комплексов различного уровня.
Климатология с основами метеорологии:
Знания: закономерностей поступления на Землю солнечной радиации, закономерностей формирования радиационного баланса, общей циркуляции атмосферы и влагооборота, формирования и пространственного распределения основных типов климата.
Умения: понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области метеорологии и климатологии, использовать теоретические знания на практике, осуществлять наблюдения за погодой, на основе результатов метеонаблюдений производить анализ режима температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и ветра, выпадения атмосферных осадков на той или иной территории, объяснять основные закономерности, анализировать географические факторы формирования и изменения климата
Навыки: выявления географических факторов и основных закономерностей формирования и изменения климата.
Методы географических исследований:
Знания: основных методов, применяемых в географии и экологии (полевые и лабораторные).
Умения: применять методологический аппарат на практике.
Навыки: применения статистического, графического, картографического и пр. методов при составлении ландшафтных карт.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- географическое районирование;
- основы ландшафтного проектирования и фитодизайн;
- экология техногенных ландшафтов.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4).
б) профессиональных (ПК):
- базовыми знаниями фундаментальных разделов экологии, физической географии (ПК-2);
- владением базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4);
- общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России, материков и океанов (ПК-7).
в) профильно-специализированных (специальных):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: понятие «ландшафт», строение и структуру ландшафтов, общие закономерности территориальной физико-географической дифференциации ландшафтов, типы географической ландшафтной зональности, классификацию и систематику ландшафтов, геохимические и геофизические особенности ландшафтов, антропогенные и природно-антропогенные, техногенные и культурные ландшафты.
Уметь: охарактеризовать особенности строения и функционирования отдельных типов ландшафтов, выявлять закономерности территориальной дифференциации, геохимические и геофизические особенности ландшафтов, выделять типы и виды ландшафтов, описывать их строение и структуру.
Владеть: навыками построения ландшафтных карт, профилей, методом ландшафтной индикации, теоретическими и прикладными аспектами дисциплины.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Содержание модулей дисциплины
№ модуля
| Наименование
модуля
| Содержание модуля
| Форма текущего
контроля
|
|
|
|
| 1.
| Основы теории и методологии ландшафтоведения
| Ландшафтоведение как комплексная географическая наука. Объект исследования, цель, задачи, методы дисциплины. Основные понятия («ландшафт», «природный комплекс», «ландшафтная оболочка», «геосистсема», «экосистема» и др.). Место Ландшафтоведения среди наук о Земле.
Географическая оболочка как ПК планетарного уровня. Учение о географической оболочке (ГО) (А.А. Григорьев). Строение ГО, границы, особенности, энергетическая база. Ярусность ГО. Отделы (варианты) ГО: наземный, водный, ледовый, земноводный, донный. Зональность как основная особенность ГО. Типы географической зональности: широтная, гидротермическая, парадинамическая, орогенетическая и вертикальная (склоновая) микрозональность.
Природные компоненты. Компонентыи элементы ландшафта. Соотношения компонентов и элементов в ГО. Классификация компонентов.
Природный комплекс как базовое понятие ландшафтоведения. Структура ПК. Уровни иерархии ПК: планетарный, региональный, локальный. Крупные ПК индивидуального и типологического подхода.
Локальный уровень ПК. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта (фация, подурочище, урочище, местность) (по А.Н. Солнцеву).
Фация как элементарная морфологическая единица ландшафта. Основы геохимии ландшафтов. Классификация фаций по типам режимов энерго- и массообмена (Г.Н. Высоцкий, Л.Г. Раменский, Б.Б. Полынов, М.А. Глазовская).
Классификации ландшафтов. Структурно-генетическая классификация ландшафтов В.А. Николаева (отдел, разряд, подразряд, класс, подкласс, группа, подгруппа, тип, подтип, род, подрод, вид). Экотоны и границы ландшафтов. Ландшафтные катены. Ландшафтно-геохимическая арена. Ландшафтно-географические пояса.
Генезис и эволюция ПК. Возраст ландшафта. Временные группы изменений ландшафтов: функционирование, динами и эволюция. Возраст ландшафта. Факторы трансформации ландшафта.
Этапы развития ГО. Догеологический, добиологический, биологический и антропогенный этапы развития ГО. Великие первоначальные полихронные флоры. Палеогеография современных ландшафтов: зона влажных тропических лесов, средиземноморская, ландшафты пустынь и степей умеренного пояса, зоны тайги и тундры). Теории и гипотезы происхождения и развития современных ландшафтов.
Динамика ландшафта и ее виды. Общесистемные, межсистемные и внутренние свойства ландшафтов. Виды динамики ландшафтов: развитие (эволюция) и ритмика. Сукцессия, ее виды. Климакс ландшафта. Тренды динамики ландшафтов. Устойчивость и саморегуляция ландшафтов. Пороговые нагрузки и пределы устойчивости ландшафтов. Острота ландшафтно-экологических ситуаций. Ландшафтные катастрофы.
|
УО-1 (собеседование);
ТС-2 (учебные задачи);
ПР-1 (тест)
| 2.
| Антропогенное и прикладное ландшафтоведение
| Учение об антропогенном ландшафте. Основные понятия: «антропогенный ландшафт», «социосфера», «этносфера», «техносфера», «ноосфера». Учение об антропогенном ландшафте (Ф.Н. Мильков). Специфика, структура, энергетика, границы антропогенных ландшафтов (АЛ).
Классификации антропогенных ландшафтов. Принципы классификации природно-антропогенных ландшафтов. Классы природно-антропогенных ландшафтов по Н.Ф. Реймесу (техногенные (индустриальные), городские (урбанистические), нарушенные, агрокультурные (сельскохозяйственные) и культурные) и Ф.Н. Милькову (селитебные, промышленные, сельско-хозяйственные, дорожные, водные, лесные, рекреационные и беллигеративные). Становление АЛ, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия. Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы.
Учение о геотехнических системах (ГТС).
Виды ПК по степени антропогенного изменения. Подходы к изучению антропогенной трансформации ПК: ландшафтный, экономико- природопользовательский, геотехносистемный, антропоэкосистемный, Понятие о ГТС, их структуре, классах. Основы «мягкого» управления природой. Экологический каркас. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Устойчивость ландшафтов. Экологический потенциал ландшафта. Индекс биологической эффективности климата. Индекс антропогенной трансформации ландшафта. Зональная характеристика природно-антропогенных ландшафтов России.
Основы ландшафтного планирования. Оптимизация ландшафтов. Производственная оценка ландшафта и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтно-экологическая экспертиза. Оценка ландшафтов для различных хозяйственных целей. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ландшафтный мониторинг и прогнозирование.
Учение о культурном ландшафте (КТ). Развитие научных представлений о КЛ. Современные концепции КЛ. Структура, функционирование, возможности регуляции КЛ. Эстетика и дизайн ландшафта. Ландшафтная архитектура.
| УО-1 (собеседование);
ТС-2 (учебные задачи);
ПР-1 (тест);
УО-4 (экзамен)
|
4.2. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часов).
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 4 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
|
|
| Аудиторная работа:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
| Самостоятельное изучение модулей
|
|
| Проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Подготовка доклада и презентации
|
|
| Подготовка к рубежному тестированию
|
|
| Подготовка и сдача экзамена:
|
|
| Вид итогового контроля
| экзамен
| экзамен
|
Модули дисциплины, изучаемые в 5 семестре
№ модуля
| Наименование модуля
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная работа
| Вне-ауд. работа CP
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| Основы теории и методологии ландшафтоведения
|
|
|
| -
|
|
| Антропогенное и прикладное ландшафтоведение
|
|
|
| -
|
|
| Итого:
|
|
|
| -
|
| 4.3. Практические занятия
№
занятия
| № модуля
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| Эссе. Вклад российских ученых в развитие учения о ландшафтах.
|
|
| Широтная и гидротермическая типы географической зональности.
|
|
| Парадинамическая (циркумокеаническая) и орогенетическая (высотная) типы географической зональности.
|
|
| Ландшафтное картографирование. Оценочная карта территориального распределения ландшафтообразующих факторов.
|
|
| Ландшафтное профилирование. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта.
|
|
|
| Ландшафтное районирование. Экологический потенциал ландшафтов Ростовской области и их антропогенная трансформация.
|
|
| Природно-антропогенный городской ландшафт (на примере любого города России)
|
|
| Ландшафтное планирование. Решение ландшафтно-экологических задач (индивидуальное задание).
|
| 4.4. Самостоятельное изучение модулей дисциплины
№ модуля
| Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во
часов
|
| История развития ландшафтоведения в зарубежной науке.
|
| История развития ландшафтоведения в российской науке.
|
| Применение геохимии ландшафтов в различных сферах человеческой деятельности
|
| Применение геофизики ландшафтов в различных сферах человеческой деятельности
|
|
| Методы ландшафтоведения:
- индикационное ландшафтоведение (метод ключевых участков);
- ландшафтно-экологический мониторинг (санитарно- гигиенический, геосистемный, биосферный);
- ландшафтно-экологическая экспертиза (оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- ландшафтное картографирование и прогноз (геоинформационные системы (ГИС), моделирование, ландшафтная карта, ландшафтно-географический прогноз)
|
| Основные направления и принципы охраны ландшафтов
|
| Рекреационные ресурсы ландшафтов
|
| Значение ландшафтных исследований для природопользования
|
| Ландшафтно-экологические основы организации региональных систем ООПТ
|
| Культурный ландшафт и вопросы природного и культурного наследия
|
|
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
_____% – интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество часов
|
| Л
| Имитационные технологии:
Анализ конкретных ситуаций (case-study)
(Лекция № 9, 13)
«Мозговой штурм»
Неимитационные технологии:
Проблемная лекция (Лекция № 1)
|
| ПР
| Имитационные технологии:
Анализ конкретных ситуаций (case-study)
(ПР № 6)
Неимитационные технологии:
Дискуссия (практическая работа № 1)
Командная работа (практическая работа №№ 4, 7)
|
| Итого:
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|