|
ТЕМА 12. Методика проведения внеклассных и внешкольных мероприятий по экологии.
Запросы школьников, увлекающихся экологией, значительно шире учебной работы. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная экологическая работа.
Внеклассные занятия – форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы.
В процессе таких занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, углубляют знания о природе, развивают интерес к происходящему в окружающей среде, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение, экологическое сознание.
Содержание внеклассных занятий во многом определяется интересами учащихся. Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, т.к., не стесненная определенными рамками уроков, имеет возможности для обсуждения разных открытий в экологии, для наблюдений и постановки опытов дифференцированных по сложности и продолжительности. В результате этой работы у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности, остаются сильные эмоциональные впечатления.
Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать школьников на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.
Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при их правильной организации способствуют лучшему выполнению обязательных учебных заданий, что подтверждается психологическими особенностями развития школьников (К.Д. Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью»). В этой связи, необходимо предостеречь учителя от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки экологии. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.
Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, посадка деревьев и кустарников у школы, и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др.
Внеклассные занятия также способствуют выбору будущей профессии, оказывают непосредственное влияние на профильную направленность обучения в школе.
Виды внеклассных занятий позволяют направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой, это особенно важно, т.к. решение многих проблем в науке носит комплексный характер.
Особенно большое значение имеют комплексные исследования учащихся в решении экологических проблем (общих и региональных). Например, изучение экологической обстановки на территории микрорайона, прилегающей к школе. Одна группа школьников изучает видовой состав флоры и ее состояние. Другая оценивает видовой состав фауны и ее состояние. Третья группа проводит исследования по оценке воздушной среды. Четвертая устанавливает степень антропогенной нагрузки на скверы, находящиеся в близи школы и т.д. Завершается работа составлением характеристики экологического состояния территории в целом. Очень важно, чтобы с работой ознакомились все учащиеся. Учитель продумывает организацию отчета учащихся в творческой форме.
Внеклассные занятия можно классифицировать по разным признакам (основаниям):
1) По реализации занятий во временных рамках – эпизодические и постоянно действующие;
2) По содержанию – внеклассные занятия по экологии атмосферы, гидросферы, животных, растений, человека, техносферы и т.д.;
3) С учетом количества участников – индивидуальные, групповые и массовые.
Многообразие внеклассных занятий
Форма организации занятий
| Вид занятия
| Групповые занятия
| Кружковая работа
Экспедиции
Походы в природу
Факультативы
| Массовые занятия
| Лекции
Просмотр кинофильмов
Участие в олимпиадах
Экскурсии и походы в природу
Научные вечера, конференции
Выставка работ учащихся
Общешкольные компании: «Неделя экологии», «День защиты животных», «Неделя леса», «День биологического разнообразия», «Земля – наш дом» и др.
Издание журналов, стенгазет, альбомов
| Индивидуальные занятия
| Научные исследования и опыты по теме
Подготовка к олимпиадам
Внеклассное чтение
Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы
|
Организация внеклассных занятий в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.
План проведения семинарских (практических) занятий
N
| Тема семинарских занятий
| Литература
| 1.
| Становление и развитие экологической направленности в обучении и воспитании в дореволюционный и в послереволюционный период:
- вклад академика В. И. Зуева в развитие экологии;
- методическое содержание трудов В.И.Даля, А.Н.Бекетова, А. Любена, А.Я.Герда, К.Ф. Рулье.
- значение работ Ф.Юнге, Л.С. Севрука, Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова.
- формы внеучебной работы по реализации экологического образования и воспитания.
- введение экологического материала и поиск новых методов обучения естественным дисциплинам в послереволюционный период
- советская школа. Разработка исследовательского подхода к образованию. Работа школ по охране природы. Развитие юннатского движения.
| 1-18, 22, 24
| 2.
| Современный этап развития школьного экологического образования и воспитания:
- разработка теоретических вопросов;
- обоснование понятия «экологическое образование» (И.Д. Зверев),
- цели, задачи и принципы экологического образования (А.Н. Захлебный),
- мотивы бережного отношения к природе (Б.Т. Иоганзен и Ц. А. Рыков),
- экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе (И.Т. Суравегина)
- факторы формирования бережного отношения школьников к природе (А. П. Сидельковский),
- значение трудов С.Н.Глазачева, А.В.Миронова, Е.С. Сластениной в подготовке будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию школьников,
- Экологизация школьных предметов (Т.В.Кучер, И.С. Матрусова и других).
| 1-18,19, 25
| 3.
| Система экологического образования и воспитания за рубежом.
- А. Морони о междисциплинарном и межпредметном подходе к обучению.
- В. Стейн о ведущих принципах экологического образования: непрерывность, междисциплинарность, активность, участие в планировании, оценка экологической ситуации, эмоциональное восприятие окружающей среды, применение знаний на практике.
- непрерывность экологического образования и воспитания,
- опыт работы зарубежных школ.
| 1-18, 20, 27
| 4.
| Сравнительный анализ образовательных программ по курсу «Экология»:
- типы и структура образовательных программ;
- критерии анализа и оценки авторских образовательных программ;
- анализ программы по курсу «Экология» 9 (10-11) класс авторы Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов;
- анализ программы по курсу «Общая экология» 9 класс авторы Н.М. Мемедов, И.Т. Суравегина;
- анализ программы по курсу «Экология» 9 (10-11) класс авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник;
- анализ программы по курсу «Экология России» 9 класс авторы Б.М. Миркин, В.Н. Кузнецов.
|
| 5.
| Формы учебных занятий по экологии:
- формы организации обучения на уроках фронтальная, индивидуальная, групповая;
- учебные экскурсии по экологии;
- домашние работы, их значение;
- внеурочные работы: в уголке живой природы, в природе по заданиям на лето;
- трудовые экологические лагеря, экологические учебные тропы.
| 9, 11, 12, 17
| 6.
| Урок – основная форма учебной работы:
- типы уроков по основной дидактической цели: комбинированный, изучения нового мате риала, проверки знаний и умений, обобщения изученного материала;
- структура урока: учет целей, содержания и особенностей усвоения и применения знаний. Выявление смысловых блоков в изучаемом материале. Постановка задач к каждому из них.
- план-конспект урока,
- современные требования к уроку.
- проблемные и непроблемные уроки.
| 1, 9, 12, 17
| 7.
| Методы продуктивного обучения в курсе «Экология»:
- классификация методов;
- характеристика когнитивных методов обучения;
- анализ креативных методов обучения;
- методы организации учения;
- метод мозгового штурма;
- метод проектов.
| 1, 11, 15
| 8.
| Разработка творческого урока:
- характеристика открытых заданий;
- типы творческого урока;
- планирование творческого урока.
| 14, 15, 17
| 9.
| Планирование учебной работы:
- этапы и особенности тематического планирования;
- специфика поурочного планирования.
| 11, 13, 17
| 10.
| Учебник экологии как средство обучения:
- функции учебника;
- структурные компоненты: информативная, репродуктивная, эмоционально-ценностная;
- текстовые и внетекстовые компоненты учебника;
- виды и приемы работы учащихся с учебником.
| 2, 4, 6, 7, 8, 16
| 11.
| Диагностика и контроль знаний учащихся по экологии:
- параметры образовательной диагностики;
- функции оценки;
- виды контроля и их характеристика.
| 1, 11, 12, 17
| 12.
| Организация и проведение внеурочных и внеклассных мероприятий по экологии:
- организация и проведение экскурсий в природу;
- организация и проведение экологических олимпиад.
| 19-28
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|