А. А. Николаев и его «Школа игры на фортепиано»
Е.Ф. Гнесина
Елена Фабиановна Гнесина – крупная, значительная фигура в истории русской и советской педагогики, прожила долгую, активную, красивую жизнь (1874 – 1067)
Она родилась в 1874 году в Ростове - на -Дону. Все дети (Евгения, Елена, Мария, Елизавета, Ольга и Михаил) семьи Гнесиных обладали превосходными музыкальными данными и получили образование в Московской консерватории. Елена Фабиановна училась в классе В.И. Сафонова. Его педагогические принципы стали основой практической деятельности сестер Гнесиных. Сверстниками сестер были А. Скрябин, С. Рахманинов. Дружили они с А. Гольденвейзером, Н. Метнером, Р. Глиэром, А. Гречаниновым.
У сестер постепенно зрела мысль о совместной педагогической работе. В своей квартире в Гагаринском переулке, где стоял один рояль, сестры Евгения, Елена, и Мария в 1895 году открыли «Училище сестер Е.и.М. Гнесиных». В 1901 -02 годах они переехали в особнячок на Собачьей площадке 5, где прожили более полувека. Расширился коллектив училища, росла его известность. Училище было предназначено как для детей, так и для взрослых (школа + училище) В 1944 году на улице Воровского был открыт институт имени Гнесиных.
Очень тщательно отбирался педагогический состав. В основном состав пополнялся педагогами своей выучки, своего воспитания. Вырабатывалось единое мышление, единая психология. Требования к работе педагога были серьезные, не допускалась никакая небрежность, халатность, равнодушие. Общая атмосфера была увлеченной, Гнесины заражали своей преданностью к искусству, интересом к педагогическому делу.
Сестры Гнесины были в курсе всего нового, как в музыке, так и в музыкальной педагогике. Когда началось гонение на музыку Чайковского, Елена Фабиановна смело вступилась за сохранение гениальных произведений композитора в учебном репертуаре. В противовес мнению многих она высоко ценила «Песни без слов» Мендельсона, считая, что они являются отличной подготовкой учащихся к исполнению музыки Шопена и Шумана.
Репертуарбыл обширен и разнообразен, подробно разработан Гнесиными. Строгие требования предъявлялись к последовательности репертуара, проходимого учеником. Е.Ф. была совершенно неумолима по отношению к сложному репертуару. Она говорила: «Если вы начнете развертывать бутон руками, чтобы он быстрее распустился, то цветок не только не расцветет раньше, но будет погублен». Помимо музыкальных произведений всех стилей и времен, большое значение придавалось полифонии, т.к. Гнесины находили, что работа над полифонией – один из самых важных разделов обучения. Что вдумчивая работа над многоголосием, вслушивание в развитие каждого из голосов, их переплетение, различная окраска голосов, обостряет слух и укрепляет память учащегося. Двухголосие, часто исполняемое одной рукой, ставит различные звуковые задачи и дает богатейший материал для развития более тонкого пианизма. Каждый учащийся изучал почти все 2-х и 3-х голосные инвенции Баха.
На следующем этапе ежемесячно выучивалась прелюдия и фуга Баха из ХТК. Много играли сюит Баха и Генделя. Большое внимание уделяли различным редакциям классиков, которые обсуждались совместно.
В работу учащихся всегда включались упражнения, гаммы, несколько этюдов разного характера и на разные виды техники. Уделялось внимание свободе, легкости пианистического аппарата. Чтобы избавить ученика от «зажатости», Елена Фабиановна сводила занятия учащихся на небольшой срок к одним упражнениям и к игре в медленных темпах. Упражнения она придумывала сама для каждого ученика индивидуально.
Очень много внимания Е. Гнесина, уделяла искусству педализации. Она учила не только учитывать обогащение и окраску звучности, но и стилевые особенности произведения, что и определяло характер применения педали. Глубина, сила, длительность, время нажатия и снятия педали зависели в основном от стиля музыки композитора, характера произведения, нюанса. Велась строгая борьба со стуком демпферов при взятии, перемене или снятии педали, а тем более со стуком ноги по педали. В целом ученики приучались к скупой педали.
Частые выступления на академических концертах были обязательны. Не допускались смех, болтовня перед выступлением, чтобы не мешать собранности. Запрещались возгласы: «я боюсь, очень волнуюсь», чтобы не поддаваться самовнушению. Воспитывалась артистичность поведения на эстраде: как поклониться, сесть за рояль, достойно выйти на эстраду и т.д.
Елена Фабиановна была очень строга на оценки и прежде всего в своем классе.
По воспоминания ученика Е.Ф. Гнесиной – А. А. Николаева основные принципы ее работы были следующие: [36,с.102-104]
- Подчинить все пианистические действия ученика художественным, музыкальным задачам. Работа над произведением – основа развития исполнительской техники, а не добавление, как сладкое блюдо после безвкусного обеда, к ассортименту различных упражнений.
- Полифония – основа фортепианной техники. Полифония развивает способность слышать многоэлементную ткань фортепианной музыки, приучает к самостоятельному движению обеих рук
- Бережное отношение к тексту музыкального произведения. Никакой отсебятины.
Все, что написано в нотах – исполняется с максимальной точностью.
Помимо практической работы с учениками, Елена Фабиановна внесла ценный вклад в педагогический репертуар своими сочинениями. Ее детские фортепианные пьесы незаменимы для начинающих пианистов. В своих сочинениях Е. Гнесина большое место отводила развитию самостоятельности, независимости каждой из рук. Для этого она уже на самой первой ступени занятий вводила различные штрихи в партии правой и левой руки.
Помимо практической работы с учениками, Елена Фабиановна внесла ценный вклад в педагогический репертуар своими сочинениями. Ее детские фортепианные пьесы незаменимы для начинающих пианистов. В своих сочинениях Е. Гнесина большое место отводила развитию самостоятельности, независимости каждой из рук. Для этого она уже на самой первой ступени занятий вводила различные штрихи в партии правой и левой руки.
Помимо специальности, Елена Фабиановна организовала в училище кружок по методике обучения игре на фортепиано начинающих. Там она показывала свои упражнения, кто-либо из учащихся их повторял. Придумывали упражнения и сами учащиеся. Гнесина ясно излагала последовательность в занятиях с начинающими, подкрепляя конкретными примерами на упражнениях: как правильно вырабатывать координацию движения рук, хорошую посадку за инструментом. Советовала разнообразить занятия, чтобы у ребенка не было утомления. Параллельно с упражнениями для рук, советовала знакомить ребенка с инструментом, с нотоносцем.
С первых шагов обучения Елена Фабиановна стремилась приобщить маленького ученика к музыке: пела с ним песни, заставляла подбирать на клавиатуре знакомые мелодии, играла ему различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер и выразительный смысл. Наилучшей иллюстрацией ее метода являются сборники собственных произведений. Интересно, что этюды Гнесиной были встречены критически: говорили, что они слишком сложны для начинающих.
В методической записке к своей «Азбуке» Елена Фабиановна дает указания педагогам:
1. Использовать учебный материал после предварительных занятий с учеником.
· Ознакомить ученика с инструментом. Научить ученика чисто повторять голосом отдельные звуки, петь песенки и короткие мелодии с аккомпанементом и без, подбирать мелодии от различных звуков. Познакомить ученика с ритмической записью и нотоносцем.
· Уделять большое внимание правильной посадке за инструментом, а также гимнастике.
· Игру по нотам начинать тогда, когда ученик свободно ориентируется на клавиатуре и поет по нотам.
· Вырабатывать у ученика свободу рук, ощущение веса руки, сосредоточенного в кончике пальцев.
· Начинать первые упражнения на нон легато, с плавным переносом руки и мягким звукоизвлечением сначала 3-м пальцем, затем 1 и 5, делая попеременный акцент.
· Особого внимания требует постановка 1 пальца. Ощущение свода.
· Держать руку ближе к черным клавишам.
1. Первые упражнения на легато, основаны на полутонах. Вслушиваться в переход одного звука в другой. Сначала по 2 звука легато, затем по 3, затем чередование легато и нон легато.
2. Упражнения на подкладывание 1 пальца являются подготовительными упражнениями к гаммам.
· Автор рекомендует молодым педагогам не торопить ученика в первые месяцы учебы, последовательно проходить большинство номеров «Азбуки». Параллельно проходить легкие пьесы и этюды из других сборников.
А. А. Николаев и его «Школа игры на фортепиано»
Александр Александрович Николаев родился в Харькове. Советский пианист – педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения. Учился в училище им. Гнесиных в классе Елены Фабиановны 2,5 года. Окончил Московскую консерваторию в 1934 году по классу фортепиано у Григория Гинзбурга, в 1937 году – аспирантуру по истории и теории пианизма. С этого года преподавал в консерватории, став в 1948 году профессором и заведующим кафедрой истории и теории пианизма. 1951-1954 – декан фортепианного факультета, 1954-1973 – проректор по научной части, с 1974 года – профессор-консультант. Основной круг научных интересов – история, теория и эстетика музыкального исполнительства.
«Школа игры на фортепиано» А. Николаева, впервые изданная в 1951 году – одно из самых известных во всём мире пособий для начинающего пианиста.
Л. Баренбойм в своем обзоре школ для начинающих высоко оценивает достоинства «Школы игры на фортепиано». К таковым можно отнести систематичность и последовательность изложения материала.
Учебный репертуар состоит из народных песен и плясок в простейших обработках; переложение детских песен.
Весь этот материал, как правило, высокого вкуса, но за редкими исключениями однообразен в ладогармоническом отношении и не открывает пути к современному языку. (После этой статьи в школу было включено большее количество произведений современных композиторов)
Из недостатков отмечается ритмическая запись первых народных песен и прибауток: они записаны половинными и четвертями, вместо четвертей и восьмых, более соответствующих характеру и темпу песен.
Пояснения, обращенные к ученику, изложены сухо, порой формально, без ориентации на образование психологической связи между слухом, переживанием, осознанием, нотным оформлением и пианистическим действием. Например, ученик узнает понятие такта и сильной доли. Но не переживает выразительность этой доли, не основывается на чувствесильной доли.
«Школа не ставит перед собой общих музыкально-воспитательных задач. Вместе с тем это – полезное пособие: оно опирается на сложившиеся педагогические традиции, на известное, на проверенное и в большей степени закрепляетимеющийся опыт, чем прокладывает новые, более эффективные пути воспитания и обучения» - Л. Баренбойм.[13, с.80]
Со времени выхода статьи Баренбойма «Школа игры на фортепиано» претерпела много переизданий и дополнений. В новом издании она называется «Фортепианная игра».
Основная задача нового издания – качественное улучшение репертуара начинающего пианиста. В сборник включено большое количество произведений классиков, обработок народных мелодий и произведений современных советских и зарубежных композиторов.
Вторая задача заключалась в повышении требовательности к учащимся в соответствии с выросшим уровнем музыкальной и технической подготовки юных пианистов.
Успешное овладение техникой не может быть достигнуто при изолированном изучении тех или иных технических приемов. Они рассматриваются в неразрывной взаимосвязи. Иногда прохождение более сложного материала другого типа помогает освоить ученику ранее не удавшийся технический элемент.
Новое издание предназначается для учеников 1 и 2 классов ДМШ, а включение более трудных произведений позволит использовать пособие в начале 3-го года обучения.
Первая часть состоит из двух разделов:
- Посвящен начальному этапу обучения – пению и подбору мелодий по слуху, ознакомление с клавиатурой и нотной грамотой, усвоению первичных приемов игры на фортепиано.
- Включает в себя более сложные пьесы и этюды, служащие материалом для закрепления и развития полученных навыков.
Во второй части (второй год обучения) материал сгруппирован по разделам: пьесы, произведения крупной формы, этюды, ансамбли. Произведения расположены в порядке постепенного усложнения.
В методических пояснениях авторов (составители В. Натансон и Л. Рощина, редакция А. Николаева) изложены основные принципы классической, традиционной педагогики:
Основа начального обучения – воспитание у учащегося любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии.
С первых уроков развивать в ученике способность понимать выразительность музыки, ее фразировку. Ни один звук не должен возникать вне звукового контроля, вне задач выразительного интонирования. Основная формула обучения: вижу-слышу-играю.Причем до изучения нотной грамоты – слышу – пою. Развитие слуха, выразительного пения, подбор по слуху – вот основное содержание первых уроков. Словесный текст песен поможет ребенку понять интонационную выразительность песни.
Очень важно давать ребенку «творческие» задания, например, сочинить мелодию на какие-либо стихи из детских книжек. Если ребенок подберет мелодию, споет ее со словами, то педагог может записать это «сочинение», используя его для объяснения нотной грамоты.
Вместе с усложнением интонационных и технических задач, надо приучать ребенка к точной, естественной фразировке.
Осмысленность и выразительность должна присутствовать и в исполнении гамм, технических этюдов.
Среди технических навыков первого года обучения – пятиклавишные последовательности, построения с передачей из одной руки в другую, гаммы, короткие арпеджио и аккорды по 3 звука, кистевое стаккато, скачки.
В результате первого года обучения ученик должен научиться выразительно, певучим звуком, пользуясь динамическими красками, играть мелодию с несложным сопровождением и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать музыкальный образ, характер исполняемых пьес.
На втором году обучения перед учащимися должны быть поставлены более сложные музыкальные и технические задачи.
Большое значение для музыкального развития ученика имеет приобщение его к мелодическому и гармоническому языку современной музыки. Из этих соображений, наряду с сочинениями старинных композиторов и классиков Х1Х века, включены произведения советских и зарубежных композиторов ХХ века – Бартока, Лютославского, Стоянова.
В кантиленных произведениях мелодии отличаются большой гибкостью и ритмической сложностью рисунка. Сопровождение требует определенной технической зрелости (двухголосное, аккордовое). Встречается прием выделения мелодического голоса в партии, изложенной двухголосно.
В этюдах шире используется непрерывная фигурационная линия движения, гаммообразные пассажи.
Большое внимание следует уделить читке с листа, знанию музыкальных терминов.
Одной из важнейших задач является развитие у учащихся навыков самостоятельной работы.
Каждое переиздание сборника отличается от предыдущего. «Школа» дополняется новыми произведениями, возвращаются некоторые произведения, незаслуженно исключенные в других изданиях. Несмотря на указанные выше недостатки, «Школа» под редакцией Николаева продолжает оставаться одним из самых популярных пособий начального обучения пианиста.
Е. Калантарова.
Методика Евгении Калантаровой — ученицы замечательного педагога Моисея Фейгина продолжает принципы классической русской педагогики. В училище им. Гнесиных Евгения Калантарова вела педагогическую практику. Ее огромный педагогический опыт был незаменим для молодых практикантов. Статьи Е. Калантаровой, посвященные начальному обучению пианистов, знакомят нас с ее стилем преподавания, отношением к обучению и воспитанию учащихся, дают ответы на многие актуальные вопросы педагогики.
Познакомьтесь с некоторыми советами опытного педагога:
Общеизвестно, что первый этап занятий музыкой самый сложный. Очень важно вызвать у детей интерес к музыке, суметь его удержать, добиться, чтобы стойкий интерес перерос в любовь к музыкальному искусству. Чтобы добиться этой цели, педагог должен развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, сформировать его музыкально-слуховые представления. Приучить ребенка слушать музыку, вникая в ее смысл. Петь любимые песни, отгадывать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах. Развивая любовь к музыке осторожно перенести ее на занятия за инструментом, делая переход постепенным.
Занятия в донотный период вести по трем направлениям:
- развитие слуха и музыкальной памяти;
· сообщение теоретических сведений;
· Длина донотного периода зависит от индивидуальности ученика. Его возрастных особенностей, одаренности. Он может протекать от двух недель до двух месяцев и больше.
· Подбор по слуху Е. Калантарова советует начинать традиционно с 3-го пальца, держа остальные пальцы в естественном состоянии. Не бояться подбирать неорганизованной рукой. Игровые движения педагог должен налаживать незаметно, помогая ученику при подборе. Важно, чтобы попевка, подбираемая учеником ощущалась как мелодическая линия, а не как сочетание отдельных звуков.
· Знакомство с нотной записью происходит примерно на девятом-десятом уроке. Используется одиннадцати-линеечная система. Три главных звука — фа малой октавы, до и соль первой октавы помогают ориентироваться в нотной записи. Закреплению знания нотоносца способствует запись учеником знакомых попевок.
· Упражнения на звукоизвлечение Е.Калантарова советует начинать с non legato в разных регистрах, вслушиваясь в характер звучания. Ребенок должен глазами наметить клавишу, устойчивым пальцем «взять» звук и дослушав окончание звука плавно и легко снять руку. Давая детям играть несколько звуков подряд, не стоит давать играть весь звукоряд, т.к. детям это скучно. Смело вводить упражнения с черными клавишами (основа — формула Шопена)
· Планируя урок, молодой педагог должен помнить, что дети 4-6 лет не могут долго сосредоточиваться на одной задаче. Поэтому для сохранения интереса и активности на протяжении урока необходимо давать разнообразные задания, где ребенок может отдохнуть.
· На этом этапе полезно начать заниматься творчеством задания самые простые:
- закончить мелодию (1-3 звука)
- заполнить пропущенные такты в мелодии
- сочинить песенку-попевку на слова, предложенные педагогом
- на сыгранный «вопрос» ребенок сочиняет «ответ»
- давать на дом сочинения-предложения в определенных октавах, например: «По большой октаве смело ходит Волк» и т.д.
- по ритмическому рисунку сочинить мелодию
- найти подходящее сопровождение к мелодии (сначала басы T-D)
· Вводить игру по нотам Е. Калантарова советует тогда, когда ученик свободно ориентируется на нотоносце, свободно записывает свой репертуар попевок от основных звуков и в транспорте, может свободно играть по записям, и, самое важное — освоился с игрой.
· Необходимо сразу приучать ребенка к осмысленному разбору: посмотреть, какие знаки при ключе, прохлопать ритм в ладоши, считая вслух, назвать ноты, встречающиеся в тексте. Обращать внимание на аппликатуру, штрихи.
· Усвоив навыки non legato можно переходить к legato. Главное — не спешить. Переход должен осуществляться, если у ученика появился устойчивый звук, он умеет свободно использовать всю массу руки и научился чутко прислушиваться к звуку.
· Постепенность, последовательность — вот девиз для обучения детей в ДМШ. Часто из-за спешащей педагогики ученики во всем беспомощны: не могут ни разобрать, ни прочесть с листа, ни подобрать.
Заключение для молодых педагогов:
1. Наладить контакт с учеником (искреннее отношение к себе дети хорошо понимают)
2. Первые шаги должны быть медленными (спешка, завышение программы губительны для среднего ученика)
3. Уроки должны увлекать, заинтересовывать ребенка (поэтому задания небольшие, разнообразные)
- Репертуар подбирать индивидуально. Все пьесы должны быть высокого художественного уровня
5. Обучение строить на основе нескольких фортепианных школЗЗ
6. Помнить, что дети 4-6 лет не могут долго сосредоточиваться на одной проблеме
7. Дети легко воспринимают и также легко забывают. Не раздражаться!
8. Помнить, что мышление у ребенка медленное.
9. Дети хотят играть, но не хотят работать. Постепенно приучать сидеть за инструментом. Важнейшие стимулы – интерес и поощрение.
10. Не добиваться цели на одном произведении
11. Увеличивая объем изучаемых произведений, не забывать о музыкальном развитии. Слушать музыку, транспонировать, играть в 4 руки и т.д.
12. Цель начального обучения – не загружать огромным количеством произведений, а заинтересовать ребенка музыкой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|