Летние классы : SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40
W-30
Зимний параметр вязкости
30- летний ( -350)
При маркировке всесезонных масел должны присутствовать два числа вязкости, первое – вязкость при низких температурах, второе – при высоких
Расшифровка моторного масла - API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute (Американского Нефтяного Института ) )
Классификация по эксплуатационным свойствам
В обозначениях API ставится две буквы (например, SJ или CF),
первая из которых обозначает тип двигателя:
S-бензиновый мотор
C-дизельный
Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без.
A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, N (каждое усовершенствование спецификации – обозначается новой буквой латинского алфавита).
Как правило, чем более поздняя спецификация, тем выше уровень основных эксплуатационных свойств масла. Только масла с последними спецификациями подойдут для новейших двигателей.
Дополнительно после буквенного обозначения могут ставиться цифра, указывающая тип дизеля: 2 – двухтактный, 4 – четырехтактный. В настоящее время в основном используются классы: CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 PLUS, CJ-4
Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Классификация ACEA
Европейская классификация ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) предъявляет более жесткие, чем API, требования к маслам. Содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям.
А — для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и А3-98);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, В3-98 и В4-98);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96, Е3-96, Е4-99 и Е5-99).
В обозначении категории и класса масла цифра идущая за буквой, например А2, характеризует эксплуатационные качества масла. Каждая группа: А.В,Е, - разделена на 5 категорий, чем выше категория, тем качественнее масло. В обозначении присутствует код года классификации АСЕА, 96 или 98. При внесении поправок в положения АСЕА-98 для нового масла код года будет изменен, например В1-96 на В1-98.
ВОПРОС № 11
Пластичные смазки
Назначение и технико-экономические требования , предъявляемые к пластичным смазкам
Пластичные смазки, являются одной из разновидностей смазочного материала, предназначены для смазывания трущихся поверхностей, снижения их износа и предотвращения задира (заедания), а также для защиты металла от коррозионного воздействия окружающей среды и уплотнения зазоров между сопряженными деталями.
Их можно применять для смазывания узлов трения как герметизированных, так и негерметизированных конструкций.
Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты. Вещество пластичной смазки состоит из структурною каркаса, образованного твердыми частицами загустителя (дисперсная среда), и жидкого масла, включенного в ячейки этого твердого каркаса (дисперсионная среда).
Пластичные смазки состоят из смеси минерального масла и других жидкостей (80 - 90%) и загустителя (10 - 20%); в небольшом количестве вводятся наполнители; стабилизаторы и присадки, Основное свойство смазке придает загуститель.
Состав пластичных смазок
I. Масло определяет основные свойства смазки (70—90 % от массы смазки)
ü Масло нефтяное. Получают переработкой нефти.
ü Синтетическое. Получают искусственным синтезированием.
ü Растительное. Получают из растительных составляющих.
ü Смеси. Нефтяные и синтетические
II. Загустители создают каркас смазки. Упрощенно можно их сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло (8—20 % от массы смазки)
ü Мыльные Натриевые , кальциевые , алюминиевые, литиевые, комплексные: кальциевые, литиевые и др. На мыльные приходится более 80 % всех смазок.
ü Углеводородные . Для производства используют парафины, церезины.
ü Неорганические. Для производства используют силикагели, бентониты и др
ü Органические.Для производства используют сажу, полимочевину, полимеры и др.
III. Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств пластичных смазок
1.Присадки.Представляют собой маслорастворимые поверхностноактивные вещества и составляют 0,1—5 % массы смазки. Используют преимущественно те же, что и в моторных и трансмиссионных маслах.
2. Наполнители Вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (графит, слюда и др.). Улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Составляют 1-20 % от массы смазки.
3.Модификаторы структуры Поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.). Способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Составляют 0,1—1 % от массы смазки
Технико-экономические требования к пластичным смазкам
¾ разделять трущиеся детали для уменьшения износов и потерь на трение;
¾ удерживаться в узлах трения, не вытекая из них;
¾ защищать трущиеся детали от попадания пыли, влаги и грязи, не вызывать коррозионного износа деталей;
¾ легко прокачиваться по смазочным каналам в условиях не слишком больших давлений;
¾ длительное время не изменять своих технологических свойств в процессе работы и хранения;
¾ быть экономичными и недефицитными.
ВОПРОС № 12
Показатели качества смазок
Основными эксплуатационными характеристиками пластичных смазок являются :
Предел прочност –это удельное напряжение, при котором происходит разрушение ее структурного каркаса в результате сдвига одного слоя относительно другого.
Пенетрация (проникновение) — характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.
Температура каплепадения — температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе.
Во избежание вытекания смазки из узла трения температура каплепадения должна превышать температуру трущихся деталей на 15...20°С.
Коллоидная стабильность — способность пластичной смазки сопротивляться расслаиванию, т. е. характеризует невозможность выделения масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
Вязкость — определяется величинами потерь энергии на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.
Водостойкость —обозначает: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
Механическая стабильность — характеризует способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей.
Химическая стабильность — в основном характеризует устойчивость смазок к окислению.
Испаряемость — оценивает количество масла, испарившегося из смазки за определенный промежуток времени, при ее нагреве до максимальной температуры применения.
Коррозионная активность — способность компонентов смазки вызывать коррозию металла в узлах трения.
ВОПРОС № 13
Марки пластичных смазок и область их применения.
В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М, Зимол, Лита) и антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1, № 158, Л3-31).
М Ли 3/13 3
Рис. 1
Пояснение к рисунку 1: 1 – подгруппа по назначению
§ «С» -смазка общего назначения;
§ «М» многоцелевая смазка;
§ «У» - узкоспециализированная смазка;
§ «К» -канатная смазка;
§ «А» - арматурная смазка
2 – тип загустителя;
§ «Ка» —кальциевое мыло;
§ «Цн» —цинковое мыло;
§ «Ли» —литиевое мыло
§ «На» —натриевое мыло;
3 – температурный диапазон применения смазки; 4 – тип дисперсной среды (у – синтетические углеводороды, к – кремнийорганические жидкости, э – сложные эфиры, ф – фторсилоксаны, н – нефтяное масло, ж – галогеноуглеродные жидкости, а – перфторалкилполиэфиры, «-» – нефтяная основа, п – прочие масла и жидкости); 5 – твердые добавки (г – графит, д – дисульфид молибдена, с – порошки свинца, м – порошки меди, ц – порошки цинка, т – прочие твердые добавки). 6 – число пенетрации (класс консистенции)
Пример маркировки: СКа 2/7-2 –
С – антифрикционная смазка общего назначения,
Ка – загуститель – калиевое мыло,
2/7 – рекомендуемый температурный диапазон применения от -20°С до +70°С,
2 – число пенетрации (класс консистенции)
ВОПРОС № 14
Охлаждающие жидкости
Двигатель внутреннего сгорания необходимо охлаждать для обеспечения нормального теплового режима работы его узлов и деталей.
Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям :
ü эффективно отводить тепло (т. е. иметь большую теплоемкость и небольшую вязкость);
ü иметь высокие температуру кипения и теплоту испарения;
ü обладать низкой температурой кристаллизации;
ü не образовывать отложений в системе охлаждения;
ü не вызывать коррозии металлических деталей и не разрушать резиновые детали системы охлаждения;
ü не вспениваться в процессе работы;
ü быть дешевыми, пожаробезопасными и безвредными для здоровья.
Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, имеет максимальную теплоемкость, пожаробезопасна, нетоксична и дешевая.
Недостатки:
· низкая температуру кипения
· быстроя испаряемость
· жесткость (содержит минеральные примеси и растворенные соли), активно образуется накипь.
· ниже 0°C вода замерзает и превращается в лед (кристаллизуется) со значительным, до 10%-ным увеличением объема. Это приводит к «размораживанию» двигателя – разрушению его основных деталей и узлов.
Способы умягчения воды
ü кипячение воды в течение 15...20 мин.
ü перегонка, в результате которой получается дистиллированная вода.
ü химические способы умягчения воды: добавление к ней веществ, образующих с солями кальция и магния нерастворимые соединения, выпадающие в осадок.
ü добавка антинакипинов
ü магнитная обработка
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости – антифризы (от англ. «antifreeze» – незамерзающий).
Химический состав : смесь этиленгликоля с водой.
Иногда встречаются жидкости на основе пропиленгликоля .
(Их основным преимуществом является безопасность для человека. Но они более дороги и количество их ограничено по причине дефицита исходного сырья.)
Классификация антифризов
G11, G12, G13
Класс антифризов G11 включает в себя самые дешевые охлаждающие жидкости, в состав которых входит этиленгликоль и незначительное количество присадок на основе силикатов, придающих антифризу антикоррозийные, антипенные и смазывающие свойства. Имеет невысокую стоимость, но и срок службы их ограничен всего несколькими десятками тысяч километров пробега.
G12– класс антифризов на основе этиленгликоля и карбоксилатных присадок. Имеют более стабильные и совершенные свойства, дольше служат, но и стоят значительно дороже.
G13– экологичное семейство охлаждающих жидкостей. Благодаря использованию в качестве хладагента пропиленгликоля не отравляют окружающую среду, поскольку антифризы класса G13 не ядовиты и быстрее разлагаются. В качестве присадок используются карбоксилаты. Имеют самую высокую стоимость среди всех остальных классов антифризов.
Тосол и антифриз
Выпускаются два вида антифризов: низкозамерзающие охлаждающие жидкости марок 40 и 65 (ГОСТ 159-52) и тосолы А-40 и А-65 (ТУ 6-02-619-70). Маркировка низкозамерзающих жидкостей производится по температуре их замерзания соответственно -40 и -65°С. отличительной особенностью тосолов от низкозамерзающих жидкостей 40 и 65 - наличие антивспенивающих, антикоррозионных композиций и присадок.
Такую низкозамерзающую охлаждающую жидкость как «Тосол» применяют круглогодично как в зимнее, так и в летнее время. Жидкость готовят на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок и антивспенивателя. Вообще выпускают три марки этой жидкости: Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65.
ВОПРОС № 15
Амортизаторные жидкости
Амортизаторы предназначены для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески, они делают ход автомобиля плавным .
Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амортизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также в телескопических стойках.
Выпускают несколько марок амортизаторных жидкостей: АЖ-12Т, ГРЖ-12 и МГП-12
Требования, предьявляемыек АЖ:
· хорошие смазывающие свойства,
· обеспечение достаточной износостойкости амортизаторов,
· не должны быть склонны к пенообразованию,
· стабильность против окисления,
· механическая стабильность,
· испаряемость
· совместимость с резиновыми уплотнениями.
В качестве жидкостей для амортизаторов используют либо маловязкие нефтяные масла (например, веретеное масло АУ), либо их смеси с жидкими кремнийорганическими соединениями и с антиокислительными и противоизносными присадками (например, жидкость АЖ-12Т или масло МГП-10).
Масло МГП-10. Температура застывания этого масла -40◦С. Его всесезонно заливают в амортизаторы автомобилей ВАЗ в районах с умеренным климатом.
Тормозные жидкости
Тормозная жидкость предназначена для передачи давление от тормозного цилиндра к колесным , которые прижимают тормозные колодки к дискам или барабанам. Ее применяют для заполнения систем гидравлического или гидропневматического тормозных приводов, а так же гидравлического привода выключения сцепления.
Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:
· стабильность( в зависимости от температуры);
· низкая температура застывания (-40◦С и -65◦С);
· высокая температура кипения (не ниже +115◦С и+190◦С);
· хорошие смазывающие свойства;
· отсутствия коррозионного воздействия на металлические детали и разрушающего влияния на детали из резины.
Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|