Как работать с материалом.
Учитель может сначала ввести цифры 1-2-3. Порядок цифр соблюдать не обязательно. Ребенок может сам выбрать какую-либо цифру. Тогда учитель берет другую цифру, по форме сильно отличную от первой. При этом ребенок лучше усваивает цифры. Урок в этом случае начинается с двух выбранных цифр. Он кладет деревянную табличку перед ребенком и медленно ведет по цифре 1 указательным и средним пальцами, повторяя процесс ее написания. Он предлагает ребенку проделать то же самое и повторить название цифры. Точно так же он поступает с цифрами 2 и 3.
На второй и третьей ступенях урока о наименованиях учитель обращает внимание на то, чтобы ребенок снова провел рукой по цифре и повторил ее название. Через частое повторное проведение рукой по цифре запоминается форма и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Детям, которые хотят написать цифры, нужно предоставить такую возможность.
Контроль над ошибками.
Различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ребенка вести рукой в направлении написания цифры. Учитель контролирует ход действий и названия цифр.
Веретена
Материал:
2 ящика, в каждом по 5 отделений. На задней стенке первого ящика напротив отделений стоят цифры 0—4, на задней стенке второго ящика — цифры 5—9. Чтобы сделать очевидной взаимосвязь чисел от 0 до 9, можно сдвинуть оба ящика друг с другом. В каждом отделении лежит столько веретен, сколько указано на его задней стенке. Всего имеется 45 веретен. Веретена скреплены вместе резиновыми колечками. Корзина, платок.
Цель:
узнать множество чисел 0—9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1—9. Узнать понятие 0.
Возраст:
около четырех лет.
Как работать с материалом.
В отделениях ящиков с веретенами лежит каждый раз соответствующее количество веретен. Веретена в каждом отделении скреплены резиновым кольцом. В то время, как числовые штанги разбиты на единичные отрезки, на занятиях с веретенами ребенок узнает, что множество можно представить так же как определенное количество отдельных предметов. Учитель показывает на цифру 1 и просит ребенка назвать ее. Он вынимает веретено из отделения, кладет его в корзину и говорит: «Один». Затем он указывает на цифру 2, спрашивает ее название, говорит: «Два», снимает резинку, кладет веретена по очереди в корзину и считает при этом: «Один, два». Так он продолжает до тех пор, пока все веретена не окажутся в корзине. Теперь ребенок снова упорядочивает веретена. Он называет цифру и кладет соответствующее количество пересчитанных веретен в нужное отделение. При повторении запоминается упорядоченный числовой ряд и углубляется понимание соответствия цифры и ее количественного значения. Когда ребенок закончит, веретена в отделениях снова скрепляют резинками. Ребенок повторяет упражнение.
Контроль над ошибками.
Недостающие или лишние веретена. При дальнейшей работе понятие 0 вводится с помощью веретен из заполненных отделений. Учитель показывает на одно из отделений и спрашивает ребенка: «Сколько веретен лежит в этом отделении?» Ребенок называет количество. Учитель повторяет то же самое с другими отделениями и указывает, наконец, на пустое отделение:
«Сколько веретен лежит в нем?» Ребенок отвечает: «Ничего!», или: «Ни одного веретена!», или: «Отделение пустое!» Учитель говорит: «Это означает ноль». Он указывает на символ 0 и говорит: «Ноль». Ребенок понимает, что 0 есть обозначение для пустого множества. Для закрепления понятия 0 можно проделать следующие упражнения: «Стукни пять раз, стукни два раза, ..., стукни ноль раз!» «Покажи три пальца, покажи один палец, ..., покажи ноль пальцев!»
Дальнейшие упражнения:
— упорядочить веретена, находящиеся в неупорядоченной последовательности;
— ребенок кладет перед каждым отделением ящика соответствующую цифру. Затем он читает цифры ряда. Он смешивает цифры и повторяет упражнение. Для следующих упражнений нужны отдельные красные цифры и платок;
— пустой ящик для веретен так накрывают платком, чтобы ребенок уже не мог видеть цифры на задней стенке. Ребенок снова раскладывает цифры перед соответствующими отделениями. Для контроля платок с ящика снимают и сравнивают красные цифры с цифрами на задней стенке ящика;
— вместо веретен ребенок раскладывает в отделениях ящика другие предметы. Предметы должны быть однотипными и иметься в нужном количестве — 45. Это могут быть, например, бусины, чурбанчики, пуговицы;
— ящик с веретенами убирают назад на стеллаж. Ребенок по памяти раскладывает красные цифры. Он упорядочивает соответствующее множество кружочков. Здесь все зависит лишь от количества кружочков, а не от их расположения.
Цифры и кружки
Материал:
ящик с выпиленными цифрами 1—10 и 55 кружков.
Прямая цель:
выучить числовой ряд 1—10.
Косвенная цель:
подготовка к усвоению понятия четного и нечетного числа.
Возраст:
около пяти лет.
Как работать с материалом.
Учитель смешивает цифры и предлагает ребенку положить их друг за другом в правильном порядке. Затем он просит ребенка положить под каждой цифрой соответствующее количество кружков. Он показывает ребенку, в каком порядке их нужно класть. При четных числах строится двойной ряд, при нечетных последний кружок кладется под последней парой кружков посередине.
![](https://konspekta.net/stydopediaru/baza4/71436930229.files/image069.png)
Контроль над ошибками.
Для построения последнего числа не хватает кружков или остаются лишние кружки.
Устный урок.
Четный — нечетный. Цифры и кружки лежат на столе в описанном выше порядке. Кружки, лежащие под некоторым четным числом, например, 4, раздают: «Один тебе, один мне». Учитель спрашивает: «Сколько кружков у тебя? Сколько у меня?» Ребенок отвечает: «У каждого по два!» Учитель говорит: «Значит, у каждого поровну. 4 — четное число!» Цифру 4 и соответствующие ей кружки кладут в первоначальном порядке с одной стороны стола. Теперь раздают кружки, лежащие под нечетным числом, например, 5. Ребенок узнает, что при таком распределении каждый получит разное количество кружков. 5 — нечетное число. Цифру 5 и кружки кладут с другой стороны стола. Так же исследуют и упорядочивают все остальные числа. Ребенок читает вслух четные и нечетные числа. Затем он снова раскладывает все цифры и кружки в том же порядке, как они лежали в начале упражнения. Учитель берет карандаш и делит им кружки, лежащие под четными числами, на две равные группы. Карандаш должен лежать вертикально. Ребенок понимает, что для нечетных чисел такое деление невозможно. При этом учитель говорит: «Нечетное, четное, нечетное, четное, ...!»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|