Краткие тематические пояснения
При изучении данного раздела следует уяснить, что спрос и предложение - экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена*.
Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.
Спрос и предложение - это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором - заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены. В первом случае она обратная, во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения.
Конкретная величина спроса и предложения также зависит от неценовых факторов и определяется их совокупностью. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется параллельным перемещением кривых спроса и предложения.
Для исследования рыночного механизма в целом необходим системный подход. Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Следует рассмотреть также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг, предполагающих отсутствие точек равновесия.
Тестовые задания
1. Спрос – это:
а) потребности населения в данном благе;
б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;
в) доход, связанный со сбережением населения;
г) желание людей обладать одними определенными благами.
2. Увеличение предложения товаров и услуг приведет к:
а) росту цен;
б) падению цен;
в) сокращению их производства;
г) росту спроса на них.
3. Законы спроса и предложения действуют на:
а) товарном рынке;
б) финансовом рынке;
в) рынке ресурсов;
г) любом рынке.
4. При рыночной цене выше равновесной:
а) величина спроса больше величины предложения;
б) спрос меньше предложения;
в) величина предложения больше величины спроса;
г) предложение меньше спроса.
5. Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем, что:
а) величина предложения превышает величину спроса;
б) равновесная цена ниже цены товара;
в) величина спроса превышает величину предложения;
г) равновесная цена выше цены товара.
6. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для:
а) краткосрочного периода;
б) долгосрочного периода;
в) мгновенного состояния рынка;
г) общего равновесия.
7. Классическая политическая экономия считает, что богатство создается:
а) государственным регулированием экономики;
б) при ограниченном вмешательстве государства в экономику;
в) разделением труда;
г) трудом в сфере материального производства.
8. В результате политики дешевых денег происходит:
а) рост занятости;
б) рост процентной ставки;
в) рост объемов производства;
г) сокращение объема инвестиций.
9. К закономерностям перехода к рыночной экономике относятся:
а) формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры;
б) устранение государства от контроля над социальными процессами;
в) абсолютизация частной собственности;
г) разгосударствление экономики.
10. Если цена молока, используемого в производстве сметаны, снизится, то:
а) увеличится объем продаж и равновесная цена;
б) снизится равновесная цена и увеличится объем продаж;
в) снизятся издержки производства, и кривая предложения сдвинется вправо;
г) увеличатся доходы потребителей и кривая спроса сдвинется вправо.
11. Если потребители ожидают в будущем повышение цены на товар, то:
а) кривая спроса сдвинется вправо;
б) объем продаж и равновесная цена повысятся;
в) объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится;
г) кривая предложения сдвинется влево.
12. Если сократится количество производителей товара, то:
а) кривая предложения сдвинется вправо;
б) равновесная цена повысится, а объем продаж уменьшится;
в) кривая спроса сдвинется влево;
г) равновесная цена и объем продаж снизятся.
13. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:
а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;
б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;
в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;
г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.
14.Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:
а) увеличение предложения;
б) сокращение спроса;
в) увеличение величины предложения;
г) уменьшение величины предложения.
15. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:
а) понижению цены равновесия;
б) повышению цены равновесия;
в) сохранению прежней цены равновесия;
г) повышению величины предложения.
16. Функция рыночного спроса имеет вид Qd = 3 - р, где р - рыночная цена. Функция предложения Qs = 2p. Равновесная рыночная цена будет равна:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 1,5.
Примеры решений тестовых заданий
1. Кривая рыночного спроса на жидкокристаллические мониторы описывается уравнением Qd = 300 - 6P, а предложение задано уравнением Qs = 14P - 180. Если величина спроса при любом уровне цен увеличится на 60 тыс. мониторов, то рыночная цена:
а) вырастет на 12,5%;
б) вырастет на 6,7%;
в) снизится на 0,6%;
г) снизится на 10,8%.
Решение
При условии равновесия Qd = Qs; 300 - 6P = 14P - 180, Р = 24.
При новых условиях 360 - 6P1=14P1 - 180; Р1=27. Соответственно . Рыночная цена вырастет на 12,5%.
2. Спрос и предложение на услуги копировальной техники в университете описываются уравнением Qd = 2400 - 100P и Qs = = 1000 + 250P, где Q - количество копий страниц в день, P - цена копии одной страницы в рублях. Идя навстречу пожеланием студентов, администрация установила цену за одну копию в размере 2-х руб. В результате образуется:
а) дефицит в размере 700 копий;
б) равновесный объем в размере 2200 копий;
в) излишек в размере 500 копий;
г) дефицит в размере 200 копий.
Решение
При Р = 2 спрос и предложение отвечают следующим соотношениям: Qd = 2400 - 100 · 2=2200 копий; Qs = 1000 + 250 · 2 = 1500 копий. Соответственно дефицит Qd - Qs = 700 копий.
3. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 200 - 5P; Qs = 50 + P. Является ли равновесие на рынке устойчиво?
а) да, устойчиво;
б) нет, неустойчиво;
в) всегда устойчиво;
г) данных недостаточно.
Решение
Задача решается обычным аналитическим способом: Qd = Qs при Р = 25. Суть задачи - в анализе устойчивости этого равновесия. Необходимо выписать условия изменения объемов спроса и предложения при изменении цен, а также изменение цен под влиянием излишка величин предложения спроса. Принимаем, что предложение реагирует на Pt-1, спрос на Pt: S(Pt-1), D(Pt). Возьмем Рt-1 = 20; QSt-1= 70. Qd = 70 при Pt = 26; при Pt = 26, Q(St+1)=76; Qd = 76, при P = 24,8 и т.д. Равновесие устойчиво.
Таким образом, можно показать, что размах колебаний объемов спроса и предложения (а также цен) уменьшается. То же самое можно показать графически.
4. Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 100 - 2P; Qs = -20 + 2P. Каковы потери общества от введения налога в 5 ден. ед. за штуку?
а) 12,5;
б) 6,25;
в) 20;
г) данных для решения недостаточно.
Решение
Если введен налог в 5 ден. ед. за штуку, то кривая Qs сдвигается вверх параллельно на 5 ден. ед. по оси Р, что приводит к изменению уравнения Qs1 = -30 + 2Р, так как Qs1=0 при Р = 15. Далее все рассчитывается по следующей схеме: РЕ1= 32,5, тогда как РЕ= 30. Следовательно, покупатель уплачивает налог в размере 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара, а продавец 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара. QE = 40; QЕ1= 35.
Далее о причинах такого распределения:
а) изначально цена равновесия находилась на эластичном участке спроса, что доказывается расчетом при Р = 30 ден. ед.;
б) сдвиг кривой предложения вверх привел к тому, что равновесная цена передвинулась вверх, т.е. эластичность спроса возросла.
Потери общества от введения налога составляют (QE - QE1)∙5/2 = = 12,5. Потери потребителя - 6,25, а производителя - 6,25 ден. ед.
1.3. Спрос и потребительское поведение
Ключевые понятия
Потребность и полезность. Концепция субъективной ценности. Полезность и ценность. Закон убывающей полезности. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность блага, его элементов или свойств. Два подхода к определению ценности запаса благ (суммарной полезности): как сумма абсолютных полезностей и как произведение количеств благ на величину предельной полезности. Приращение полезности в обмене. Избыток или прибыль потребителя. Второй закон Г. Госсена.
Теория потребительского выбора (принцип предпочтения). Условия ограничения ординалистической модели: рациональный потребитель и принцип его рационального поведения, принцип редкости, шкала предпочтения, безразличие, эффект Веблена (эффект показательного потребления), эффект сноба, эффект массового потребления. Предельная норма замещения. Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Зона замещения.
Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия, выбор комбинации благ. Потребительский бюджет и бюджетная линия, точки выбора. Предельная норма замещения и эластичность замещения. Оптимизация равновесного состояния и достижения максимума суммарной полезности. Эффект замещения и эффект дохода, парадокс Гиффена. Кривые Энгеля, кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Типы кривых безразличия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|