Экзаменационные задачи по биохимии для специальности стоматология
СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА БИОХИМИИ С КУРСОМ ОБЩЕЙ ХИМИИ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИОХИМИИ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИОХИМИИ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Введение в биохимию. Предмет и задачи биохимии. Объекты биохимического исследования. Основные разделы и направления биохимии. Важнейшие этапы истории биохимии.
2. Белки и их классификация. Элементарный состав белков. Физико-химические свойства белков.
3. Биологические функции белков. Структурная организация белков. Сложные белки.
4. Ферменты, их классификация и номенклатура. Особенности ферментативного катализа, влияние температуры, pH и концентрации субстрата.
5. Изоферменты. Регуляция активности ферментов. Диагностическое значение определения ферментов. Ферментопатии.
6. Нуклеотидный состав ДНК и РНК. Структура и функции ДНК. Биосинтез ДНК. Основы молекулярной биологии.
7. Особенности строения и типы РНК. Понятие об опероне. Биосинтез РНК. Ингибиторы транскрипции.
8. Генетический код, его характеристика. Универсальность биологического кода.
9. Биосинтез белков, этапы трансляции. Антибиотики – ингибиторы матричных биосинтезов.
10. Регуляция биосинтеза белков. Индукция и экспрессия генов. Клеточная дифференцировка.
11. Введение в обмен веществ. Понятие о метаболизме и его этапах. Анаболические и катаболические пути. Общие принципы регуляции метаболизма. Конечные продукты метаболизма, пути их выведения.
12. Биохимия питания. Состав пищи человека. Незаменимые факторы в питании.
13. Витамины, классификация витаминов. Строение, пищевые источники и биологические функции водорастворимых витаминов: С, Р, пантотеновой и фолиевой кислот, биотина. Алиментарные и вторичные авитаминозы.
14. Жирорастворимые витамины: А, D, Е, К. Строение, пищевые источники и биологические функции. Гипервитаминозы и гиповитаминозы.
15. Минеральные вещества пищи. Региональные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. Роль микроэлементов в развитии костной ткани и ткани зуба.
16. Строение и биологические функции биомембран. Состав и строение липидного бислоя. Мембранные белки, их функции. Лизосомальные болезни.
17. Биоэнергетика. Аутотрофы и гетеротрофы. Основные энергетические субстраты клеток. Эндэргонические и экзэргонические реакции в живых системах. Макроэргические соединения.
18. Понятие о тканевом дыхании и биологическом окислении. Дегидрирование субстратов и окисление водорода как источник энергии в клетке. Локализация митохондриальной цепи переноса электронов. Терминальное окисление: убихинон, цитохромы.
19. Механизмы трансформации энергии в клетке ( теория П. Митчелла). Окислительное фосфорилирование, коэффициенты Р:О и АДФ:АТФ.
20. Понятие об общих путях катаболизма. Окислительное декарбоксилирование пирувиноградной кислоты. Регуляция пируватдегидрогеназного комплекса.
21. Цикл лимонной кислоты. Связь общих путей катаболизма с цепью переноса электронов и протонов. Аллостерические механизмы регуляции цитратного цикла.
22. Основные углеводы тканей человека, их строение и биологическая роль. Строение и функции гликопротеидов и протеогликанов. Применение в медицине.
23. Основные углеводы пищи. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Нарушение переваривания и всасывания углеводов.
24. Катаболизм глюкозы. Анаэробный распад глюкозы. Биологическая роль. Этапы гликолиза. Энергетическое значение гликолиза.
25. Аэробный распад глюкозы. Челночные механизмы переноса протонов в митохондрии. Энергетическое значение аэробного распада глюкозы.
26. Биосинтез глюкозы – глюконеогенез. Взаимосвязь гликолиза и глюконеогенеза (цикл Кори).
27. Пентозофосфатный распад глюкозы, физиологическое значение. Окислительный этап, биологическая роль. Взаимосвязь пентозного цикла и фотосинтеза.
28. Строение и функции гликогена. Биосинтез гликогена. Нарушения обмена гликогена. Гликогенозы и агликогенозы.
29. Мобилизация гликогена. Роль адреналина и глюкагона в мобилизации гликогена. Аллостерическая регуляция гликогенфосфорилазы.
30. Вовлечение фруктозы и галактозы в гликолиз. Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы, сахарозы, лактозы).
31. Пищевые жиры и их переваривание. Роль желчных кислот. Ресинтез жиров в кишечнике. Хиломикроны. Нарушение переваривания и всасывания липидов.
32. Обмен жирных кислот. β-окисление высших жирных кислот. Энергетический выход.
33. Биосинтез жирных кислот. Роль цитрата, биотина, ацетил-коА. Структура и биологическая роль пальмитатсинтазы.
34. Биосинтез и мобилизация кетоновых тел. Физиологическая роль. Кетонемия и кетонурия.
35. Обмен стероидов. Биосинтез холестерина. Выведение желчных кислот из организма. Биохимия атеросклероза.
36. Обмен триацилглицеридов и фосфолипидов в клетках. Ожирение. Липотропные факторы.
37. Переваривание и всасывание белков. Биохимические механизмы регуляции пищеварения. Активация протеаз. Нарушение всасывания аминокислот.
38. Общие пути обмена аминокислот. Реакции трансаминирования, окислительного дезаминирования, непрямого дезаминирования. Роль витамина B6.
39. Образование и биологические функции биогенных аминов. Обезвреживание биогенных аминов.
40. Основные источники аммиака в организме. Непрямое и окислительное дезаминирование аминокислот. Токсичность аммиака. Гипераммониемии.
41. Пути обезвреживания аммиака: амидирование, восстановительное аминирование, аммониогенез.
42. Синтез мочевины – основной путь обезвреживания аммиака. Связь орнитинового цикла с циклом Кребса. Наследственные нарушения орнитинового цикла.
43. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин, участие в реакциях синтеза адреналина, холина.
44. Особенности обмена цистеина, серина и глицина. Тетрагидрофолиевая кислота и перенос одноуглеродных групп. Сульфаниламиды – антиметаболиты фолиевой кислоты.
45. Обмен пуриновых нуклеотидов. Путь спасения Леша-Нихана. Биосинтез пуринов. Распад пуринов. Мочевая кислота и подагра.
46. Биосинтез и распад пиримидиновых нуклеотидов. Нарушения обмена пиримидинов. Оротатацидурия.
47. Взаимосвязь обменов белков, жиров и углеводов. Синтез глюкозы из аминокислот и глицерина. Биосинтез жиров из углеводов и аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Нарушение взаимосвязи обменов белков, жиров и углеводов.
48. Минеральные вещества тканей человека. Регуляция вводно-солевого обмена: антидиуретический гормон, альдостерон и ренин-ангиотензиновая система. Роль почек в регуляции гомеостаза.
49. Фосфорно-кальциевый обмен. Роль паратгормона, кальцитонина и витамина D3 в регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Гипо- и гиперкальциемии, рахит. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена.
50. Нейро-гуморальная регуляция обмена веществ. Основные механизмы регуляции обмена веществ на клеточном уровне. Роль гормонов в регуляции обмена веществ.
51. Классификация гормонов. Иерархия регуляторных систем. Нейропептиды мозга: либерины и статины. Тропные гормоны гипофиза. Эндокринные заболевания.
52. Гормоны щитовидной железы, влияние на обмен веществ. Гипо- и гипертиреозы.
53. Инсулин и глюкагон, химическая природа и механизм действия на углеводный и липидный обмен. Сахарный диабет.
54. Гормоны надпочечников, влияние на физиологические функции. Гипергликемия. Гипо- и гиперфункции надпочечников.
55. Половые гормоны. Гипо- и гиперфункции эндокринных желез. Влияние андрогенов и эстрогенов на обмен в костной ткани.
56. Метаболические функции печени. Роль печени в обмене углеводов, липидов и белков. Липотропные факторы.
57. Реакция обезвреживания веществ в печени: окисление и коньюгация. Метаболизм чужеродных и лекарственных соединений. Химический канцерогенез. Инактивация гормонов в печени.
58. Обезвреживание билирубина в печени. Прямой и непрямой билирубин. Виды желтух. Определение билирубина в сыворотке крови. Причины желтух.
59. Биохимия крови. Основные биохимические константы крови. Белки плазмы крови. Ферменты крови. Липопротеины крови. Биосинтез гема.
60. Особенности обмена в эритроцитах. Свертывающие и противосвертывающие системы крови. Роль кальция и витамина К. Наследственные гемофилии.
61. Биохимия соединительной ткани. Коллаген, эластин – особенности строения и химического состава. Роль витамина С в обмене коллагена. Наследственные нарушения обмена соединительной ткани.
62. Особенности химического состава и обмена веществ в костной ткани. Ткань зуба. Белки костной ткани. Рахит и витамин D.
63. Химический состав поперечно-полосатых мышц. Саркоплазматические белки. Макроэргические соединения мышечной ткани. Особенности обмена углеводов, белков и липидов в мышечной ткани.
64. Химический состав нервной ткани. Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани. Обмен пировиноградной кислоты и полиневриты. Химический состав ликвора.
Экзаменационные задачи по биохимии для специальности стоматология
Задача –1
У ребенка с хроническими заболеваниями печени и желчевыводящих путей обнаружены признаки рахита: вялость, мышечная слабость, задержка роста, деформация трубчатых костей и зубов. Отмечены гипокальциемия и гипофосфатемия. Обсудите возможный механизм развития этих симптомов.
ЗадАЧА – 2
В качестве консерванта косметических средств используют природный белок лизоцим. В каком секрете присутствует лизоцим, какую функцию выполняет?
Задача –3
Из слюны животных выделяют ингибиторы протеиназ и используют для получения лекарственных препаратов «Трасилол», «Контрикал». Какую функцию эти белки выполняют в слюне. При каких заболеваниях их применяют, с какой целью?
Задача –4
После употребления кока-колы, фанты, пива рН слюны достигает 5,5. Каким должно быть значение рН слюны в норме? Как влияет изменение рН слюны на структуру эмали.
Задача –5
При гиперальдостеронизме конечная слюна содержит меньше натрия и хлора и больше калия по сравнению с нормой. Поясните влияние гормона на обмен натрия. Назовите клетки мишени альдостерона.
ЗадачА – 6
Употребление сладостей часто приводит к кариесу. Какие превращения сахарозы вызывают нарушение структуры эмали. Какова роль микрофлоры ротовой полости в превращениях дисахарида.
Задача –7
При дефиците в организме витамина С наблюдается повышенная кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов. Укажите роль витамина С в формировании коллагена.
Задача –8
У больного значительно повысился уровень аммонийных солей в моче, хотя характер питания не изменился. Появилась глюкозурия. О чем свидетельствуют данные этого анализа? Какие дополнительные исследования необходимо провести?
Задача –9
Согласно рекомендации врача пациент ограничил употребление мяса, рыбы и значительно увеличил содержание в пище овощей и фруктов. Как изменится рН мочи? Изменится ли содержание в моче мочевины?
Задача –10
Обогащение водопроводной воды фтором до концентрации 1,0 мг/л приводит к значительному снижению возникновения кариеса у населения. Какова роль фтора в метаболизме тканей зуба?
Задача –11
У ребенка трех лет отмечена раздражительность, повышенная утомляемость, предрасположенность к заболеваниям верхних дыхательных путей. Врач назначил ребенку рыбий жир (по чайной ложке в день). Объясните рекомендации врача.
ЗАдача –12
У ребенка c почечной патологией, несмотря на сбалансированную диету, развилась почечная остеодистрофия – рахитоподобное заболевание, сопровождающееся интенсивной деминерализацией костей. Какой витамин участвует в минерализации костей? Почему патология почек привела к деминерализации?
Задача –13
Курареподобные лекарственные препараты (структурные аналоги ацетилхолина) при приеме внутрь вызывают ксеростомию (сухость во рту). Объясните это явление. Какова роль ацетилхолина в регуляции секреции слюны?
Задача –14
У ребенка отмечается сухость кожи и слизистой оболочки рта, нарушена кальцинация эмали, замедлено прорезывание зубов. Врач порекомедовал принимать рыбий жир. Поясните рекомендации врача.
Задача –15
При почечной недостаточности теряется способность выводить из организма шлаковые продукты с достаточной скоростью. При этом должен регулярно проводиться диализ, чтобы вымыть такие продукты, как мочевина и мочевая кислота. Кроме того, рацион должен содержать ограниченное количество белков. Объясните почему?
Задача –16
Пепсин желудочного сока имеет изоэлектрическую точку около 1. Какие функциональные группы должны присутствовать в пепсине в относительно большом количестве, чтобы этот фермент мог иметь такую низкую изоэлектрическую точку? Какие аминокислоты имеют эти группы в своем составе?
Задача –17
Если любители мяса едят его в количестве, превышаемом их потребности (в калориях), то они могут приобрести «лишний» вес. Каким метаболическим путем мясо, богатое белком, может привести к отложению триацилглицеридов?
Задача –18
У пациента наряду с кровоточивостью десен развился язвенный гингивит и стоматит. Снижена общая реактивность организма. Врач порекомендовал прием витамина С. Поясните рекомендации врача.
Задача –19
Выделение адреналина в стрессовой ситуации стимулирует распад гликогена в печени, сердце и скелетных мышцах. В печени продуктом распада гликогена является глюкоза. В скелетных мышцах гликоген расщепляется в ходе гликолиза. Почему? Какие преимущества для организма, находящегося в стрессовой ситуации, создает наличие этих специфических путей распада гликогена?
Задача –20
При употреблении пищи богатой углеводами происходит усиленное образование карбонатапатитов. Как это отразится на состоянии эмали? Какие соединения преобладают в эмали в норме?
Задача –21
Клинические симптомы стеаторреи, характеризующейся избытком липидов в кале, обусловлены либо отсутствием желчных кислот, либо уменьшением секреции ферментов поджелудочной железы. Почему эти причины приводят к появлению липидов в кале?
Задача –22
Рост бактерий подавляется сульфаниламидами. Этот эффект исчезает при добавлении п-аминобензоата/ Объясните механизм действия сульфаниламидов.
Задача –23
У больного с почечной недостаточностью отмечается склонность к возникновению отеков. Уровень общего белка снижен, уровень альбуминов крови 35 г/л. Есть ли зависимость между этими симптомами?
Задача –24
Для исследования костного метаболизма в моче определяют количество экскретируемого оксипролина. Какую роль играет оксипролин в метаболизме костной ткани? Назовите белок, в состав которого входит оксипролин. Укажите роль этого белка в минерализации кости.
Задача –25
При дефиците в организме витамина В6 наблюдается повышенная кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов, снижается эластичность сосудистых стенок и кожи. Укажите роль витамина В6 в формировании коллагена и эластина. Какова роль этих белков в формировании костной ткани.
Задача –26
Из биохимической лаборатории принесли два анализа содержания белка крови: 30 г/л и 100 г/л, которые были сделаны у двух больных – ребенка с обширными ожогами и мужчины с гипоацидным гастритом и панкреатитом.. Укажите больных, которым принадлежат эти анализы. Обоснуйте вывод.
Задача –27
В слюне обнаружена миелопероксидаза, высокая активность которой характерна для фагоцитирующих клеток. Какова функция миелопероксидазы в слюне.
Задача –28
У больного наблюдаются симптомы сердечной недостаточности, ксантоматоз, гиперхолестеринемия С чем связаны наблюдаемые явления. Какая фракция липопротеидов крови повышена?
Задача –29
У пожилого пациента после приема молока возникает диарея, кишечные колики. При переводе на безмолочную диету симптомы исчезают. С чем связаны наблюдаемые явления.
Задача- 30
У больного, страдающего тиреотоксикозом, удалена одна доля щитовидной железы. После операции симптомы тиреотоксикоза исчезли, но появились судорожные сокращения мышц лица и конечностей. Как можно объяснить появившиеся нарушения.
Задача –31
В больницу поступил пациент с заболеванием печени. Проведено исследование содержания мочевины в крови. Целесообразно ли проведение этого анализа для оценки тяжести заболевания печени?
Задача –32
У ребенка с почечной недостаточностью замедлено развитие и прорезывание зубов. Связаны ли эти процессы между собой? Объясните механизм этой связи.
Задача –33
У пациента в крови содержится 14 мкмоль/л билирубина, в кале обнаруживается стеркобилин, в моче следы стеркобилиногена (уробилиногена), билирубина нет. Имеются ли данные о нарушении пигментного обмена?
Задача –34
У ребенка наблюдается пятнистость и гиперплазия зубной эмали. При приеме препаратов кальция и витамина D нарушения исчезают. С чем связаны наблюдаемые нарушения? Объясните механизм действия препаратов.
Задача –35
У ребенка с хронической почечной недостаточностью отмечается мышечная слабость, повышенная возбудимость, судороги, замедлено прорезывание зубов. Объясните механизм возникновения наблюдаемых нарушений.
Задача –36
У ребенка из неблагополучной семьи замедленное физическое и нервно-психическое развитие, отеки, анемия, остеопороз. В крови количество общего белка в два раза ниже нормы. При рациональном питании симптомы исчезают. В чем причина нарушений.
Задача –37
У ребенка 3 лет отмечена повышенная светочувствительность, зуд, эритродонтия ( флуоресцирующие зубы), выделение мочи красного цвета. Объясните механизм развития нарушений.
Задача –38
У больного обнаружена высокая гипергликемия глюкозурия, ацетонурия, снижены щелочные резервы. Имеет ли смысл введения гормона (какого?). Не окажет ли отрицательное действие введение глюкозы одновременно с гормоном?
Задача –39
Объясните механизм возникновения наблюдаемых при цинге кровоточивости десен, расшатывания и выпадения зубов. Дефицит какого вещества приводит к цинге?
Задача –40
Из биохимической лаборатории принесли два анализа содержания белка в крови: 30 г/л и 100 г/л, которые были сделаны у двух больных - ребенка с обширными ожогами и мужчины с гипоацидным гастритом и панкреатитом Укажите больных, которым принадлежат эти анализы. Обоснуйте вывод.
Задача –41
У больного с мочой за сутки выделяется 1,5г мочевой кислоты ( норма до 0,7г), повышено ее содержание и в крови. Врач назначил лечебный препарат аллопуринол, рекомендовал ограничить мясную пищу. Какую болезнь вы диагностируете? Принцип действия аллопуринола?
Задача –42
О нарушении метаболизма какого вещества свидетельствует наличие пролина и оксипролина в моче больного, жалующегося на хроническую боль в суставах?
Задача –43
У больного с мочой выделяются кетоновые (ацетоновые) тела. Как называется это явление, его основные причины, главные пути образования кетоновых тел ?
Задача –44
У больного плохой аппетит, тошнота, большая потеря веса, исхудание. При анализе желудочного сока определено: общая кислотность = 20 ед., свободной соляной кислоты нет, проба на кровь и молочную кислоту положительная, резко повышена активность ЛДГ. Дайте заключение по анализу.
ЗАдача –45
При титровании желудочного сока установлено, что общая кислотность = 50 ед., свободная НСl=25 ед. Имеются ли отклонения от нормы?
Задача –46
Выполняя рекомендацию врача, пациент 2 суток не получал углеводов, однако значительного снижения уровня глюкозы в крови не было. Какие механизмы стабилизируют уровень сахара крови, имеют ли они важное значение для жизнедеятельности?
Задача –47
У спортсмена перед ответственным стартом в крови повысилось содержание глюкозы до 6,5 ммоль/л и уровень СЖК (свободные жирные кислоты) до 1,2 ммоль/л (норма 0,4-0,9 ммоль/л). Причина изменений?
Задача – 48
У пациента боли в области желудка, малокровие. При анализе желудочного сока установлено: общая кислотность = 120 ед., свободная соляная кислота = 90 ед., связанная соляная кислота = 30 ед. Бензидиновая проба на кровь положительная. Количество мукопротеидов снижено. Дайте заключение по анализу.
Задача – 49
В клинику доставлен больной с подозрением на острый инфаркт миокарда. Какие индикаторные ферменты крови целесообразно у него исследовать для уточнения диагноза?
Задача – 50
У больного обнаружена жировая дистрофия печени (избыточное отложение жира). Какую диету можно порекомендовать ему? Почему?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|