Технология Интернета как надежная технология доставки данных
Интернет - сеть сетей
Прежде чем говорить об информационных материалах, хранящихся в Сети, следует кратко напомнить, что представляет собой Всемирная сеть и какова ее структура.
Слово Internet происходит от словосочетания Interconnected networks (связанные сети), т.е. в узком смысле это глобальное сообщество малых и больших сетей.
Обращаясь в Интернет, мы пользуемся услугами Интернет-провайдера или ISP (Internet Service Provider - поставщик услуг Интернета).
ISP - это организация, которая имеет собственную высокоскоростную сеть, объединенную с другими сетями по всему земному шару. Провайдер подключает к своей сети клиентов, которые становятся частью сети данногопровайдера и одновременно частью всех объединенных сетей, которые и составляют Интернет. Обычно когда слово "Сеть" пишут с большой буквы, имеют в виду именно всемирную сеть Интернет. Как правило, ISP-провайдеры - это крупные компании, которые в нескольких населенных пунктах имеют так называемые точки присутствия (POP - Point of Presence) - точки, в которых расположено аппаратное обеспечение провайдера для подключения к Интернету его клиентов. Крупный провайдер может иметь десятки точек присутствия в разных городах и тысячи клиентов. Существуют также местные провайдеры, предоставляющие услуги в одном городе.
Рассмотрим подробнее, как может быть организовано подключение пользователя к сети провайдера. Для того чтобы понять схему подключения пользователя к Интернету и принцип формирования Сети, обратимся к рис. 1.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image002.jpg)
Рис. 1. Магистральные сети провайдеров обмениваются данными в точках сетевого доступа NAP
Как видно из рисунка, пользователь подключается с помощью модема по телефонной линии, дозванивается до провайдера и устанавливает связь с одним из многочисленных модемов провайдера из модемного накопителя (так называемого модемного пула). На рис. 1 оборудование провайдера показано более подробно в одной из его точек присутствия - в городе А. После того как пользователь подключился к своему ISP, он становится частью его сети. Сеть провайдера (ISP-A) имеет точки присутствия также в других городах: B и C. В этих городах у провайдера тоже есть клиенты, которые подключаются к его сети.
А в городах D и E действует уже другой провайдер, ISP-B. Очевидно, что все клиенты провайдера ISP-А могут взаимодействовать между собой по сети своего провайдера, а все клиенты компании ISP-В - по сети своего, но если при этом нет связи между сетями ISP-A и ISP-B, то клиенты компании A и клиенты компании В не могут связаться друг с другом. Для объединения своих клиентов в одну сеть компании A и B устанавливают между собой прямое соединение с помощью так называемых точек сетевого доступа (NAP - Network Access Points) в разных городах. В общем случае провайдеры связываются не напрямую, а через третьих провайдеров (или их цепочку). На рис. 1. мы показали сети только двух провайдеров. Аналогично формируется подключение к сетям других провайдеров, в результате чего образуется объединение множества сетей. В Интернете действуют сотни крупных провайдеров, их сети связаны через NAP в различных городах.
В основе объединения малых и больших сетей (которые и составляют Интернет) лежит цепь договорных соглашений. Каждый пользователь Интернета имеет договор с определенным провайдером о подключении к его сети. В свою очередь провайдеры договариваются о соединении их сетей. Это позволяет обмениваться сообщениями всем компьютерам, подключенным к Интернету.
Технология Интернета как надежная технология доставки данных
В предыдущем разделе мы определили Интернет как глобальное сообщество малых и больших сетей. Данное определение касается лишь внешней стороны явления. В более широком смысле Интернет - это информационное пространство, распределенное среди миллионов компьютеров во всем мире, которые постоянно обмениваются данными. Основная задача Интернета - это связь. Связь круглосуточная, высоконадежная. Для того чтобы осуществлять такую высоконадежную связь, была разработана специальная Интернет-технология доставки данных.
Для того чтобы кратко пояснить, в чем состоит особенность доставки информации в сети Интернет, сравним ее с телефонной сетью.
Когда вы звоните абоненту по телефону в другой регион страны или даже на другой континент, система устанавливает канал между вашим телефоном и телефоном абонента. На разных этапах сигнал может передаваться в разной среде (по медным проводам, волоконно-оптическим линиям, по радио). Но линия связи между вами и человеком, которому вы звоните, постоянна в течение всего разговора, поэтому неполадки любого участка данной линии (например, обрыв провода) прервут ваш разговор (рис. 2).
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image003.jpg)
Рис. 2. Сеть Интернет задумывалась как сеть, устойчивая к повреждениям
При этом, если соединение нормальное, это означает, что выделенная вам часть сети для других уже недоступна.
Когда вы получаете на свой ПК Web-страницы с удаленного сервера, происходит совсем другой процесс.
Послание разбивается на отдельные порции данных - группы пакетов. Каждый пакет посылается на место назначения по наиболее оптимальному из доступных путей. Если какой-то пакет теряется, система посылает его заново. Поэтому, даже если какой-то участок Сети окажется нарушенным, это не повлияет на доставку пакета, который будет направлен по альтернативному пути. Таким образом, во время доставки данных между двумя пользователями нет необходимости в фиксированной линии связи.
Такую надежность сеть Интернет унаследовала от своего прототипа - сети ARPAnet, разработанной по заказу Министерства обороны США. Она задумывалась именно как сеть, устойчивая к повреждениям, например, в случае бомбовых ударов, и способная продолжать нормальное функционирование при выходе из строя любой ее части (рис. 2).
Изначально Сеть использовалась преимущественно в научных проектах. Однако со временем и коммерческие компании поняли, что Интернет - это возможность общения с огромной аудиторией потенциальных клиентов и покупателей. С этих пор стало активно развиваться направление электронной коммерции. Сеть стала не только источником информации, но и огромной витриной для заказа самых различных товаров.
Адресация в Интернете
Домены
Интернет - это глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.
Если вы пользовались электронной почтой, то наверняка сталкивались с доменами. Часть в адресе электронной почты, которая находится справа от значка @ называется доменом и указывает на местонахождение почтового ящика.
Домен определяет имя некоторой части сети Интернет. Домены могут подразделяться на поддомены, отражающие различные области интересов или ответственности.
В доменной системе имен реализуется принцип назначения имен с определением ответственности за их подмножество со стороны соответствующих сетевых групп.
И если каждая группа убеждается, что имена, которые она присваивает, уникальны среди ее подчиненных, то никакие две системы в Сети не смогут получить одинаковые имена.
Так же уникальны адреса, которые указываются на конвертах при доставке писем обычной почтой. В мире нет стран с одинаковыми названиями. И если названия городов иногда и повторяются, то в сочетании с делением на более крупные административные единицы типа районов и областей они становятся уникальными. А названия улиц не должны повторяться в пределах одного города. Таким образом, адрес на основе географических и административных названий однозначно определяет точку назначения.
Домены имеют аналогичную иерархию. Имена доменов отделяются друг от друга точками: companya.msk.ru, companyb.spb.ru.
Например, рассмотрим адрес http://www.lab1.company.com (рис. 3)
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image004.jpg)
Рис. 3. Структура доменных имен
Первым в имени стоит название конкретного компьютера. Это имя создано и поддерживается группой lab1. Группа входит в более крупное подразделение company, далее следует домен первого уровня - com.
Существуют тематические домены первого уровня и географические.
Первые указывают на тип организации:
· .com - самое распространенное, используется в основном коммерческими структурами.
· .edu - относится к образовательным учреждениям.
· .gov - правительственные.
· .net - относится к различным компьютерным сетям.
· .org - используется в основном некоммерческими организациями.
· .mil - военные.
Для каждой страны есть свои географические домены: для Австралии - au, для Бельгии - be и т.д.
Внутри каждого доменного имени первого уровня находится целый ряд доменных имен второго уровня. Домен верхнего уровня располагается в имени правее, а домен нижнего уровня - левее.
На рис. 4. показана структура адреса на примере российского домена.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image005.jpg)
Рис. 4. Структура доменных имен
Рассмотрим адрес www.newcompany.yar.ru. Домен верхнего уровня ru указывает на то, что адрес принадлежит российской части Интернета, yar - определяет город, следующий уровень - домен конкретной организации. При этом отметим, что домен второго уровня не обязательно имеет географическую привязку, как в случае yar.ru или msk.ru. На рис. 4. в качестве примера мы привели домен aha.ru, принадлежащий компании "Зенон".
Система адресации URL
Чтобы найти в Интернете какой-либо документ, достаточно знать ссылку на него - так называемый универсальный указатель на ресурс (URL - Uniform Resource Locator), который определяет местонахождение каждого файла, хранящегося на компьютере, подключенном к Интернету.
Адрес URL является сетевым расширением понятия полного имени ресурса в операционной системе. В URL, кроме имени файла и директории, где он находится, указывается сетевое имя компьютера, на котором этот ресурс расположен, и протокол доступа к ресурсу, который можно использовать для обращения к нему.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image007.jpg)
Рис. 5. Система адресации URL и адресация почтовой службы имеют сходную структуру
Для того чтобы лучше разобраться с системой адресации, рассмотрим следующий URL: http://www.lipunov.msk.ru/prochn/lab/IVANOV.html и рассмотрим его структуру.
Первая часть http:// (HyperText Transfer Protocol - протокол передачи гипертекста, по которому обеспечивается доставка документа с Web-сервера Web-браузеру) указывает программе просмотра (браузеру), что для доступа к ресурсу применяется данный сетевой протокол. Схема указания способа доступа перед указанием адреса наверняка Вам встречалась и прежде. Например, если на визитке вы видите запись вроде:
Тел: 433-88-15.
Факс: 433-88-14
то очевидно, что по первому номеру возможен телефонный разговор, а по второму - отправка факса. Аналогично в URL первым стоит указатель на тип доступа к запрашиваемому файлу, а затем его адрес.
Вторая часть www.lipunov.msk.ru указывает на доменное имя и адресует конкретный компьютер или группу компьютеров, выполняющих одинаковую задачу.
Третья часть prochn/lab/IVANOV.html показывает программе-клиенту, где на данном компьютере-сервере искать ресурс. В рассматриваемом случае ресурсом является файл в формате html, а именно IVANOV.html, который находится в папке lab, которая в свою очередь расположена в папке prochn. При этом речь может идти не о физической папке на диске компьютера - система адресации файлов в рамках сервера может быть полностью виртуальной (т.е. создается впечатление, что папки с файлами существуют, хотя в действительности это не так).
Обратите внимание: при написании URL важно различать прописные и строчные буквы.
Для большей наглядности проведем аналогию с доставкой обычного письма в адрес некоторой организации (например, института) на имя конкретного человека. Как видно из рис. 5, можно установить полную аналогию в структуре адреса.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image008.jpg)
Рис. 6. Интернет можно сравнить с системой транспортных магистралей, а виды сервисов Интернета - с различными службами доставки
Отметим, что имена каталогов, содержащиеся в URL, обычно являются виртуальными и не имеют ничего общего с реальными именами каталогов компьютера, на котором выполняется Web-сервер, а являются их псевдонимами: ни один владелец компьютера, на котором выполняется Web-сервер, не позволит постороннему пользователю, обращающемуся к Web-серверу через Интернет, получить доступ к реальной файловой системе этого компьютера.
Обзор сервисов Интернета
Часто начинающие пользователи путают два понятия - Интернет и WWW (или Web). Следует напомнить, что WWW (Всемирная паутина World Wide Web) - это лишь одна из многочисленных услуг, предоставляемых пользователям Интернета. Проведем аналогию с почтовыми службами. Существует множество видов экспресс-почты (DHL, Fedex и т.д.), имеющих свои особенности, но все они пользуются сетью транспортных коммуникаций. В рамках данной аналогии Интернет можно сравнить с системой транспортных магистралей, а виды сервисов Интернета - с различными службами доставки (рис. 6).
Подобно тому как транспортными магистралями может пользоваться несколько различных служб доставки грузов, на базе Интернета может быть реализовано множество информационных служб, с помощью которых пользователь Интернета может получать различные сервисы.
В частности, пользователь может:
· просматривать информационные ресурсы WWW и создавать собственные Web-страницы;
· передавать, получать и редактировать файлы на удаленном компьютере по FTP -протоколу;
· посылать электронные письма пользователю или группе пользователей;
· участвовать в публичных обсуждениях - группах новостей;
· подключаться к спискам рассылки и регулярно получать обновляемую информацию по определенной теме, в которой участвуют специалисты;
· общаться с несколькими лицами на базе коротких текстовых сообщений;
· принимать участие в телеконференциях, которые позволяют совместно просматривать и обсуждать документы, а также пользоваться некоторыми другими услугами.
Предоставляемые сетью Интернет сервисы обладают различной степенью динамичности и персонализации (см. рис. 7), что дает возможность использовать Интернет для решения различных бизнес-задач.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image009.jpg)
Рис. 7. Сравнительная характеристика различных методов коммуникации
Так, например, очевидно, что электронная почта более приспособлена для персонального обращения, чем Web. То есть Web более эффективен для донесения информации до широкой аудитории, например в качестве источника массовой рекламы. Электронная почта и чат удобны для быстрых текстовых коммуникаций и массовой рассылки, ориентированной на узкие целевые группы, а видеоконференции, обладающие высокой персонализацией и динамичностью, можно использовать для оперативных визуальных совещаний.
Поиск информации в Web
В Интернете размещены миллионы сайтов, причем с актуальной информацией соседствует много устаревших ресурсов, мусора и недобросовестной рекламы.
Интернет - это наиболее демократичный источник информации. Каждый может разместить в Сети собственный ресурс и высказать свое мнение. В этом одновременно сила и слабость Всемирной сети. Плюсы наличия столь демократической площадки очевидны.
Однако отсутствие единоначалия и единых требований по оформлению информации приводит к тому, что в Сети мало кто озабочен тем, чтобы избежать дублирования информации или следовать стандартам, принятым на сайте соседа. И здесь наблюдается резкий контраст с корпоративным документооборотом, описанным ранее.
Находить информацию в Интернете, вероятно, было бы очень трудно, если бы не были созданы мощные поисковые инструменты: поисковые машины (поисковики), каталоги (рубрикаторы), рейтинги, метапоисковые системы и тематические списки ссылок, онлайновые энциклопедии и справочники.
Как показывает практика, для поиска разного рода информации наиболее эффективными оказываются различные инструменты (рис. 1). Рассмотрим каждую категорию по отдельности.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image010.jpg)
Рис. 1. Для каждого типа информации следует выбирать свой инструмент поиска
Индексированные каталоги
Каталог представляет собой данные, структурированные по темам в виде иерархических структур. Тематические разделы первого уровня определяют наиболее популярные, максимально широкие темы, такие как "спорт", "отдых", "наука", "магазины" и т.д. В каждом таком разделе есть подразделы. Таким образом, пользователь может уточнять интересующую его область, путешествуя по дереву каталога и постепенно сужая область поиска. Например, при поиске информации о ноутбуках цепочка поиска может выглядеть следующим образом:
Информационные технологии -> Компьютеры -> Ноутбуки.
Дойдя до нужного подкаталога, пользователь находит в нем набор ссылок.
Обычно в каталоге все ссылки являются профильными, поскольку составлением каталогов занимаются не программы, а люди. Очевидно, что если ведется поиск общей информации по некоторой широкой теме, то целесообразно обратиться к каталогу. Если же необходимо найти конкретный документ, то каталог окажется малоэффективным поисковым средством.
Существует огромное количество каталогов. Один из наиболее популярных каталогов в России находится по адресу http://list.mail.ru/.
Помимо каталогов общего профиля, в Сети достаточно много специализированных каталогов. Например, по адресу www.kinder.ru можно найти прекрасный каталог, посвященный детским ресурсам. В случае, если внутри отдельной темы каталога находится огромное количество ресурсов, возникает проблема выбора. В некоторых каталогах имеется сортировка по популярности, например, в каталоге Яндекса сортировка идет по индексуцитирования - числу ссылок на сайт с других сайтов.
Помимо каталогов в Сети существуют рейтинги. Одним из наиболее популярных рейтингов является Rambler's Top 100. (http://top100.rambler.ru/top100/). На рис. 2 показан рейтинг ресурсов. Популярность ресурса оценивается по ряду параметров, в том числе так называемым хостам (количество уникальных посетителей в единицу времени) и хитам (количество заходов на сайт за единицу времени).
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza5/715874132906.files/image012.jpg)
Рис. 2. Пример ранжирования ссылок в рейтинге Rambler Top 100
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|