II. Структуризация учебной информации
Задание 1. Выделить систему основных понятий (или ядро содержания обучения) заданного раздела профильного курса информатики. Установить понятийные взаимосвязи: внутри ядра, а также внешние связи ядра с понятиями базового курса информатики и другие школьных учебных предметов.
Задание 2. Заполнить матрицу учебно-методических идей содержательного компонента обучения заданного раздела профильного курса информатики (табл. 17.1).
Таблица 17.1
Наименование темы
| Технологии
| ПС
| Функциональные возможности ПС
| Практические задания
|
|
|
|
| познавательные
| тренировочные
| творческие
|
Методические рекомендации
Для организации дифференцированного обучения с учетом способностей, предлагаем задания на структуризацию учебной информации, которые рекомендуем в качестве дополнительных исследовательских подзадач учебно-методического проекта.
Программные средства
1. Средства подготовки презентаций: ClipArt, PowerPoint и др.
2. Табличные процессоры: SuperCalc 5.0, Microsoft Excel и др.
3. Системы управления базами данных: MS Access, FoxPro и др.
4. Интегрированные системы: Works 4.0, Microsoft Office.
5. Текстовые редакторы: Lexicon, Chiwriter, MS Word и др. Настольные издательские системы: Ventura Publisher и др.
6. Графические редакторы и программы анимации: пакет трехмерной графики и анимации 3D Studio; графические редакторы CPEN, Paintbrush, Dr.Hallo, CorelDraw и др.
7. Телекоммуникации: Internet, World Wide Web, Internet Explorer, e-mail, Netscape Communications и др.
8. Чертежные редакторы: интерактивная система «Экскиз», система автоматизированного проектирования AutoCad и др.
9. Профессионально-ориентированные ПС различного назначения: справочная правовая система «Гарант», персональная информационная система Lotus Organizer, системы контроля исполнительской деятельности, «1C: Бухгалтерия» и др.
Литература к главе 17
Основная литература
1. ГиглавыйА.В., Кравчук Т.П. Лицей информационных технологий. — М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Информатика: 10—11 кл. / Под ред. Н.В.Макаровой — СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
3. Информационная культура: 11 кл. — М.: Дрофа, 1999.
4. Каратыгин С., Тихонов А., Долголаптев В. Базы данных: простейшие средства обработки информации, электронные таблицы, системы управления базами данных: В 2 т. — М.: ABF, 1995.
5. Макарова Н. В. и др. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. — М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Пакеты программ офисного назначения. — М.: Финансы и статистика, 1997.
7. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика: Учеб. пособие. — М., 1998.
8. Советов Б.Я. Информационная технология. — М.: Высш. шк., 1994.
9. Статистические и динамические экспертные системы. — М.: Финансы и статистика, 1996.
10. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: 10—11 кл. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
11. Шишкин Е. В. Начала компьютерной графики. — М.: Диалог-МИФИ, 1994.
Дополнительная литература
12. Бехтева Е.В., Кокаулин В. Д. Интегрированный курс «Основы предпринимательства, экономики и информатики» // ИНФО. — 1998. — №4.
13. Бешенков С. А. «Информатика и информационные технологии» (гуманитарный профиль) // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1998. — № 39 — С. 19 — 22.
14. Богуславский А.А. Школьная система автоматизированного проектирования // ИНФО. - 1999. - № 7. — С. 59—64.
15. Боровиков В. П., Боровиков И. П. STATISTICA — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М., 1997.
16 Брызгалов Е.В., Шестаков АЛ. Уроки по ACCESS // ИНФО. — 2000.- №7. -С. 18-29.
17. Велихович Л. С. Программа курса информатики // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1995. — № 11.
18. Горячев А. В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
19. Гриценко А. Н., Угринович Н.Д. Информационные технологии и основы предпринимательской деятельности (экономический профиль) // Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. — М.: Просвещение, 1998. - С. 100-103.
20. Гуров В. В. Интернет для бизнеса. — М.: Электрон-информ, 1997. 2\.Диго СМ. Проектирование и использование баз данных: Учеб. — М.: Финансы и статистика, 1995.
22. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии. - М.: ABF, 1998.
23. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. — М.: ABF, 1998.
24. Заичкина О. И., Поляков В. Л. Новые возможности профориентации // ИНФО. - 1997. -№1.
25. Информатика. Задачник-практикум / Под ред. И.Г.Семакина и Е.К.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
26. Информационные системы в экономике: Учеб. / Под ред. В.В.Дика. — М.: Финансы и статистика, 1996.
27. Исаева О.В. Практикум по СУБД ACCESS 2.0 // ИНФО. - 2000. -№ 3.- С. 20—31; № 4. — С. 23 — 34.
28. Левина Н. С. О проблемах начальной профессиональной подготовки учащихся средних школ // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1995. — № 4.
29. ЛивчакА.Б., ГейнА.Г. «Кухня» СУБД Access. Популярное введение в теорию баз данных // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. - № 27.- С. 1-32; № 28.- С. 1-32.
30. Макаричева О.Н., Парамонова Г. Г., Смирнова А. Н. Обучение профессии секретарь-делопроизводитель // ИНФО. — 2000. — № 3. — С. 67-72.
31 . Мануйлов В. Г. Основы информационных технологий (программа прикладного курса для 6 — 11 кл. с экономической подготовкой) // ИНФО. — 1995. -№3.
32. Могилев А. В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика / Под ред. Е-К.Хеннера. — М.: Академия, 1999.
33. Назаров С. В., Першиков В. И. и др. Компьютерные технологии об-Работки информации. — М.: Финансы и статистика, 1995.
34. Нечаев В. М. Электронные таблицы и базы данных // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1999. - № 36, 41, 43, 46, 47;
35. Николаева В.А. Методика проведения занятий по изучению PowerPoint // ИНФО. — 1999. — № 8—10.
36. Сычев Н.А., Алсынбаева Л. Г. Профессиональная подготовка по информатике для школьников // ИНФО. — 1998. — № 5. — С. 33—38.
37. Храмцов П. Моделирование и анализ работы информационно-поисковых систем Internet // Открытые системы. — 1996. — № 6 (20).
38. Чистов Д. В., Умнова Э.А., Порохина И.Ю. Изучение основ бухгалтерии с применением компьютерного учета // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1998. — № 21, 22. — С. 3—47, 3—31.
Приложение 1
Схема 2
Схема 3
Схема 5
Продолжение схемы 5
Окончание схемы 5
Приложение 2
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Прикладное ПО учебного назначения (или, как его еще именуют, педагогические программные средства — ППС) выполняет важную функцию в обучении информатике в школе. Не менее необходимы эти средства и при постановке курса МПИ а педагогических вузах. Между тем, развитие и пополнение банка ПО идет достаточно случайным образом, так что текущее его состояние характеризуется не столько полнотой и системностью, сколько разнообразием и разноуровневостью (в том числе и с точки зрения требуемых аппаратных средств).
В помещенный ниже перечень ПО, достаточно условно классифицированный по разделам (этапам) непрерывного школьного курса информатики (пропедевтический, базовый, профильный), включены программные продукты на основе анализа лишь широко известных публикаций и каталогов (составители О. В. Шкобура и Е.А.Курнева, Омский педуниверситет). Цель этого перечня состоит не в буквальном сопровождении разделов учебного пособия (там имеются свои локально рекомендованные списки ПО, в которых не делается ссылок на Приложение 2), а в том, чтобы дать читателю хотя бы общую картину наличия, состояния и адреса источника (или разработчика) программных средств, которые используются (или могут использоваться) в обучении информатике.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. ПервоЛого(совместно ИНТ и LCSI)
http://school.edu.ru/int/logo/products.html
Отличительной особенностью ПервоЛого является реализация визуального программирования, когда команды языка представлены в виде картинок, щелкая по которым в требуемой последовательности учащийся создает свои программы. Таким образом, ученик получает возможность создавать содержательные работы, еще не умея читать и считать. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов и будучи предназначена для начальной школы, программа построена так, что в ней отсутствует возможность совершить синтаксическую ошибку при программировании.
На 7-й Международной выставке «Вычислительная техника и информатика» в 1997 г. программному продукту ПервоЛого присужден диплом 1-й степени лауреата конкурса «Лучшая обучающая мультимедиа-программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Категория пользователя: дети от 5 лет и старше.
Платформа: MS-DOS, Mac OS.
2. ЛогоРайтер (LogoWriter)(LCSI, русская адаптация ИНТ
http://school.edu.ru/int/logo/products.html
ЛогоРайтер — компьютерная среда, разработанная в 1980-е гг. канадской фирмой LCSI, заслужила многочисленные международные награды. Программа ЛогоРайтер включает в себя возможность программирования, мультипликации, работы со звуком (программирования музыки) и текстами (а также возможность программной обработки текстов). Может успешно использоваться и для обучения алгоритмическому мышлению, и для изучения различных «профессий» современного компьютера, овладения его инструментарием. Программа позволяет применить проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, развивает познавательные способности и творческое мышление детей. Система Logo Writer построена по принципу «компьютерного альбома», состоящего из набора листов. Ученик может создать новый лист в своем альбоме или внести изменения в какой-нибудь старый. Как и в обычном альбоме на листе можно рисовать разные картинки и писать тексты. Возможности программы позволяют рисовать не только статические, но и динамические рисунки, т.е. проектировать и создавать компьютерные мультфильмы. При помощи программы можно осуществлять диалог пользователя с компьютером. Для управления процессами, происходящими на листе и в альбоме, необходимо написать последовательность некоторых команд. Использование данной программы помогает изучению основ программирования. Работая в LogoWriter, ученики могут не только создавать программы по изучению основ информатики, но и изучать движение планет, рисовать средневековый замок и т.д. Категория пользователя: I— VIII классы. Платформа: MS-DOS.
Версия 2.0 для CGA/MCGA, версия 3.1 для EGA/VGA/SVGA. В комплект входят:
Сопрунов С. Ф., Щеглова О. В. LogoWriter: Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1995.— 137 с.Полное описание системы ЛогоРайтер, включающее в себя строгое описание языка программирования Лого.
Сопрунов С. Ф., Яковлева Е. И. LogoWriter: Пособие для учителей: 4 —8 классы. — М.: ИНТ, 1995. —137 с.Сборник проектных заданий разного уровня сложности, относящихся к разным темам. Предполагается, что учащиеся уже знакомы с системой Лого.
Сопрунов С. Ф. LogoWriter: Пособие для учителей: Начальные классы. - М.: ИНТ, 1995. - 74 с.
Юдина А. Г. Практикум по информатике в среде «LogoWriter»: Учебное пособие для общеобразовательной школы. — М.: ИНТ, 1997. —.92 с. Содержит систему задач и заданий, позволяющих организовать интересные уроки информатики в старших классах и познакомить учащихся в доступной форме с основами программирования, компьютерной графикой, компьютерным экспериментом и исследованием. Главы, посвященные компьютерным моделям, позволяют реализовать межпредметные связи информатики с физикой и математикой
Дополнительный модуль:
ЛогоЛитера— компьютерная программа, русский орфографический корректор для ЛогоРайтера.
3. ЛогоМиры (MicroWorlds)(LCSI, русская адаптация ИНТ)
http://school.edu.ru/int/logo/products.html
Компьютерная среда ЛогоМиры является новым поколением широко известной системы ЛогоРайтер. Программа ЛогоМиры включает в себя набор программируемых объектов (черепашек) — до 100 штук, которые могут действовать одновременно (параллельные процессы), при этом взаимодействуя друг с другом. В программу встроены графический, текстовый, музыкальный редакторы — все эти дополнительные средства позволяют рассматривать программу как мощный инструмент для создания мультимедийных проектов по любой теме любой школьной дисциплины. Категория пользователя: от III класса и старше. Платформа: MS-DOS, Mac OS.
В комплект входят:
ЛогоМиры: Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1995. — 170 с.Полная справочная документация к системе ЛогоМиры.
ЛогоМиры. С чего начать. — М.: ИНТ, 1995. — 97 с.Учебно-методическое пособие по изучению возможностей программы, содержащее описание приемов создания проектов в программе ЛогоМиры.
Сопрунов С. Ф. ПервоЛого: Пособие для учителей. — М.: ИНТ, 1995.— 89 с.Полная справочная документация к системе ПервоЛого. При описании возможностей программы авторы делают акценты на то, как ту или иную возможность лучше использовать на уроке.
Дополнительный модуль:
Яковлева Е.И. ЛогоМозаика: Сборник проектов. — М.: ИНТ, 1995.— 75 с.Содержит большое количество плодотворных идей по проведению уроков с использованием персональных компьютеров в начальной школе. Предлагаемые проекты разнообразны по содержанию и допускают возможность интеграции различных предметных дисциплин — от изобразительного искусства до математики.
4. «Роботландия»(КУДИЦ, 1992-1996 гг.)
http://www.inforeg.org.ru/2/catalog/text.htm#ll
Программы-тренажеры («Курсор», «Меню», «Правилка», «Привет», «Компьютер»); алгоритмические этюды («Перевозчик», «Монах», «Конюх», «Переливашка», «Угадайка»), исполнители («Квадратик», «Машинист», «Автомат», «Плюсик», «Кукарача»); текстовый редактор «Микрон»; графический редактор «Художник», музыкальный редактор «Шарманщик», развивающие игры «Морской бой», «Мудрый крот».
Алгоритмические этюды»
В состав программного блока, являющегося частью интегрированного пакета «Роботландия», входят следующие программы: «Перевозчик», «Монах», «Конюх», «Переливашка», «Угадайка». Каждая из вышеперечисленных программ является машинной интерпретацией старинных задач. Например, программа «Переливашка» — машинная интерпретация старинной задачи «Водолей», позволяющей логическим путем, не используя мерные емкости, научиться отмерять необходимое количество жидкости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|