Новое слово в теории мотивации
1998г.
http://www.cfin.ru/press/management/1998-5/04.shtml
Одна из наиболее интересных попыток в прояснении проблем мотивационного плана на предприятии сделана В.Бовыкиным (1). Однако, в стремлении построить свою “Теорию интересов” В.Бовыкин в полемическом задоре двинулся в направлении стирания уникальности человека, “нивелировки” различий в мотивационных направленностях людей: “Интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на нуждах”. Явная несоотнесенность утверждений данного автора с существующими психологическими понятиями проявляется и в его определениях фундаментальных оснований действий индивида: “... потребность – это желание, являющееся продуктом мышления, интеллекта человека” (Курс. наш) или: “Мышление индивида есть процесс отражения в его сознании объективной реальности вкупе с неосознанным стремлением индивида к получению наибольшей выгоды во всех отношениях” (Курс. наш). Очевидно, что В.Бовыкин здесь осознанно или по недоразумению смешивает то, что в психологии с таким трудом удалось различить. Однако, отмеченные недостатки не умаляют того вклада, который В.Бовыкин сделал, разработав авторскую концепцию стимулирования персонала организации.
В нашей статье мы постарались, опираясь на психологические теории мотивации А.Н.Леонтьева, О.С.Анисимова и др., внести необходимые коррекции в стратегическом подходе управления мотивацией персонала и качественно усовершенствовать структуризацию мотивационных факторов. Мы ведем речь о пересмотре канонической пирамиды А. Маслоу, выступающей долгое время одним из оснований в самом подходе к проблемам мотивации работников компании. Тем, кто сомневается, предлагаем самостоятельно в этом убедиться, ознакомившись с разнообразной литературой по теории мотивации в менеджменте. Иерархия А. Маслоу принималась длительное время как аксиома.
Не умаляя заслуг знаменитого западного психолога, попробуем все-таки критически отнестись его пирамиде и внести необходимые поправки. Такая щепетильность вовсе не связана с нашей прихотью. Мы считали и считаем, что построить добротное здание можно только на прочном фундаменте. А ведь именно в функции фундамента мотивационной политики организации выступает пирамида потребностей.
Прежде чем приступить к анализу несовершенств иерархии А. Маслоу остановимся на проблемах, связанных с низкой мотивацией работников и на более широких проблемах существования предприятия, куда мотивационная сторона входит лишь как часть (рис. 1)
Рисунок 1. Роль и место мотивационной политики предприятия
Проблемы организации, связанные с низкой мотивацией персонала к работе, могут быть самыми разнообразными и проявляться в виде следствий в других, на внешний взгляд, мало связанных областях деятельности организации. Приведем далеко не полный список типичных затруднений и проблем, имеющих отношение к мотивации персонала, который был зарегистрирован в нашей консультационной практике.
Типичные проблемы в организациях, связанные с низкой мотивацией персонала
· Высокая текучесть кадров
· Высокая конфликтность
· Низкий уровень исполнительской дисциплины
· Некачественный труд (брак)
· Нерациональность мотивов поведения исполнителей
· Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения
· Халатное отношение к труду
· Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников
· Проблемы “общественного сотрудничества” в деятельности фирмы
· Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
· Низкий уровень межличностных коммуникаций
· Сбои в производственном процессе
· Проблемы при создании согласованной команды
· Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
· Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником
· Низкая эффективность методов нормативного описания труда
· Неудовлетворенность работой сотрудников
· Низкий профессиональный уровень персонала
· Безынициативность сотрудников
· Деятельность руководства негативно оценивается персоналом
· Неудовлетворительный морально психологический климат
· Недостаточное оснащение рабочих мест
· Организационная неразбериха
· Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва
· Неразвитость соцкультбыта предприятия
· Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию
· Неналаженность системы стимулирования труда
· Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником
· Низкий моральный дух в коллективе
· Проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту
· и многие другие.
Для анализа подобных проблем и выработки адекватной кадровой и мотивационной политики необходимо в первую очередь определить в каком состоянии зрелости пребывает организация: становление, функционирование, развитие или кризис. Аналогичное разделение стадий “жизненного цикла организации” можно встретить, например, у Базарова Т.Ю. В своей новой книге “Управление персоналом” он подчеркивает, что “ содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития” (2). Следуя правилу “рассмотрения части через призму целого”, полагаем, что необходимо вначале доопределиться с особенностями этапов жизни организации в целом и лишь затем перейти к аспектам мотивационного менеджмента на этих этапах. В связи с этим дадим лаконичные характеристики каждому из этих состояний организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|