|
Модель General Electric или мультифакторная модель бизнес – портфеля GE
Модель Бостонской консультационной группы
Темпы роста рынка
20 %
0 %
10 х 1х 0,1х
Относительная доля рынка
Рисунок . Матрица Рост / Доля рынка Бостонской консультативной группы (БКГ)
Матрица состоит из 4-ех квадрантов.
1. Трудные дети (промежуточная категория) – низкая доля на быстро растущих рынках.
2. Дойные коровы (сегодняшние кормильцы) – СБЕ (продукция), имеющие высокую долю на медленно растущих рынках. Их рыночная доля высока, следовательно, они обладают высокой рентабельностью. Эти СБЕ не нуждаются в особых инвестициях. Поэтому «Дойные коровы» вносят основной вклад в аккумулирование ресурсов для развития СБЕ на быстро растущих рынках.
3. Звезды (завтрашние кормильцы) – лидеры на быстро растущих рынках. Рассматриваются в качестве приоритетного направления вложения ресурсов.
4. Собаки – низкая доля на медленно растущих рынках, или на сокращающихся рынках.
Возможные стратегии СБЕ компании на основе анализа модели БКГ
Темпы роста рынка
Высокие
Звезда
Сохранение - сохранение доли рынка
Это лидер на быстро растущем рынке, требующий значительных ресурсов на поддержание высоких темпов роста и отражения атак конкурентов.
| Вопросительный знак
Расширение производства - увеличение доли рынка, даже путем пожертвования краткосрочными доходами.
«Уборка урожая» -увеличение краткосрочных денежных поступлений, невзирая на долгосрочные последствия. Достигается путем возможного отказа от бизнеса и применения программы постоянного сокращения расходов.
Ликвидация - продажа или ликвидация бизнеса, возможно покупатель сможет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
| Дойная корова
Сохранение доли рынка – по отношению к сильным « коровам», приносящих значительные объемы денежных средств.
«Уборка урожая» - применяется к слабым «коровам» с неопределенным будущим, когда требуется увеличение «надоев»
| Собаки
«Уборка урожая»
Ликвидация
| Высокая Низкая
Низкие Относительная доля рынка
Недостатки матрицы БКГ
§ темпы роста рынка не всегда отражают истинные перспективы бизнеса, так как даже быстро растущий рынок может превратиться в перенасыщенный товарами, ориентированный на невысокие цены, и как следствие этого, прибыль СБЕ может сократиться;
§ доля рынка неадекватно отражает конкурентоспособность СБЕ;
§ данная модель предполагает, что СБЕ полностью автономны, однако если два подразделения имеют тесные производственные или маркетинговые связи, то ликвидация собаки может привести к ослаблению позиций звезды;
§ данная модель статична;
§ данная модель применима только в условиях растущей экономики
Модель General Electric или мультифакторная модель бизнес – портфеля GE
Конкурентные позиции
Высокие 5,00
Низкие 1,00 5,00 3,67 2,23 1,00
Сильная Средняя Слабая
Эффективность бизнеса
Рисунок Привлекательность бизнеса – конкурентная позиция – модель General Electric или мультифакторная модель бизнес – портфеля GE
Экспликация: 1. Площадь каждой окружности соответствуют размерам рынков:
1 – шарниров
2 – гидравлических насосов
3 – зажимных устройств
4 – гибких диафрагм
5 – топливных насосов
6 – авиационно-космической арматуры
2. Доля рынка СБЕ показана сектором окружности (60-15% рыка)
Набор значимых факторов привлекательности рынка и эффективности бизнеса каждая компания определяет самостоятельно. Оценка факторов производится на основе данных маркетинговых исследований.
Ниже приведены два варианта оценки этих факторов.
Факторы привлекательности рынка и конкурентной позиции (вариант 1)
Факторы привлекательности рынка:
- Общий объем рынка
- Показатель темпов роста в год
- маржа прибыли (в динамики за несколько лет)
- Интенсивность конкуренции
- Технологические требования
- Влияние инфляции
- Вокружающей среды ( социальной, политической, юридической)
ИТОГО:
| Вес
0,20
0,20
0,15
0,15
0,15
0,05
0,05
0,05
1,00
| Оценка в балл. (1-5)
| Ценность
0,80
1,00
0,60
0,30
0,60
0,15
0,10
0,15
3,70
| Факторы эффективности бизнеса:
- Доля рынка
- Темпы роста доли рынка
- Качество продукции
- Репутация марки
- Распределение продукции
- Эффективность продвижения
- Возможности производства
- Эффективность производства
- Расходы подразделения
- Эффективность научных исследований
- Управленческий аппарат
ИТОГО:
|
0,10
0,15
0,10
0,10
0,05
0,05
0,05
0,05
0,15
0,10
0,05
1,00
|
|
0,40
0,30
0,40
0,50
0,20
0,15
0,15
0,10
0,45
0,30
0,20
3,40
|
(вариант 2)
Привлекательность рынка
| Значимость фактора
| Оценка в баллах
| Результат
| Координата
|
|
|
|
|
| Рост рынка и его развитие
|
|
|
|
|
|
|
|
| Качество рынка
|
|
|
|
|
|
|
|
| Конкурентная ситуация
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ситуационная связь с внешней средой
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
| 19 : 7 = 2,7
| Позиция в конкурентной борьбе
| |
|
|
|
|
|
|
| Относительная позиция на рынке
|
|
|
|
|
|
|
|
| Относительный потенциал услуги
|
|
|
|
|
|
|
|
| Относительная финансовая устойчивость
|
|
|
|
|
|
|
|
| Относительный потенциал квалификации кадров
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
| 25 : 8 = 3,1
|
Конкурентные позиции
Высокие
Защитная позиция:
Максимальные инвестиции в развитие.
Конкуренция усилий на поддержание эффективности.
| Инвестиции в расширение производства:
Стремление к лидерству.
Избирательные инвестиции по критерию эффективности.
Укрепление уязвимых мест.
| Избирательное расширение производства:
Специализация на избирательных направлениях.
Поиск путей преодоления слабостей.
Ликвидация в случае отсутствия стабильного роста.
| Избирательное расширение:
Интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты.
Создание предпосылок успешной конкуренции.
Увеличение доходности за счет повышения производительности.
| Избирательность / Управление нацеленное на доходы:
Защита существующей программы.
Концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска.
| Ограниченное расширение или уборка «урожая»;
Поиск возможностей расширения с низкой степенью риска.
Если они отсутствуют – сокращение инвестиций и рационализация операций.
| Защита и переориентация:
Управление текущими доходами.
Концентрация на привлекательных сегментах рынка.
Поддержка эффективности производства.
| Управление, ориентированное на доходы:
Защита позиций в наиболее доходных сегментах.
Совершенствование производства.
Сокращение инвестиций.
| Ликвидация:
Выбор момента для продажи СБЕ по максимальной стоимости.
Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций.
| Низкие
Сильная Средняя Слабая
Эффективность бизнеса
Рисунок Стратегии СБЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|