IV Структура АИС. Функциональные и обеспечивающие подсистемы
Структура – определенное внутреннее устройство системы.
Исходя из определения, что информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в целях решения поставленных задач, ее структуру следует рассматривать как совокупность определенным образом организованных подсистем, обеспечивающих выполнение этих процессов.
АИС состоит, как правило, из функциональной и обеспечивающей частей, каждая из которых имеет свою структуру. Структура АИС представлена на рис. 2.
Рисунок 2 -Структура АИС
Функция есть проявление взаимодействия системы с внешней средой. Проявление функции во времени называется функционированием.
Функциональная часть – совокупность подсистем, зависящих от особенностей АСУ. Эти подсистемы разделяются по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют в себе соответствующие комплексы задач управления.
Обеспечивающая часть – совокупность информационного, математического, программного, технического, правового, организационного, методического, эргономического, метрологического обеспечения.
Обеспечивающая часть
Информационное обеспечение АИС — это совокупность баз данных и файлов операционной системы, форматной и лексической баз, а также языковых средств, предназначенных для ввода, обработки, поиска и представления информации в форме, необходимой потребителю.
ИО включает массивы форматированных (и неформатированных) документов, классификаторы, кодификаторы, словари, нормативную базу для реализации решений по объемам, размещению и формам существования информации в АИС, а также совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и персонала АС с комплексом средств автоматизации.
В настоящее время ИО рассматривают как совокупность собственно ИО и лингвистического обеспечения. При этом собственно ИО включает файлы операционных систем и БД, а лингвистическое — форматную базу, лексическую базу и языковые средства.
Математическое обеспечение – «совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС» (ГОСТ 34.03-90).
Программное обеспечение – совокупность общесистемных и прикладных программ, а также инструктивно-методической документации по их применению.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, обеспечивающих работу системы. Это технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации.
Правовое обеспечение – совокупность нормативно-правовых документов, определяющих права и обязанности персонала в условиях функционирования системы, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правил ревизии данных, обеспечение юридической чистоты совершаемых операций.
Организационно-методическое обеспечение – совокупность документов, определяющих организационную структуру системы автоматизации для выполнения конкретных автоматизируемых функций.
Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств по созданию оптимальных условий для работы специалистов в рамках АИС.
Метрологическое обеспечение – методы и средства метрологии и инструкции по их применению для всех компонентов АИС.
Функциональная часть
Функция системы — совокупность действий, направленных на достижение определенной частной цели. Функции АИС подразделяются на информационные, управляющие, защитные и вспомогательные.
Информационные функции реализуют сбор, обработку и представление информации о состоянии автоматизируемого объекта оперативному персоналу или передачу этой информации для последующей обработки. Это могут быть следующие функции: измерение параметров, контроль, вычисление параметров, формирование и выдача данных оперативному персоналу или в смежные системы, оценка и прогноз состояния АС и ее элементов.
Управляющие функции вырабатывают и реализуют управляющие воздействия на объект управления. К ним относятся: регулирование параметров, логическое воздействие, программное логическое управление, управление режимами, адаптивное управление.
Защитные функции могут быть технологические и аварийные.
При автоматизированной реализации функций различают следующие режимы:
- диалоговый (персонал имеет возможность влиять на выработку рекомендаций по управлению объектом с помощью ПО и КТС);
- советчика (персонал принимает решение об использовании рекомендаций, выданных системой);
- ручной (персонал принимает управляющие решения на основе контрольно-измерительной информации).
Подсистемы функциональной части системы строят в соответствии с информационными и управляющими функциями.
Подсистема сбора информации осуществляет сбор информации по каналам связи разными способами: ручным, автоматизированным, иногда автоматическим.
Операторы выполняют первичный сбор и систематизацию информации. Собранная информация анализируется с точки зрения выявления сущностей, которые будут являться прообразами создаваемых таблиц БД (если БД реляционная). Далее информация направляется в подсистему представления, хранения и обработки информации.
Подсистема представления, хранения и обработки информации выполняет предмашинную подготовку данных и ввод их в базу данных, рассматриваемую как информационную модель предметной области. Операторы при участии администратора базы данных по определенным правилам на основе инструкций заполняют базу данных подготовленной информацией. В этой подсистеме осуществляется проверка данных на достоверность и непротиворечивость, редактирование, обработка и анализ данных, осуществляется сохранность накапливаемых данных, восстановление утерянных. Основой этой подсистемы является информационный фонд — база данных (БД), управляемая системой управления базами данных (СУБД).
База данных – именованная совокупность структурированных, организованных данных, отображающая состояние объектов и их отношений в определенной предметной области.
Система управления базами данных – совокупность методов, языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования БД многими пользователями. СУБД позволяют создавать и хранить большие массивы данных и манипулировать ими.
В совокупности информационный фонд, а также средства и методы его обработки могут представлять собой банк данных.
Банк данных (БнД) – система специально организованных данных, программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
Характер представления информации и ее логическая организация в БД зависят от типа системы.
В документальных АИС документы при вводе в БД не структурируются. Для поиска документа создается его поисковый образ (ПОД) – карточка реквизитов.
В фактографических АИС данные при вводе в БД структурируются и хранятся в виде множества экземпляров структурных элементов, которые содержат сведения по фактам, событиям. Структура объекта включает конечный набор реквизитов (характеристик). Например, хранятся данные о персонале. Запись о каждом сотруднике содержит такие реквизиты, как фамилия, имя, отчество и т. д.
В геоинформационных системах данные структурированы в отдельные информационные объекты, которые привязаны к общей топографической основе (электронной карте).
В этой подсистеме особое внимание уделяется вопросам поддержания целостности БД, т.е. достоверности и непротиворечивости хранимой и обрабатываемой информации, а также вопросам защиты информации.
Подсистема выдачи и распространения информации осуществляет поиск необходимых данных по запросам, создание готовых документов и отчетов, передает готовые документы по каналам связи и предоставляет требуемую информацию потребителям.
Приведенная выше схема структуры АИС осуществляется, в основном, в информационно-справочных, информационно-поисковых системах. Структура более сложных систем, по существу, представляет собой АИСУ, т. е. АИС управления, АСУ различных уровней и назначения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|