|
Ситуационный анализ ПАО «Х5 Retail Group»
Одним из самых распространненым видов анализа в стратегическом управлении является SWOT-анализ. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Проранжированные сильные и слабые стороны ПАО «Х5 Retail Group» представлены в Таблице 3. Возможности и угрозы компании представлены в Таблице 4. Матрицы возможностей и угроз представлены в таблицах 5, 6. Проранжированные возможности и угрозы в таблице 7. Непосредственно сам SWOT-анализ представлен в Таблице 8.
Таблица 3. Проранжированные сильные и слабые стороны ПАО «Х5 Retail Group».
№
| Сильные стороны
| №
| Слабые стороны
| 1.
| доверие к бренду, репутация
| 1.
| высокие складские издержки
| 2.
| успешная рекламная деятельность
| 2.
| низкий спрос в сегментах выше среднего
| 3.
| развитая логистическая сеть
| 3.
| низкий уровень географической экспансии
| 4.
| сильный топ-менеджмент
| 4.
| большая зависимость от основных поставщиков
| 5.
| долгосрочные контракты с поставщиками
| 5.
| продажа китайских товаров, высокий % брака
| 6.
| широкий ассортимент товаров
| 6.
| долгое открытие объектов
|
Таблица 4. Возможности и угрозы ПАО «Х5 Retail Group».
№
| Возможности
| №
| Угрозы
| 1.
| увеличение числа клиентов
| 1.
| ужесточение конкуренции, рост и экспансия других крупных известных сетей
| 2.
| появление новых международных партнеров
| 2.
| повышение налоговых ставок и энерготарифов
| 3.
| обойти главного конкурента и стать лидером в розничной торговле
| 3.
| снижение уровня жизни населения
| 4.
| расширение географического присутствия
| 4.
| изменение уровня цен на закупаемую продукцию
| 5.
| сокращение складских издержек
| 5.
| скачки курсов валют
| 6.
| увеличение ассортимента и включение брендов, которые еще не реализуются сетью
| 6.
| ужесточение законодательства
|
Таблица 5. Матрица возможностей ПАО «Х5 Retail Group».
| Сильное
| Умеренное
| Низкое
| Высокие
| 1, 5
|
|
| Средние
|
| 3, 4
|
| Низкие
|
|
|
|
Таблица 6. Матрица угроз ПАО «Х5 Retail Group».
| Ликвидация
| Кризис
| Значимые проблемы
| «Текущие» неприятности
| Высокие
|
|
|
|
| Средние
|
|
| 3, 6
|
| Низкие
|
|
|
|
|
Таблица 7. Проранжированные возможности и угрозы ПАО «Х5 Retail Group».
№
| Возможности
| №
| Угрозы
| 1.
| увеличение числа клиентов
| 1.
| скачки курсов валют
| 2.
| сокращение складских издержек
| 2.
| изменение уровня цен на закупаемую продукцию
| 3.
| появление новых международных партнеров
| 3.
| ужесточение конкуренции, рост и экспансия других крупных известных сетей
| 4.
| обойти главного конкурента и стать лидером в розничной торговле
| 4.
| снижение спроса на продукцию
| 5.
| расширение географического присутствия
| 5.
| ужесточение законодательства
| 6.
| увеличение ассортимента и включение брендов, которые еще не реализуются сетью
| 6.
| повышение налоговых ставок и энерготарифов
|
Таблица 8. SWOT-анализ ПАО «Х5 Retail Group».
| | Возможности
| Угрозы
|
| №
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильные стороны
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Слабые стороны
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Сила и возможности»
| «Сила и угрозы»
| 1. Хорошее качество и широкий ассортимент предлагаемой продукции, успешная рекламная деятельность дадут возможность обойти главного конкурента и стать лидером.
2. Репутация компании, развитая логистическая сеть будут способствовать выходу на новые рынки и появлению новых международных партнеров. Благодаря хорошо зарекомендованной политике сети, Х5 успешно создает интернет магазин.
За счет привлечения недорогих брендов, можно увеличить число покупателей, а за счет хорошей репутации новая продукция будет хорошо воспринята.
3. Финансовая устойчивость обеспечивать рост и развитие компании, позволяет новым брендам быть уверенными в сотрудничестве и вызывает к себе доверие стороны потенциальных партнеров.
4. Сильный топ-менеджмент позволит разработать мероприятия по снижению издержек на хранение и успеть за ростом рынка
| 1. Существует несколько крупных сетей, которые также используют концепцию «привлекательных низких цен и широту ассортимента», которые могут быть существенной угрозой для потери доли рынка.
2. Финансово устойчивое предприятие максимально конкурентоспособно, может активно бороться с конкурентами.
Финансовая устойчивость позволит при сильном падении спроса поддержать его, позволит создавать и продвигать новые товары, а такжепоможет закрепиться на международном рынке.
3. Успешная рекламная деятельность компании поможет максимально реабилитировать спрос. Доверие к бренду и успешная деятельность компании добавят преимуществ в конкуренции.
| «Слабость и возможности»
| «Слабость и угрозы»
| 1. Низкий уровень географической экспансии препятствует росту продаж, а следовательно и развитию предприятия. Низкий уровень географической экспансии может снизить спрос; поможет привлечь новые сотрудничества только на освоенном рынке. 2. Низкий спрос в сегментах выше среднего негативно повлияет на увеличение числа клиентов. 3. Долгое открытие объектов затормозит расширение географического присутствия 4. Большая зависимость от поставщиков затруднит развитие логистичекой цепи
5. Долгое сотрудничество с Китайскими компаниями, может помочь международной экспансии.
Но продажа только китайских товаров сократит продажи, потому что покупатели с большим уровнем дохода заинтересованы в более качественной группе товаров. Привлечение производителей не из Китая может потеснить и составить достойную конкуренцию китайским поставщикам.
| 1. Низкий уровень географической экспансии может усугубить падение спроса. Конкуренты могут воспользоваться данным упущением и переманить к себе потребителей. 2. Появление новых конкурентов, низкий спрос в сегментах выше среднего, повлияют на конкурентную позицию организации 3. Ужесточение законодательства, неблагоприятная политика государства ввиду экономического кризиса может привести к выходу из отрасли 4.Увеличение издержек на хранение, повышение арендой платы склада, повышение налоговых ставок и энерготарифов, изменение уровня цен на закупаемую продукцию повлияют на финансовую устойчивость организации.
| На поле «Сила и возможности» показаны возможности выхода на новые рынки и появлению новых международных партнеров за счет репутации компании и развитой логистической сети. Благодаря хорошо зарекомендованной политике сети, Х5 успешно создает интернет магазин. Также показана возможность обойти главного конкурента и стать лидером за счет хорошего качества и широкого ассортимент предлагаемой продукции, возможность снижения издержек хранения за счет сильного топ-менеджмента и рост и развитие компании за счет финансовой устойчивости привет к увеличению объему продаж.
На поле «Слабость и угрозы» показаны основные угрозы компании. Угрозы усиления конкурентного давления возникают из-за появление новых конкурентов, хорошо развитой стратегии старых конкурентов, низкого уровня географической экспансии и из-за ужесточения законодательства, т.к. неблагоприятная политика государства ввиду экономического кризиса может привести к выходу из отрасли. Увеличение издержек на хранение, повышение арендой платы склада, повышение налоговых ставок и энерготарифов, изменение уровня цен на закупаемую продукцию отрицательно повлияют на финансовую устойчивость организации.
Сильные стороны организации, такие как, доверие к бренду, сильный топ-менеджмент, развитая логистическая сеть, финансовая устойчивость предприятия и успешно развитая рекламная деятельность сглаживают воздействие возможных угроз. Слабые стороны компании оказывают негативное влияние на ее конкурентоспособность и финансовую устойчивость, поэтому требуют тщательного контроля и улучшения процесса управления с целью их устранения для достижения баланса.
Анализ макросреды, или среды косвенного воздействия, может быть выполнен по методике PEST (political, economic, social, technological), включающий 4 группы факторов: экономические, политические, социальные, технологические. Данные анализа по компании «X5 Retail Group» представлены в таблице 6.
Таблица 9. Факторы дальнего окружения внешней среды и их проявления.
Фактор
| Проявление
| Влияние на предприятие
| Экономические факторы
| 1.Уровень доходов населения
| В условиях кризиса, рост цен при той же заработной платы приводит к падению спроса на продукцию. Происходи тснижение уровня жизни населения.
| Этот фактор влияет на предприятие негативным образом, с увеличением цен при тех же з/п снижаются продажи товаров.
| 2. Колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов
| Валютные курсы на данном временном этапе испытывают серьезные колебания (резкий рост доллара и евро, падение рубля), наблюдается рост цен
| X5 retail group не международная компания, а российская, поэтому данные факторы не оказывают на нее существенное влияние.
| 3. Инфляция, рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы
| Рост темпа инфляции приводит к снижению доходов населения. К стабильности люди начали привыкать в 2010-13 гг., когда инфляция была чуть больше 6%. А в 2014-15 гг. страна опять вернулась к 11-13%.
| Увеличение % инфляции отрицательно влияет как на экономику в целом, так и на все компании в частности, в том числе и на X5 retail group.
| 5.Динамика ставки рефинансирования
| Остается практически неизменна.
| Положительно влияет, т.к. % не подверженный изменениям обеспечивает стабильность финансово-кредитной деятельности компании
| 6.Повышение цен поставщиками
| Наблюдается легкое увеличение цен на пищевые продукты (их составляющие)
| С увеличением цен на товар поставщиками, покупатель в магазинах платит чуть больше. Небольшое увеличение цен на компании не сказывается.
| Политические факторы
| 1.Правительственная стабильность
| Поддержка со стороны государства, особенно в отношении увеличения социальных расходов/ внимания к социальным расходам.
| Положительный фактор. Сильная переговорная позиция, улучшение закупочных условий.
| 2.Изменения законодательства
| Росалкогольрегулирование принудило торговых операторов внедрить новую систему считывания штрих-кодов с акцизных марок.
| Негативный фактор. Угроза срыва поставок алкоголя. Высокие расходы на закупку дорогостоящего оборудования, сбои в ЕГАИС.
| 3. Ухудшение политической ситуации в стране
| Напряженные отношения с иностранными государствами. Запрет ввоза большого спектора продуктов из стран, утвердивших санкции против Росии. Рост цен за счет увеличивающего спроса на оставшиеся продукты.
| Негативный фактор, влияет на ассортимент предлагаемых товаров, на спрос, а следовательно на объем продаж. А также влияет на развитие георграфической экспансии.
| Социальные факторы
| 1.Активность потребителей, снижение доходов населения
| В России наблюдается замедление потребительской активности. Снижение реальных повседневных расходов.
| Негативный фактор, влияющий на снижение объема продаж.
| 2.Возрастающие потребности населения
| Непрерывное развитие потребностей является движущей силой экономического и духовного прогресса человечества, что, в свою очередь, стимулирует возникновение все новых и новых потребностей
| Этот фактор стимулирует компанию к постоянному развитию - новые маркетинговые компании, улучшение качества, снижение себестоимости, улучшение качества обслуживания и т.д.
| 3. Изменения в стиле и уровне жизни
| Уровень жизни медленно растет вверх, стиль жизни у более высших слоев населения становится ориентированным на заботу о здоровье.
| Положительный фактор.
Повышается спрос на овощи и фрукты, на мясо, рыбу и молочные продукты, которые стоят не дешево, а следовательно растет прибыль.
| 4.Демографические факторы
| Долгое время наблюдается демографический прирост населения, а значит большое количество детей и подростков
| Положительный фактор. Детям и подросткам необходимо правильное и здоровое питание качественными продуктами, спрос на продукцию растет и растет прибыль.
| 5. Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации
| Нехватки людей, обладающих необходимыми знаниями, квалификацией, навыками, а также текучесть кадров влечет значительные экономические потери, проявляющиеся как в ограничениях на производство, так и в росте трудовых издержек, что также негативно влияет на выпуск продукции.
| Негативный фактор.
Предприятие тратит время на переучивание работников на рабочем месте или направляет их на краткосрочные курсы вне предприятия или на длительное обучение без отрыва от производства. Увеличиваются трудовые издержки.
| Технологические факторы
| 1.Автоматизация складского хозяйства
| Использование информационных технологий на складе, оснащение склада необходимыми техническими средствами, автоматическая выписка необходимых документов, отражающих движение товара, сопровождение операций по приходу товара, внутренним перемещениям со склада на склад.
| Положительный фактор.
Повышает эффективность управления процессами, использования площади; увеличивает пропускную способность склада
| 2. Развитие новых энергосберегающих технологий
| Работа компании характеризуется высокой энергоёмкостью, поэтому затраты на потребление энергии растут. Оптимизация оборудования за счет использования электроприводов, автоматизация технологических и производственных процессов и т. п. помогает снизить издержки на потребляемую энергию.
| Положительный фактор. Использование энергосберегающих технологий повышает энергоэффективность всех отраслей и уменьшает бесполезные потери энергии.
|
На рисунке 2 представлена диаграмма долей стратегических зон хозяйствования в общем объеме продаж ПАО «X5 Retail Group».
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/757263259118.files/image004.jpg)
Рис. 2. Доля стратегических зон хозяйствования в общем объеме продаж ПАО «X5 Retail Group».
Более подробно стратегические зоны хозяйствования ПАО «X5 Retail Group» представлены в Таблице 7.
Таблица 10. Стратегические зоны хозяйствования ПАО «X5 Retail Group».
Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)
| Наименование
| СЗХ1
| Продукты питания
| Кондитерские изделия
Молочная продукция
Бакалея
Хлебобулочные изделия
Фрукты и овощи
Мясные и колбасные изделия
Рыба и морепродукты
Винно-водочные и безалкогольные напитки
Табачные изделия
Пищевые жиры
Полуфабрикаты и заморозка
Сахар, крупы, кофе, чай, чипсы, соусы
| СЗХ2
| Алкоголь и табак
| Пиво
Вино
Крепкий алкоголь
Сигареты
| СЗХ3
| Косметика и бытовая химия
| Моющие средства
Детская гигиена
Целлюлозная и ватная продукция
Хозяйственные принадлежности
Средства по уходу за лицом, телом, волосами
Личная гигиена
| СЗХ4
| Товары для дома, сада и спорта
| Хозтовары
Уборка
Гардеробная
Предметы интерьера
Ванная комната
Спальня
Кухня
Сервировка стола
Товары для домашних животных
| СЗХ5
| Бытовая техника и электроника
| Телевизоры, аудио и видео техника
Встраиваемая техника
Техника для кухни
Техника для дома
Климатическая техника
Крупная бытовая техника
| СЗХ6
| Другое
| Книги
Диски
Пресса
Аксессуары
Сезонные товары
Одежда/текстиль
Игрушки
| Основными стратегическими зонами хозяйствования являются продукты питания, доля которых состовляет 54% в общем объеме продаж, алкоголь и табак – 19%, косметика и бытовая химия – 16%, товары для дома, сада и спорта – 5%, бытовая техника и электроника – 4%, другое – 2%.
Сегментирование рынка по географическому признаку обусловлено обширной территорией РФ и расположением магазинов в различных регионах страны. Каждый регион представляет собой отдельный рынок. Магазины «Х5 Retail Group» расположены в 53 субъектах Российской Федерации на территории пяти федеральных округов, в 9 из 12 экономических районов России: Центральный, Северо-Западный, Северный, Западно-Сибирский, Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Центрально-Чернозёмный. Сегментирование рынка по географическому признаку ПАО «X5 Retail Group» изображено на Рис. 3.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/757263259118.files/image006.jpg)
Рис. 3. Сегментирование рынка ПАО «X5 Retail Group» по географическому признаку.
Основным экономическим районом расположения магазинов компании «X5 Retail Group» является Центральный, доля которого составляет 54% от всей географии организации. На втором месте – Северно-Западный район с долей 15%. Экономические районы такие как: Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный составляются 8%, 8%, 6%, 5% соответственно, что не так много от всей географии. Самая маленькая доля географического присутствия у Северного и Западно-Сибирского районов, всего 1%.
Основные конкуренты организации «Х5 Retail Group» по рознечной торговле товарами народного потребления по России являются «Магнит», «АШАН», «Дикси», «Лента». (Рис. 4.).
Ниже приведены результаты SNW-анализа для организации «Х5 Retail Group» и её основных конкурентов. (Таблица 8.).
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/757263259118.files/image008.jpg)
Рис. 4. Объём продаж товарами народного потребления ПАО «Х5 Retail Group» и его ближайших конкурентов за 2014 год.
На 2014 год по объёму продаж товарами народного потребления лидирует компания «Магнит» – 764 млрд руб., не намного опережая компанию «X5 Retail Group», объём продаж которой составляет 634 млрд руб.. Третим лидером ритейла является компания «АШАН» – 400 мрлд руб.. Организации «Дикси» и «Лента» занимают самые низкие позиции с объемом продаж 229 млрд руб. и 194 млрд руб. соответственно.
http://www.ra-national.ru/
Таблица 11. SNW-анализ ПАО «Х5 Retail Group» и его конкурентов.
Конкурент
| Наименование стратегической позиции
| Качественная оценка позиции
| S сильная
| N нейтральная
| W слабая
| «X5 Retail Group»
| Цена на услуги
|
| Х
|
|
| Качество услуг
| Х
|
|
|
| Репутация на рынке
| Х
|
|
|
| Обслуживание клиента
| Х
|
|
|
| Квалификация персонала
|
| Х
|
|
| Текучесть кадров
|
|
| Х
|
| Условия труда
|
| Х
|
|
| Организация маркетинга на предприятии
|
| Х
|
|
| География деятельности
| Х
|
|
|
| Уровень технической оснащенности
| Х
|
|
|
| Ассортимент выпускаемой продукции
| Х
|
|
|
| Финансовая устойчивость предприятия
|
| Х
|
|
| Зависимость от поставщиков
| Х
|
|
|
| Мотивация и стимулирование персонала
|
| Х
|
|
| Стратегия развития предприятия
|
| Х
|
| «Магнит»
| Цена на услуги
|
| Х
|
|
| Качество услуг
| Х
|
|
|
| Репутация на рынке
| Х
|
|
|
| Обслуживание клиента
| Х
|
|
|
| Квалификация персонала
|
| Х
|
|
| Текучесть кадров
|
|
| Х
|
| Условия труда
|
| Х
|
|
| Организация маркетинга на предприятии
|
| Х
|
|
| География деятельности
| Х
|
|
|
| Уровень технической оснащенности
| Х
|
|
|
| Ассортимент выпускаемой продукции
|
| Х
|
|
| Финансовая устойчивость предприятия
| Х
|
|
|
| Зависимость от поставщиков
|
| Х
|
|
| Мотивация и стимулирование персонала
|
| Х
|
|
| Стратегия развития предприятия
|
| Х
|
| «АШАН»
| Цена на услуги
|
|
| Х
|
| Качество услуг
|
| Х
|
|
| Репутация на рынке
| Х
|
|
|
| Обслуживание клиента
| Х
|
|
|
| Квалификация персонала
|
| Х
|
|
| Текучесть кадров
|
|
| Х
|
| Условия труда
|
| Х
|
|
| Организация маркетинга на предприятии
|
| Х
|
|
| География деятельности
|
| Х
|
|
| Уровень технической оснащенности
| Х
|
|
|
| Ассортимент выпускаемой продукции
|
| Х
|
|
| Финансовая устойчивость предприятия
| Х
|
|
|
| Зависимость от поставщиков
|
| Х
|
|
| Мотивация и стимулирование персонала
|
|
| Х
|
| Стратегия развития предприятия
|
| Х
|
| «Дикси»
| Цена на услуги
|
|
| Х
|
| Качество услуг
|
| Х
|
|
| Репутация на рынке
| Х
|
|
|
| Обслуживание клиента
| Х
|
|
|
| Квалификация персонала
|
| Х
|
|
| Текучесть кадров
|
|
| Х
|
| Условия труда
|
|
| Х
|
| Организация маркетинга на предприятии
|
| Х
|
|
| География деятельности
|
| Х
|
|
| Уровень технической оснащенности
| Х
|
|
|
| Ассортимент выпускаемой продукции
|
|
| Х
|
| Финансовая устойчивость предприятия
|
| Х
|
|
| Зависимость от поставщиков
|
| Х
|
|
| Мотивация и стимулирование персонала
|
| Х
|
|
| Стратегия развития предприятия
|
| Х
|
| Компания «Магнит» не уступает позициям Х5, поэтому и является самым сильным конкурентом. Организации «АШАН» и «Дикси» проигрывают Х5 в таких позициях, как «Качество услуг», «Организация маркетинга на предприятии», «География деятельности», «Ассортимент выпускаемой продукции», но остаются такими же сильными конкурентами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|