ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ, ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ С ДЕТЬМИ
При работе с детьми следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития детского организма. К обучению игре в волейбол следует приступать с 10-11 -летнего возраста.
Развиваясь, организм детей проходит определенные стадии: 10-12, 12-14, 14-16, 16-18 лет. С учетом возраста должна применяться определенная методика обучения и совершенствования технических и тактических приемов волейбола.
Костно-мышечный аппарат до 15-16 лет находится в стадии естественного развития. В связи с этим до этого возраста не рекомендуются большие физические нагрузки на позвоночный столб.
С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков длина тела резко увеличивается. Чрезмерные физические нагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.
В возрасте 10-12 лет сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика, внимание неустойчиво. Следовательно, нецелесообразны длительные объяснения упражнений, т.к. в сосредоточенном состоянии ученик относительно долгое время находиться не может, но показ упражнений воспринимает без умственных усилий, поэтому необходим качественный показ.
В этом возрасте многие новые формы движений приобретаются и закрепляются зачастую без длительного инструктажа, это лучший возраст для обучения, что важно для овладения техникой игры в волейбол. Но это не значит, что начало занятий волейболом в более позднем возрасте (старше 12 лет) не дает желаемых результатов. Практика убедительно доказывает, что обучению волейболу все возрасты покорны.
В возрасте 12-14 лет появляются сосредоточенность, хорошая память и логическое мышление. Подростки уравновешены и оптимистичны. Возрастает способность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализу своих
действий. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Этот возраст благодатный для развития быстроты двигательной реакции и обучения тактике игры.
У девочек этот период совпадает с началом полового созревания (у мальчиков несколько позже). Девочки заметно прибавляют в весе, а для мальчиков характерно увеличение силы мышц конечностей.
Возраст 14-16 лет характеризуется периодом полового созревания (возможны возрастные колебания в более раннее начало или запаздывание). Появляются неуравновешенность и неустойчивость настроения. Неуверенность маскируется шумной манерой поведения. Отличается возбудимость. Снижается работоспособность, замедляется рост. Со стороны учителя, инструктора необходимо чуткое педагогическое и психологическое руководство. Физические нагрузки должны быть снижены. Основное внимание направлено на совершенствование техники приемов волейбола и исправление ошибок.
Возраст 16-18 лет характеризуется завершением полового созревания, наблюдается усиленный рост тела в длину, увеличивается масса тела и поперечное сечение скелетной мускула
туры, в результате чего растет мышечная сила. Период относительной стабилизации и автоматизации движений. Движения в малой степени поддаются торможению.
На занятиях по волейболу не переступаются границы оптимальных усилий и исключается переутомление, в силу того, что волейбол по своей специфике является само дозирующимся упражнением. Начинающий волейболист, овладевший лишь простейшими способами выполнения игровых приемов, может играть длительное время (или выполнять технические упражнения), но между выполняемыми игровыми действиями возникают естественные паузы отдыха (выход мяча из игры), которые не дают возможности ученику утомиться.
В процессе обучения игровым приемам рекомендуется сосредоточить внимание на овладении основами техники (исходные положения, перемещения, прыжки, передачи, подачи) лишь после этого переходить к совершенствованию технических приемов.
При обучении как можно чаще применять подвижные игр с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы, игры по упрошенным правилам, соревнования в выполнении отдельных игровых приемов.
Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технически ошибок. С возрастом и с овладением основами игровых приемов, у детей легче исправить техническую ошибку, чем залечить психическую травму, полученную при постоянном внушении, постоянном
фиксировании ошибок, которые вырабатывают у занимающихся рефлекс неполноценности, неумехи снижают интерес к волейболу.
При обучении начинающих волейболистов игровым приемам наряду с общеразвивающими физическими упражнениями необходимо использовать подготовительные (упражнения для развития прыгучести, ловкости, быстроты реакции и перемещения) и подводящие (упражнения, сходные по своей двигательной структуре с техническим приемом).
При обучении технике сложных игровых приемов (подач; нападающий удар, блок) не следует обременять занимающихся многообразием тонкостей, а лучше сосредоточить их внимание на главном — на исходном положении, подготовительной, рабочей и заключительной фазах движения.
Прежде чем обучающиеся волейболу выйдут на площадку для соревнования с другой командой, они должны освоить элементарную технику подачи мяча, приема подачи и передачи мяча. Для этой категории «спортсменов» рекомендуется менее строго фиксировать ошибки. Главное в этой игре быстро переместиться к мячу и отбить его партнеру или через сетку.
В целях создания наиболее благоприятных условий для изучения игровых приемов волейбола обучение рекомендуете строить по такому плану:
1. Терминологически правильно назвать прием.
2. Показать прием на слайдах, плакатах, видеотехнике (по возможности «в живую») с комментариями о его роли в игре.
3. Объяснить технику выполнения приема с одновременной демонстрацией его (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения).
4. Практическое выполнение приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.
5. Упражнения с мячами (индивидуальная работа, с партнером) в самых простых условиях.
6. Упражнения на тренажерах без мячей и с мячами.
7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества партнеров, мячей и др.).
8. Выполнение технического приема в игровых условиях (в подвижных играх, эстафетах соревнованиях — кто лучше, правильнее, точнее).
Учебный план
№
| Разделы подготовки
| Спортивно-оздоровительный этап
|
10-12 лет
|
13-14 лет
|
15-16 лет
| 1.
| Теоретическая подготовка
| 10 ч
| 7 ч
| 5 ч
| 2.
| Общая физическая подготовка
| 44 ч
| 34 ч
| 24 ч
| 3.
| Специальная физическая подготовка
| 18 ч
| 14 ч
| 15 ч
| 4.
| Техническая подготовка
| 12 ч
| 20 ч
| 19 ч
| 5.
| Тактическая подготовка
| 7 ч
| 7 ч
| 8 ч
| 6.
| Интегральная подготовка
|
|
| 7 ч
| 7.
| Инструкторская и судейская практика
|
| 5 ч
| 3 ч
| 8.
| Соревнования
| 9 ч
| 10 ч
| 13 ч
| 9.
| Контрольные испытания
| 8 ч
| 7 ч
| 6 ч
| 10.
| Товарищеские игры
|
|
|
| 11.
| Общее количество часов
|
|
|
|
Для каждой группы волейболистов предусмотрено одночасовые занятия три раза в неделю. Теоретическая часть проводится в виде бесед до и после занятий.
Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности проводится в начале года. Дети регистрируются в журнале по ТБ.
Тематический план
Последовательность обучения:
- обучение стойкам и перемещениям;
- обучение передачам мяча сверху двумя руками на месте перед собой;
- то же, но вперед, за голову;
- то же, но после перемещения — вперед, назад, в стороны;
- обучение верхней, нижней, прямой подаче;
- обучение передачам мяча снизу двумя руками на месте перед собой, слева, справа;
- то же, но после перемещения вперед, назад, в стороны;
- обучение приему подач;
- обучение прямому нападающему удару (прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук);
- то же, но разбег в прямом нападающем ударе вместе с прыжком;
- обучение ударному движению в прямом нападающем ударе;
- обучение прямому нападающему удару (в целом);
- обучение одиночному блокированию;
- обучение одиночному блоку вместе с нападающим ударом.
После освоения основ технических приемов волейбола можно обучать индивидуальной тактике подач, передач мяча, нападающего удара, блока, приема подач и простейшим групповым и командным взаимодействиям в защите и нападении.
Процесс обучения технике и тактике волейбола осуществляется на основе определенных принципов, соблюдение (или несоблюдение) которых самым непосредственным образом влияет на качество совместного труда учителя, инструктора и занимающегося волейболом.
Принцип сознательности и активности.
Без понимания сущности обучения технике, тактике игры, роли физических качеств при выполнении технических приемов волейбола, прогресс ученика в этом разделе работы будет минимальный. Его необходимо образовывать.
Принцип наглядности.
При создании правильного представления у занимающихся волейболом о техническом приеме или тактическом действии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|