Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ





На правах рукописи

 

 

Бабунова Елена Семёновна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

13. 00. 07 – «Теория и методика

дошкольного образования»

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

Челябинск – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Магнитогорский государственный университет»

 

 

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Беликов Владимир Александрович

 

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Чумичева Раиса Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

Гончарова Елена Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

Качалова Людмила Павловна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тольяттинский

государственный университет»

 

Защита состоится 24 июня 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.295.04 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 69, ауд. 116



 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Челябинского государственного педагогического университета.

 

 

Автореферат разослан

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Л.Н. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.Анализ основных тенденций социокультурного становления личности позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества образования, создания перспективных парадигм, подходов, концепций построения современного дошкольного образования.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Доктрина национального образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации и др.), подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к социокультурным ситуациям, быть готовым действовать в поликультурной полиэтнической среде. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности.



Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.



Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями в аспекте изучения этнокультурной составляющей образовательного процесса) концептуально-теоретических подходов использования этнокультуры в органической связи с историей развития самого народа, его менталитета, стереотипа национального характера, национального самосознания в осуществлении процесса становления этнокультурной образованности личности детей дошкольного возраста. Современные исследования (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова, Р.М. Чумичева и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают различные пути её становления и развития.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы связана с необходимостью разработки сущностных характеристик и основных стратегических направлений становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, что предполагает разработку закономерностей, принципов, необходимых организационно-педагогических условий реализации этнокультурного ядра содержания регионального компонента дошкольного образования на базе общечеловеческих и национально-региональных ценностей. Применительно к дошкольному возрасту, можно констатировать тот факт, что этнокультурная образованность детей является результатом этнокультурной образовательной стратегии педагога. Анализ реальной практики и результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что современный педагог не оправдывает ожиданий общества в плане реализации им этнокультурологических функций. Вместе с тем, педагог по праву своей общественно значимой деятельности должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультурологической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников. В существующих программах подготовки и переподготовки педагогов до сих пор не полностью находит отражение значительная область этнокультурного знания, позволяющая понять ценности, смысл и значение наследия прошлого в развитии личности, общества и человечества в целом.

Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические основы этнокультурного образования разрабатывались на философско-историче-ском, историко-педагогическом уровнях. Рассмотрение философско-исторических положений, теоретически обосновывающих категории «этнос», «нация», «поведенческие модели этноса», «этническая картина мира», «этническое самосознание», «этническая психология», «традиции» раскрывается в работах Л.Н. Гумилева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, Ф. Барта, Г.Г. Шпета, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.Я. Чаадаева, И.В. Кириевского, Н.Я. Данилевского. Различные концепции современных исследователей, рассматривающие важность изучения культурно-педагогического наследия этноса, диалогичности культур представлены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, А.С. Арсеньева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачева. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального назначения в областях культуры и общественной жизни, в реальной практике и науке осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Г.Н. Волковым, М.И. Забылиным, Н.И. Костомаровым и др. Особенно плодотворно велась работа по изучению данной проблемы в этнографических исследованиях С.А. Арутюнова, Г.Д. Гачева, Л.М. Дробижевой, А.К. Байбурина, И.С. Кон и др.

Методологическое значение изучения культуры как социально-историче-ского феномена, специфического способа жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм, материальных и духовных ценностей раскрыто в работах И.Г. Гердера, Э. Тайлора, Д.Ж. Фрэзера, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Разработка проблемы влияния культуры на обогащение духовного мира личности нашла отражение в исследованиях А.И. Арнольдова, В.С. Библера, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева и др. Вопросы взаимосвязи становления и развития цивилизации и культуры, культуры и образования поднимаются в работах С.И. Гессена, В.С. Библера, М.С. Жирова, К.А. Строкова, А.Б. Панькин, Э. Шилза и др.

Проблема взаимосвязи культуры и образования как раскрытия сущностных сил человека, изменения взгляда на мир, изменение самого человека и воспринимаемого им мира нашла свое отражение в культуросообразном подходе к образованию в исследованиях Е.В. Бондаревской, У.С. Борисовой, Е.Д. Висангириевой, Б.С. Гершунского, Н.В. Гусевой, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др. Рассмотрение развития личности в аспекте образовательной парадигмы на основе теории становления системы ценностей представлено в работах Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, Л.В. Трубайчук, Н.Л. Худяковой, Р.М. Чумичевой. Сущность этнокультуры, её функции, тенденции развития, условия возрождения и сохранения в современных условиях разработаны в исследованиях А.Б. Панькина, Е.А. Слушкиной, С.Н. Федоровой, А.Н. Фроловой, В.К. Шаповалова и др.

Взгляды выдающихся педагогов и общественных деятелей на трактовку роли и важности принципа народности в общественном воспитании обобщены в работах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.О. Ключевского, Л.Н. Толстого, П.И. Ковалевского, А.А. Царевского, В.Н. Сорока-Росинского, П.Ф. Каптерева, С.И. Гессена и др. Место и воспитательное значение идей народной педагогики рассматривались в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Рассмотрение психологических основ становления этнокультурной личности детей дошкольного возраста и обоснование этнокультурной коннотации дошкольного образования представлено по следующим основным направлениям:

– взаимосвязь личности и культуры детства (Ф. Ариес, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, М. Мид и др.);

– психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении этнокультуры (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.Ю. Хотинец, Д.Б. Эльконин и др.);

– роль социальной установки в формировании этнокультурной личности, её функции, условия задействования, взаимосвязь социальной и этнической установок (Д.Н. Узнадзе, Г. Олпорт, В.А. Ядов, Л.Г. Потчебут, Л.М. Дробижева, В.Г. Крысько и др.);

– становление и развитие этнопсихологических механизмов, закономерностей, качеств личности, национального своеобразия деятельности (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Р. Рэдфилд, Л.Д. Столяренко, Д.Б. Эльконин и др.);

– этнокультурный подход в отборе содержания, форм, методов, условий, построения этнокультурной среды; роль и место педагога в организации педагогической деятельности в поликультурной полиэтнической среде (А.Г. Абсалямова, М.И. Богомолова, Н.Ф.Виноградова, Г.Н. Гришина, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.Ю. Купач, Р.И. Жуковская, Т.С. Комарова, Э.К. Суслова, Р.М. Чумичева и др.);

– проблема этнокультурной подготовки специалистов образования, формирование их этнокультурной образованности (компетентности), взаимосвязь составляющих этнокультурной образованности, функции этнокультурной компетентности педагогов (Н.Г.Арзамасцева, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, Н.В. Кузьмина, С.Г.Молчанов, Н.А. Некрасова, В.А. Николаев, А.Б.Панькин, Т.В. Поштарева, Г.Н. Сериков, В.А. Сластёнин, С.Н. Федорова, М.Г. Харитонов, Р.М. Чумичева).

Таким образом, можно констатировать, что в научной литературе нашли свое отражение основные направления проблемы дошкольного этнокультурного образования. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достаточно пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к данной проблеме, многие вопросы данного вида образования дошкольников продолжают оставаться недостаточно разработанными. Не получают достаточного отражения вопросы целостного построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, направленной на успешное развитие этнокультурной образованности в двух взаимосвязанных подсистемах: внешней (этнокультурное образование практических дошкольных работников) и внутренней (этнокультурное образование детей дошкольного возраста). Кроме того, при рассмотрении вопросов этнокультурного образования детей дошкольного возраста внимание исследователей акцентируется в основном на отдельные аспекты формирования и развития этнокультурной личности, изучается влияние тех или иных элементы этнокультуры на становление личности. Указанные обстоятельства, социальная значимость проблемы, объективная потребность практики дошкольных образовательных учреждений в определении и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности дошкольников обусловили насущную необходимость более глубокого изучения данной проблемы и разрешения следующего комплекса существующих противоречий между:

– потребностью общества в этнокультурной личности, способной к диалогу культур в поликультурном полиэтническом сообществе и недостаточными концептуальными основаниями педагогической стратегии по данному направлению в работе с детьми дошкольного возраста;

– необходимостью становления этнокультурной образованности личности начиная с дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью педагогической стратегии её становления на основе закономерностей, целостности принципов, содержания, средств и методов этнонаправленной педагогической деятельности в практике воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях;

– возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса дошкольных учреждений регионального компонента, задейстованием потенциала этнокультуры, повышающимися требованиями к личности педагога как активного и творческо-инициативного субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности на основе содержания регионального компонента дошкольного образования.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении наиболее эффективных путей создания, реализации и развития педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы и указанные противоречия предопределили выбор темы исследования: «Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста».

Цель исследованиясостоит в разработке концепции, представляющей педагогическую стратегию становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста и обеспечивающей качественно новый уровень этнокультурной образованности личности субъектов образовательного процесса ДОУ.

Объект исследования: дошкольное этнокультурное образование как педагогическая система.

Предметом исследованиявыступает педагогическая стратегия, обеспечивающая становление этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного этнокультурного образования.

Ведущая идея исследования: дошкольное этнокультурное образование (как система воспитания и обучения) направлено на становление этнокультурной личности, присваивающей этнокультурную образованность. Педагогическая стратегия включает теоретическую разработку и практическую реализацию направлений этнокультурной педагогической деятельности, определяющей цель и задачи, закономерности, принципы, содержание и методику становления этнокультурной образованности личности дошкольника. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста предполагает задействование взаимосвязанных внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста) подсистем посредством создания комплекса организационно-педагогических условий. Под этнокультурной образованностью выступает некоторое свойство, приобретаемое личностью в процессе этнокультурного образования. Сущностная характеристика этнокультурной образованности выражается в определенной мере овладения (усвоения, освоения) личностью этнокультурным опытом (наследием), наличия эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также в способности личности пользоваться усвоенным опытом в различных сферах своей жизнедеятельности. Этнокультурная образованность педагогов и детей включает содержательный (этнокультурные знания), личностный (личностные качества активного субъекта этнокультурного образовательного процесса) и деятельностный (этнокультурная деятельность) компоненты. Исследуемая характеристика этнокультурной образованности личности рассматривается как результат реализации педагогической стратегии её становления в системе дошкольного этнокультурного образования. Конкретизация этой идеи осуществляется на основе моделирования педагогической стратегии дошкольного этнокультурного образования, которое представляет собой этнокультурную направленность целостного образовательного процесса на становление этнокультурной образованности личности детей и педагогов.

На основе выше обозначенной ключевой идеи мы выдвинули гипотезу исследования: повышение эффективности педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста может быть возможным, если разработать и реализовать концепцию, которая:

– рассматривает дошкольное этнокультурное образование как педагогическую систему в рамках реализации стратегической цели и тактических задач педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста;

– определяет педагогическую стратегию в координатах внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование детей дошкольного возраста) подсистем дошкольного этнокультурного образования и направлена на становление этнокультурной образованности личности детей и педагогов;

– ориентирована на реализацию закономерностей и принципов, составляющих основу построения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности;

– включает структурно-функциональная модель как ядро педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, представленную четырьмя базовыми блоками: концептуальным, нормативным, организационно-методическим, результативно-диагностическим;

– обеспечивает моделирование методики становления этнокультурной образованности, имеющей три логически связанных направления, определяемых психологическим механизмом становления этнокультурной образованности личности;

– реализует комплекс организационно-педагогических условий, направленный на становление этнокультурной образованности личности;

– способствует становлению личности, обладающей присвоенной этнокультурной образованностью; критерии уровня становления этнокультурной личности обусловлены триадностью её психологического механизма.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач:

1) определить место, сущность этнокультурного образования в культуре общества и его структуру;

2) обосновать методологические подходы к процессу становления этнокультурной образованности личности;

3) определить состояние проблемы дошкольного этнокультурного образования и оценить научно-методические основы её решения в теории и практике;

4) разработать концептуальные основы построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности;

5) создать модель педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности как ядра авторской концепции;

6) обосновать закономерности и принципы построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности и принципы методики становления этнокультурной образованности педагогов и детей;

7) разработать критериально-диагностический аппарат оценки эффективности реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности детей дошкольного возраста и педагогов;

8) определить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста и педагогов;

9) выявить и экспериментально проверить результаты реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста и педагогов.

Методологическая и теоретическая база исследования.Исследование осуществлялось на междисциплинарном уровне, на стыке философии, истории, социологии, культурологии, этнографии, психологии, этнопсихологии, общей и дошкольной педагогик, этнопедагогики и частных методик дошкольного образования. В этой связи избранная нами тема вызвала необходимость привлечения широкой теоретической базы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения: о целостности, взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры; личности как субъекте деятельности, ее социальной и творческой сущности; этнической и культурной обусловленности образования как социокультурного феномена. Проблема дошкольного этнокультурного образования настолько многогранна, что для ее всестороннего исследования недостаточно применить один методолого-теоретический подход, она требует разных научных подходов, дополняющих и конкретизирующих друг друга.

Методологической основой нашего исследования выступает совокупность системного, антропологического, культурологического гуманистического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов. Все подходы применяются в едином комплексе в рамках общей методологии и в определенной логической последовательности, соответствующей поставленным научным задачам. Но все же в качестве главного методологического подхода мы обозначаем системный подход, поскольку наш объект исследования – дошкольное этнокультурное образование как педагогическая система – является сложноорганизованным явлением не просто системного, а полисистемного характера.

Теоретические основы исследования составляют труды классиков и современных ученых в области философии, истории, педагогики, культурологии, социологии, психологии, педагогики, в которых подвергнуты теоретическому анализу:

– феномен культуры и социокультурная деятельность человека (А.И. Арнольдов, А.В. Авксентьев, А.К. Байбурин, И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, А.Ф. Лосев и др.);

– влияние культуры на становление личности (Г.Н. Волков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.); человек как субъект образовательного процесса и культурного развития (В.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.);

– концепции «диалога культур» (А.С. Арсентьев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.Н.Волков и др.);

– место и роль образования в обществе (Б.Г. Афанасьев, Н.Б. Крылова, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин и др.); цель и структура образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин и др.);

– культурологические и национальные основы образования (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский и др.); культуросообразность образования (Е.В. Бондаревская Е.Н. Ильин, Е.Н. Шиянов и др.);

– профессионально-педагогическая культура (И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер, Р.А. Литвак, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев и др.); психолого-педагогическая компетентность (Е.В. Бондаревская, Т.А. Маркина, Л.М. Митина, О.М. Шиян и др.); развитие социально-коммуникативной культуры специалиста (Г.А. Антипов, В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.);

– методология исследования в педагогических науках (В.А. Беликов, М.Я. Виленский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, З.И. Равкин, Ю.П. Сокольников и др.);

– современные положения общей и дошкольной педагогик об образовательном процессе, построенном на педагогической стратегии как высшем уровне перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности (В.Г. Гогоберидзе, Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаева, О.А. Шаграева и др.).

Особую значимость для нашего исследования представляли труды по этнокультурному образованию (Г.Н. Волков, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, К.А. Строков, Я.И. Ханбиков, З.Б. Цаллагова, В.К. Шаповалов, В.К. Шаповалов и др.); этнокультурной подготовке педагогов (А.Г. Абсалямова, В.А. Николаев, С.Н. Федорова, М.Г. Харитонов и др.); педагогике межнационального общения (М.И. Богомолова, З.Т. Гасанов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.И. Матис, Э.К. Суслова и др.); этнопсихологическому взаимодействию (В.М. Бызова, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина, Э.А. Саракуев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко Л.Д. Столяренко и др.); сущности и содержания этнокультурного моделирования как системно-организуемой деятельности по разработке и реализации организационных, содержательных и методических компонентов, обеспечивающих комплексное развитие личности посредством усвоения личностью и воспроизведения этнокультуры (Г.М. Бирженюк, М.И. Богомолова Т.М. Дридзе, Л.В. Коломийченко, В.А. Луков, А.П. Маркова, Э.А. Орлова, Р.М. Чумичева и др.); теории и методики этнокультурного образования дошкольников (Н.Ф. Виноградова, С.А.Козлова, Т.С Комарова, А.Э. Куликовская, Т.Ю. Купач, Р.М. Чумичева,Т.И.Шпикалова и др.); теории педагогического управления (А.Г. Гостев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, С.А. Репин, Г.Н. Сериков и др.).

Методы исследования.Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых: изучение философской, культурологической, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по вопросам теории этноса, культуры, этнической культуры, образования, этнокультурного образования, дошкольного этнокультурного образования, становления этнокультурной личности педагогов и детей дошкольного возраста; теоретический анализ – историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование; изучение эмпирической базы, анализ содержания Проекта государственного стандарта по дошкольному образованию, анализ общих и дополнительных образовательных программ дошкольного образования, регламентирующих содержание и требования, предъявляемые к этнокультурному образованию и развитию дошкольников; анализ программ курсовой подготовки и переподготовки дошкольных практических работников; методы массового сбора информации: анкетирование, беседа, наблюдение, стандартизированные методики; моделирование педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности детей дошкольного возраста и педагогов; преобразовательный (созидательный эксперимент); методы математической и статистической обработки данных.

База исследования.На всех этапах эксперимента были задействованы практические дошкольные работники и дети старшего дошкольного возраста г. Магнитогорска и Челябинской области. В экспериментальной работе в образовательных учреждениях города и области приняли участие более двух тысяч человек. Экспериментальная работа охватывала различные уровни и включала: 1) обучающее-развивающие семинары в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) №№ 127, 175, 121, 160, 102, 98 г. Магнитогорска, № 5 г. Кыштыма, №№ 8, 19, 20 г. Южноуральска, № 10 г. Кусы, № 5 г. Троицка, №№ 50, 49, 36 г. Златоуста; 2) эпизодические семинары в МДОУ гг. Челябинска, Сибая №№ 5, 7, 9, п. Агаповка, п. Фершампенуаз, п. Чесма; 3) курсовую подготовку воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей изобразительной деятельности ДОУ г. Магнитогорска (76 ДОУ); 4) тематическую курсовую подготовка воспитателей Челябинска и Челябинской области (265 ДОУ); 5) одномоментную курсовая подготовка начальников дошкольных отделов Управления образования Челябинской области (21); 6) курсовую подготовку воспитателей, работающих на группах старшего дошкольного возраста (72 ДОУ); 7) однонаправленную курсовую подготовку воспитателей ДОУ г. Магнитогорска и Челябинской области (гг. Верхнеуральск, Карталы, Куса, Нагайбакский, Агаповский, Увельский районы); 8) проведение мастер-классов и курсовой подготовки в гг. Снежинск, Озерск.

Этапы исследования.

Диссертационное исследование проводилось в четыре этапа:

1 этап – проблемно-поисковый (1993 – 1996 гг.) – начало исследовательской работы: теоретико-методологический анализ философской, этнографической, этнопсихологической, этнопедагогической и методической литературы; обоснование ведущих, основных целей и спектра задач исследования; разработку плана исследования, включающего проектирование содержания и методики авторской региональной образовательной программы; изучение состояния проблемы дошкольного этнокультурного образования в ДОУ; в ходе данного этапа исследования в качестве объекта был определен процесс формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к русской семейной традиционной культуре, предмет исследования позволил разработать методику формирования этнокультурной образованности детей на базе становления и развития интереса к русской семейной традиционной культуре. По результатам данного этапа была защищена кандидатская диссертация на тему «Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре» в Московском государственном открытом педагогическом университете. Научные результаты убедили нас в необходимости повышения этнокультурной образованности практических дошкольных работников, от которых зависит содержательная и педагогически направленная этнокультурная деятельность в ДОУ.

2 этап – теоретико-моделирующий (1996–1999 гг.) – определение методологических оснований дальнейшей разработки проблемы дошкольного этнокультурного образования; уточнение понятийного аппарата, разработка содержания образовательных программ курсовой подготовки педагогов, проектирование и разработка концептуальных основ и модели педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста; научная разработка содержания авторской региональной образовательной программы «Наш дом – Южный Урал»; создание научной группы преподавателей кафедры для корректировки содержания программы, совершенствования методики её реализации.

3 этап – опытно-экспериментальный (2000–2005 гг.) – внедрение и реализация концепции и модели педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста, определение, апробация и внедрение комплекса организационно-педагогических условий педагогической стратегии, способствующего становлению этнокультурной образованности педагогов и детей старшего дошкольного возраста; поиск и разработка критериально-диагностического аппарата оценки эффективности реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ; обоснование общих принципов и методики становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста и педагогов; внесение экспериментальных материалов в массовую практику дошкольных образовательных учреждений.

4 этап – системно-обобщающий (2006–2008 гг.) – осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы; комплексный анализ результатов внедрения авторской региональной образовательной программы «Наш дом – Южный Урал» в педагогическую практику; оценка результативности научного исследования и предложенных рекомендаций; уточнение и корректировка теоретических положений и комплекса организационно-педагогических условий; уточнение выводов, публикация промежуточных результатов исследования в научно-методических материалах; оформление диссертации и автореферата.

Достоверность и обоснованностьрезультатов и выводов исследования обеспечена:

– теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров;

– применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования;

– соблюдением требований историко-диалектического и сравнительно-типологического анализа конкретных проблем на всех этапах исследования;

– длительным сроком исследования, наличием многообразного фактического материала, в качестве источниковой базы которого служили как реальная воспитательная практика, так и научно-методическая литература;

– разнообразием методов внедрения результатов исследования в педагогическую практику;

– использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных;

– положительной апробацией основных положений и выводов исследования в докладах, методических, научно-методических и учебных пособиях, получивших гриф Министерства образования и науки Челябинской области.

Научная новизнаисследования заключается в следующем:

1) впервые разработана концепция педагогической стратегии становления этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, в состав которой входят основные идеи, сущностные характеристики, принципы реализации стратегии, и, как следствие, – модель такой стратегии, включающая в себя четыре базовых блока (концептуальный, нормативный, организационно-методический и результативно-диагностический); её характерными признаками являются гуманизм, демократизм, открытость, гибкость, развитие, а основными субъектами этнокультурного образования выступают педагоги и дети старшего дошкольного возраста;

2) обоснована специфика построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности единстве двух подсистем: внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование дошкольников);

3) выявлен и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий эффективности построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности объединяющий:

а) создание и реализацию программно-методического обеспечения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности;

б) создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ;

в) раскрытие этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы;

г) введение комплексной психолого-педагогической диагностики, предполагающей анализ, оценку и коррекцию этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, иллюстрирующей эффективность педагогической стратегии становления этнокультурной образованности;

4) разработана методика становления этнокультурной образованности, включающая в себя три логически связанных её направления: а) информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры); б) эмоционально-ценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры); в) действенно-практический компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении);

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.