Проблема создания конкурентной среды в РФ
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований совершалось при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было результатом централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенным модифицированием главных монопольных структур, свойственных для экономики советского периода, направленных на тотальное огосударствление, специализацию, и концентрацию, социализацию производства.
В самом деле, частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие
от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, формировался в основном за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, почти не изменяя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось.
В советское время, генетически заложенные предпосылки монопольного поведения данных предприятий на рынке лишь усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии превратились в частные, интенсивно защищающие свое господствующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.
На поведение предприятий и их экономическую стратегию воздействовал глубокий экономический кризис не позволяющий выразить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей благодаря ограничению спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В таких условиях поведение существенной части предприятий, в особенности превалирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.[11]
В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже преобладающие на рынке предприятия стали использовать новые методы поддержания личной конкурентоспособности, такие как: - организация лоббирования собственных экономических интересов путем получения от органов власти разного рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.; - участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка; - негласные разделы рынков между крупными преобладающими предприятиями по территориальному принципу или фиксация раздела рынка правовыми актами; - организация таможенного протекционизма для защиты личных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Макроэкономические изменения неопределенно воздействуют на ход процессов демонополизации и формирования конкуренции в разных отраслях и регионах страны.
Наравне с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках совершаются с участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец, сложившийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, превалирование антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и недостаток первичной экономической информации формируют дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.[12]
Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово - экономического положения многочисленных предприятий, «выживающих» простыми способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна основополагающая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и формированию конкуренции. Они образовывали вспомогательные входные барьеры на рынки для новых предприятий, в особенности в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
Влияние либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции тоже оценивается крайне неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна содействовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции.
Тем не менее, на практике зачастую отмечалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось существенным сокращением производства.
Несомненно, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем существенная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители потеряли свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в существенной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев нацелено на дальнейшее устранение этих предприятий с рынка.[13]
На основании всего этого можно сделать вывод о том, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности возникли некоторые условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Формирование многих из них уже не требует непрерывного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках чрезвычайно неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или пребывает в состоянии монополистической конкуренции. У большинства рынков сохраняются значительные структурные и административные барьеры, защищающие влияющие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции.
Разумеется, подобная структура рынка непременно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений господствующим положением, так и антиконкурентных соглашений. К примеру, рынки продукции нефтяной промышленности обладают различной степенью развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном масштабе можно расценивать как рынок с развитой конкуренцией. Тем не менее, наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если анализировать данный рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как главными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.
К категории олигопольных и монопольных рынков можно причислить также рынки металлов (особенно цветных), услуг связи, газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок. На рынках электроэнергии и услуг связи имеет место характерный региональный структурный монополизм, потому что они организованы по принципу «один субъект Российской Федерации — один оператор», а ценообразование реализовывается с участием органов власти субъектов Федерации.[14]
Глава 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|