Практические занятия (семинары)
Доктор философских наук, профессор Савченко Л.А.
Ростов-на-Дону – 2012
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
факультета социологии и политологии
| Утверждаю
Декан факультета/директор института
________________________________
20 ноября 2012 В.И. Филоненко
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ»
Направление подготовки (специальность):
социология – 040100
Квалификация (степень) выпускника:
бакалавр
Кафедра теоретической социологии
Курс 2 Семестр 3
Форма обучения очная
Программа разработана:
| доктор философских наук, профессор Савченко Л.А.
|
| |
|
| Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры конфликтологии Мартиросян С. А.
Ростов-на-Дону – 2012
I. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курса- показать возможности применения теоретического и эмпирического опыта феминистских и гендерных исследований к анализу актуальных социальных проблем и осмыслению собственных практик и жизненных стратегий.
Задачи курса:
познакомить студентов с основными понятиями, подходами, теориями и исследованиями в социологии гендерных отношений и социологии семьи, прояснить социокультурные основания различий в позициях мужчин и женщин в обществе, а также ориентировать наиболее мотивированных студентов на всестороннее самостоятельное изучение этой дисциплины.
II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина гендерная социология относится к базовой части профессионального цикла.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- философия
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: проблематики методологического раздела философии
Умения: преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание
Навыки: ориентирования во множестве мнений и концепций, верований и ценностей, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- этносоциология;
- социальное проектирование и прогнозирование;
- методика социологических исследований.
III. Требования к результатам освоения содержания
дисциплины
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)
умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные направления теорий гендерной социологии и ориентироваться в их методологических посылках;
Уметь:
различать теоретические подходы к феномену гендера, иметь представление о социальной истории, этапах развития, основных характеристиках, возможностях социологического анализа социального института пола;
Владеть:
навыками построения междисциплинарных подходов к анализу гендера;
IV. Содержание и структура дисциплины
4.1. Содержание модулей дисциплины
№ модуля
| Наименование модуля
| Содержание модуля
| Форма текущего контроля
|
|
|
|
|
| Методология, теория и история гендерной социологии
| Предмет гендерных исследований. Основные категории, понятия. Понятия биологического и социального пола. Гендер как многообразие форм взаимоотношений мужчин и женщин в социально-экономической, политической, семейной сферах. Актуальность гендерных знаний для будущих социологов.
| Посещение лекций, семинаров, Работа на практических занятиях: Выступление с докладом, сообщение Дополнение на семинарском занятии Вопрос докладчику, контрольная работа, тестирование, реферат
|
| Практическая социология гендерных отношений
| Феминистская критика традиционного социологического исследования. Особенности применения традиционных методов социологического исследования феминистски-ориентированными исследовательницами. Интервью. Контент-анализ. Интерпретативные методы в качественных исследованиях: биографическое исследование, анализ дискурса, содержательный анализ, анализ и интерпретация изображений, анализ фото- и фильмоматериалов, психоаналитическая интерпретация текста, анализ языка тела.
|
4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (_144 часа).
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 3 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
|
|
| Аудиторная работа:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1]
| -
|
|
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
|
|
| Реферат (Р)
|
|
|
| Эссе (Э)
|
|
|
| Самостоятельное изучение модулей
|
|
|
| Контрольная работа (К)[2]
| -
|
| -
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
|
|
|
| Подготовка и сдача экзамена[3]
|
|
|
| Вид итогового контроля (экзамен)
|
|
|
|
Модули дисциплины, изучаемые в 3 семестре
№
модуля
| Наименование модуля
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| Методология, теория и история гендерной социологии
|
|
|
|
|
| |
| Практическая социология гендерных отношений
|
|
|
|
|
| |
| Итого:
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Практические занятия (семинары)
№
занятия
| №
модуля
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| Ознакомление студентов с требованиями к выполнению учебных заданий, с литературой по предмету гендерная социология.
|
|
|
| Гендерная социология как отрасль социологии. Её предмет, объект, связь с другими науками.
|
|
|
| Развитие гендерной социологии в России. Дореволюционный период. 20-е гг. 60-80-е гг. Современный этап.
|
|
|
| Понятие, сущность и теории Гендера. Дифференциация понятий пол и гендер
|
|
|
| Специфика исследований в гендерной социологии. Гендерные и социогендерные исследования
|
|
|
| Тема пола в философских и социологических концепциях. Античный период. Средневекогвье. Новое авремя. 19 век. Парсонс Т. Дюркгейм Э. Гарфинкель Г. о проблеме социального пола.
|
|
|
| Возникновение и развитие феминизма. Феминизм и гендерная социология. Предпосылки возникновения. Основные течения
|
|
|
| Социология маскулинности.
Подходы к определению и сущности маскулинности. Кризис маскулинности. Мужские гендерные роли
|
|
|
| Гендерная социализация. Теории гендерной социализации. Гендерные стереотипы, роли, нормы, адаптация, идентичность, дисфория
|
|
|
| Гендерная стратификация. Основные подходы. Гендерное равенство. Гендерное неравенство
|
|
|
| Гендерные аспекты занятости. Профессиональная гендерная сегрегация. Её виды, основные теории. Гендерная дискриминация в сфере занятости
|
|
|
| Гендерные проблемы семейных отношений. Права и обязанности супругов. Семья как институт гендерной социализации
|
|
|
| Гендерные аспекты политики.
Гендерное неравенство и современная демократия. Изменение гендерных структур политики
|
|
|
| Гендерные аспекты образования.
Образование как агент гендерной социализации. Скрытый учебный план. Положение женщин в сфере образования
|
|
|
| Гендерное измерение культуры.
Гендерная символика в культуре. Религия в гендерном измерении. Интернет в гендерном измерении. Гендерные стереотипы в СМИ. Феминистская кинокритика и женские жанры
|
|
|
| Национальный гендерный уклад.
Гендерные отношения в Киевской Руси. Гендерные отношения в дореволюционной России.
|
|
|
| Гендерная социальная политика
|
|
|
| Основные международные документы по защите прав женщин
|
| 4.6. Самостоятельное изучение модулей дисциплины
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|