Очно-заочная форма обучения
Всего 108
Аудиторные занятия 26
Самостоятельная работа 82
Всего часов-108
№
| Тема учебных занятий
| Количество часов
| Контрольные мероприятия
| Всего
| самост раб.
| аудиторные занятия
| Всего
| лекции
| групповые занятия
| лаборат
| Контр.
точки
| рфераты
| курсовые раб
| Курс.проект
| зачет
| экзамен
| Контр.точк по рейт.-мод.сист
|
| Геополитика как наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| История формирования и развития геополитических идей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Русская школа геополитики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Концепция евроцентрализма и ее роль в геополитике
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к/т№1
|
| Геополитические аспекты глобализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Глобализации и информационные войны
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Россия и запад в новых геополитических реальностях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к/т№2
|
| Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ислам как геополитический фактор в глобализирующем мире
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Геополитические сценарии развития России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого часов по курсу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
|
|
Заочная форма обучения
Всего 108
Аудиторные занятия 18
Самостоятельная работа 90
№
| Тема учебных занятий
| Количество часов
| Контрольные мероприятия
| всего
| Самост.раб.
| Аудиторные занятия
| Всего
| лекции
| групповые занят
| лаборат
| Контр.раб
| рефер
| курсовые раб
| Курс.проекты
| зачет
| экзамен
| Контр.точк по рейт.-мод.сист
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Геополитика как наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| История формирования и развития геополитических идей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Русская школа геополитики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Концепция евроцентрализма и ее роль в геополитике
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Геополитические аспекты глобализации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Глобализации и информационные войны
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Россия и запад в новых геополитических реальностях
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ислам как геополитический фактор в глобализирующем мире
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Геополитические сценарии развития России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого часов по курсу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 курс
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная:
1. Василенко И.А. Геополитика современного мира, - М. Гардарики, 2006.
2. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000.
3. Дугин А. Основы геополитики. М.,1999.
4. Панарин А.С. Глобальное политическое, прогнозирование. М., 2000.
5. Панарин А. Политология. М., 1999.
Дополнительная:
1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска, М., 1998. (См:3аключ.)
2. Баталов Э. Новая эпоха - новый мир // Свободная мысль-ХХ1. 2001 .№1.
3. Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-гуманитарные знания // 2001. №4.
4. Джон Колиманн. Комитет 300. Тайно мирового правительства. Перевод с англ. – М. «Витязь», 2006.
5. Замятин Д. Россия в пространстве метагеополитики // Свободная мысль-ХХ1. 2001.№4.
6. Зиновьев А. На пути к сверхобществу // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3.
7. Ильинский И.М. О «культуре войны» и Культуре мира. М., 1999
8. Ю.Мигранян А. Конец России ? // Свободная мысль-ХХ1. 2002.№7.
9. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.
10. Проскурин С. Современный миропорядок и Россия // Соц. гуманит. знания. 2000. №6.
11. Рогов С. 11 сентября 2001 г.: реакция США // США - Канада: эпи. 2000. №11.
12. Россия: выбран ли путь? Материалы конференции // Свободная мысль-ХХ1. 2001. №3.
13. Салмин А. Россия в новом европейском и мировом порядке // Полития. 2000. №2.
14. Соколов В. Контуры будущего мира // Мировая эконом, и межд. отн. 2001. №3.
15. Сергеев В.М., Полякова Т.В. Россия и новый мировой порядок // Полития. 2001. №4.
16. Уткин А.И. Главный процесс эпохи // США - Канада: эпи. 2001. №3.
17. Уткин А. Ракурсы глобализации//Полития. 2001. №4.
18. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000.
19. Холмогоров Е.. Русский проект: реставрация будущего. М. Алгоритм, 2005.
20. Ш Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл РФ, - М, «Фаир-Пресс», 2003.
21. лыков К. Какой быть ООН в XXI веке // Мировая экономика и межд. отн. 2001. №5. СОДЕРЖАНИЕ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине……...3
Цель изучения дисциплины……………………………………………………...4
Учебная программа дисциплины………………………………………………..4
Учебно-тематический план занятий…………………………………………...16
Перечень основной и дополнительной литературы…………………………..22
Российский государственный социальный университет
Факультет социологии и социального управления
Г.Ф. Шилова
Контрольно-измерительные материалы
Геополитика
Специальность №080504.65 (061000)
«Государственное и муниципальное управление»
Москва 2007
ББК
Ф
Контрольно-измерительные материалы подготовлены
д.и.н., профессор Шилова Г.Ф.
Контрольно-измерительные утверждены на заседании кафедры
Муниципального управления и социальной инженерии
факультета социологии и социального управления
протокол №1 от «16» января 2007 года
Планы групповых занятий
Семинар 1.Геополитика как наука и учебная дисциплина.
Цель: углубление и закрепление знаний о геополитике как науке и учебной дисциплине.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, методы и функции геополитики.
2. Предыстория геополитики: исторические и теоретические предпосылки геополитики.
3. Проблемы и современное состояние геополитической науки.
Темы докладов:
1. Взаимосвязь природы и политики как предмет познания.
2. Геополитика в системе современного обществознания.
3. Геополитика в России.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 2.История формирования и развития геополитических идей.
Цель: углубление и закрепление знаний об истории формирования и развития геополитических идей.
Вопросы для обсуждения:
1. Предыстория геополитики (географический детерминизм: персоналии и идеи - от Гиппократа до Ш.Монтескье и Г.Бокля).
2. Формирование, основные идеи (направления) и представители классической геополитики (от Ратцеля до Спайкмена).
3. Современные геополитические теории Запада.
4. Американские геополитические теории.
Темы докладов:
1. Европейские концепции геополитики.
2. Атлантизм.
3. Мондиализм.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 3. Русская школа геополитики.
Цель: углубление и закрепление знаний о русской школе геополитике.
Вопросы для обсуждения:
1. Предыстория и становление русской школыгеополитики: ее основные представители и идеи (от Филофея до славянофилов).
2. Культурно-цивилизационная концепция Н.Я.Данилевского и ее значение для геополитики.
3. Евразийство как русская школа геополитики.
4. Неоевразийство: основные идеи и представители.
Темы докладов:
1. Геополитические аспекты теоретических дискуссий западников и славянофилов.
2. Традиция географического детерминизма в России: Л.И.Мечникова и развитие географической школы.
3. Военная география и геополитика в исследованиях Д.А.Милютина.
4. Геополитические взгляды В.П.Семенова-Тян-Шанского.
5. Геополитические идеи русских философов Н.А.Бердяева, И.А.Ильина.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 4.Концепция евроцентристского мира и ее роль в геополитике.
Цель: углубление и закрепление знаний о концепции евроцентристского мира и ее роли в геополитике.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность, основные причины формирования и эволюции евроцентризма.
2. Кризис евроцентристского мира: причины, геополитические последствия.
3. Крушение социализма и возрождение евроцентризма.
4. Роль идей евроцентризма, западноцентризма и атлантизма в геополитике.
Темы докладов:
1. Евроцентризм и колониальная экспансия в XIX веке
2. Крах социализма и концепция конца истории (Ф.Фукуяма) как попытка реванша западного либерализма и евроцентризма в новых условиях. Современное геополитическое мышление Запада.
3. Агрессивный атлантизм (З.Бзежинский).
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 5.Геополитические аспекты глобализации.
Цель: углубление и закрепление знаний о геополитических аспектах глобализации.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие глобализации. Современные дискуссии о глобализации.
2. Глобализация информационных и социально-экономических процессов, экологических, демографических и др.проблем.
3. Геополитический вес стран в условиях глобализации. Проблема баланса сил. Глобализация и регионализация. Антиглобализм.
4. Геополитика и Культура мира
Темы докладов:
1. Римский клуб о «пределах роста» и геополитическое напряжение.
2. Терроризм как глобальная проблема.
3. Россия в условиях глобализации.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 6.Глобализация и информационные войны.
Цель: углубление и закрепление знаний о глобализации и информационных войнах.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «информационная война».
2. Информационные войны как одно из следствий глобализации.
3. Интернет: бесконтрольный прогресс информационных технологий или веление времени?
4. Информационные (сетевые) войны и установление нового мирового порядка, важнейшее средство проведения активной геополитики.
5. Информационно-психологическое оружие как разновидность «нелетального оружия массового поражения (ОМП)». Проблемы защиты в информационной войне.
Темы докладов:
1. Роль телевидения и компьютера в информационной войне.
2.Особенности информационной войны в России.
3.Информационные войны в будущем.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 7.Россия и Запад в новых геополитических реальностях.
Цель: углубление и закрепление знаний о России и Западе в новых геополитических условиях.
Вопросы для обсуждения:
1. Геополитические последствия распада СССР для современной России.
2. Проблема места и роли России в современном мире: геополитические интересы России в новом миропорядке.
3. Состояние, основные направления и принципы взаимоотношений между Россией и Западом.
4. Концепция возвращения в европейский дом: спасение или угроза для России.
Темы докладов:
1. Россия и США.
2. Геополитические проблемы впрограммах и предвыборных платформах политических партий современной России.
3. Геополитический статус России и положение славянских народов Центральной Европы.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 8.Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях.
Цель: углубление и закрепление знаний оРоссии и Содружестве Независимых Государств (СНГ) в новых геополитических условиях.
Вопросы для обсуждения:
1. Распад СССР и образование СНГ: перекройка геополитической карты мира.
2. Приобретения и проблемы СНГ (экономические, социальные, стратегические).
3. Россия и европейские страны СНГ (Украина, Белоруссия, Молдавия).
4. Россия и Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия).
Темы докладов:
1. Крах Советского Союза и «геополитическое замешательство» (З.Бжезинский).
2. Россия и взрывоопасный Кавказский регион.
3. Средняя Азия - связующее звено между Европой и Юго-Восточной Азией.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 9.Образ России глазами иностранцев, или Менталитет и геополитика.
Цель: раскрытие образа России глазами иностранцев.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «образ России»
2. Факторы, определяющие формирование образа нашей страны и населяющих ее народов.
3. Складывание образа России (на примере российско-германских отношений).
4. Американские «русофилы» («геотерапевты») и «русофобы» («радикальные глобалисты») о современной России.
Темы докладов:
1. Образ России в зеркале общественных наук (философии, истории, филологии и т.д.)
2. Изучение образа России в общественном сознании иностранцев через призму структурного, многоуровневого подхода (верхнего, основного и глубинного).
3. Полемика в США по проблеме «российского имперского мышления» и «имперской угрозы» в посткоммунистической России.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 10.Ислам как геополитический фактор в глобализирующемся мире.
Цель: углубление и закрепление знаний о исламе как геополитическом факторе в глобализирующемся мире.
Вопросы для обсуждения:
1. Исламская цивилизация - антипод западной цивилизации. К вопросу о войне цивилизаций.
2. Исламский терроризм в структуре мирового терроризма.
3. Афганистан - плацдарм распространения исламского экстремизма.
4. Геополитическая ситуация в мире после теракта 11 сентября 2001 г.
Темы докладов:
1 С. Хантингтон о столкновении цивилизаций.
2. Сборник «Преодолевая барьеры» (под ред. С.П.Капицы) как воплощение рождения новой парадигмы глобальных отношений.
3. Исламский фактор как новый феномен геополитики.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Семинар 11. Геополитические сценарии будущего России.
Цель: углубление и закрепление знаний о геополитических сценариях будущего России.
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимосвязь экономического, социального, духовного и геополитического аспектов в политическом прогнозировании будущего мироустройства.
2. Сценарии будущего России: оптимистический и пессимистический (апокалиптический).
3. Альтернативные сценарии развития России:
а) Сценарий 1: «Растворение россиян во всеедином человечестве», или Мондиалистский проект.
б) Сценарий 2: «Цивилизационная регионализация России в рамках «нового мирового порядка».
в) Сценарий 3: «Коммунистическая реставрация в России».
г) Сценарий 4: «Консервативная революция в России».
Темы докладов:
1. Альтернативные сценарии развития России и «новой мировой порядок».
2. Специфика геополитической ситуации в России в начале XXI века.
3. Пути обеспечения национальных интересов России в условиях новой геополитической реальности.
Формы текущего контроля знаний:
оценка активности работы студента на семинаре в соответствии с модульно-рейтинговой системой.
Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|