|
Методы обучения и преподавания
КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА микробиологии, вирусологии имени Ш.И. Сарбасовой
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
и воспитательной работе
________________Г.А.Жаксылыкова
«_______»_________________2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По___________микробиологии_______________________________________
(наименование дисциплины)
Код дисциплины______ Mic2215_____________________________________
Специальность_____051301– «Общая медицина»__________
(шифр и наименование специальности)
Лекции___36__часов
Практические занятия__108__часов
СРСП____
СРС ___72___часов Экзамен____IV_____
(семестр)
Диф. зачет___-____
(семестр)
Всего __216____часов
Курс___________II_________________________________________________
Семестр_________III-IV____________________________________________
Астана, 2008 г.
Рабочая программа составлена на основании типовой учебной программы по микробиологии для специальности 051301 – «Общая медицина», утвержденной ____________
Рабочая программа обсуждена предметно-методической комиссией медико-биологических дисциплин
Протокол № ________ от «3» июня 2008 г.
Председатель ПМК ______________ Дусмагамбетов М.У.
(роспись)
Одобрено учебно-методическим советом КазГМА
Протокол № ________ от «10» июня 2008 г.
Председатель _________________ д.м.н., Г.А. Жаксылыкова
(роспись)
Введение
Микробиология как общебиологическая наука изучает строение, жизнедеятельность и экологию микроорганизмов: бактерий, вирусов, грибов, простейших.
Медицинская микробиология изучает биологические свойства, факторы патогенности, механизмы их реализации на клеточном и молекулярно-генетическом уровнях возбудителей инфекционных заболеваний человека и разрабатывает стратегические методы их диагностики, лечения и профилактики.
C медицинской микробиологией неразрывно связана инфекционная иммунология – наука, изучающая биологические механизмы самозащиты организма, направленные на распознавание и уничтожение инфекционных агентов.
Формирование у студентов знаний о роли и значении микробов в инфекционной и неинфекционной патологии позволит им понять сущность механизмов развития заболеваний (патогенеза болезни), их диагностики, профилактики и лечения.
2.2 Цель преподавания дисциплины:формирование у студента представлений о роли микроорганизмов в экосистеме, об основах этиологической диагностики заболеваний микробного генеза, индикации уровня биологического загрязнения объектов окружающей среды, и их использования в обеспечении охраны здоровья населения.
2.3. Задачи обучения:
· дать знания об основных свойствах (морфологических, физиологических, антигенных, молекулярно-генетических) патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;
· сформировать знания о распространенности микроорганизмов в природе (макроэкология) и их роли в возникновении инфекционных заболеваний;
· сформировать системные знания: микроорганизм и макроорганизм во взаимосвязи и взаимодействии с организмом человека, с окружающей средой. Значение нормофлоры (микроэкология) и дисбактериоза;
· сформировать знания об использовании современных микробиологических, иммунологических и молекулярно-генетических методов и их применения в практическом здравоохранении;
· обучить классическим методам лабораторной диагностики наиболее распространенных заболеваний микробной этиологии, методам обнаружения микробов в объектах внешней среды;
· обучить методам микробиологического контроля объектов окружающей среды;
· сформировать знания об использование микроорганизмов для получения биопрепаратов;
· сформировать современное понимание сущности механизмов развития заболеваний (патогенеза болезни) и пути их наиболее эффективного предупреждения и лечения.
Конечные результаты обучения
Студент должен
знать:
· цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессии;
· закономерности функционирования экосистемы: микроб-человек-окру-жающая среда, рассматриваемые с позиции микробиологии и иммунологии;
· роль микроорганизмов в возникновении заболеваний микробной этиологии и их микробиологическую диагностику;
· методы микробиологического тестирования объектов и оценки их микробиологической безопасности;
уметь:
· использовать стандартные методы микробиологического исследования для диагностики заболеваний микробной этиологии и обнаружения санитарно-показательных микроорганизмов окружающей среды;
· интерпретировать результаты микробиологического исследования;
· произвести забор материала и составить сопроводительную документа-цию для клинико-микробиологических, санитарно-микробиологических и санитарно-вирусологических исследований;
· применить знания по микробиологической безопасности при угрозе возникновении эпидемии инфекционных заболеваний;
владеть навыками:
· взятия исследуемого материала и доставки его в бактериологическую лабораторию;
· проведения микроскопического метода исследования;
Пререквизиты
химия, экология,биохимия, медицинская биофизика, молекулярная биология и медицинская генетика, физиология, гистология.
Постреквизиты
общая гигиена, эпидемиология, инфекционные болезни, окружающая среда и здоровье, гигиена питания.
Распределение часов дисциплины
Общее кол-во часов
| Аудиторные часы
| СРС
| лекции
| Практические (лабораторные) занятия
|
|
|
|
| 2.7 Тематический план
2.7.1 Тематический план лекций
№
| Темы лекций
| Форма проведения
| Кол-во часов
| 1.
| Цели и задачи медицинской микробиологии. Ее значение в деятельности врача-стоматолога. Систематика и принципы современной классификации микроорганизмов. Структура бактериальной клетки и вириона. Морфология бактерий, вирусов, грибов.
| Обзорная лекция
|
| 2.
| Физиологии и биохимия бактерий.
| Обзорная лекция
|
| 3.
| Общая вирусология. Основы систематики вирусов. Структура и химический состав вирионов. Бактериофаги.
| Тематичес-кая лекция
|
| 4.
| Микробиологические и молекулярно-биологические основы химиотера-пии. Антибиотики. Механизмы лекарственной устойчивости бактерий.
| Обзорная лекция
|
| 5.
| Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Дисбактериоз.
| Обзорная лекция
|
| 6.
| Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и вирулентность бактерий. Инфекционность вирусов. Персистенция микроорганизмов. Генетический контроль факторов патогенности и вирулентности.
| Тематичес-кая лекция
|
| 7.
| Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Антигены.
| Тематичес-кая лекция
|
| 8.
| Антитела. Классы иммуноглобулинов. Реакции антиген-антитело. Серологический метод исследования.
| Тематичес-кая лекция
|
| 9.
| Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний.
| Обзорная лекция
|
| 10.
| Цели и задачи частной медицинской микробиологии. Грамположительные кокки (стафилококки, стрептококки).
| Обзорная лекция
|
| 11.
| Грамотрицательные кокки (менингококки, гонококки).
| Проблемная лекция
|
| 12.
| Патогенные и условно-патогенные анаэробы (клостридиальные и неклостридиальные).
| Проблемная лекция
|
| 13.
| Патогенные и условно патогенные энтеробактерии. Эшерихии.
| Проблемная лекция
|
| 14.
| Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии.
| Проблемная лекция
|
| 15.
| Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А, В, С и прочих сальмонеллезов.
| Проблемная лекция
|
| 16.
| Микробиологическая диагностика холеры. Холерный вибрион. Кампилобактерии. Геликобактерии.
| Проблемная лекция
|
| 17.
| Возбудители зоонозных инфекций (чумы, бруцеллеза, сибирской язвы, туляремии). Бактериологическое оружие.
| Проблемная лекция
|
| 18.
| Патогенные и условно патогенные коринебактерии. Бордетеллы.
| Проблемная лекция
|
|
| Патогенные и условно патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и микобактериозов. Лепра.
| Проблемная лекция
|
|
| Возбудители венерических заболеваний.
| Проблемная лекция
|
|
| Патогенные риккетсии.
| Проблемная лекция
|
|
| Патогенные и условно-патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозов.
| Проблемная лекция
|
|
| Ортомиксовирусы. Парамиксовирусы.
| Проблемная лекция
|
|
| Вирус краснухи. Аденовирусы. Поксвирусы.
| Проблемная лекция
|
|
| Рабдовирусы. Арбовирусы.
| Проблемная лекция
|
|
| Вирус иммунодефицита человека. Онковирусы.
| Проблемная лекция
|
|
| Герпесвирусы. Возбудители природно-очаговых вирусных инфекций.
| Проблемная лекция
|
|
| Пикорнавирусы. Вирусы полиомиелита. Коксаки. ECHO.
| Проблемная лекция
|
|
| Возбудители вирусных гепатитов.
| Проблемная лекция
|
|
| Микробиологическая диагностика медленных инфекций. Прионная инфекция.
| Проблемная лекция
|
|
| Патогенные простейшие.
| Проблемная лекция
|
|
| Санитарная микробиология. Предмет, цели, задачи. Методы исследования. Санитарно-показательные микроорганизмы. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Методы отбора и исследования проб. Критерии оценки качества.
| Проблемная лекция
|
|
| Предмет, задачи, методы клинико-диагностической микробиологии. Особенности этиологии, патогенеза и клиники неэпидемических микробных заболеваний. Постановка этиологического диагноза.
| Проблемная лекция
|
|
| Дисбактериоз, его диагностика и коррекция.
| Проблемная лекция
|
|
| Микробиологическая диагностика заболеваний дыхательных путей, ЖКТ, мочеполовых органов, гнойной инфекции, сепсиса.
| Проблемная лекция
|
|
| Внутрибольничные инфекции, диагностика и профилактика.
| Проблемная лекция
|
|
| Всего часов: 36
| | |
2.7.2 Тематический план практических занятий
№
| Темы практических занятий
| Форма проведения
| Кол-во часов
| 1.
| Общая микробиология. Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы. Классификация и систематика микроорганизмов. Прокариоты. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий. Техника приготовления мазка. Простая окраска. Техника микроскопирования..
| 1. Знакомство с рабочим местом и правилами работы в микробиологической лаборатории.
2. Правила обращения с бактериальными культурами.
3. Работа парами: техника приготовления мазка и простая окраска, иммерсионная микроскопия, изучение основных форм бактерий. Особенности строения спирохет, актиномицет, риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов, вирусов.
|
| 2.
| Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка, капсула, споры, методы их выявления. Техника приготов-ления мазка. Сложные способы окраски мазков. Окраска по Граму.
| 1. Краткое обсуждение темы занятия.
2. Работа парами: постоянные и непостоянные элементы бактериальной клетки, техника приготовления мазка и сложная окраска, метод по Граму.
|
| 3.
| Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, ак-тиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов. Рубежный контроль: тесты, навыки..
| Ø Краткое обсуждение темы занятия.
Ø Работа парами изучить морфологию спирохет, микоплазм риккетсий, хламидй, грибов
|
| 4.
| Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры аэробов (1 день исследования).
| 1. Краткое обсуждение темы занятия.
2. Работа парами: идентификации чистой культуры аэробов, изучение методов культивирования анаэробов.
|
| 5.
| Выделение чистой культуры аэробов (2 день исследования) и анаэробов. Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа парами: определение типов питания и дыхания бактерий
3. Работа малыми группами: ознакомление с ростом бактерий на жидких и плотных средах
|
|
| Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной активности (3-й день исследования). Идентификация бактерий. Грибы, строение и классификация, культивирование.
| 2. Краткое обсуждение темы занятий.
3. Работа парами: определение ферментативной активности бактерий, методы идентификации чистой культуры аэробов, изучение методов культивирования анаэробов.
4. Работа малыми группами: ознакомление с методами культивирования грибов
|
|
| Вирусы. Строение и классификация. Репродукция вирусов. Культивирование вирусов. Вирусологичексий метод исследования. Бактериофаги. Рубежный контроль: коллоквиум, тесты, навыки.
| 2. Краткое обсуждение темы занятий.
3. Работа парами: изучению строения размножения бактериофагов и их практического применения
4. Работа малыми группами: ознакомление с вирусологическими методами исследования.
|
|
| Генетика бактерий. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Плазмиды.
| 2. Краткое обсуждение темы занятий.
3. Работа малыми группами: по изучению генетических рекомбинаций у бактерий
|
|
| Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз.
| 2. Краткое обсуждение темы занятий.
3. Работа парами: изучение и интерпретация результатов исследования на дисбактериоз кишечника.
|
|
| Основы санитарной микробиологии. Микрофлора окружающей среды.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа парами: изучение санитарно-бактериологического исследования водопроводной воды, воздуха.
3. Работа с парами: решение ситуационных задач по санитарно-бактериологическому состоянию объектов внешней среды
|
| 11.
| Стерилизация. Дезинфекция. Антибиотики.. Рубежный контроль: коллоквиум, тесты, навыки
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: по ознакомлению методов стерилизации и дезинфекции
3. Работа малыми группами: по изучению механизма действия антибиотиков, определению антибиотикочувствительности бактерий
|
| 12.
| Инфекция. Факторы патогенности бактерий.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: по изучению факторов патогенности микроорганизмов.
3. Работа малыми группами по проведению биологического метода исследования: заражение лабораторных животных, вскрытие трупа лаб. Животных с проведением бактериоскопич. и бактериологич. Исследования внутренних органов
|
| 13.
| Иммунитет. Неспецифические факторы защиты. Фагоцитоз. Опсонический индекс. Титрование комплемента, лизоцима.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами по определению фагоцитарного показателя, незавершенного фагоцитоза
3. Работа малыми группами по определению титра лизоцима в сыворотке крови человека
|
| 14.
| Антигены, антитела. Реакция агглютинации. Реакция преципитации
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: по изучению реакции агглютинации, пассивной гемагглютинации преципетации..
|
| 15.
| Реакция лизиса, бактериолиза, реакция связывания комплемента. Реакция нейтрализации. Реакция иммунофлюоресценции. Радиоиммунный, иммуноферментный анализы. Реакция иммобилизации бактерий. Полимеразная цепная реакция.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: по изучению реакции лизиса, бактериолиза, реакции связывания комплемента, реакция нейтрализации, реакции иммунофлюоресценции, радиоиммунный, иммуноферментный анализы, реакции иммобилизации бактерий.
|
| 16.
| Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Иммунопатология (Иммунодефицитные состояния, реакции гиперчувствительности, аутоиммунные процессы). Рубежный контроль: коллоквиум.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: принципов приготовления и применения профилактических и лечебных вакцин, иммунных сывороток и глобулинов.
3. Работа малыми группами: ознакомление с поствакцинальными и постсывороточными осложнениями, методикой введения гетерогенных сывороток и глобулинов.
|
| 17.
| Частная микробиология. Правила забора и доставки материала в микробиологическую лабораторию при инфекционных заболеваниях. Грамположительные кокки.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: инфекций. составление схем микробиологической диагностики стафилококковой, стрептококковой инфекции.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения кокковых инфекций
|
| 18.
| Грамотрицательные кокки. Менинго- и гонококки. Посев на кишечную группу.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики менингококковой, гонококковой инфекции.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения кокковых инфекций
4. Работа парами: по проведению посева на кишечную группу
|
| 19.
| Общая характеристика кишечных бактерий. Эшерихии. Шигеллы. 2-й день выделения чистой культуры энтеробактерий.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики коли инфекции и дизентерии инфекции.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения коли инфекции и дизентерии
4. Работа парами: изучение культуральных и морфологических свойств бактерий кишечной группы
|
|
| Сальмонеллы. Завершение выделения чистой культуры энтеробактерий. Посев на холеру.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики сальмонеллезной инфекции.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики сальмонеллезов
4. Работа парами: посев исследуемого материала больного на холеру
|
|
| Патогенные и условно-патогенные вибрионы. Холерный вибрион. Кампилобактер. Хеликобактер. Иерсинии. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. Рубежный контроль: коллоквиум.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики холеры, кампилобактериоза, хеликобактериоза.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики холеры
|
|
| Возбудители зоонозных инфекций. Бруцеллез, чума, сибирская язва, туляремия, лептоспироз, листериоз. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики зоонозных инфекций.
3. Работа парами: по учету результатов реакции Райта, РПГА при бруцеллезе, чуме туляремии
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики зоонозных инфекций
|
|
| Патогенные и условно-патогенные коринебактерии. Возбудитель дифтерии. Бордетеллы. Возбудители коклюша и паракоклюша. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики дифтерии и коклюша.
3. Работа парами: по учету результатов реакции преципетации при определении токсигенности дифтерии
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики дифтерии и коклюша
|
|
| Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики туберкулеза и лепры.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики туберкулеза и лепры.
|
|
| Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы. Хламидии. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики венерических заболеваний.
3. Работа парами: по учету результатов реакции Вассермана при сифилисе
4. Работа парами: решение ситуационных задач.
|
|
| Возбудители анаэробных инфекций. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики анаэробных инфекций.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики анаэробных инфекций
|
|
| Риккетсии, боррелии. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. Рубежный контроль: коллоквиум
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики риккетсиозов, бореллиозов.
3. Работа парами: по учету результатов РСК при риккетсиозах
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики риккетсиозов, бореллиозов
|
|
| Вирусы - возбудители респираторных инфекций. Ортомиксовирусы (вирус гриппа). Парамиксовирусы (вирусы парагриппа, эпидемического паротита, кори, респираторно-синцитиального). Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики респираторных вирусных инфекций.
3. Работа парами: по учету результатов РГА, РТГА при индикации и идентификации вируса гриппа
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики респираторных вирусных инфекций
|
|
| Вирус краснухи. Аденовирусы. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики аденовирусов и краснухи.
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики аденовирусов и краснухи.
|
|
| Поксвирусы. Рабдовирусы. Арбовирусы. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики натуральной оспы, бешенства, клещевого энцефалита
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики натуральной оспы, бешенства, клещевого энцефалита.
|
|
| Вирус иммунодефицита человека. Онковирусы. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики ВИЧ и онковирусов.
3. Работа малыми группами: по учету результатов ИФА при ВИЧ инфекции
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения ВИЧ и онковирусов.
|
|
| Герпесвирусы (альфа-, бета, гамма-герпесвирусы). Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики герпесвирусов
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики вируса герпеса
|
|
| Пикорнавирусы - возбудители полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO.
3. Работа малыми группами: по учету результатов цветной пробы при определении серотипа полиомиелита
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO
|
|
| Вирусы гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. Рубежный контроль: коллоквиум.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем вирусологической диагностики гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV
3. Работа малыми группами: по учету результатов РПГА при определении антигенов Hbs в сыворотке крови
4. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, профилактики гепатитов А, В, С, Д, Е, F, G, TTV
|
|
| Патогенные и условно-патогенные грибы. Микологические исследования. Принципы лабораторной диагностики паразитозов.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микологической диагностики патогенных и условно-патогенных грибов
3. Работа парами: решение ситуационных задач, изучение препаратов, применяемых для лечения, заболеваний, вызванных патогенными и условно-патогенными грибами
|
|
| Клинико-диагностическая микробиология. Внутрибольничные инфекции. Микробиологический контроль в ЛПУ.
| 1. Краткое обсуждение темы занятий.
2. Работа малыми группами: составление схем микробиологической диагностики внутрибольничных инфекций
3. Работа парами: решение ситуационных задач, по внутрибольничным инфекциям
|
|
| Всего часов: 108
| | | Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Темы СРС
| Форма проведения
| Часы
| Кредит №1
| 1.
| Роль медицинской микробиологии в прогрессе медицины. Цели и задачи микробиологии, вирусологии и иммунологии в их историческом развитии. Значение этих дисциплин в практической деятельности врача.
| Работа с литературой с последующим устным докладом.
|
| 2.
| Инфектология как наука и место в ней микробиологии. Микроскопические методы.
| Написать учебно-иллюстрационную лекцию по теме
|
| 3.
| Культуры клеток и тканей, методы культивирование вирусов, вирусологические методы исследования.
| Составление и представление презентации
|
| 4.
| Генетическое картирование микроорганизмов. Внехромосомные факторы наследственности: плазмиды, транспозоны, Is-последовагельности. Генетика бактерий и вирусов..
| Составление и представление презентации
|
| 5.
| Основы микроэкологии..
| Работа с литературой с последующим устным докладом.
|
| 6.
| Эволюция микробного паразитизма и происхождение патогенных микроорганизмов
| Составление и представление презентации
|
| 7.
| Особенности химиотерапии вирусных инфекций.
| Написать учебно-иллюстрационную лекцию по теме
|
|
| Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и токсигенность бактерий. Инфекционность вирусов. Генетический контроль факторов патогенности и токсигенности.
| Работа с литературой с последующим устным докладом.
|
|
| Внутриутробные инфекции. Boзрастные особенности инфекционного процесса. Патогенетические особенности инфекции у детей разного возраста
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Факторы неспецифической резистентности организма, внешние и внутренние барьеры (САЙР). Фагоцитоз. Естественные клетки-киллеры и белки острой фазы. Гуморальные неспецифические факторы защиты организма от микробов. Цитокины и ингерфероны.
| Составление кроссворда, ребусов.
|
|
| Иммунная система организма человека. Иммунокомпетентные клетки, их основные функции. Понятие о межклеточной кооперации в иммуногенезе.
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Общая характеристика антигенов. Антигены бактерий и вирусов, суперантигены. Антигены организма человека. Взаимодействие антигенов с иммунокомпетентными клетками организма.
| Составление и представление презентации
|
|
| Роль классов иммуноглобулинов в иммунитете новорожденных в связи с их накоплением в организмах матери и плода.
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Иммунопатология. Постинфекционные иммунодефициты. Гиперчувствительность. Аутоиммунные заболевания
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Прикладная иммунология.
| Работа с литературой с последующим устным докладом.
|
|
| Молекулярно-биологические методы: гибридизация НК, ПЦР, секвенирование ДНК.
| Составление и представление презентации
|
|
| Клебсиеллы. Патогенность. Этиологическая и патогенетическая роль Экология. Роль во внутрибольничных инфекциях Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение
| Составить ситуационную задачу
|
|
| Протей. Экология. Этиологическая и патогенетическая роль протея при гнойной и смешанных инфекциях, при пищевой токсикоинфекции. Роль во внутрибольничных инфекциях в детских стационарах. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.
| Составить 20 тестовых вопросов
|
|
| Синегнойная палочка. Экология. Резистентность. Патогенность для человека и локализация в организме больного. Роль синегнойной палочки во внутрибольничных инфекциях. Антибиотикорезистентность. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.
| Составление и представление презентации
|
|
| Гемофилы инфлюэнцы. Морфологические и биохимические признаки. Локализация в организме больного. Роль в патологии человека. Профилактика и лечение.
| Составить ситуационную задачу
|
|
| Гарднереллы. Экология. Патогенность для человека и локализация в организме больного
| Составить ситуационную задачу
|
|
| Листерии. Морфология, физиология, антигены листерий. Экология. Роль в детской патологии. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Актиномицеты. Возбудитель актиномикоза. Патогенность для человека и животных. Локализация в организме. Иммунитет. Лабораторная диагностика актиномикоза. Профилактика и лечение.
| Составить 20 тестовых вопросов
|
|
| Возбудители атипичных микобактериозов. Экология, распространение. Патогенность. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика, лечение.
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Возбудители медленных вирусных инфекций. Прионы - возбудители медленных инфекций
| Составление и представление презентации
|
|
| Систематика грибов, культуральные и морфологические свойства. Возбудители микозов.
| Составить 20 тестовых вопросов
|
|
| Возбудители внутрибольничных инфекций
| Составить ситуационную задачу
|
|
| Возбудители новых и вновь проявляющихся инфекций.
| Реферативное сообщение и обсуждение
|
|
| Возбудители пищевых токсикоинфекции и интоксикаций. Возбудители детских колиэнтеритов.
| Составить 20 тестовых вопросов
|
|
| Возбудители трансмиссивных инфекций.
| Работа с литературой с последующим устным докладом.
|
|
| Возбудители энтеровирусных и нейровирусных инфекций: ротавирусы, энтеровирусы, тогавирусы, рабдовирусы. Ротавирусные инфекции у детей.
| Составить 20 тестовых вопросов
|
|
| Плесневые грибы и роль в патологии человека.
| Составить ситуационную задачу
|
|
| Всего часов: 72
|
|
|
Методы обучения и преподавания
· Лекции: обзорные, проблемные, тематические.
· Практические занятия: выполнение лабораторных работ, освоение микробиологических методов исследования, протоколирование и интерпретация полученных результатов, решение ситуационных задач, работа на бактериологическом анализаторе, с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.
· Самостоятельная работа студентов (СРС): работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, самостоятельный анализ и интерпретация демонстрационных работ, поиск и использование интерактивных обучающих программ, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний микробного генеза, решение тестовых задани
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|