|
Последовательность выполнения работы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОПОЕЗДОВ
Цель работы: изучение метода рационального проектирования и выбора тех- нических объектов на примере автомобильных систем автопоездов.
Общие сведения
Системный подход требует рассмотрения объекта как системы с учетом с уче-
том внутренних (между элементами) и внешних (со средой) связей. Каждую систему следует рассматривать как часть подсистемы, с элементами которой система взаи- мосвязана. Отдельные элементы системы можно, в свою очередь, рассматривать как подсистемы.
Система «автопоезд» состоит из подсистем «тягач», «сцепное устройство» и
«буксируемое устройство» (рисунок 2.1). В свою очередь, каждая из подсистем представлена в виде возможных альтернатив: «тягач» – может быть седельный или прицепной; «седельное устройство» – седельно-сцепное либо тягово-сцепное; «бук- сируемое устройство» – полуприцеп или прицеп. В зависимости от вида подсистемы элементы ее также будут существенно отличаться.
АВТОПОЕЗД
тягач сцепное устройство буксируемое устройство
Рисунок 2.1 – Структурный анализ системы автопоезда
Метод морфологического анализа направлен на последовательный перебор всех возможных вариантов и является примером системного подхода к решению творческих задач. Сущность его состоит в том, что в системе выделяют несколько характерных для неѐ структурных, морфологических признаков, по каждому из ко- торых составляют список различных конкретных вариантов (альтернатив) техниче- ского выражения использования этих признаков. Каждый признак может характери- зовать какой-то конструктивный узел (элемент структуры) системы, какую-то еѐ функцию (связь между элементами), параметры системы и т.д.
Признаки с их альтернативами можно располагать в форме таблицы, называе- мой морфологической матрицей (картой, файлом или таблицей), что позволяет луч- ше представить поисковое поле, а также полнее использовать возможности компью- терной техники при проектировании.
Морфологическая матрица системы «автопоезд» поясняется примером
(табл. 2.1), который может быть существенно расширен.
Таблица 2.1 – Морфологическая матрица. Система – «Автопоезд»
Тягач Х
| Сцепное устройство Y
| Буксируемое устройство Z
| X1 – прицепной
X2 - седельный
| Y1 – тягово-сцепное
Y2 – седельно-сцепное
| Z1 – прицеп
Z2 – полуприцеп
|
Характеристики подсистем представлены в виде комбинаторных файлов (табл. 2.2…2.4). Входящие в указанные файлы характеристики можно подвергнуть дельнейшей детализации на основе дополнительных данных из научно-технических и рекламных источников. Значительная часть справочных материалов приведена в настоящем методическом указании (табл. 2.5…2.14 и рисунки 2.2…2.15).
На последних этапах морфологического анализа из всех перечисленных вари-
антов выбирается наиболее рациональный с лучшими сочетаниями показателей по заданному критерию.
Таблица 2.2 – комбинаторный файл элемента Х – ТЯГАЧ
Элемент
| Характеристика узла
| Элемент
| Характеристика узла
| X1
| Х1.1 – ГАЗ – 52 – 04
Х1.2 – ГАЗ – 53А Х1.3 – ЗИЛ – 130 - 80
Х1.4 – ЗИЛ – 133 ГЯ Х1.5 – ЗИЛ – 131
Х1.6 – МАЗ – 5335
Х1.7 – МАЗ – 53352
Х1.8 – МАЗ – 5166
Х1.9 – КамАЗ – 5320
Х1.10 – КамАЗ – 53212
Х1.11 – КрАЗ – 225Б Х1.12 – КрАЗ – 257 Б1
Х1.1 3 – МЗКТ – 73165
ВОЛАТ»
| X2
| Х2.1 – ГАЗ – 5206
Х2.2 – ЗИЛ – 130В1 – 76
Х2.3 – ЗИЛ – 4421
Х2.4 – КАЗ – 608В Х2.5 – КамАЗ – 5410
Х2.6 – КамАЗ – 54112
Х2.7 – МАЗ – 504 В Х2.8 – МАЗ – 5429
Х2.9 – КрАЗ – 255 В1
Х2.10 – КрАЗ –258 Б1
Х2.11 – КрАЗ – 260В Х2.12 – МАЗ – 6422
Х2.13 –МАЗ – 5432
Х2.14 – Урал – 377 СН Х2.15 – Урал – 375С – К1
Х2.16 – Урал – 375СН Х2.17 – МЗКТ – 74165
«ВОЛАТ»
|
Таблица 2.3 – Комбинаторный файл элемента Y – СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
Элемент
| Характеристика узла
| Элемент
| Характеристика узла
| Y1
| Y1.1 – 0 (Т1)
Y1.2 – 1 (Т2) Y1.3 – 2 (Т3) Y1.4 – 3 (Т4) Y1.5 – 4 (Т5)
| Y2
| Y2.1 – 50,8 мм; (до 40 т)
Y2.2 – 89 мм; (от 40 до 100 т)
|
Элемент
| Характеристика узла
| Элемент
| Характеристика узла
| Z1
| Z1.1 – Одноосный
Z1.2 –Двухосный Z1.3 – Многоосный Z1.4 – Прицеп-роспуск
| Z2
| Z2.1 – Общего назначения
Z2.2 – Панелевоз Z2.3 – Фермовоз Z2.4 – Плитовоз
Z2.5 – Сантехкабиновоз
Z2.6 – Блоковоз
Z2.7 – Для перевозки по- рошкообразных материалов Z2.8 – Трубовоз
Z2.9 – Топливовоз
Z2.10 – Битумовоз
|
| | Таблица 2.4 – Комбинаторный файл элемента Z – БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО
Рисунок 2.2 – Специализированные автопоезда для перевозки:
а – сыпучих грузов; б – стеновых панелей; в – плит; г –сантехкабин
Последовательность выполнения работы
1) подобрать вид автопоезда для заданного типа и массы перевозимого груза;
2) произвести системный анализ выбранного автопоезда, составить морфоло- гическую матрицу для его подсистем;
3) обосновать рациональность выбранного варианта автопоезда с учетом
возможных усовершенствований в результате проведенного анализа.
Таблица 2.5 – Панелевозы
Показатель
|
УПП – 0907
|
УПП – 1207
|
ПП – 1307
| УПП(Ш) –
|
ПП – 1407
| Грузоподъемность, т
Масса в снаряженном состоянии, т
Масса с грузом, т Распределение полной массы, т, на:
седельно-сцепное устройство
опорное устройство ось (тележку)
Кузов
Число грузовых пло- щадок
Габариты, мм длина ширина высота
Размеры грузовых площадок, мм:
длина ширина
Погрузочная высота, мм
База, мм Число осей Основной тягач
Организация-
разработчик
|
3,4
12,4
5,42
6,4
6,98
Кассетный
ЗИЛ – 130 В1
ЦНИИОМТП
|
5,6
17,6
7,6
9,1
Кассетный
МАЗ - 504Г ЦНИИОМТП
| 12,6
4,88
17,48
7,48
9,15
Хребтовый
МАЗ - 504А Ставропол.
завод
«Стальспец- конструк- ция»
|
5,75
17,75
1,15
9,06
Наклонная платформа
МАЗ - 5О4А ЦНИИОМТП
| 13,5
5,7
19,5
8,1
11,4
Хребтовый
КамАЗ - 5410
ЭКПБ Ми- нюгстроя СССР
|
а в
б г
Рисунок 2.3 – Полуприцепы-панелевозы:
а – УПП – 2012; б – УПП(Ш) – 1207; в – УПП-1207; г – ПП – 1307
Таблица 2.6 – Плитовозы
Показатель
| УПП – 0906
| УПП – 1412
| УПП – 1212
| ПК – 1824*
| УПР – 1812
| Грузоподъемность, т
Масса в снаряжен- ном состоянии, т
Масса с грузом, т
Распределение пол- ной массы, т, на:
седельно-сцепное
устройство
ось (тележку) Габариты, мм
длина
ширина высота
Размеры грузовой
площадки, мм: длина ширина
Погрузочная высота, мм
База, мм Число осей Основной тягач
Организация-
разработчик
|
3,4
12,4
5,32
7,08
ЗИЛ-130В1
ЦНИИОМТП
|
5,1
19,1
8,1
КамАЗ-5410
ЦНИИОМТП
|
5,75
17,75
7,75
8685 - 12 685
8270-12270
5960-9960
МАЗ-504А ЦНИИОМТП
| 17,5
12,5
24 580
КрАЗ-258
ЦНИИОМТП
|
7,7
25,7
7,7
8850 - 12850
8500-12500
6100-10100
МАЗ-504В
Мытищинский экспериментальный автомеханический завод Мособл- стройтранса
|
*С канатным приводом поворотного устройства
Рисунок 2.4 – Полуприцеп-плитовоз УПП – 11412
Рисунок 2.5 – Полуприцеп ПК – 1824
Рисунок 2.6 – Раздвижной полуприцеп УПР – 1212
Рисунок 2.7 – Полуприцеп-фермовоз УПФ-1218
Таблица 2.7 – Сантехкабиновозы
Показатель
| ПЭ – 0907
| ПЭ – 1209*
| ПЭ – 1309*
| ПК – 8*
| У – 6**
| Грузоподъемность, т
Масса в снаряжен- ном состоянии, т Масса с грузом, т Распределение пол- ной массы, т, на:
седельно-сцепное устройство
ось (тележку) Габариты, мм
длина ширина высота
Размеры грузовой площадки, мм:
длина ширина
Погрузочная высота, мм
База, мм Число осей Основной тягач Организация- разработчик
|
3,4
12,4
5,2
7,2
ЗИЛ – 130 В1
ПТИ Минсев- зап-строя СССР
| 11,6
6,15
17,75
7,45
10,3
14 300
12 600
МАЗ – 504А ЦНИИОМТП
| 12,1
19,1
8,1
15 900
13 400
КамАЗ – 5410
ПТИ Минюг- строя СССР (Саратовский филиал)
|
3,1
11,1
6,1
ЗИЛ – 130 В1
Мособлстрой-
транс
| 8,8
3,4
12,2
5,2
ЗИЛ – 130 В1
Главмосавто-
транс
|
*С канатным приводом поворотного устройства.
**Машины, снятые с производства, но находящиеся в эксплуатации.
Рисунок 2.8 – Полуприцеп-сантехкабиновоз ПЭ-1209
Таблица 2.8 – Блоковозы
Показатель
|
ЧМЗАП –390
| ЧМЗАП –
|
ПЭ – 13 –7
|
ПЭ – 12 – 7*
| Грузоподъемность, т
Масса в снаряженном состоя- нии, т
Полная масса с грузом, т
Распределение полной массы, т:
на седельно-сцепное устрой- ство
на ось (тележку) Габариты, мм
длина ширина высота
Размеры грузовой площадки, мм:
длина ширина
Погрузочная высота, мм
База, мм Число осей Основной тягач
Организация-разработчик
|
2500-3610
2500-3610
КрАЗ – 258
ЧМЗАП Мин- авто-прома
|
8,8
33,8
21,8
3150-4210
3150-4210
МАЗ – 6422
ЧМЗАП Мин- авто-прома
|
2500-3730
2500-3730
МАЗ –504А Гипронефте- строй
|
7,17
19,17
7,9
11,27
2600-3030
2600-3030
МАЗ – 504А Оргтехстрой Мнистроя Бе- лоруссии
|
*Машины, снятые с производства, но находящиеся в эксплуатации.
Рисунок 2.9 – Полуприцеп-блоковоз ЧМЗАП – 9399
Таблица 2.9 – Специализированный автотранспорт с пневморазгрузкой
Показатель
| ТЦ – 6 А
| ТЦ – 11 Б
| ТЦ – 12
| ТЦ – 2Б
| Грузоподъемность, т
Базовый тягач
Полуприцеп
Полезная вместимость цистер- ны, м3
Производительность разгрузки, т/мин
Дальность подачи, м
В том числе по вертикали, м
Компрессор:
тип
производительность, м3/мин
Рабочее давление, МПа
Угол наклона цистерны, град Диаметр загрузочного люка, мм Число загрузочных люков Габариты, мм
длина ширина высота
Масса (без груза), кг: автопоезда полуприцепа
Наибольшая скорость движения, км/ч
Изготовитель
| 13,5
МАЗ –5429
МАЗ – 5245
11,8
0,5
ВР-7/60-2,2
7,8
0,16
ПО «Строй- обору- дование» Минстрой- дормаша
|
КамАЗ – 5410
КамАЗ – 9370
12,2
0,62
ВР-7,5/60-2,2
7,5
0,16
ПО «Строй- обору- дование» Минстрой- дормаша
|
КамАЗ – 5412
КамАЗ – 9385
17,5
0,949
ВР-7,5/60-2,2
7,5
0,16
7,5
Славянский завод
«Строймаш»
|
КрАЗ – 258Е1
ЧМЗП – 5405
19,2
0,916
ВР-7/60-2,2
7,8
0,15
6,5
Славянский завод
«Строймаш»
|
Рисунок 2.10 – Автоцементовоз с пневморазгрузкой ТЦ – 11: 1 – седельный тягач
КамАЗ-5410; 2 – компрессорная установка; 3 – пневмооборудование для разгрузки;
4 – загрузочный люк; 5 – цистерна-полуприцеп; 6 – разгрузочный рукав; 7 – ходовая часть; 8 – запасное колесо; 9 – опорное устройство; 10 – сцепное устройство
Показатель
| ТЦ – 4*
| ТЦ – 10А
| ТЦ – 9А
| Грузоподъемность, т
Базовый тягач
Полуприцеп
Полезная вместимость цистерны, м3
Производительность самозагрузки, т/мин
Производительность разгрузки, т/мин Дальность забора материала при самоза- грузке, м
Дальность подачи при разгрузке, м В том числе по вертикали, м Компрессор, вакуум-насос:
тип
производительность, м3/мин рабочее давление, МПа разряжение, %
Угол наклона цистерны, град Диаметр загрузочного люка, мм Длина загрузочного шланга, мм Диаметр загрузочного шланга, мм Длина разгрузочного шланга, мм Диаметр разгрузочного шланга, мм Габариты, мм
длина ширина высота
Масса (без груза), кг:
автопоезда полуприцепа
Наибольшая скорость движения, км/ч
Изготовитель
|
ЗИЛ – 130 В1
ОдАЗ – 885
7,1
до 0,5
0,5 – 1
РКВН – 6
0,16
-
Прилукский за- вод «Строймаш» Минстройдор- маша
|
ЗИЛ – 130 В1
ОдАЗ – 885 – Т
9,6
до 0,5
0,583
ВР-7/60-2,2
7,8
0,16
Прилукский за- вод «Строймаш» Минстройдор- маша
|
МАЗ – 5429
МАЗ – 5245
12,2
до 0,5
0,6
ВР-7,5/60-20
7,5
0,16
ПО
«Стройобору- дование» Минстродор- маша
|
| | Таблица 2.10 – Специализированный автотранспорт с пневматической разгрузкой и самозагрузкой
Рисунок 2.11 – Схемы механизации погрузки и выгрузки цемента при перевозках автомобилями-цементовозами
Рисунок 2.12 – Схема устройства для самозагрузки автомобиля-цементовоза С-927:
1 – ротационный компрессор; 2 – наружный фильтр для очистки воздуха;
3 –манометр; 4 – внутренний фильтр; 5 – сигнализатор заполнения цистерны;
6 – распределительная труба; 7 – сопло для засасывания цемента
Таблица 2.11 – Полуприцепы – трубовозы
Показатель
| У – 85
| У – 86
| Т – 38
| УПР – 1212
| Базовый тягач
Грузоподъемность, т Погрузочная высота, мм Колея колес, мм
Шины
Дорожный просвет, мм
Габариты (без груза), мм длина
ширина высота
Масса, кг
| ЗИЛ – 130В1
8,2
260-508
7715-10615
| ЗИЛ – 130В1
260-508
8924-11914
| ЗИЛ – 130В1
260-508
| МАЗ-504А
300-508
8685-12685
|
Рисунок 2.13 – Саморазгружающийся автопоезд-металловоз на базе полуприцепа Т-38
Рисунок 2.14 – Трубовоз МАЗ – 7910 для труб длиной до 12 м
Таблица 2.12 – Трубоплетевозы
Показатель
| ПВ – 93
| ПВ – 94
| ПВ – 204
| ПВ – 301 А
| ПВ – 361
| ПВ – 471
| Базовый тягач
Грузоподъемность, т
Погрузочная высо- та, мм
Колея колес, мм
Шины:
автомобиля прицепа-роспуска
Двигатель автомо- биля-тягача Номинальная мощ- ность двигателя, кВт
Дорожный просвет, мм
Габариты (без гру-
за), мм длина
ширина
высота
Масса, кг
| Урал – 375 Е
14-20
14-20
ЗИЛ – 375
132,2
| ЗИЛ – 131
12-20
12-20
ЗИЛ – 131
110,3
| КрАЗ – 255Б
1300×530-
1300×530-
ЯМЗ – 238
176,4
| МАЗ – 543
МАЗ – 310
1500×600-
1500×600-
Д 12
А –525 А
385,9
| МАЗ – 7310
1500×600-
18-24
Д 12
А – 525 А
385,9
| МАЗ – 537
18-24
18-24
Д 12
А – 525 А
385,9
|
Показатель
| АЦ – 2,4 – 52
| АЦ – 4,2 – 53А
| АЦ – 4,2 – 130
| ТСВ – 6У
| Перевозимый
продукт
Базовый тягач Эксплуатацион- ный объем, л Масса, кг:
собственная полная
Габариты, мм: длина ширина высота
Время слива, мин: самотеком насосом
Завод-
изготовитель
| Керосин
ГАЗ-52-04
-
Арзамасский коммунального машиностроения
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ГАЗ-52-01
Грабовский спе- циализирован- ных автомобилей
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ГАЗ-53А
-
-
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ЗИЛ-130
Волгоградский нефтяного ма- шиностроения Минхиммаша
|
| | Таблица 2.13 – Специализированные автотранспортные средства для перевозки топлива
Продолжение таблицы 2.13
Показатель
| АТЗ – 2,4 – 52
|
| АТЦ – 3,8 – 53А
|
| Перевозимый про-
дукт
Базовый тягач Эксплуатационный объем, л
Масса, кг: собственная полная
Габариты, мм: длина ширина высота
Время слива, мин: самотеком насосом
Завод-изготовитель
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ЗИЛ – 130 – 80
Одесский авто- мобильных за- правочных агре- гатов
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ГАЗ – 52 – 01
- Одесский авто- мобильных за- правочных агре- гатов
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ГАЗ – 53 – 01
Курганский до- рожных машин Минстройдор- маша
| Нефтепродукты
плотностью не более 0,86 т/м3
ГАЗ – 52 – 04
Посевничинский
«Автозапчасть» Минавтопрома
|
Показатель
| ДС – 10 А
| ДС – 41 А
| ДС – 138
| Базовый тягач
Грузоподъемность, кг
Масса, кг: собственная полная
Вместимость цистерны, дм3
Скорость нагрева битума, ºС/ч
Время слива, мин
Габариты, мм: длина ширина высота
Максимальная скорость движе- ния, км/ч
Завод-изготовитель
| Полуприцеп
ЧМЗАП – 55241
Тягач КрАЗ – 258
-
Курганский дорож- ных машин Минст- ройдормаша
| ЗИЛ – 130 В1
-
Курганский дорож- ных машин Минст- ройдормаша
| КамАЗ – 531213
-
-
Курганский дорож- ных машин Минст- ройдормаша
|
| | Таблица 2.14 – Специализированные автотранспортные средства для перевозки нефтебитума
Вопросы для самоконтроля
1.Структурный анализ системы автопоезда.
2.Сущность метода морфологического анализа.
3.Принципы составления морфологических матриц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|