|
ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ПОЛУ
Техника вращения в классическом танце требует от исполнителя умения свободно и точно ориентироваться в пространстве, правильно помещать центр тяжести тела на опорную ногу, стойко удерживать прямизну вертикальной оси тела, верно воспроизводить форму исполняемого движения, хорошо чувствовать его ритм и динамику.
Основа, на которую опирается правильное и устойчивое вращение, - это профессионально поставленные и хорошо отработанные движения ног, рук, корпуса и головы, а также хорошо развитая сила мышц, выносливость, волевая выдержка и внимание ученика. Например, малый или большой пируэт начинается не с его изучения, а гораздо раньше — с элементарной постановки всего тела в экзерсисе у станка и на середине зала, в adagio и в allegro.
Большое и устойчивое количество пируэтов, исполненное в стремительном темпе, но на низких полупальцах, с угловатыми руками, изогнутыми движениями корпуса или головы, не раскрывает прекрасную природу движения человека. В искусстве классического танца вращение всегда должно быть стройным по форме, устойчивым по технике, стремительным по ритму и вдохновенным по характеру.
ПИРУЭТЫ (LES PIROUETTES)
Пируэты в классическом танце подразделяются на малые (petits) и большие (grands).
Пируэты, в которых свободная нога во время вращения на опорной занимает положение sur le cou-de-pied, называются малыми пируэтами. Пируэты, которые выполняются в позы с отведенной ногой на 90°, называются большими пируэтами. Малые и большие пируэты имеют свои разновидности и могут выполняться с помощью различных подходов в направлении en dehors или en dedans.
Техника выполнения малых и больших пируэтов состоит из трех моментов: а) вращательного толчка, б) собственно вращения и в) его окончания. В этой последовательности и рассматриваются все формы и правила выполнения пируэтов.
МАЛЫЕ ПИРУЭТЫ
Следует напомнить, что вращательный толчок к малым пируэтам осуществляется с различных подходов, у каждого из этих подходов есть своя форма и свои исполнительские особенности. Сам же пируэт, то есть момент вращения всего тела, фиксирует единую форму, единый исполнительский прием. Завершение малого пируэта й его начало могут быть самыми разнообразными по форме и степени исполнительской трудности. Все эти факторы необходимо принимать во внимание при освоении техники малого пируэта и отрабатывать в равной мере.
Пируэт со II позиции
Пируэт en dehors. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Делается demi-plie и выпрямление из него при помощи releve на высокие полупальцы с поворотом en face. Далее нога, стоящая в V позиции спереди в вытянутом положении, раскрывается в сторону на 45°, опорная остается на высоких полупальцах. Затем выполняется demi-plie по II позиции на обе ноги и переход из него в один пируэт en dehors на высокие полупальцы. Делается это при помощи вращательного толчка и перевода освободившейся ноги в положение sur le cou-de-pied спереди. Вращение происходит на ноге, которая фиксировала полупальцы по II позиции и в противоположную от нее сторону, то есть en dehors. После этого опорная нога переходит на demi-plie, другая переводится возле нее и одновременно опускается в V позицию назад. Все упражнение заканчивается epaulement croise.
Во время выполнения releve на полупальцы по V позиции руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию. В момент отведения ноги в сторону на 45° они раскрываются во 2-ю позицию. При переходе в demi-plie на II позицию рука, соответствующая направлению вращения, переводится в 1-ю позицию, другая остается во 2-й. Когда выполняется вращательный толчок, руки энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом их в направлении en dehors, помогая тем самым действию ног. На завершающем demi-plie руки приоткрываются во 2-ю пониженную позицию.
83 (319-322)
Корпус все время удерживается прямо. На всех трех demi-plie он равномерно опирается на обе ноги, в момент вращательного толчка целиком передается на опорную ногу и с небольшим посылом устремляется в направлении en dehors, помогая действию ног и рук. Голова в начале и в конце упражнения, а также во время выполнения releve на полупальцы по V позиции фиксирует положение en face; в начале пируэта голова несколько задерживается и, поворачиваясь скорее, раньше, чем корпус, возвращается в исходное положение. Таким образом голова выполняет вращательный толчок как бы самостоятельно, вначале с некоторым запозданием, но потом быстрее, чем все тело (рис. 148).
Ритмическая раскладка для первоначального изучения этого упражнения может быть следующей. Музыкальный размер - 2/4; demi-plie делается затактно, 1/4 - releve по V позиции на полупальцы, 1/4 — раскрывание ноги на II позицию, 1/4 — это положение удерживается, 1/4 — demi-plie по II позиции, 1/4 — пируэт, 2/4 — фиксируется его остановка на полупальцах, 1/4 — заключительное demi-plie в V позицию, с которого данное упражнение может повториться с другой стороны.
Пируэт en dedans. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Делается demi-plie и выпрямление из него при помощи releve на высокие полупальцы с поворотом en face. Далее нога, стоящая в V позиции сзади в вытянутом положении, раскрывается в сторону на 45°, опорная остается на высоких полупальцах. Затем выполняется demi-plie по II позиции равномерно на обе ноги и переход из него в один пируэт en dedans на высокие полупальцы. Осуществляется это при помощи вращательного толчка и перевода освободившейся ноги в положение sur le cou-de- pied спереди. Вращение происходит на ноге, которая фиксировала полупальцы по II позиции, и в ту же сторону, то есть en dedans. После этого опорная нога переходит на demi-plie, другая переводится возле нее и одновременно опускается в V позицию вперед, выдерживая epaulement croise.
Руки во время выполнения releve на полупальцы по V позиции из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, в момент отведения ноги в сторону на 45° они раскрываются во 2-ю позицию. При переходе в demi-plie на II позицию рука, соответствующая направлению вращения, переводится в 1-ю позицию, другая остается во 2-й. Когда выполняется вращательный толчок, руки энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом их в направлении en dedans, помогая действию ног. На завершающем demi-plie руки приоткрываются во 2-ю пониженную позицию.
Корпус все время удерживается прямо. На всех трех demi- plie он равномерно опирается на обе ноги. В момент вращательного толчка тяжесть корпуса целиком передается на опорную ногу и с небольшим посылом устремляется в направлении en dedans, помогая действию ног и рук.
Голова в начале и в конце данного упражнения, а также во время выполнения releve на полупальцы по V позиции фиксирует положение en face. В начале пируэта несколько задерживается и, поворачиваясь скорее, чем корпус, возвращается в исходное положение раньше, чем он. Это и есть вращательный толчок, который голова выполняет не одновременно с ногами, руками и корпусом, а как бы самостоятельно, с некоторым запозданием и быстрее, чем все тело.
Ритмическая раскладка для первоначального изучения этого упражнения такая же, как для малого пируэта en dehors со II позиции.
Пируэт с IV позиции
Пируэт en dehors. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Делается demi-plie. Далее на ноге, стоящей сзади, выполняется releve на высокие полупальцы с поворотом в efface, другая нога одновременно поднимается в положение sur le cou-de-pied спереди. Затем выполняется demi-plie на опорной ноге, одновременно другая нога переводится в IV позицию назад на croise и, вытягиваясь в колене, примыкает к полу всей ступней. Вслед за этим на обеих ногах выполняется углубленное demi-plie, с которого делается пируэт en dehors на ноге, стоящей спереди. Выполняется это при помощи вращательного толчка обеими ногами, то есть перехода опорной ноги на высокие полупальцы и перевода другой в положение sur le cou-de-pied спереди. В конце пируэта опорная нога снова переходит на demi-plie, а другая возле нее, вытягиваясь в колене, отводится назад на croise в IV позицию и примыкает к полу всей ступней. Наконец, делается выпрямление из demi-plie, и сзади стоящая нога через вытянутый носок закрывается в исходную V позицию epaulement croise.
Руки во время выполнения первого releve на полупальцы переводятся из подготовительного положения в 1-ю позицию; в момент перевода ноги в IV позицию назад раскрываются в третий arabesque; при выполнении пируэта энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dehors, поддерживая таким образом действие ног.
Вместе с окончанием пируэта руки приоткрываются во 2-ю пониженную позицию и на последнем закрывании ноги в V позицию плавно опускаются в подготовительное положение.
Корпус все время удерживается прямо. На всех трех demi-plie он опирается равномерно на обе ноги; по IV позиции с вытянутой сзади ногой и во время пируэта целиком передается на опорную ногу; во время вращательного толчка с небольшим посылом устремляется в направлении en dehors, помогая действию ног и рук.
Голова в самом начале упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу. Во время выполнения последующих движений, в том числе и пируэта, она остается обращенной лицом и взглядом в том же направлении, с которого начиналось все упражнение, и только в конце пируэта поворачивается en face. Вращательный толчок голова выполняет с некоторым запозданием, но возвращается в исходное положение быстрее, чем корпус. На последнее закрывание рук в подготовительное положение голова поворачивается к другому выдвинутому вперед плечу.
Ритмическая раскладка для первоначального выполнения этого упражнения может быть следующей. Музыкальный размер — 2/4; начальное demi-plie делается затактно, 1/4 — первое releve на полупальцы, 1/4 — это положение выдерживается, 1/4 — переход в третий arabesque, 1/4 — углубленное demi-plie на обеих ногах по IV позиции, 1/4 — пируэт, 1/4 — фиксируется его остановка на полупальцах, 1/4 — вторичный перевод ноги в IV позицию назад, 1/4 — завершающее закрывание ноги в V позицию, с которой все упражнение можно повторить в другую сторону.
Пируэт en dedans. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Делается demi-plie. Далее при помощи releve на ноге, стоящей сзади, осуществляется переход на высокие полупальцы с поворотом в efface, другая нога одновременно поднимается sur le cou-de-pied спереди. Вслед за этим выполняется demi-plie на опорной ноге одновременно другая нога переводится в IV позицию назад на croise и, вытягиваясь в колене, примыкает к полу всей ступней. Затем делается один пируэт en dedans на ноге, стоящей спереди. Делается это при помощи вращательного толчка обеими ногами, то есть перехода опорной ноги на высокие полупальцы и перевода другой в положение sur le cou-de-pied спереди. В конце пируэта опорная нога переходит на demi-plie, другая нога одновременно ставится в V позицию вперед тоже на demi-plie.
Руки во время выполнения первого releve на полупальцы поднимаются из подготовительного положения в 1-ю позицию. В момент перевода ноги в IV позицию назад рука, противоположная направлению вращения, раскрывается во 2-ю позицию, другая остается в 1-й. Когда делается вращательный толчок, руки энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dedans, помогая тем самым действию ног. На завершающем demi-plie по V позиции они приоткрываются во 2-ю пониженную позицию.
Корпус все время удерживается прямо. На первом и последнем demi-plie (по V позиции) он равномерно опирается на обе ноги, на demi-plie с раскрытой ногой по IV позиции целиком передается на опорную ногу. В момент вращательного толчка корпус с небольшим посылом устремляется в том же направлении, помогая действию ног и рук.
Голова в начале и в конце данного упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу. Во время перевода ноги назад в IV позицию голова поворачивается en face с очень небольшим наклоном к руке, раскрываемой во 2-ю позицию. В момент перевода ноги в сторону на 45° голова выравнивается и несколько задерживается с началом пируэта, затем поворачивается быстрее корпуса и раньше его возвращается в исходное положение.
Ритмическая раскладка для первоначального изучения этого пируэта может быть следующей. Музыкальный размер — 2/4; demi-plie делается затактно, 1/4 — первое releve на полупальцы, 1/4 — это положение выдерживается, 1/4 — перевод ноги в IV позицию назад, 1/4 — это положение тоже выдерживается, 1/4 — пируэт, 1/4 — фиксируется его окончание на полупальцах, 1/4 — заключительное demi-plie в V позицию, 1/4 — battement tendu в сторону с переменой позиции назад на demi-plie, с которого все упражнение можно повторить в другую сторону.
84 (322-325)
Пируэт с V позиции
Пируэт en dehors. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Сначала выполняется demi-plie и releve на полупальцы с поворотом en face. Затем вновь делается demi-plie по V позиции, и нога, стоящая сзади, приемом releve переходит на высокие полупальцы, другая нога одновременно поднимается sur le cou-de- pied спереди. Выполняется это при помощи вращательного толчка обеими ногами в направлении en dehors, то есть в сторону, противоположную опорной ноге, на которой и делается один пируэт. Наконец, опорная нога вновь переходит на demi-plie, а другая возле нее одновременно опускается назад в V позицию, выдерживая epaulement croise.
Руки на первом releve по V позиции из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию. На втором demi-plie рука, противоположная направлению вращения, раскрывается во 2-ю позицию, другая остается в 1-й. В момент вращательного толчка они энергично и округло соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dehors, поддерживая, таким образом, действия ног. Во время пируэта руки удерживают указанную позицию. Вместе с заключительным demi-plie они приоткрываются во 2-ю пониженную позицию и в момент выпрямления из него опускаются в подготовительное положение.
Корпус все время удерживается прямо. На первом и последнем demi-plie, на полупальцах по V позиции он равномерно опирается на обе ноги. В момент пируэта целиком передается на опорную ногу. На вращательном толчке корпус с небольшим посылом устремляется в том же направлении, помогая действию ног и рук. Голова в начале и в конце упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу. Во время выполнения releve на полупальцы по V позиции она поворачивается en face. В начале пируэта голова несколько задерживается, затем поворачивается быстрее корпуса и раньше, чем он, возвращается в исходное положение, тем самым выполняя вращательный толчок как бы самостоятельно, с некоторым запозданием и более быстрым завершением пируэта, чем все тело.
Ритмическая раскладка данного упражнения может быть следующей. Музыкальный размер — 2/4; demi-plie выполняется затактно, 1/4 — releve на полупальцы по V позиции, 1/4 — demi-plie перед пируэтом, 1/4 — пируэт, 1/4 — заключительное demi-plie, с которого все упражнение можно повторить в другую сторону.
Пируэт en dedans. Исходная позиция ног —V, epaulement croise. Сначала выполняется demi-plie и releve на полупальцы с поворотом en face. Далее снова делается demi-plie по V позиции, и нога, стоящая спереди, приемом releve переходит на высокие полупальцы, другая нога одновременно поднимается sur le cou-de-pied спереди. Выполняется движение при помощи вращательного толчка обеими ногами в направлении en dedans, то есть в сторону опорной ноги, на которой и делается один пируэт. В заключение опорная нога снова переходит на demi-plie, а другая одновременно опускается вперед в V позицию, фиксируя epaulement croise.
Руки на первом releve по V позиции из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию. На втором demi-plie рука, соответствующая направлению вращения, раскрывается во 2-ю позицию, другая остается в 1-й. В момент вращательного толчка они энергично соединяются в 1-й пониженной позиции с небольшим посылом в направлении en dedans, подкрепляя таким путем действия ног. Во время пируэта руки фиксируют указанную позицию. Вместе с заключительным demi-plie они приоткрываются во 2-ю пониженную позицию и в момент выпрямления из него опускаются в подготовительное положение.
Корпус удерживается прямо. На первом и последнем demi-plie, на полупальцах по V позиции он равномерно опирается на обе ноги. Во время пируэта корпус целиком передается на опорную ногу, в момент вращательного толчка с небольшим посылом устремляется в том же направлении, способствуя действию ног и рук.
Голова в начале этого упражнения повернута к выдвинутому вперед плечу; при выполнении releve на полупальцы по V позиции поворачивается en face; в начале пируэта она немного задерживается, затем поворачивается быстрее корпуса и возвращается в исходное положение раньше, чем он.
Ритмическая раскладка для первоначального изучения данного упражнения такая же, как для малого пируэта en dehors с V позиции.
Ниже излагаются общие правила выполнения вращательного толчка, пируэта и остановки после него.
Все малые пируэты независимо от того, с какой позиции они начинаются, выполняются с demi-plie, что позволяет «удобнее взять» вращательный толчок, то есть перейти на опорную ногу с должной силой и расчетом. При этом обе ноги, сохраняя точность исходной позиции, должны выворотно и твердо опираться на всю ступню и особенно на пятки. Вращательный толчок выполняется одновременно обеими ногами. Опорная нога в этот момент упруго и выворотно переходит приемом releve на высокие полупальцы, что придает ступне отвесное положение, прямизну вертикальной оси у ее основания и способствует более стройному, легкому и устойчивому вращению, тогда как при средних полупальцах (не говоря уже о низких) оно становится приземистым. Другая нога, занимая положение sur le cou-de-pied спереди, отделяется от поверхности пола столь же активно и так же, как опорная, с хорошим нажимом на всю ступню и особенно на пятку. Делать это надо расчетливо, не слишком сильно или слабо, так как можно легко нарушить равновесие тела. Очень важно, чтобы в этот момент подтянутая тазобедренная часть тела и копчик точно и своевременно подавались на опорную ногу.
Когда выполняется пируэт, то колено, щиколотка и подъем опорной ноги должны быть хорошо подтянуты, а пальцы плотно и эластично прижаты к поверхности пола. Колено свободной ноги выворотно отводится назад, ступня вытягивается и точно фиксируется в положении sur le cou-de-pied. В конце пируэта опорная нога переходит на demi-plie эластично и не раньше, чем пятка ее коснется пола. Другая нога с положения sur le cou-de-pied одновременно и тоже эластично ставится в V или IV позицию, с кончика пальцев на всю ступню. В целом переход на demi-plie после пируэта следует выполнять мягко, без каких-либо соскоков с полупальцев или расслабленных переступаний.
Руки в момент вращательного толчка посылаются с соразмерной силой на один пируэт, ни больше и ни меньше. Во время пируэта руки активно участвуют в движении всего тела, с апломбом выдерживая округлое положение. Прижимать их к диафрагме или далеко отводить вперед от себя недопустимо, так же как производить ими неустойчивые действия или нарушать 1-ю пониженную позицию. Вообще и на вращательном толчке и в пируэте руками следует действовать решительно, отчетливо и точно. После пируэта руки также должны приоткрываться смело, но уже мягче и сдержаннее, подчеркивая тем самым устойчивый характер пируэта и финального demi-plie.
Корпус все время удерживается подтянуто и собранно. В момент вращательного толчка он не должен поворачиваться в противоположную сторону, это нарушает стройность исходного положения и технику перехода на опорную ногу. Очень важно, чтобы плечи и бедра ученика на всех стадиях выполнения пируэта находились на одной плоскости, а центр тяжести тела — всегда точно на опорной ноге. Корпус и опорная нога во время пируэта должны представлять собой единый стройный стержень, который может хорошо выдержать устойчивое вращение всего тела. Поэтому опущенные и раскрытые плечи, крепко «взятая» спина и поясница здесь обязательны.
Голова, как уже указывалось выше, во время пируэта несколько задерживается, затем быстрее, чем корпус, поворачивается в исходное положение. Активное и самостоятельное участие головы во вращении позволяет ученику смотреть прямо и почти непрерывно в одну пространственную точку, не распыляя своего внимания по всему учебному залу. Кроме того, голова должна двигаться строго по той же вертикали, что и корпус и опорная нога, не задерживая и не ускоряя своего вращательного движения, не зажимая или слишком ослабляя мышцы шеи. Голова во время пируэта должна двигаться свободно и легко, но достаточно отчетливо.
В целом действия ног, рук, корпуса и головы должны быть строго согласованы между собой, особенно в момент вращательного толчка, когда малейшая разобщенность их движения может отрицательно повлиять на устойчивое выполнение пируэта и его завершение.
Когда ученики хорошо освоят движения экзерсиса на полупальцах и различные повороты (en tournant), предусмотренные учебной программой предмета, можно перейти к изучению подготовительных упражнений к пируэту. Описания их здесь опускаются, так как они выполняются точно по изложенной выше схеме пируэтов со II, IV и V позиции и по той же первоначальной ритмической раскладке, но без вращения. Это позволит ученикам лучше усвоить исходные приемы, с которых будет выполняться пируэт; вернее переносить и фиксировать центр тяжести тела на высокие полупальцы пока еще предполагаемого пируэта; строже выдерживать вертикальность и подтянутость всего тела, столь необходимую для выполнения будущего пируэта; основательнее овладеть разными остановками, которыми будет заканчиваться пируэт.
85 (326-329)
По мере изучения подготовительных упражнений можно приступать к освоению самого пируэта в той же последовательности, в которой они излагались выше, то есть со II, IV и V позиции, сначала en dehors затем en dedans. Пируэт делается при этом возможно сдержаннее, чтобы ученик мог хорошо понять и «почувствовать» все стадии поворота своего тела вокруг вертикальной оси и особенно головы.
Когда и это будет хорошо усвоено, подход к пируэту можно выполнять несколько быстрее. Например, пируэт en dehors со II позиции можно выполнять следующим образом. При музыкальном размере в 2/4 demi-plie делается затактно; 1/4 - releve на полупальцы по V позиции, 1/4 — раскрывание ноги в сторону на 45°, 1/4 — demi-plie по II позиции, 1/4 —пируэт, 1/4—остановка после него на полупальцах, 1/4 — завершающее demi-plie в V позиции, 1/4 — выпрямление из него, 1/4 — снова demi-plie, чтобы начать все упражнение с другой ноги.
Далее еще больше можно ускорить подход к выполнению пируэта. В этом случае demi-plie делается затактно, 1/4 — releve на полупальцы, 1/8 — раскрывание ноги в сторону на 45°, 1/8 — demi- plie по II позиции, 1/4 —пируэт и 1/4 — завершающее demi-plie по V позиции.
Когда начинают осваивать два пируэта, подход к ним исполняется еще короче: demi-plie делается затактно, 1/4 — опорная нога поднимается на высокие полупальцы, другая одновременно энергично отводится в сторону на 45°, 1/4 — demi-plie по II позиции, 2/8 — два пируэта, 1/4 — завершающее demi-plie в V позицию. Когда осваиваются три и большее количество пируэтов, то весь подход к demi-plie по II позиции можно выполнять затактно и даже при помощи прыжка petit pas echappe на II позицию. По этой схеме выполняются и пируэты en dedans.
Пируэт с IV позиции и en dehors и en dedans тоже можно выполнять с более быстрого подхода. Например, demi-plie делается затактно, 1/4 — releve на полупальцы, 1/8 — перевод свободной ноги назад в IV позицию, 1/8 — углубленное demi-plie, 1/4 — пируэт, 1/4 — завершающее demi-plie в V позицию. Это подход к двум или трем пируэтам.
В дальнейшем пируэты с IV позиции можно выполнять с еще более короткого подхода: исходное demi-plie, releve на полупальцы и переход свободной ноги в IV позицию назад делаются затактно, пируэты выполняются в течение одного или двух тактов в 2/4 вместе с завершающим demi-plie. Кроме того, пируэты с IV позиции так же, как и со II, могут делаться с petit pas echappe на IV позицию при тех же условиях, которые указывались.
Пируэты с V позиции выполняют и с сокращенного подхода, то есть предварительное releve на полупальцы по V позиции опускается, и сам пируэт делается затактно в течение одного или двух тактов в 1/4 вместе с заключительным demi-plie в V позицию.
Данный пируэт так же, как оба предшествующих, можно выполнять с какого-либо маленького прыжка, заканчивающегося в V позицию, например petit changement de pied, petit assemble и т. д. И прыжок и пируэт следует при этом связывать между собой в единый темп.
Чем больше пируэтов исполняет ученик, тем сильнее и решительнее он должен брать вращательный толчок, тем больше все тело должно быть подтянуто и собрано, что, однако, не означает скованности его действий, а лишь экономное и достаточно расчетливое усилие, позволяющее стойко выдержать заданное количество и темп предстоящих пируэтов. Другими словами, силу вращательного толчка надо всегда умело соразмерять с количеством, темпом и характером пируэтов. Например, при выполнении трех-пяти и большего количества пируэтов рука, соответствующая направлению вращения, в момент взятия вращательного толчка энергично откидывается из 1-й позиции во 2-ю и тотчас соединяется с другой рукой. Корпус также более активно посылается в направлении вращения. Голова на каждом пируэте ритмично и чеканно осуществляет свой поворот.
Малые пируэты на сцене могут выполняться стремительно или сдержанно, холодно или темпераментно, с динамическим нарастанием или спадом, то есть становятся ярким и тонким выразительным средством эмоционального состояния актера-танцовщика. Но для этого всегда должен браться вращательный толчок соответствующей силы. А это подготавливать и хорошо отрабатывать нужно еще в школе, в учебных заданиях различного плана и через весь урок. Конечно, все это осваивается годами, с постепенным усложнением различных подходов к пируэту. Если же у ученика не развито чувство расчетливого и решительного толчка к пируэту, то техника его не может стать устойчивой и разнообразной по своему характеру.
Учащимся, еще недостаточно постигшим технику вращения, не следует разрешать «вертеть» пируэты больше заданного количества и тем более в темпе, для них недоступном. Такая преждевременность обычно ведет к частым срывам равновесия, неуверенности в своих силах, желанию обойти трудности изучения правильного и красивого вращения, к примирению с укореняющимися ошибками и т. д.
Увеличивать количество выполняемых пируэтов от одного года к другому необходимо постепенно и последовательно, с индивидуальным подходом к каждому ученику. Не исключена опасность того, что преждевременное увлечение количеством пируэтов за счет качества их выполнения может стать для ученика самоцелью. Пусть лучше будет усвоено меньше пируэтов, но в безукоризненной форме и подлинно классическом стиле.
Иногда ученики пытаются восстановить равновесие при помощи изворотливого балансирования верхней частью тела или опорной ступни, лишь бы «вытянуть» как можно больше пируэтов. Восстанадаивать равновесие возможно только одним путем — легким и едва заметным соскальзыванием высоких полупальцев на упруго вытянутой опорной ноге для нахождения новой, правильной точки опоры. Если тело ученика хорошо поставлено, такого рода соскальзывания со временем прекратятся.
В старших и выпускных классах, где ученики исполняют с одного подхода большое количество пируэтов, необходимо отрабатывать умение постепенно и до предела «выжиматься» на самые высокие полупальцы; постепенно повышать свободную ногу с положения sur le cou-de-pied до уровня колена; плавно сдвигать руки одна над другой, сохраняя закругленность их положения (1-я позиция); до предела подтягивать корпус и диафрагму (на самом глубоком вдохе), спуская и раскрывая плечи; усиливать вращательное движение головы; наконец, предельно активизировать общую подтянутость и собранность всего тела.
При большом количестве пируэтов недопустимо «оседать», надо стройно, решительно и неуклонно как бы вырастать по вертикальной оси тела, но не с искаженными, а в меру свободными мышцами лица, готовыми в будущем верно отобразить внутреннее стремление изображаемого героя. Кроме того, сознание и воля ученика должны находиться в это время в состоянии полной готовности устранить возможную потерю равновесия, так как малейшая «уступчивость» в этом отношении ведет к техническому, следовательно, и художественному, браку.
Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов, особенно многократных, является чрезвычайно важным элементом в танцевальной технике. Можно выполнить большое количество пируэтов в отличном стиле, стремительном темпе и увлеченном характере, но недостаточно устойчивое или формальное окончание резко снизит их художественную ценность. Пируэты всегда должны заканчиваться устойчиво и эмоционально, в строгой манере, без каких-либо нарочитых жестов на зрителя. Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов — это мастерство больших артистов. Чтобы окончание пируэта отрабатывалось правильно, необходимо осуществлять его в едином темпе, прекращая инерцию вращения сразу энергичным но достаточно мягким и устойчивым действием рук, ног, корпуса и головы.
Следует заметить, что устойчивое окончание пируэта зависит не только от точности его выполнения, но и от соразмерности исходного толчка. Если он взят слишком сильно, то завершение пируэта может оказаться неустойчивым по технике и случайным по характеру. Поэтому, выполняя пируэты, надо предвидеть всю протяженность их развития, начиная от вращательного толчка до завершающей остановки. Соразмеряя количество, темп и характер предстоящих пируэтов, необходимо всегда иметь в виду их окончание, которое не будет устойчивым и убедительным, если к нему начинают готовиться во время вращения, а не до него.
Вращательный толчок, собственно вращение и остановка после него есть одно целое, на чем держится и отрабатывается техника пируэта.
Когда будут хорошо усвоены два пируэта с вышеуказанными окончаниями, можно перейти к другим их видам. Например, в конце пируэтов en dehors свободная нога с положения sur le cou-de- pied переводится назад в IV позицию на croise и, вытягиваясь в колене, легко касается кончиками пальцев пола; опорная нога остается вытянутой в колене; руки раскрываются во 2-ю пониженную позицию; корпус удерживается прямо, но с очень незначительным отклонением влево или вправо; голова вторит этому отклонению корпуса, поворачиваясь к выдвинутому вперед плечу, взгляд устремлен в том же направлении.
86 (330-333)
Такое окончание пируэтов en dehors является традиционным и обязательным в учебной работе как образец мужского исполнительства в школе классического танца и выполняется, конечно, в строгой манере. Кроме того, завершение пируэта может выполняться в других малых позах с раскрыванием свободной ноги носком на пол на 45° или 90° в сочетании с demi-plie или без него. Опорная нога при этом всегда выворотно и упруго, без всяких подскоков и вихляний, утверждается на всей ступне с плотно поставленной на пол пяткой. Руки, корпус и голова с апломбом и в едином темпе занимают свои положения. Потерю равновесия при всех этих окончаниях можно восстанавливать так же, как во время выполнения самого пируэта, то есть не балансирующим движением тела, а легким и едва заметным соскальзыванием опорной ступни на более правильную точку опоры.
Ниже рассматриваются сложные подходы к выполнению малых пируэтов.
Пируэт с grand рlie
Выполняется данный подход к малым пируэтам с grand plie по I, IV и V позиции. Отличается он от вышеописанного тем, что перед пируэтом во время grand plie пятки обеих ног ученика отделены от пола, это и является для него новым, еще не освоенным приемом вращательного толчка.
Выполнять переход в пируэт следует здесь без прикосновения пяток к полу; напротив, полупальцы, уже зафиксированные в нижней точке grand plie, надо одновременно повышать с вытягиванием колена опорной ноги. Пируэт должен начинаться не с нижней точки grand plie, а примерно на половине выхода из него, иначе опорная нога будет вытягиваться с опозданием, а другая слишком рано примет положение sur le cou-de-pied, что придаст исполнению гротесковый характер.
Во время исполнения grand plie рука, противоположная направлению вращения, переводится из 2-й позиции в 1-ю, другая остается во 2-й. В момент вращательного толчка руки округло соединяются в 1-й пониженной позиции и так удерживаются в пируэте. Корпус и голова в это время действуют здесь так же, как в малых пируэтах, выполняемых с demi-plie.
Заканчиваются данные пируэты обычно в больших позах с раскрыванием ноги приемом developpe на II или IV позицию.
Изучать их следует с grand plie по I, V и IV позиции, причем сначала en dehors, затем en dedans и не отдельно, а в упражнении adagio. Ритмическая раскладка при этом может быть следующей. Музыкальный размер — 6/8; один такт — на grand plie, 3/8 — пируэт, 3/8 — остановка в большой позе. В дальнейшем этот пируэт можно выполнять с двумя оборотами и более, на целый такт в 6/8 или 4/4.
Все правила выполнения grand plie, пируэта и финальной позы соблюдаются здесь полностью, так же как и выворотность ног, слитность, мягкость и апломб движения.
Ниже рассматриваются подходы к малым пируэтам, которые выполняют стоя на одной ноге и с переходом на раскрытую ногу, то есть с petit temps releve, pas tombe и pas coupe..
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|