|
Как выбирать динамические игрушки
При выборе игрушек необходимо обратить внимание на следующие существенные моменты:
• Истинность, некарикатурность образа. Маленький ребенок нуждается в правдивом, достоверном и одновременно художественном, образном отображении мира. Именно такая картина мира является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте.
• Естественность и плавность движения — двигательная природо-сообразность. Игрушечные персонажи должны совершать плавные и естественные движения, соответствующие реальности. Если у бабочки западает крылышко, то она не может «летать», а крокодил, например, не может быть игрушкой-верхолазом, карабкающееся движение для него противоестественно.
• Соответствие звука, цвета и образа. Живые, органические, природные формы в сочетании с мягкими цветами предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия ребенка. Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого.
• Прочность и ремонтопригодность — в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки из дерева, они прочнее, лучше поддаются ремонту.
* Возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенной в сложные состязательные игры, в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).
В заключение отметим, что динамические игрушки должны находиться в открытом доступе для детей: крупные - стоять в игровом уголке, мелкие — на полках (на уровне головы ребенка), а пара «верхолазов» может висеть на своих шнурах в прихожей детского учреждения, чтобы те дети, которые уже готовы к выходу и ждут других, могли в это время с пользой поиграть.
Литература
1. Айерс Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009.
2. Кениг К. Воспитание чувств и телесный опыт. М.: Энигма, 1999.
3. Максимова Е.В. Уровни общения. Причина возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. М., 2008.
4. Семенович А.В. Ведение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.
5. Элысонин БД. Опосредствование, действие, развитие. Ижевск: ИД «ERGO», 2010.
6. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я в раннем возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 16-24.
А.Л. Романова, И.А. Рябкова, Е.Г. Шеина
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены виды продуктивной деятельности: конструирование, мозаика, ремесло. Рассматриваются материалы для каждого вида, их особенности и возможности использования в дошкольном возрасте. Даются методические рекомендации по организации продуктивной деятельности.
Ключевые слова: продуктивная деятельность, детское конструирование, мозаика, ремесло, детское творчество.
Одним из самых важных и самых любимых занятий дошкольников является продуктивная деятельность. Такая деятельность предполагает преобразование разнообразных материалов для получения какого-нибудь продукта.
В дошкольном возрасте эта деятельность чрезвычайно важна, поскольку способствует формированию многих важных личностных качеств: образного мышления, творческих способностей, целеустремленности и настойчивости. Продуктивная деятельность связана с разнообразными достаточно тонкими ручными умениями и поэтому развивает моторику рук и зрительно-моторную координацию. Такая деятельность дает возможность что-то создать, т.е. выступить создателем, творцом, что является чрезвычайно необходимым для ребенка переживанием. В отличие от игры, создание продукта максимально приближено к реальной деятельности взрослого человека, а результаты этих занятий обладают определенным культурным смыслом: например, их можно использовать в качестве подарков — вещи, сделанные своими руками, имеют высокую ценность.
Любая продуктивная деятельность имеет несколько основных форм: по образцу, по условиям и по замыслу.
Деятельность по образцупредполагает наличие готовой модели того, что нужно сделать (например, изображение или схема, готовое изделие и т.п.). Задача ребенка заключается в том, чтобы в точности воспроизвести образец.
В деятельности по условиям задается не образец, а только условия, которым должен соответствовать результат (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Деятельность по замыслу предполагает, что ребенок сам создает образ будущего продукта и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении.
Для овладения любыми способами действия необходима помощь взрослого, который показывает, что и как нужно делать. В сложных видах деятельности, например вязании, ребенку необходимо показывать все элементы движений рук со спицами.
Деятельность по условиям и по замыслу требует большей активности ребенка и поэтому более творческая.
Выделяют следующие виды детской продуктивной деятельности:
• конструирование;
• мозаика;
• ремесло.
К продуктивной деятельности относится также изобразительная деятельность, но материалы для нее обычно не считаются игровыми, в отличие от конструкторов, мозаик и наборов для творчества.
Рассмотрим некоторые особенности материалов, необходимых для разных видов продуктивной деятельности.
Конструирование
Разнообразие конструкторов на сегодняшний день очень велико. В зависимости от деталей из них можно создавать всевозможные конструкции:
— подобия живых существ — человечков, фигурок животных и т.п.;
— архитектурные сооружения (разнообразные здания, мосты и т.п.). Получившийся продукт в дальнейшем можно использовать в игре (созданный аналог предмета может быть опорой для игровых действий ребенка);
— технические устройства (разнообразный транспорт, приборы и т.п.). Получившийся продукт также можно использовать в игре. Такие конструкторы обладают особой функциональной привлекательностью и хороши для дошкольного возраста;
— абстрактные предметы (разнообразные объемные геометрические формы). Такие конструкторы могут быть использованы в учебной деятельности, поэтому они хороши для школьного возраста.
В дошкольном возрасте конструирование тесно связано с сюжетной игрой, поэтому детям необходимы конструкторы, постройки из которых можно включать в игру. Это могут быть традиционные наборы строительных материалов разной формы, а также конструкторы со скрепляющимися деталями, например типа «Лего» или винтовые (скрепляются винтами и гайками) и др. Построенные из них архитектурные сооружения или технические средства необходимо включать в сюжетную игру, добавляя персонажей (небольшие фигурки животных и людей), элементы ландшафта (из отдельных деталей, кусочков ткани, бумаги, камушков, ракушек и т.п.) и др. Для этого существуют и специальные тематические наборы, такие, как «Пожарная команда», «Ферма», «Пираты» и др. Для конструирования и игры в детском саду хорошо подходят крупные мягкие модули. Из них можно создавать конструкции размером с детей — домики и другие постройки для сюжетных игр или просто для проявления физической активности.
Конструировать можно не только из конструкторов, но и из бумаги, разных природных материалов - камушек, шишек, ракушек и т.п. Такое художественное конструирование позволяет ребенку не только создавать разнообразные объекты, но и выражать собственное отношение к чему-либо.
Как и во всех видах продуктивной деятельности, в конструировании есть опасность «застревания» ребенка на шаблонах и образцах. Поэтому его необходимо вовремя подтолкнуть к поиску новых форм и идей, помочь включить конструирование в игру. Для этого существуют и специально разработанные программы по развитию конструирования в детском саду (например занятия по конструированию в программе «Истоки»).
Мозаика
Еще один вид продуктивной деятельности, имеющий глубокие исторические корни, - составление изображений из небольших абстрактных кусочков разнообразных материалов — мозаика.
Готовых наборов для изготовления мозаики сейчас, также очень много: классические пластиковые основания с дырочками и штырьками (с ножками), термомозаики, рисунок в которых закрепляется с помощью утюга, мозаики из природных материалов - мелких камешков, различных зерен, крупы и т.д. На различных этапах дошкольного возраста необходимы разные варианты мозаики.
В возрасте четырех—шести лет особую актуальность приобретает мозаика с ножками. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду занимает особое положение. Создание точечного рисунка — дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и развитости представлений.
К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками является маленькое поле, на котором не так-то просто развернуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. Указанный недостаток во многом является причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность для них этого вида деятельности. Поэтому оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста является мозаика с большим полем и достаточным количеством фишек, причем разных цветов, с помощью которых можно изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Приобретая мозаику с ножками, проверьте ее технические качества: легко ли втыкаются фишки в-поле, насколько просто их вынуть, держится ли созданный рисунок или фишки легко выскальзывают, стоит только перевернуть поле.
Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрисмозаиками требуется достаточно хорошо развитая мелкая моторика рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей пяти-шести лет и старше.
В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики — термомозаику. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, которые фиксируются на поле с ножками, а потом рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему созданный рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Созданный продукт подтверждает, что ребенок уже что-то умеет, что он — творец. Именно поэтому термомозаика является прекрасным средством самовыражения ребенка. Конечно, зафиксировать рисунок утюгом может только взрослый.
Сегодня мозаиками нередко называют аппликации. Однако аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а всего лишь элементы, с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой - в обоих случаях целое создается из частей, однако различия" в них очевидны. Во-первых, вариативность действий в мозаике выше, а значит, требуется большая собственная активность ребенка. Во-вторых, мозаика, по сравнению с аппликацией, требует четких представлений о результате. Это не значит, что аппликация — менее важная деятельность, более того, она, так же как и любой другой продуктивный вид деятельности, может развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребенка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и богаче, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики.
Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем неверно, поскольку создаваемая из кусочков - частей целого — картинка с неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы, скорее, задействуют образы восприятия, чем мышления и воображения. Именно поэтому сборка сложных составных картинок иной раз доступна детям, даже не достигшим двух лет, в то время как самое простое мозаичное изображение становится доступным ребенку не раньше трех лет, причем в совместной со взрослым деятельности и по простому образцу.
Часто можно наблюдать, как дети трех лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле, иногда ориентируясь на цвет, редко создавая какой-то узор, при этом они считают, что это красиво, и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь. Ближе к четырем годам ребенок начинает самостоятельно использовать мозаику для предметных изображений. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха - до сотни и даже больше деталей. Это свидетельствует о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности и насколько разных уровней психического развития они требуют. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самих детей.
К сожалению, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Как уже отмечалось, отчасти это связано с маленьким полем, ограничивающем действия ребенка, маленьким количеством фишек и их цветовой гаммы и пр. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств - значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то, может быть, даже более традиционной, чем любая другая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл. Например, можно сделать мозаичную картинку «На дне океана», используя мелкие камешки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае камешки могут служить дном океана, ракушки - водорослями, пуговички - сундуком, а монетки и стекляшки - сокровищами в этом сундуке. Традиционным для детского сада является рисунок крупой, нанесенной на пластилин. Самостоятельное составление мозаичной картинки без образца — достаточно сложная деятельность для ребенка дошкольного возраста, однако придумать какой-нибудь узор ему вполне по силам.
Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики, взрослый поможет развитию таких важных познавательных процессов, как восприятие, мышление, воображение, волевая регуляция и др., кроме того, заложит в детях стремление к творчеству и самостоятельности.
Ремесло
К этой деятельности относится большое количество разнообразных занятий — лепка, плетение, вязание, ткачество и т.д. Для них сейчас существует множество специальных наборов, с помощью которых ребенок может выдумывать, фантазировать и воплощать свой замысел в материале. Однако предлагаемые наборы во многих случаях не требуют никакой фантазии и собственной творческой работы ребенка, а предполагают стандартное пошаговое выполнение инструкций. Обычно эти наборы сделаны из качественных современных материалов, содержат все необходимые для деятельности элементы, чем и привлекают и детей, и взрослых. Работа с такими материалами требует значительных ручных умений (не всегда доступных дошкольнику), но совершенно не требует никакого собственного замысла.
Большим разнообразием отличаются наборы типа «смоделируй» и «смоделируй и раскрась». Большая часть из них представляет собой наборы для лепки из разных материалов и различные формы для создания объемных изображений или изготовления отпечатков путем прижимания форм к поверхности пластичного материала. Существуют таюке наборы, предполагающие заливку глины или гипса в специальные формы. К ним, как правило, прилагаются краски для раскрашивания и инструкция. Встречаются наборы для создания рамок для фотографий, фигурок на магнитах, елочных игрушек и пр. Набор для строительства, кроме самого материала (гипса), состоит из целого комплекта форм для заливки. Изготовив с их помощью кирпичики, черепицу, колонны и т.п., можно «построить» самые разные здания (в набор также входят клей и краски).
К наборам для творчества относят и различные комплекты для рисования. Это могут быть как большие наборы мелков или карандашей (включающие порой до ста цветов), так и комплекты для рисования в смешанной технике, состоящие из цветных карандашей, красок и, например, пастели. Большим разнообразием отличаются наборы для рисования на различных поверхностях — текстиле, пластмассе, стекле, предназначенные для декорирования одежды, создания витражей и пр. Встречаются наборы трафаретов, специальных губок и печатей. Отдельный интерес представляют наборы для рисования необычными материалами (цветным песком, который приклеивается к готовым изображениям, пластилином, клеем с блестками), для создания гравюр и т.п. Как правило, во всех случаях ребенку предлагается создать определенное изображение в конкретной технике, что значительно ограничивает возможности творчества.
К этому же типу материалов относятся наборы для детского рукоделия. Эта группа наборов для творчества особенно разнообразна. В большом количестве встречаются специальные детские наборы для вышивания. Обычно в них входит пластиковая основа-сетка, шерстяные или хлопковые нитки и игла (часто тоже пластиковая). Рисунок и цветовая гамма, как правило, заданы, т.е. отображены на пластиковой основе.
Очень привлекательными для детей (особенно для-.девочек) являются наборы для создания украшений, в них входят всевозможные бусины, бисер и другие части украшений. Однако все они также предполагают единственный способ нанизывания в соответствии со схемой, данной в инструкции. Как правило, при наличии такого «задания» детям не приходит в голову использовать собственное воображение и воплотить собственную идею. Также в большом количестве представлены наборы для шитья. В них входит все необходимое для создания различных, сшитых вручную, предметов — игрушек, домашних аксессуаров (подушек, прихваток, фартуков), костюмов для кукол. Кроме того, встречаются детские наборы для вязания, ткачества (создания «гобеленов»).
В настоящее время в продаже имеется большое количество наборов для валяния, бисероплетения и т.п. В них есть небольшое количество материала, достаточное для изготовления конкретного образца, предложенного в наборе. Они очень привлекательны для детей, поскольку всегда есть видимый результат - игрушка, вышитый узор или украшение. Однако зачастую изготовление подобных изделий слишком сложно для дошкольников. При этом наборы для детского творчества должны не только ставить какую-либо задачу перед ребенком (слепить, вырезать, склеить и пр.), т.е. научить ребенка различным умениям, они должны обладать таким важным условием для творчества, как открытость для других действий. Важно, чтобы ребенок смог реализовать и собственную задумку, не ограничиваясь поставленной задачей. Кроме того, совсем не обязательно покупать такие наборы — можно просто приобрести клубки ниток, кусочки ткани и т.п. и самостоятельно подбирать или придумывать образцы для детей. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми, существует также большое количество методической литературы с целыми программами по развитию продуктивной деятельности [3] и с образцами поделок и способов работы.
К продуктивному виду деятельности относится и не всегда осуществимое в рамках детского сада приготовление простых блюд: от бутербродов и салатов до печенья. Детям очень нравится самостоятельно готовить; это особенно приятно, поскольку потом можно устроить застолье.
Современным аналогом продуктивной деятельности являются некоторые компьютерные развивающие программы. В них существует возможность конструирования из геометрических фигур, создания изображений с помощью «природного материала» и т.п. Важно, чтобы виртуальный продукт можно было включить в какую-нибудь традиционную деятельность детей, например, если это кукла, то распечатать изображение на бумаге, склеить, а потом использовать в игре.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|