|
I. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
К /s 717.5
in/
Кандидат педагогических наук И. В. Вржесневский, кандидат психологических наук В. С. Дьяченко, доктора педагогических наук В. А. Парфенон, В. Н. Платонов, кандидаты педагогических наук П. В. Сахновский, , В. М. Фомиченко, кандидат биологических наук Э. Г. Черняев, кандидат педагогических наук В. Г. Ярошевич.
Плавание:Учеб. для техникумов физ. культ./Под ред. П 37 В.А.Парфенова/. — М.: Физкультурам спорт, 1981.—247 с.,ил.
В учебнике освещены основные разделы предмета «Плавание», обобщен опыт ведущих специалистов по развитию теоретических основ методики и практики учебной и спортивной работы по плаванию. В нем содержится также материал по прыжкам в воду, водному поло, прикладному и синхронному плаванию, играм и развлечениям в воде.
Учебник предназначен для учащихся техникумов физической культуры, получающих профессиональную подготовку при прохождении дисциплины «Плавание», но может быть широко использован и учащимися, получающими профессиональную подготовку в других видах спорта при прохождении общего курса плавания.
60902—061 m_si 4202000000 ББК 75.7175
AS.1
© Издательство «Физкультура и спорт», 1981 г.
v ч
ПРЕДИСЛОВИЕ
Техникумы физической культуры призваны вести подготовку специалистов с профессиональной ориентацией на работу в различных звеньях советской системы физического воспитания. В соответствии с этими задачами в учебные планы техникумов физической культуры введена наряду с другими спортивно-педагогическими дисциплинами и дисциплина «Плавание и методика преподавания». Ее целевая направленность — профессиональная подготовка учащихся в избранной специализации.
Согласно сформировавшемуся построению курса «Плавание» в учебнике рассматриваются: различные вопросы классификации и характеристики видов спорта, входящих в данную дисциплину; способы, виды и разновидности спортивного, прикладного и синхронного плавания, игр и развлечений в воде и плавания под водой; краткая история развития плавания, водного поло и прыжков в воду, место и значение этих видов спорта в повседневной деятельности человека; вопросы техники, методики обучения и тренировки; характеристика спортивных сооружений, их оснащение, оборудование и эксплуатация. Такое содержание учебника связано с требованиями профессиональной подготовки преподавателя физической культуры для его последующей практической деятельности.
Строго лимитированный объем учебника предопределил сжатое изложение некоторых разделов. Авторы стремились более полно и глубоко осветить прежде всего основные вопросы курса «Плавание».
В написании учебника приняли участие: кандидат педагогических наук, профессор И. В. Вржесневский — главы III, IV,XI, XII, кандидат психологических наук, доцент В. С. Дьяченко — главы VII,X, доктор педагогических наук, профессор В. А. Парфенов — главы I, II, III,IV, V, VI, VII,IX, XII, XIV, доктор педагогических наук, профессор В. Н. Платонов — глава XIII,кандидат педагогических наук, доцент П. В. Сахновский — главы VIII, X,кандидат педагогических наук, доцент Б. М. Фоми-ченко — главы VI,X, кандидат биологических наук, доцент Э. Г. Черняев — главы IV,V, кандидат педагогических наук, доцент В. Г. Ярошевич — главы II, VIII,'IX.
Авторы будут признательны за деловые критические замечания и пожелания, касающиеся учебника. Просьба направлять их по адресу: 101421, Москва, Каляевская ул., д. 27, издательство «Физкультура и спорт».
ГЛАВА I
ВВЕДЕНИЕ.
I. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Спортивно-педагогическая дисциплина «Плавание» раскрывает: принципы, методы, средства, организационные формы обучения плавательным движениям и специфику развития необходимых физических качеств, предусматривает разработку путей совершенствования методики спортивной тренировки пловца, а также изучение законов взаимодействия тела человека с водой с целью обеспечения оптимальных условий для продвижения его в водной среде без поддерживающих средств и других приспособлений.
Основные задачи предмета: вооружить занимающихся профессионально-педагогическими знаниями, обеспечить овладение умениями и навыками для преподавания плавания (обучение плаванию новичков, проведение подготовки к сдаче норм комплекса ГТО); для использования занятий плаванием в физкультурно-оздоровительной работе, для работы с пловцами массовых разрядов.
Плавание занимает важное место в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Это объясняется широким распространением его как популярного вида спорта и большими возможностями использования занятий плаванием как средства воспитания, привития жизненно необходимого навыка, как средства положительного воздействия на здоровье занимающихся, повышения их работоспособности, продления активного долголетия.
I. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Профессия — это вид постоянной трудовой деятельности, в основе которой лежат определенные знания и навыки, полученные в процессе обучения и практического трудового опыта. Она определяет место человека в социальной структуре общества, служит для человека и для всего общества источником материального и духовного благосостояния.
Педагогическая профессия в различных общественно-исторических формациях всегда была и остается важнейшим звеном духовного развития общества. Особенно важна ее роль в период построения в нашей стране под руководством Коммунистической партии развитого социалистического общества и в период осуществления перехода к самой высшей ступени общественной формации — коммунизму. ,
Одной из разновидностей педагогической профессии является преподаватель физической культуры.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть коммунистического воспитания. В процессе физического воспитания решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи, а также задачи по профориентации и профессиональной подготовке в области физической культуры и спорта.
Процесс формирования педагогических знаний, умений и навыков имеет четко выраженную дидактическую направленность и осуществляется при изучении теории и методики предмета «Плавание», усвоении учебных дисциплин, связанных с изучением человека и его деятельности (общественные науки, психология, педагогика, физиология, теория и методика физического воспитания и др.).
Программа для техникумов физической культуры предусматривает овладение курсом плавания на теоретических и практических занятиях в техникуме в процессе выполнения контрольных работ и домашних заданий, а также во время учебной практики. При прохождении курса специализации учащиеся знакомятся с, прикладным плаванием, с техникой игры в водное поло, прыжков в воду, подводного спорта, синхронного плавания и методикой обучения этим видам.
На факультативных занятиях по спортивному совершенствованию перед учащимися ставятся следующие задачи: совершенствование в технике спортивного плавания; регулярное участие в соревнованиях с целью улучшения спортивно-технических результатов; дальнейшее развитие и углубление профессионально-педагогических знаний, умений и навыков; получение звания судьи и выполнение нормативных показателей.
Кроме того, преподаватель физической культуры должен уметь проводить занятия по плаванию с различными контингентами занимающихся, имеющих различную степень подготовленности и разное физическое развитие, четко представлять цели и задачи, которые будут стоять перед ним в процессе занятий плаванием каждой из групп.
Эти занятия могут проводиться не только в хорошо оборудованных стационарных бассейнах, имеющих все необходимое оснащение, но и на естественных водоемах, в местах массового купания, на пляжах. В подобных условиях вода не всегда бывает достаточно прозрачной, а её температура и температура воздуха могут колебаться в значительных пределах; дно водоема может иметь неровности, отчего глубина будет различной. Все это осложняет процесс обучения плаванию, в особенности при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Преподаватель несет личную ответственность за здоровье и безопасность занимающихся. Он обязан хорошо знать профилактические меры предупреждения несчастных случаев, простудных заболеваний. Нельзя "допускать к занятиям лиц, предварительно не прошедших медицинского обследования, а также тех, кто плохо себя чувствует, нездоров. К профилактическим мерам относятся следующие: выбор соответствующего места при проведении занятий на открытых водоемах (вода не должна быть загрязнена промышленными, бытовыми и прочими отходами, берег должен быть по
возможности удобным для проведения занятий на суше); обследование дна водоема (на нем не должно быть посторонних предметов); обеспечение занятий инвентарем и оборудованием, необходимым для оказания первой помощи пострадавшим. Преподаватель должен хорошо владеть всеми способами и приемами оказания этой помощи — как в воде, так и на суше, уметь транспортировать потерпевшего и делать искусственное дыхание.
Во время занятий преподаватель должен поддерживать строгую . упражнений и средств, в дозировании нагрузок, чтобы они не приводили к переутомлению; наблюдать за состоянием занимающихся и при малейших признаках усталости или появлении озноба немедленно прекращать занятия. В обязанности преподавателя входят наблюдение за здоровьем занимающихся, организация профилактических медицинских осмотров. Следует чаще напоминать им о правилах поведения на воде и о необходимости строгой дисциплины и порядка; проводить перекличку до начала занятий и после выхода занимающихся из воды.
Преподаватель должен подготовить себе помощников из числа хорошо плавающих, научить их всем способам оказания помощи пострадавшему человеку
Необходимо обеспечить усвоение занимающимися правил гигиены, мер предупреждения простудных заболеваний, самоконтроля за состоянием здоровья, освоение способов закаливания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|