Милиция, ее структура, права и обязанности
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел было законодательно оформлено и утверждено Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 года "Об учреждении министерств".
В настоящее время статус и функции Министерства внутренних дел Российской Федерации регулируется Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
МВД подчиняется Президенту по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству.
МВД возглавляет систему органов Внутренних дел, в которую входят:
министерства внутренних дел, главные управления, управления и отделы внутренних дел субъектов Российской Федерации, районов, городов, районов в городах;
управления внутренних дел на транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;
региональные управления по борьбе с организованной преступностью;
образовательные, научно-исследовательские учреждения;
внутренние войска и иные организации.
Деятельность МВД осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав я свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности и, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.
Основными задачами МВД являются:
разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
обеспечение исполнения уголовных наказаний;
руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;
совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки;
развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.
Функции МВД:
определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками законов и иных нормативных правовых актов;
осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает прогнозы развития криминогенной ситуации;
формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации;
организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охрани государственной границы, обеспечению безопасности Российской Федерации, защите сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечивает исполнение уголовных наказаний и административных взысканий, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;
обеспечивает охрану важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов;
организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
участвует в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения, в осуществлении мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организует рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и принимает по ним соответствующие решения;
осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции.
МВД возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации. Министр, его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.
Министр:
несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска; организует работу МВД, руководит деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск;
издает на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации обязательные для исполнения в системе МВД приказы, положения, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты, утверждает стандарты, нормы и правила по вопросам, отнесенным к компетенции МВД;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента и Правительства проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам организации и деятельности МВД; вносит предложения Президенту о привлечении дополнительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина;
определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач и обязанностей, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска;
представляет сотрудников, военнослужащих и работников системы МВД к награждению государственными наградами Российской Федерации; учреждает в установленном порядке ведомственные награды, в том числе медали и нагрудные знаки МВД;
представляет МВД в отношениях С орунами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств на территории Российской Федерации;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В МВД образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители, а также руководящие сотрудники и военнослужащие системы МВД и другие лица. Общая численность коллегии устанавливается Президентом. Коллегия МВД на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органон внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов се членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра.
Милиция, ее структура, права и обязанности
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" впервые в истории России комплексно урегулировал правовой статус, организационную структуру милиции и определил тем самым место и роль милиции в обществе и государстве.
Сам термин "милиция" происходит от лат. и означает "военная служба". В российской Федерации милицией названо правоохранительное формирование, аналоги которого в большинстве зарубежных стран известны как "полиция". Этот термин произошел от греческого "полис" (город, государство) и на первых порах означал государственное управление. С течением времени объем данного понятия сужался, и вот уже более 100 лет общепринятым является представление о полиции в целом как органе, охраняющем жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность.
Согласно статье 2 Конституции человек, его нрава и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Законодательное определение милиции содержится в статье I Закона о милиции: "Милиция в Российский Федерации — это система государственных – органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств".
Милиция входит в систему МВД.
Помимо милиции, составляющей большую часть личного состава органов внутренних дел, структурными звеньями МВД России являются также следственный аппарат, паспортно-визовая служба, миграционные подразделения, внутренние войска.
Задачи милиции представляют собой цели, достижения которых она должна добиваться своей деятельностью, В соответствии с Законом о милиции ее задачами являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим яйцам в защите их прав и Законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Установленные законом принципы деятельности милиции - это основополагающие начала, идеи, не которых должна строиться ее деятельность в целим.
Деятельность милиции строится в соответствии и с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Рассмотрим эти принципы деятельности милиции подробнее.
Внешним проявлением реализации принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности милиции является соблюдение ею этих нрав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом.
Под законностью как принципом деятельности милиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками милиции.
Реализация принципа гуманизма в деятельности милиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение к гражданам. Речь идет о жертвах преступлений и правонарушений, лицах, оказавшихся в беспомощном состоянии. Вместе с тем милиция обязана проявлять гуманное отношение также и к липам, которые совершили, совершают преступления и правонарушения или подозреваются в их совершении. Этот принцип предполагает корректное, вежливое, тактичное отношение милиции ко всем гражданам без исключения.
Гласность как принцип деятельности милиции означает ее открытость, доступность для ознакомления отдельным гражданам, организациям, средствам массовой информации и обществу в целом. Пределы действия и конкретные формы проявления принципа гласности усыновлены Законом о милиции и иными нормативными правовыми актами, в том числе о государственной тайне.
Милиции решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Такое взаимодействие может выражаться в обмене информацией, совместном планировании каких-либо мероприятий, совместном их осуществлении и в иных формах.
Статья 5 Закона о милиции устанавливает ряд основополагающих правил, которым должны следовать вое сотрудники милиции в случаях, когда своей деятельностью они затрагивают права и свободы человека и гражданина. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.
Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером. Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством, они также имеют право на постоянное ношение в хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.
На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка и иных обстоятельств, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции.
Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает.
В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность.
В своей деятельности милиция подчиняется МВД, а милиция общественной безопасности также еще и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.
Руководство милицией в районах, городах и муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. При этом криминальная милиция и милиция общественной безопасности не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Они часть единого милицейского аппарата.
Основными задачами криминальной милиции являются: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, 2) организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. Криминальная милиция является органом дознания.
В криминальную милицию входят подразделения:
уголовного розыска;
по борьбе с экономическими преступлениями;
по налоговым преступлениям;
по борьбе с организованной преступностью;
оперативно-поисковые;
отряды милиции специального назначения и др.
Частью криминальной милиции является Национальное центральное бюро Интерпола, обеспечивающее международный обмен информацией о преступлениях.
Закон однозначно решает вопрос о финансировании криминальной милиции. Она содержится только за счет средств федерального бюджета,
Подразделения криминальной милиции создаются, реорганизуются и ликвидируются министром внутренних дел Российской Федерации. Подразделения криминальной милиции в субъектах Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются министрами внутренних дел, начальниками управлении в (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности
Закон о милиции определяет восемь основных направлений деятельности милиции общественной безопасности: 1) обеспечение безопасности личности; 2) В охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) и охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение к раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.
Кроме того, сотрудники милиции общественной безопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, (въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан 1-и лиц без гражданства и др.)
В милицию общественной безопасности входят:
дежурные части;
участковые уполномоченные милиции;
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД);
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
подразделения: милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и по исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Начальники милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов.
Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Обязанности милиции перечислены в статье 10 Закона о милиции. Перечень обязанностей достаточно широк: данная статья содержит 30 пунктов.
Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:
предотвращать и пресекать преступления и правонарушения; выявлять и раскрывать преступления; возбуждать уголовные дела, производить дознание и Осуществлять неотложные следственные действия;
оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушении, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
разыскивать лиц, совершивших преступления, а также разыскивать похищенное имущество;
осуществлять по подведомственности производство по долам об административных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах и других общественных местах;
осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норы в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить технический осмотр автотранспортных средств; производить регистрацию автомототранспортных средств; регулировать дорожное движение;
выдавать разрешения на хранение и/или ношение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия; осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством;
принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;
исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных действий, охранять, конвоировать и содержать задержанных и заключенных под стражу лиц;
принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их а ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц; обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке;
оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять по их запросам следствия о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности а органах власти;
осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей пре доставляются следующие права:
I) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или правонарушения, удалять граждан с места совершения правонарушения или пришествия;
2) проверять у граждан и должностных лип документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить личный досмотр лиц, осмотр их вещей, изымать указанные предметы при отсутствии данных о наличии данных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью;
получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия, задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу лиц, уклоняющихся от исполнения "ловкого наказания и административного ареста; задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
доставлять медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах и состояли и опьянения;
производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлении, подвергнутых административному аресту; при менять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено преступление, произошел несчастный случай, а так- же для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течении 24 часов;
производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, подозреваемых в совершении преступлений; ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, изымать указанные предметы, аннулировать выданные разрешения; осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;
использовать транспортные средства организаций или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;
пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам, и другие полномочия.
Необходимо учитывать, что использование милицией предоставленных ей прав, возможно, только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию законодательством.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации определяется положением о разделении властей, закрепленным Конституцией.
Судебная власть - разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью.
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность, систему "сдержек и противовесов". В этой системе суды связаны с Законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей па их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента и постановлений Правительства, если они будут признаны ею неконституционными.
Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но нх исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти.
Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы; вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суду выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции.
Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.
Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", федеральные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливавшие компетенцию, порядок образование, структуру и основные функции этих судов.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поскольку Россия по виду государственного устройства является федеративным государством, в ней действуют следующие суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.
1. Федеральные суды.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд; Верховный Суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
2. Суды субъектов Российской Федерации.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями обшей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Эта структура судебной системы Российской Федерации установлена законом "О судебной системе Российской Федерации".
В зависимости от компетенции судебную систему РФ можно представить следующим образом:
Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные и уставные суды в субъектах Российской Федерации, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, супы автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Содержанием правосудия по гражданским делам является рассмотрение и разрешение споров, связанных с защитой прав и интересов граждан, предприятий и учреждений. В рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и применении установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступлений, либо оправдании невиновных состоит сущность правосудия по уголовным делам. Виновность обвиняемого в совершении уголовного преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда.
Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданеких дел основано на конституционных принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному конституционному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия в нем представителей населения, обеспечения обвиняемому юридической помощи.
Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов Российской Федерации. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.
Провозглашая наряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается:
установленном судебной системы Конституцией и Федеральным конституционным законом;
соблюдением всеми судами и судьями правил судопроизводства, установленных федеральными законами, а также применением Конституции и других законов;
признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
обеспечением единого статуса судей;
финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Судопроизводство в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде, других арбитражных судах, военных судах ведется на русском языке, а в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство у мировых суден и в других судах субъектов ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|