ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
Государство осуществляет политико-правовое руководство обществом в силу обладания совокупностью характерных только для него свойств. Государство:
1) представляет собой особую властную структуру, не имеющую аналогов в обществе.
Это:
- организация публичной власти, выступающей от имени народа;
- организация единой власти, объединяющей всех членов общества и само общество как целостность;
- организация универсальной власти, распространяющей свои общеобязательные веления на общество;
- организация верховной власти, являющейся высшей по значению и силе в обществе, подчиняя себе все иные социальные организации;
- организация независимой власти, обладающей исключительным правом на ведение государственных дел;
- организация официальной власти, представляющей общество на легальных основаниях, признанной им и мировым сообществом в качестве таковой;
- организация централизованной власти, осуществляющей свои полномочия на иерархической основе, которая предусматривает упорядочение системы управленческих структур от местных до общегосударственных;
2) обладает территориальным верховенством. Государство представляет собой единую пространственную организацию публичной власти с собственным административно-территориальным делением и системой органов, учреждаемых и действующих в соответствии с этим органом;
3) обладает личностным верховенством, т.е. объединяет своей властью и защитой население – всех людей, постоянно или временно находящихся на его территории и связанных с ним публичной властью;
4) издает и претворяет в жизнь юридически обязательные веления. Именно государству присущи правовые формы и средства публичной власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом;
5) обладает суверенитетом. Государственный суверенитет может рассматриваться как в связи с государственной властью, так и самостоятельным собирательным признаком, поскольку именно в нем соединены вместе все самые значительные черты государственной организации общества. Автор этого понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) утверждал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть»;
6) создает финансово-денежную систему и осуществляет налогообложение. Фискальный (от лат. fiscus –государственная казна) признак государства также следует рассматривать в качестве одной из его исключительных прерогатив. Государство изыскивает денежные средства, в том числе осуществляя (и в принудительном порядке) материальные сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов, – для финансового обеспечения своей политики;
7) имеет официальную символику и иные формальные атрибуты государственности. Политико-правовая характеристика государства не будет полной без таких «условных знаков» суверенной власти, как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая на официальных документах, бланках и печатях государственных органов, на денежных знаках и т.п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство). Нередко на них указывают конституции, чаще всего, описывая содержание этой символики.
В то же время современный перечень установленных официальных атрибутов довольно обширен и может включать и иные символы государственности;
8) получает международное признание. Признание государства мировым сообществом ныне нельзя игнорировать, это –принципиальный показатель состоявшегося прогресса государственного закрепления публичной власти. Примером служит членство в Организации Объединенных Наций – самой авторитетной универсальной международной организации современности. Путем признания государства упорядочивают юридическую основу своих отношений с новым суверенным образованием и констатируют его равноправный выход на международную арену.
Длительное время в 20 столетии между собой конфликтовали две основные теории признания, за которыми, соответственно, стояли и разные идеологические системы:
- конститутивная, согласно которой признание нового государства является решающим и необходимым условием для возникновения международных прав и обязанностей признанного суверенного образования;
- декларативная, отстаивавшая абсолютное право наций на самоопределение и исключавшая какую-либо зависимость статуса нового государства от факта предоставления признания.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ.
Под типом государства и права следует понимать совокупность наиболее общих черт, служащих критериями государственно-правовой идентификации отдельных стран на основе их сходств или различий с другими государственно организованными обществами.
В основе теоретических подходов к классификации типов государства и права лежит построение определенных типологий общества, при котором используется техника типологизации, позволяющая выделить сущностно наиболее важные признаки локальных и региональных сообществ и противопоставить отличным от них по содержанию признакам других сообществ.
Двумя основными методами таких подходов признаются:
- метод историзации, т.е. выявление исторических типов при рассмотрении каждого нового как вытекающего из предыдущего;
- метод идеализации, для которого характерно построение идеального типа с соответствующими признаками, взятыми в «чистом» виде.
Государство – особая организация публичной власти, распространяющая ее посредством права на всю территорию и население страны.
Право – совокупность общеобязательных правил поведения в обществе, созданных и обеспеченных государственной властью.
Вида учения о взаимосвязи государства и права.
Теория первенства государства.
Государство предшествует праву исторически и логически. Только позитивное право. Право позитивируется (устанавливается) государственной властью.
Рудольф фон Иеринг, Людвиг Гумплович, Г.Ф. Шершеневич.
Теория первенства права.
Право возникает до государства. Естественное право дается с рождения. Неотъемлемые права (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность и др.).
Е.Н. Трубецкой.
Теория параллелизма государства и права.
Предполагала дуализм в их проявлении, который становится результатом самостоятельного существования государства и права в начальную фазу развития.
Георг Еллинека, Б.А. Кистяковский.
Модели современного взаимодействия государства и права.
Императивная модель.
Характерна для авторитарного и тоталитарного режимов.
АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. — это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру).
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ — (от франц. "totalitaire", лат. "totus" — весь, целый) — крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.
Либеральная модель.
Модель правового государства. Право на первом месте. Главенствование принципов правового государства, предполагающих верховенство права над государством, юридическое и фактическое разделение властей, правовая защищенность человека перед государством.
Прагматическая модель.
Фактические отношения между государством и правом (большинство государств).
В ней, с одной стороны, отражается особая роль государства в формировании права и утверждении нормативного порядка в обществе, а с другой – признается связанность государственной власти правом.
ТИПОЛОГИЯ:
1) Историческая – исторический период развития:
а) древний период (4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.);
б) средневековье (5-18 вв.);
в) нового времени (конец 18 в. – конец 19 в.);
г) Новейшего времени (современные).
2) Религиозные государства:
а) светские;
б) атеистические;
в) клерикальные;
г) теократические.
3) Формационная типология:
а) догосударственное (первобытнообщинная формация, в недрах которой зреет будущая государственность);
б) эксплуататорское общество (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), характеризуемые наличием частной собственности и антагонистическими противоречиями между классами;
в) социалистическое общество (коммунистическая формация, в условиях которой исчезают частная собственность на средства производства и непримиримость классов, постепенно сливающихся в единую социально-однородную общность).
Представляет возможным привести следующую, далеко не исчерпывающую классификацию типологий государства и права:
1) На основе различий в общих характеристиках государств могут противопоставляться друг другу такие типы:
а) стабильные и нестабильные;
б) восприимчивые к социальным новациям и невосприимчивые;
в) с высоким и с медленным темпом общественной жизни;
г) действующие в нормальной и чрезвычайной обстановке;
д) способные сохранять целостность и распадающиеся;
е) молодые и имеющие давние традиции существования независимой государственности.
2) С учетом степени правовой защищенности личности в обществе выделяют государства:
а) западного типа, в которых конституциируется человеческая индивидуальность и обеспечивается примат прав и свобод человека и гражданина;
б) восточного типа, где на основе сакральных (требующих жертвенности) учений за человеком закрепляются прежде всего обязанности как члена коллектива и общества в целом;
в) смешанного типа, отражающего переходный вид государственности.
3) На базе особенностей природной и хозяйственной среды, можно построить ряд типологий, связанных с различием государств:
а) находящихся в гармонии с окружающей природной средой и наносящих ей непоправимый ущерб;
б) континентальных и островных;
в) анклавных и имеющих свободный доступ к международным коммуникациям;
г) с рыночной экономикой и с централизованно управляемым нерыночным хозяйством;
д) со значительным, с большим и с малым экономическим потенциалом.
4) По степени влияния религиозных начал и догм на государственно-правовую систему обычно выделяют государства:
а) атеистические;
б) светские;
в) клерикальные;
г) теистические (теократические).
При рассмотрении факторов доминирования в обществе определенной религиозной конфессии и ее нормативных постулатов отличают государства:
- христианские (подразделяя последние на католические, протестанские ил православные);
- исламские (в свою очередь выделяющиеся как шиитские или суннитские, либо как секуляризованные, гармонические или коранические);
- индуистские;
- буддистские;
- иудейские и т.п.
5) Принимая во внимание социальную базу государства, выделяют следующие типологии:
а) государства полиэтнические и этнические однородные;
б) с политизированным и с аполитичным населением;
в) с нормальной и с деформированной социальной структурой;
г) с отсутствием господствующих социальных слоев и с господством определенного класса или этнической группы и т.п.
6) Учитывая специфику организации и функционирования власти, предлагаются такие типологии:
а) государства правовые и неправовые;
б) легитимные и нелегитимные;
в) бюрократизированные и небюрократизированные;
г) децентрализованные и централизованные;
д) конфронтационные и миролюбивые и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|