|
Электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Класс
Урок-путешествие
Цели урока:
- развитие интереса в познании музыки разных народов,
- воспитание чувства общности культур разных народов;
- накопление слухового запаса музыкального искусства;
· привитие навыков самообразования.
Ход урока.
№
| Раздел урока
| Ход урока
| 1.
| Музыкальное приветствие
| «Музыка, здравствуй»
| 2.
| Повторение
Исполнение
1 куплета
| - тема четверти (1)
- музыкальных фрагментов из прошлых уроков - «Полька» чешский народный песня –танец - «Заход солнца» Э. Грига норвежская интонация (2)
| 3.
| Тема урока
| Путешествие продолжается. Наш путь в Австрию (3). Она находится в самом центре Европы. (4) Обратите внимание на города Вена и Зальцбург.
(5)Австрия – страна альпийских вершин, изумрудных лугов, горных озер, прохладных лесов.
Столица Австрии – Вена(6)- находится на обоих берегах прекрасной реки Дунай.
Уже в 18 веке в Вене(7) сложился определенный музыкальный стиль. Австрия – родина многих выдающихся музыкантов.
Она дала миру (8) великого Моцарта, Гайдна, короля вальсов Иоганна Штрауса.
Говоря о произведениях первых венских классиков, известный академик Асафьев писал: (9)
«В этой музыке главное – мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане – наивное чувство и неприхотливый юмор»
| 4.
| Австрийская народная песня «Раталина»
| И вы сейчас в этом убедитесь. (Завершить просмотр и открыть сюжет из «БЭ Киррила и Мефодия»
Послушайте интонации австрийской народной песни (Продолжить просмотр)-9
Я хочу разучить с вами небольшую, но довольно милую австрийскую народную песенку «Раталина»
- Послушайте ее и определите жанровость.
- Давайте разучим ее (10)
- А теперь движениями подчеркнем вальсовый ритм.
| 5.
| Симфония № 40
| - А сейчас я вам предлагаю насладиться звучанием музыки, сочиненной великим австрийским композитором В. Моцартом.(11)
Многим из вас она знакома, Симфония № 40 находит большой эмоциональный отклик слушателей.
- (12) Послушайте экспозицию 1 части симфонии и постарайтесь понять ее содержание, а потом расскажите, что вы услышали.
- Спокойная эта музыка или взволнованная?
Да, она лирически- взволнованная, очень понятная, но и богата внутреннем содержанием.
Моцарт писал ее в трудный период своей жизни.
- А вы знаете что-нибудь о жизни этого композитора?
| 6.
| О Моцарте
| (13) Моцарт родился в середине 18 века (1756) в красивейшем австрийском городе Зальцбурге (14) в семье скрипача и органиста. Отец сразу заметил его феноменальные музыкальные способности. Да и как не заметить, если уже в 3 года (15) малыш мог по слуху безошибочно повторить все пьесы, которая разучивала его старшая сестра.
В 4 года Вольфганг сочинил сложный концерт для клавесина. Когда отец посмотрел нотную запись сына, то воскликнул: «Но этот же концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!». «Какие глупости, папа, - возразил Вольфганг, - его может сыграть даже ребенок!»
В 5 лет Вольфганг сочинил ряд менуэтов(медленный трехдольный танец)
(16)А в 6 лет играл на клавире для самой австрийской императрице.
С семилетнего возраста Вольфганг вместе с отцом и сестрой отправляется в 3-х летнее путешествие по странам Европы, прославившее юного музыканта. (17)
Хрупкий маленький артист в пудренном парике с косичкой, как требовала тогда мода, в атласном камзоле с маленькой шпагой на боку вызывал умиление и интерес публики.
«Вольфганг играл с невозмутимой уверенностью, его руки легко скользили по клавишам.
Иногда слушатели устраивали Вольфгангу целые испытания. Завязывали глаза, и он, не видя клавиш, продолжал играть. Или исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре. Определить точную высоту звуков, издаваемые звоном хрустальных бокалов».
И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно, с удовольствием.
| 7.
| Пастушья песня и Вариации на тему этой песни.
| Находясь с концертами во Франции, Вольфганг очень любил слушать песни народных музыкантов – шансонье. Среди этих песен ему особенно запомнилась французская народная «Пастушья песня». И на основе ее мелодии Вольфганг сочинил свое произведение и вы уже знаете в форме…вариации. (18)
Этот пример доказывает, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.
| 8.
| «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта
| А вот еще одно доказательство темы четверти это сочинение Вольфганга Моцарта, фортепианная пьеса под названием «Рондо в турецком стиле». (19)
Это откровенная шутка Моцарта, контраст двух тем – грациозной и тяжеловатой. Название говорит само за себя. В конце 18 века Турция представлялась в Вене очень заманчивой страной. А особенно интересен для Вольфганга большой барабан, который был изобретен в Турции и стал появляться в европейских симфонических оркестрах. Вот он и изобразил его в своем «Рондо», имитируя турецкие мотивы, доносившиеся до Австрии.
- Послушайте и обратите внимание на эти две контрастные темы.
-Прохлопать основной ритм произведения
-Распределить шумовые музыкальные инструменты
-Исполнение шумового оркестра
| 9.
| Итог
| - Что вы можете сказать о музыки Австрии? Какая она?
- Какова интонационная особенность австрийской музыки?
- о творчестве какого композитора вы узнали?(20)
«Музыка Моцарта дарит людям мудрость и добро, свет и радость»
А для того, чтобы обобщить самобытную красоту музыки Моцарта, послушайте сочиненную им песню под названием - «Весенняя».
|
ТСО: Мультимедиа (См. Приложение – презентация к уроку)
Электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Методическая литература:
- «Жизнь великих музыкантов. Эпоха творчества В. Моцарта» М.: Издание ТОО «ПОМАТУР», 2003 г.
- История зарубежной музыки: Популярные лекции. М.: Издательский центр «Академия», 2000 г
Самоанализ урока:
Тема урока «Музыка Австрии» является продолжением темы 3 четверти «Музыкальный фольклор народов Росси и Мира»
Тип урок - это совершенствование знаний и отработка навыков, которые проходят через накопление слухового запаса музыкального искусства, в частности музыки В. Моцарта. Освоена мелодико-интонационные особенности австрийской музыки через вокальное исполнение песни «Раталина» и инструментальное – игра в оркестр музыки Моцарта. На уроке отработаны понятия о формах построения музыки (вариации и рондо), о них ребята знают со второго класса.
По форме урок- путешествие, но в основе все таки стоит проблема всеобщей понятности музыкального языка других народов, развитие интереса в познании их музыкального искусства. Поэтому с одной стороны я знакомлю учащихся с историей развития австрийской музыки, быте и специфических особенностях. А с другой стороны я постоянно стараюсь подчеркнуть глубокое духовное единство, общность жизненного содержания музыкальной культуры разных наций.
Мною поставлены следующие цели:
- развитие интереса познании музыки разных стран
- воспитание чувства общности культур разных наций
- накопление слухового запаса музыкального искусства.
Содержание урока соответствует поставленным целям. Моя задача - вызвать интерес учащихся к моему рассказу, музыкальным примерам, активизировать творческую деятельность обучающихся. На уроке в большей мере был использован объяснительно – иллюстрированный материал через активное познание самих учащихся –вокальное исполнение, слушание, беседу. Следующая задача – активизировать творческую деятельность обучающихся. Например: чтобы прочувствовать интонационную особенность австрийской музыки я провожу ритмическую игру, через движения которой учащиеся прочувствуют вальсовость. Так же австрийская народная песня «Раталина» способствует подготовки учащихся к восприятию нового материала.
Наиболее сложный раздел на уроках музыки – это слушание. Для того, чтобы музыкальное произведение было понятным я ставлю конкретные задания – вопросы, которые надо найти в звучащем произведении. Этот прием помогает воспитанию вдумчивого слушателя. Я считаю, что познавательный интерес учащихся должен быть высоким. Этому помогает наглядный материал, увлекательная беседа о детских годах жизни и творчестве Моцарта. Ребята смогут подчеркнуть основную интонационную особенность музыки Австрии – вальс. Так же сопровождение Турецкого рондо всем классом, как настоящим оркестром всегда очень интересно для учащихся и способствует творческой активности на уроке. Ну а самое главное я стараюсь помочь понять самобытную красоту классической музыки, в частности музыки
В. Моцарта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|