История еврейской диаспоры
Происхождение слова «иудеи»
Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди)[6]. В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.
Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
[править]
Происхождение слова «евреи»
На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский», букв. «еврейская»). Буквальное значение слова «иври» — «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר) — «перейти»). Это дает возможность дополнительного толкования — «пришелец с той стороны (реки Евфрат)»[7]. Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана, Быт.14:13. Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима[8][9]. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племен хабиру[10].
[править]
Название в русском языке
Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי (иври)[11]. Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.
Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно, как и польск. Żyd, лит. Žydas или чеш. Žid, восходит к позднепраславянскому *židъ, заимствованному из итал. giudeo[12], которое, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском, чешском и литовском языках, где слово еврей не употребляется, и в юго-западном наречии украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово «єврей».
Слово «гебреи» («hebraeus») является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.
Древнейшая (библейская) история
Как народ, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата («хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля.
На рубеже 2—1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида.
[править]
Эпоха Первого Храма
В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).
В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).
Средние века
Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638, хотя еврейское присутствие всегда сохранялось.
История еврейской диаспоры
В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот), различающиеся по языку и бытовой культуре:
▪ Вавилонские (иракские) евреи (Месопотамия, Закавказье, Курдистанское нагорье) — V—XI века;
▪ Сефарды (Пиренейский полуостров) — начало н. э. — 1492;
▪ Ашкеназы (Центральная Германия, Восточная Европа) — X век — середина XX века.
Одна из древнейших этнических групп — вавилонские или иракские евреи (бавли), сложилась в середине 1 тысячелетия до н. э. Община использовала вначале арамейский язык, вытесненный около VIII—IX веков первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).
Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано — среднеазиатскую группу, которая в XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско — персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.
С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности.
В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.
Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1 тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянма (Бирма), Гонконг, Индонезия и др.), где они известны под названием багдади. С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.
В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй.
Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).
В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев.
Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.
На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы, сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.
К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов[источник не указан 663 дня]. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии (см. Черта оседлости). Ещё около 30 % жило в других странах Европы и лишь 14 % в Северной Америке[источник не указан 663 дня]. В Палестине тогда жило лишь 78 тыс. евреев.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев[17][18] Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала[19] (см. Холокост). Приведенные цифры пытаются оспаривать отрицатели Холокоста.
3. Существительные: еврейка, еврейство Прилагательные: еврейский Наречия: по-еврейски
4. Синонимы: Жид, вор, иудей, израилитянин
5. Антонимы: Гой, нееврей
6. Фразеологизм: “Жаден как еврей”
7. Еврей, злодей, нет корней, дверей, детей, живей. полей,
8. (загадка) Кто самый жадный, в банках опасный
(Стихотворение) Жил был Еврей, не было у него ни жены ни детей, Жаден он был, черную шляпку и завитушки носил, Все боялись его хитрых глаз, И вот как то раз К нему пришел Бред Питт, и сказал что он жид!
(Обычие) В Америке на рождество, принято молодым мальчикам избивать еврейских детей. (Сет Макфарлейн. Фильм “Третий Лишний” «Ted»)
9. В Америке «if the house is a Jew, hide your valuables»
10. «Еврейская любовь» - израильский сборник стихов
11. «Ковчег Шиндлера» - роман Томаса Кенилли, позже фильм по роману «Список Шиндлера»
12. «Jewage» - израильская пресса, выпускает под своей маркой как журналы так и газеты
13. Картина Василия Паленова – «Еврей»
14. Евреи часто пародируется в анимационном сериале «Гриффины». Реже в «Симпсонах»
Фильм «Список Шиндлера» - рассказывает о немецком герое, который помогает евреям во время холокоста.
В Анимационном сериале «Южный парк» часто звучат насмешки персонажа Эрика Картмена над другим персонажем Кайлом
Фильм «Страсти Хрестовы» с Мелом Гибсоном в главной роли рассказывает о том, как евреи убили Иисуса.
Напарник Уила Смита в фильме «День независимости» Еврей
15. Стихотворение (см. Пункт 8)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|