Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. с. 4.
30. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М, 1993.
32. Чиркина Г.В. Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.
Раздел II.
Приложение 1.
Примерная должностная инструкция учителя-логопеда
I. Общие положения:
1. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.
2. Учитель-логопед руководствуется в своей работе Конституцией РФ, законами РФ, Конвенцией «О правах ребенка», постановлениями и распоряжениями Правительства, муниципального органа управления образования, Уставом образовательного учреждения и настоящей должностной инструкцией.
3. На должность учителя-логопеда назначаются лица с высшим образованием по профилю профессии.
II.Обязанности:
1. Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии воспитанников.
2. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности у них дефекта.
3. Осуществляет все виды работ, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой по должностям работников образования РФ.
4. Надлежащим образом ведет необходимую документацию; обобщает полученные в результате работы данные; предоставляет отчеты о проделанной работе.
5. Соблюдает трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения, нормы охраны труда, правила техники безопасности и противопожарной защиты.
III. Права:
1. Составлять проекты программ исследований по избранному и согласованному с руководством ДОУ направлению, вести научную и методическую работу.
2. Участвовать в проектах ДОУ, утвержденных педагогическим советом.
3. Готовить и выносить на обсуждение педагогического совета предложения по совершенствованию форм организации труда, улучшению условий труда, систем подбора, расстановки кадров, их использования и повышения квалификации.
4. Организовывать пропаганду знаний по профилактике нарушений речи.
IV. Ответственность:
Учитель-логопед несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.
Приложение 2.
Примерное положение
О базовом образовательном учреждении
для проведения педагогической практики студентов
По специальности 050715 «Логопедия»
Педагогическая практика студентов является самостоятельной организационной формой обучения в вузе, в задачи которой входят формирование практических умений и навыков реализации теоретических знаний в профессиональной деятельности учителя-логопеда, изучение передового педагогического опыта, формирование умений ведения научно-исследовательской работы, воспитание профессионально значимых качеств личности педагога на основе компетентностного подхода.
Качественное решение данных задач определяет необходимость разработки и дальнейшей практической реализации ряда оптимальных условий теоретической и содержательно-педагогической подготовки будущих специалистов на базе дошкольного образовательного учреждения, воспитывающего детей с нарушениями речевого развития.
В качестве базовых условий, позволяющих образовательному учреждению организовать качественную профессиональную подготовку студентов по программе педагогической практики, выделяются следующие:
- организационно-управленческие,
- кадровые,
- содержательно-методические,
- материально-технические.
Организационно-управленческие условия
организации педагогической практики студентов
На базе образовательного учреждения
Участие образовательного учреждения в процессе профессиональной подготовки студентов по специальности «Логопедия» определяется наличием ряда организационно-управленческих условий:
1. Образовательное учреждение определяется базовым для проведения педагогической практики студентов по специальности 0507715 «Логопедия» при условии наличия групп для детей с нарушениями речевого развития.
2. Учебно-воспитательный процесс базового образовательного учреждения строится на основе реализации программ коррекционного обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.
3. Базовое образовательное учреждение реализует основные направления педагогической деятельности на основе учета коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
4. В базовом образовательном учреждении осуществляется систематическая методическая и научно-методическая (исследовательская) работа, направленная на создание условий оптимизации и повышения эффективности процесса коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
5. Управление и контроль качества проведения педагогической практики студентов осуществляет руководитель базового образовательного учреждения (зам. руководителя по воспитательно-методической работе либо методист, либо старший воспитатель). Практическая реализация задач профессиональной подготовки будущих специалистов осуществляется педагогами (учителями-логопедами), входящими в основной штат образовательного учреждения.
Кадровые условия
организации педагогической практики студентов
На базе образовательного учреждения
Качество профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях проведения педагогической практики во многом зависит от характеристик кадрового потенциала базового образовательного учреждения, профессиональной и личностной готовности педагогов (учителей-логопедов) к обобщению и распространению собственного опыта педагогической деятельности. На основании данного методического подхода в качестве кадровых условий базового образовательного учреждения выделяются следующие:
1. Практическое проведение занятий в рамках педагогической практики студентов осуществляет учитель-логопед имеющий стаж педагогической деятельности по специальности не менее 5 лет.
2. Учитель-логопед, участвующий в проведении педагогической практики студентов, должен обладать достаточным уровнем знаний и представлений о целях, задачах, приемах, методах, содержании данной организационной формы профессиональной подготовки будущих специалистов.
3. Профессиональная готовность учителя-логопеда к проведению педагогической практики студентов определяется следующими аспектами:
- систематичностью повышения профессиональной квалификации,
- качественной реализацией специальных технологий, методик, методов и приемов логопедической работы с обучающимися (воспитанниками) на основе учета этиопатогенетических механизмов и структуры речевого дефекта,
- активным участием в работе методических объединений педагогов,
- распространением педагогического опыта (проведение открытых уроков, занятий, мероприятий; участие в проведении семинаров, конференциях, профессиональных конкурсах; наличие публикаций и т.д.),
- результативностью педагогической деятельности (на основе учета показателей состояния языковых и речевых компонентов лиц с нарушениями речи, наличия устойчивой положительной динамики общего и речевого развития обучающихся (воспитанников).
4. Личностная готовность учителя-логопеда к проведению педагогической практики студентов определяется следующими качествами:
- гражданская нравственная зрелость;
- познавательная и педагогическая направленность личности;
- увлеченность профессией;
- гуманистическое отношение к детям;
- педагогическая творческая активность;
- справедливость, требовательность к себе и окружающим;
- ответственность и последовательность.
Содержательно-методические условия
организации педагогической практики студентов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|