К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Галкина Галина Александровна
TO THE QUESTION OF FEATURES OF COMMUNICATIVE SKILLS AT CHILDREN WITH VIOLATION OF SIGHT OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE
Galkina G.A.
В настоящее время в области специального образования очень остро стоит проблема особенности коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них коммуникативных навыков. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения.
Исследователи, занимающиеся изучением особенностей коммуникативных навыков со зрительной патологией дошкольного возраста (Г.В. Григорьева, М. Заорска, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, И.Г. Корнилова, Л.И. Плаксина, Л.И.Солнцева) подчеркивают, что для ребенка с нарушением зрения общение приобретает дополнительное значение т.к. оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающее на фоне зрительного дефекта.
Одной из специфической закономерности аномального развития [2] является дефицит информации об окружающем мире, который проявляется у данной категории детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обусловливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие всех составляющих коммуникативной деятельности, средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности.
Любой субъект общения должен обладать коммуникативными навыками для успешности в коммуникативной деятельности. Коммуникативные навыки - это способность человека использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений. Они считаются, сформированы, если ребенок свободно вступает в контакт и пользуется различными средствами языка, что означает умение свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений и соблюдая логику передаваемой информации. Важнейшим фактором становления коммуникативных навыков является потребность пользоваться речевыми и неречевыми средствами в практике. Их несовершенство не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, препятствуют овладению знаниями об окружающем мире.
Нарушение зрения провоцирует неадекватное развитие средств коммуникации, воздействует на объем и качество общения, а так же затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность [4].
В связи с этим, проблема изучения особенностей коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения особенно значима на современном этапе.
Был проведен эксперимент, направленный на исследование особенностей коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи. Исследование состояло из 3 серий заданий, выявляющих уровень сформированности диалогической речи, невербальных средств общения, навыков ситуативного общения (с использованием адаптированных методик Бизиковой О.А [1], Кошелевой А.Д. [5] и Поваляевой М.А. [3]).
Исследование выявило недостаточную сформированность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков.
Отмечались следующие трудности:
- неумение вступать в диалог, поддерживать тему разговора и соблюдать очередность. Чаще всего партнер по общению рассматривается как слушатель, диалог в большинстве случаев перерастает в монолог слабовидящего ребенка;
- трудности в распознавании эмоционального состояния сверстника, что усложняет коммуникативную деятельность, препятствует пониманию мотивов поведения сверстника, установлению и поддерживанию межличностных взаимодействий;
- неумение строить общение с учетом ситуации, отвечать на вопросы, использовать формы речевого этикета.
Сформированность коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения является одним из основных условий его адекватного психологического развития и необходимая составляющая самореализации ребенка, его современной и будущей успешности.
В развитии коммуникации как вида специфической деятельности человека велико значение зрения: с помощью зрения он учится воспринимать окружающий мир и внутренний мир другого человека через изобразительные средства (картины, иллюстрации в книгах и пр.).
Формирование коммуникативных навыков у нормально видящих и детей со зрительными дефектами осуществляется принципиально одинаково, однако нарушения зрительного анализатора негативно влияет на составляющие коммуникации (вербальных и невербальных средств общения).
У детей с нарушением зрения развитие коммуникативных навыков проходит медленно, что вызвано дефицитом информации это проявляется в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия.
Дошкольный возраст - период активного усвоения ребенком коммуникативных навыков, становление и развитие всех компонентов коммуникации вербальных и невербальных средств общения. В детском возрасте развитие ребенка непосредственно связано с предметной деятельностью, их предметно-деятельностным взаимодействием и игрой.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Особенности коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения указывают на целесообразность осуществления коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у данной категории детей.
Формирование и развитие коммуникативных навыков осуществляется в продуктивной, игровой и свободной в видах деятельности ребенка. Именно в этих видах деятельности дети приобретают умение свободно выражать свои мысли речевыми средствами, свободно вступать в контакт и пользоваться различными средствами языка.
В коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими нарушение зрения необходимо учитывать особенности развития их коммуникативных навыков. Основные коммуникативные навыки у слабовидящих детей, возможно, сформировать с помощью упражнений, игр и игровых ситуаций в ходе специальных коррекционно-логопедических занятий, направленных на развитие диалогических навыков, в повседневном бытовом общении, предметном взаимодействии и игре. Это позволит создать целостное, обобщенное и адекватное представление о мире, о человеке и его взаимоотношениях, воспринимать и передавать эмоции и, прежде всего, усвоить новые образцы творческого поведения в социуме. В работе с детьми с нарушением зрения особое внимание уделяется обучению, тем общепринятым нормам поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки, способствующие благоприятной социализации.
Целенаправленная и систематическая коррекционно-логопедическая работа, направленная на формирование коммуникативных навыков помогает детям с нарушениями зрения максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой)
Литература:
1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
1. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей /В.И. Лубовский// Дефектология : научно-методический журнал Академии педагогических наук / Ред. В.И. Лубовский, В. Бирюков. – 1971. – №6 1971.
2. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
3. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классик Стиль, 2006.
4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|