|
Вопрос 5. Система показателей, характеризующих финансовое положение предприятия
Более или менее объективное суждение о предприятии можно составить лишь на основе некоторых индикаторов. Не случайно годовой отчет любой крупной компании начинается с раздела «Основные индикаторы», в котором приводятся ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности данной компании.
Поскольку по одному индикатору, каким бы хорошим он ни был, обычно невозможно получить полное представление о предприятии, рекомендуется работать с системой показателей.
Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Именно комплексность анализа предполагает использование в работе некоторых наборов, совокупностей показателей. Аналитик в соответствии с определенными им критериями пытается отобрать показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ.
По сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором система является качественно новым образованием и всегда более значима, чем сумма отдельных ее частей, так как помимо сведений об отдельных сторонах описываемого явления (процесса, объекта) она несет определенную информацию о том новом, что появляется в результате взаимодействия этих отдельных сторон, т. е. информацию о развитии явления в целом.
Построение развернутой системы показателей основывается на четком понимании двух моментов: что такое система, и каким основным требованиям она должна удовлетворять.
Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.
Такое определение носит весьма общий характер. Поэтому для практического использования разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими из них, имеющими методологическое значение, являются:
а) необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления;
б) взаимосвязь этих показателей;
в) верифицируемость (от лат. Verificare - доказать истину)[2].
Отметим, что второе требование предусматривает наличие, прежде всего, содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы. Это можно понимать следующим образом: чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь некое «организующее начало», т.е. нечто общее, объединяющее показатели. Установление этого «организующего начала» является принципиальным этапом в процессе построения системы показателей. Важное место должно отводиться также установлению формальных взаимосвязей. Профессор В. Е. Адамов отмечал: «сколько бы частных показателей ... любого экономического явления или процесса мы ни определяли, они останутся набором, а не системой показателей до тех пор, пока не будут установлены содержательные и формальные взаимосвязи между ними»[3].
Особо следует подчеркнуть важность требования проверяемости. В теоретических руководствах по анализу нередко можно найти показатели, в отношении которых неясен как алгоритм расчета, так и информационное обеспечение. Познавательная ценность подобных показателей весьма сомнительна. Неслучайно в годовых отчетах западных компаний нередко обособляют раздел с описанием алгоритмов исчисления ключевых индикаторов.
Кроме трех отмеченных требований, при построении систем показателей необходимо руководствоваться еще рядом принципов. Нельзя сказать, что они носят второстепенный характер, однако на практике их выполнение сдерживается рядом обстоятельств. Перечислим наиболее существенные из этих принципов.
1. Принцип древовидной структуры системы показателей предполагает, что чаще всего в системе должны наличествовать частные и обобщающие показатели, причем наиболее оптимальным считается обеспечение логического развертывания частных показателей в обобщающие. Подобная логика не является чем-то принципиально новым. В частности, ресурсы предприятия могут быть сведены в три группы - материальные, трудовые и финансовые; причем соотношение между этими видами ресурсов, во-первых, может зависеть от вида деятельности (например, в компаниях, работающих в сфере высоких технологий, значимость расходов, связанных с трудовыми ресурсами, может быть относительно меньшей; в финансовых компаниях высока значимость финансовых ресурсов и т.п.) и, во-вторых, безусловно управляемо. Эффективность каждого вида ресурсов оценивается собственными показателями (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость), которые играют роль частных показателей системы; вместе с тем эти показатели вполне логично могут быть дополнены небольшим числом обобщающих индикаторов, например, ресурсоотдачей. Этот подход достаточно широко применяется в анализе финансового состояния фирм.
2. Принцип обозримости предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для данного предприятия. В результате качественного анализа необходимо построить такую систему, которая охватывала бы все существенные стороны изучаемого явления. При этом показатели системы должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и, по возможности, незначительно коррелирующими между собой. Последнее, кроме того, означает, что система показателей должна также отвечать и принципу допустимой мультиколлинеарности. Невыполнение данного принципа приводит к информационной перегруженности отобранной совокупности показателей, поскольку коррелирующие индикаторы ведут себя в динамике одинаково, а потому полезность их одновременного включения в систему может оказаться сомнительной. Безусловно, речь не идет о том, что, формируя совокупность показателей, необходимо всегда рассчитывать коэффициенты корреляции; просто это обстоятельство следует иметь в виду и, по возможности, учитывать.
3. Суть принципа разумного сочетания абсолютных и относительных показателей заключается в том, что основное предназначение любой системы показателей состоит в сопоставлении и анализе некоторых характеристик в пространственно-временном разрезе. Наиболее пригодны для этой цели относительные величины; с их помощью можно выявить и оценить влияние экстенсивных и интенсивных факторов развития явления, элиминировать пространственно-временную несопоставимость показателей, обусловленную такими причинами, как инфляция, эффект масштаба, организационные изменения и др. Например, прибыль, являясь абсолютным показателем, далеко не всегда может служить критерием сравнительной оценки эффективности работы предприятий; иное дело - показатели рентабельности. Таким образом, распространенность относительных и удельных показателей обусловливается тем обстоятельством, что они имеют определенные преимущества перед абсолютными - позволяют сопоставлять несопоставимые по абсолютным величинам объекты, дают возможность элиминировать влияние некоторых общеэкономических факторов (например, инфляции), более устойчивы в пространстве и времени, т.е. характеризуют более однородные вариационные ряды, позволяют «улучшить» статистические свойства показателей (в смысле принадлежности их к закону распределения, близкому к нормальному), что является немаловажным фактором для корректной обработки данных с помощью статистических методов и т.д.
4. Наконец, система показателей должна отвечать принципу неформальности.Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки текущего состояния предприятия и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия управленческих решений. Соблюдение этого принципа достигается: а) преимущественным включением в систему показателей, используемых в традиционном анализе; б) обеспечением однозначно трактуемых алгоритмов их исчисления; в) преимущественным использованием в качестве информационной базы данных бухгалтерского учета и отчетности.
Как было отмечено ранее, в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния имеют дело с системой показателей, которые являются важным инструментом оценки, планирования и управления деятельности экономических субъектов. Систему показателей таких экономических субъектов как предприятия, можно представить в виде следующих блоков:
Где: F – основные производственные фонды; N – продукция; L – отдачи; A – амортизация; M – материальные затраты; T – производственный персонал; V – оплата труда персонала; S – себестоимость продукции; P – прибыль; E – оборотные средства; C – источники формирования оборотных средств; К – авансированный капитал
Рис. Система показателей предприятия
Определяя набор необходимых для себя показателей, нужно ориентироваться на специфику бизнеса, отрасли или продукта, и на цели, поставленные на предприятии[4].
Рис. Основные группы финансовых коэффициентов
При применении показателей так же следует учитывать, на какую группу заинтересованных лиц ориентирована данная аналитическая информация.
Таблица- Связь инвесторов и показателей финансовой отчетности
Показатели
| Субъект финансирования
| Размер оборотного капитала
Коэффициент общей ликвидности
Коэффициент немедленной ликвидности
Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость товарно-материальных средств
|
КРАТКОСРОЧНЫЕ КРЕДИТОРЫ
| Коэффициент покрытия процентов по кредитам
Соотношение между заёмными и собственными средствами
Отношение заёмного капитала в общей сумме активов
Коэффициент общей платёжеспособности
|
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТОРЫ
| Норма прибыли на акцию
Норма прибыли акционерного капитала
Коэффициент котировки акции
Показатель выплаты дивидендов
Доходность акций
Отношение цены к норме прибыли на акцию
Коэффициент устойчивости роста
|
ИНВЕСТОРЫ-АКЦИОНЕРЫ
| Однако существует целый ряд показателей, который будет полезен и интересен всем заинтересованным лицам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|