Тема 2. Экономические системы и институты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.1 Микроэкономика
Направление подготовки
высшего профессионального образования
080100 Экономика
Профиль «Финансы и кредит»
Профиль «Банковское дело»
Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Квалификация выпускника – бакалавр экономики
Общая трудоемкость дисциплины: 288 часов
8 зачетных единиц
Новосибирск 2014
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению080100 «Экономика» (профили: «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и основной образовательной программой НОУ ВПО САФБД.
Разработчик (и) рабочей программы
старший преподаватель
кафедры «Экономика и управление» _____________ Е.В. Зюбина
Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Экономика и управление» (Протокол № 11 от 25.06.2014 г.) и Научно-методического совета (Протокол № 1-ООП от 26.08.2014 г.).
Зав. кафедрой д-р экон. наук, профессор ________________________ И.Б.Адова
Эксперт:Анофриков С.П. доцент, канд. экон. наук
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с основной образовательной САФБД дисциплина «Микроэкономика» должна содержать следующие дидактические единицы:
Предмет и метод экономической теории. Становление экономической теории и этапы ее развития. Экономические системы и институты. Принципы функционирования рыночного хозяйства. Сущность рынка и условия его возникновения. Спрос и предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория поведения производителя (организации). Издержки и доход организации. Предложение в условиях совершенной конкуренции. Чистая монополия и рыночная власть. Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования. Олигополия: определение цены и объема производства. Рынки факторов производства: труд. Рынки ресурсов: земля и капитал. Общее экономическое равновесие и благосостояние.
Цель дисциплины:усвоение фундаментальных положений микроэкономики, закономерностей функционирования рыночной экономической системы, особенностей российской экономики.
Задачи:
– формирование представления о предмете и методах экономической теории;
– изучение потребительского выбора;
– микроэкономический анализ рынков;
– изучение теории фирмы, особенностей институционального подхода к поведению фирмы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Микроэкономика» является базовой дисциплиной профессионального цикла структуры основной образовательной программы (ООП) бакалавриата ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика.
Внутренние требования определяются видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра и формируемыми компетенциями.
Изучение данной дисциплины закладывает фундамент целого комплекса экономических знаний, необходимых для подготовки бакалавров к принятию решений в области организации, производства и сбыта продукции на уровне микроэкономики
Содержание дисциплины имеет внутренние связи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла (дисциплины «Экономика организации (предприятия)», «Статистика», «Маркетинг», «Деньги, кредит, банки»). Связи с дисциплинами осуществляются на основе общих понятий и категорий, и различаются глубиной уровня познания и связями с другими категориями в контексте конкретной дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Микроэкономика» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра. По завершении изучения дисциплины «Микроэкономика» бакалавр экономики:
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
- осуществлять поиск полученной информации по заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестр
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 124/3,44
| 42/1,17
| 82/2,27
| В том числе:
|
|
|
| Лекции: всего
(в т. ч. в интерактивной форме)
|
|
|
| Практические занятия: всего
(в т. ч. в интерактивной форме)
|
|
|
| КСР
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 128/3,56
| 48/1,33
| 80/2,22
| В том числе:
|
|
|
| Самостоятельные практические занятия (ПЗ) с использованием информационных ресурсов и интерактивных средств
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации – экзамен
| 36/1
| 18/0,5
| 18/0,5
| Общая трудоемкость часы/зачетные единицы
| 288/8
| 108/3
| 180/5
| Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной и заочной формам обучения представлены в Приложении 2.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Становление экономической теории и этапы ее развития. Предмет экономической теории. Экономия ресурсов – основная проблема экономической теории. Проблема выбора. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), экономические интересы, цели и средства. Экономические блага и их классификация, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Фактор времени и дисконтирования, потоки и запасы, номинальные и реальные величины. Экономические ограничения. Модель «Граница производственных возможностей». Принцип альтернативности. Компромисс между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом. Экономические риски и неопределенность. Методы экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. Внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статистики.
Тема 2. Экономические системы и институты
Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем. Институт собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. Фундаментальная характеристика «человека экономического». Сравнительное преимущество. Закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|