Раздел III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО
«ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Студента: _________________________________________________
Группы: ___________________
Сдается преподавателю перед зачетом как показатель самостоятельной работы студента
Раздел I. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и раскройте их содержание и значение для психического развития ребенка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Решите задачи:
Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно. Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.
Лена (3г.5мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку, Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.
Мама Нины (3г.6мес.), показывая девочке, способы действий с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте следующие суждения с точки зрения развития личности ребенка: «Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла»; «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама».
Какое суждение правильное? В чем принципиальное различие в развитии ребенка в условиях игры?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите аннотацию к видеолекции д.пс.н. Смирновой Е.О. «Психология детской игры» (http://univertv.ru)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. Схематически изобразите взаимодействие взрослого с ребенком в процессе овладения им сенсорными эталонами и способами обследования предмета.
2. Охарактеризуйте основные особенности внимания и памяти дошкольника.
3. Назовите основные закономерности мышления в дошкольном возрасте. Покажите на примерах взаимосвязь видов мышления.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите особенности воображения дошкольника и проиллюстрируйте это примерами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Решите задачи:
« Как мне трудно со своим сыном Колей (4г.)! Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он спрашивает, где это можно прочитать? А ему только 4 года. Может быть, это не нормально. Что же мне с ним делать?» Раннее развитие – что это? Как воспитывать такого ребенка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу». Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ребенок впервые увидел помидор. Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации? (по П.Пиаже).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. И, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика – раскатывали его «в колбаску». Спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?» Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, так как она длиннее. О чем говорит данный эксперимент Ж.Пиаже?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Докажите объективность появления «Детского сообщества» и охарактеризуйте его влияние на развитие детей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Охарактеризуйте особенности развития самосознания и самооценки дошкольника и отметьте роль взрослого в этом процессе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раскройте основные новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника. Приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Решите задачи:
Проанализируйте суждения:
«Через послушание ребенок овладевает собственным поведением»;
«Овладение действиями развивает послушание».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из разговора двух мам: «Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее надо и спрашивать». «А я думаю, - говорит вторая, - ведь все равно еще дитя. Еще вырастут, тогда будут делать все сами».
Кто из двух мам прав?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был хорошим, чтобы он вырос наделенным всевозможными талантами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мать Пети (4г.7 мес.) обратилась к воспитателю за советом как быть с сыном, который становиться все упрямее. Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Можно сказать, это наследственное?» - спросила мама.
В чем может быть причина нереализованных благих пожеланий родителей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.
Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. Например: «Вот тебе, - говорит мама, - новая игрушка, она хорошая и тебе понравиться».
Вторая мама в воспитании Нины (4г.5мес.) старается создать ситуации, где дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери: «Сегодня можно одеть яркое, красивое платье, но оно будет пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое». Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.
В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка? Что является движущей силой психического развития ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общение ребенка с близкими эмоционально укрепляет его. Общение с ровесниками закладывает социальные навыки. Необходимо ли ребенка учить быть одному?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно общаясь со сверстниками, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите аннотацию к видеолекции д.пс.н. Смирновой Е.О. «Дети с трудностями в общении» (http://univertv.ru)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовый контроль по дисциплине
«Психология дошкольного возраста»
Выберите правильный ответ:
1.К 7 годам непосредственно определяют самооценку ребенка:
а) успехи-неуспехи в продуктивных видах деятельности;
б) сфера общения ребенка с взрослым;
в) сфера общения ребенка со сверстником;
г) правильного ответа нет.
2.Данная форма общения зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Основная потребность в общении – потребность в доброжелательном внимании. Это:
а) ситуативно-личностное общение;
б) ситуативно-деловое общение;
в) внеситуативно-познавательное общение;
г) внеситуативно-личностное общение.
3.К концу дошкольного возраста общение представляет собой:
а) непосредственно-эмоциональное;
б) ситуативно-деловое;
в) внеситуативно-личностное;
г) все ответы верны.
4.Явная дифференциация детей по их положению в группе происходит:
а) в младшем дошкольном возрасте;
б) к среднему дошкольному возрасту;
в) к старшему дошкольному возрасту;
г) в младшем школьном возрасте.
5.На положение ребенка в группе сверстников влияют:
а) игровые способности детей;
б) успешность в деятельности;
в) способность удовлетворять потребности других;
г) все ответы верны.
6.Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано:
а) со становлением художественно-творческой деятельности;
б) с зарождением морального сознания;
в) со становлением познавательной деятельности;
г) правильного ответа нет.
7.Развитие воли дошкольника связано:
а) со становлением мотивационной сферы ребенка;
б) с успехами и неудачами при выполнении задания;
в) со становлением познавательной деятельности ребенка;
г) с развитием знаковой функции сознания.
8.Связаны с познанием окружающего мира и включают в себя сенсорные, интеллектуальные и творческие способности:
а) специальные способности;
б) практические способности;
в) познавательные способности;
г) организаторские способности.
9. Сверстник становиться предпочитаемым партнером по общению. Наблюдается переход от соучастия к сотрудничеству. Потребность в сотрудничестве со сверстником становиться главной коммуникативной потребностью дошкольника. Это:
а) эмоционально-практическая форма общения со сверстниками;
б) ситуативно-деловая форма общения со сверстниками;
в) внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками;
г) правильного ответа нет.
10. По мнению А.И.Силвестру является возрастным феноменом дошкольного возраста:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самооценка.
11. Дошкольники осознают свои желания, переживания, мотивы, которые объединяют личность ребенка в целом. Самосознание выходит за пределы своих объективных характеристик. Другой ребенок становиться не только средством самоутверждения, но и самоценной личностью в:
а) младшем дошкольном возрасте;
б) среднем дошкольном возрасте;
в) старшем дошкольном возрасте;
г) младшем школьном возрасте.
12. Выделили особенности общения дошкольников со сверстниками:
а) М.И.Лисина и А.Г.Рузская;
б) Д.Б. Эльконин и Л.С.Выготсткий;
в) В.С.Мухина и Н.В.Волкова;
г) Л.Ф.Обухова и А.А.Рояк.
13. Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира. Взрослый выступает целостная личность. Основная коммуникативная потребность – потребность во взаимопонимании и переживании:
а) ситуативно-личностная форма общения с взрослыми;
а) ситуативно-деловая форма общения с взрослыми;
б) внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми;
г) внеситуативно-личностная форма общения с взрослыми.
14. Развитие эстетических чувств в дошкольном возрасте связано:
а) со становлением художественно-творческой деятельности;
б) с зарождением морального сознания;
в) со становлением познавательной деятельности;
г) правильного ответа нет.
15. Развитие произвольности дошкольника определяется:
а) борьбой мотивов;
б) формированием осознанности и опосредованности своего поведения;
в) общением с взрослым;
г) успехами и неудачами при выполнении задания.
16. В дошкольном возрасте формируются высшие чувства:
а) нравственные;
б) интеллектуальные;
в) эстетические;
г) все ответы верны.
17. Усвоение дошкольниками нравственных норм предполагает:
а) ребенок начинает понимать и осмысливать значение норм;
б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;
в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам;
г) все ответы верны.
18. Широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и с взрослым с целью формирования психических свойств и качеств. Это:
а) акселерация;
б) амплификация;
в) артификализм;
г) анимизм.
19. В дошкольном возрасте развиваются:
а) познавательные способности;
б) практические способности;
в) специальные способности;
г) нравственные способности.
20. Обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой:
а) ребенок—холерик;
б) ребенок-меланхолик;
в) ребенок-сангвиник;
г) ребенок-флегматик.
21. Рассматривал игру как специфический способ освоения социальной действительности, в котором выражает себя связь ребенка с обществом:
а) Ж. Пиаже;
б) З. Фрейд;
в) Л.С. Выготский;
г) Д.Б. Эльконин.
22. Возникновение игры связано:
а) с действием определенных внутренних, врожденных сил;
б) с определенными условиями жизни ребенка в обществе;
в) с развитием познавательных интересов ребенка;
г) правильного ответа нет.
23. Содержанием ролевой игры в дошкольном возрасте является:
а) предмет и его употребление;
б) игровые действия;
в) отношения между людьми;
г) игровые роли.
24. Центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами. Роли существуют, определяются характером действия, не называются. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается. Это:
а) I стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);
б) II стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);
в) III стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину);
г) IV стадия развития игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину).
25. Основными особенностями развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте являются:
а) появление задач с косвенным результатом;
б) овладение наглядными моделями;
в) формирование наглядно-схематического мышления;
г) все ответы верны.
26. Основная задача данного вида воображения дошкольника – это специфическое отражение объективного мира, достраивание целостной картины мира:
а) творческое воображение;
б) абстрактное воображение;
в) познавательное воображение;
г) аффективное воображение.
27. Составляет основу развития мышления дошкольника:
а) получение знаний;
б) детское экспериментирование;
в) формирование и совершенствование мыслительных действий;
г) овладение понятиями.
28. Важной отличительной чертой воображения дошкольника является:
а) произвольность;
б) повышенная эмоциональность;
в) ситуативность;
г) правильного ответа нет.
29. Основными особенностями развития внимания в дошкольном возрасте являются:
а) возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость;
б) складываются элементы произвольности в управлении вниманием;
в) появляются элементы послепроизвольного внимания;
г) все ответы верны.
30. Появление в младшем дошкольном возрасте аффективного воображения связано с таким новообразованием, как:
а) отделение ребенком себя от предмета, от действий с предметом, направленность ребенка на овладение новыми действиями и предметами;
б) выделение своего личного «Я», переживание своей отделенности от окружающего мира;
в) появление индивидуальной психической жизни;
г) потребность в общении.
31. Возникновение произвольности памяти связано:
а) с возрастающей регулирующей роли речи;
б) с появлением идеальной мотивации;
в) с умением подчинять свои действия отдаленным целям;
г) все ответы верны.
32. К концу дошкольного возраста формируется:
а) наглядно-образное мышление;
б) наглядно-схематическое;
в) элементы логического мышления с опорой на понятие;
г) все ответы верны.
33. К перцептивным действиям восприятия дошкольника относятся:
а) действия идентификации;
б) внешнеориентировочные действия;
в) действие отношения к эталону;
г) моделирующие действия.
34. Появление в младшем дошкольном возрасте познавательного воображения связано с таким новообразованием, как:
а) отделение ребенком себя от предмета, от действий с предметом, направленность ребенка на овладение новыми действиями и предметами;
б) выделение своего личного «Я». Переживание своей отдаленности от окружающего мира;
в) появление индивидуальной психической жизни;
г) потребность в общении.
35. Обязательным условием детского мышления является:
а) получение знаний;
б) детское экспериментирование;
в) знаковая функция сознания;
г) овладение понятиями.
36. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
а) словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности дошкольника;
б) преобладает непроизвольная память;
в) складываются элементы послепроизвольной памяти;
г) все ответы верны.
37. В каком возрасте в процесс воображения включается ступенчатое планирование?
а) 2,5 – 3 года;
б) 4 - лет;
в) 6 – 7 лет.
38. Преобладающим на протяжении дошкольного возраста является:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание;
г) правильного ответа нет.
39. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
а) зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
б) появляются задачи с косвенным результатом;
в) возрастает концентрация внимания, его объем и устойчивость;
г) осваиваются сенсорные эталоны
40. В дошкольном возрасте речь развивается по следующим направлениям:
а) практическое развитие речи;
б) развитие фонематического слуха;
в) осознание словесного состава речи;
г) все ответы верны.
41. Особенностями детского мышления (феномены Ж.Пиаже) являются:
а) аносмия;
б) анимизм;
в) волюнтаризм;
г) артификализм.
42. Данная форма воображения дошкольника направлена на утверждение и защиту своего «Я». Это:
а) творческое воображение;
б) абстрактное воображение;
в) познавательное воображение;
г) аффективное воображение.
43. Перечислите формы речи дошкольников. Опишите одну из них.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
44. Перечислите функции речи детей дошкольного возраста. Опишите регулирующую функцию речи дошкольника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ на зачет:
1. Развитие внимания и памяти дошкольника.
2. Развитие мышления и воображения дошкольника. Развитие речи.
3. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками
4. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.
6. Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
7. Учет индивидуально-типологических особенностей детей.
8. Проблема готовности к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|